Государственной регистрации

ОБЗОР ТИПИЧНЫХ НАРУШЕНИЙ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА

РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ, ДОПУСКАЕМЫХ НЕКОММЕРЧЕСКИМИ ОРГАНИЗАЦИЯМИ, В ТОМ ЧИСЛЕ ОБЩЕСТВЕННЫМИ ОБЪЕДИНЕНИЯМИ И РЕЛИГИОЗНЫМИ ОРГАНИЗАЦИЯМИ,

В ДОКУМЕНТАХ, ПРЕДСТАВЛЯЕМЫХ ДЛЯ

ГОСУДАРСТВЕННОЙ РЕГИСТРАЦИИ

Управлением Министерства юстиции Российской Федерации по Воронежской области (далее – Управление) проведен анализ причин, послуживших основаниями для принятия решений об отказе в государственной регистрации некоммерческих организаций, в том числе общественных объединений и религиозных организаций, в первом полугодии 2019 года, который позволил выявить ряд наиболее часто встречающихся нарушений требований законодательства Российской Федерации в документах, представляемых на государственную регистрацию.

1. В соответствии с пунктом 35 Административного регламента предоставления Министерством юстиции Российской Федерации государственной услуги по принятию решения о государственной регистрации некоммерческих организаций, утвержденного приказом Минюста России от № 456 (далее – Административный регламент), пунктом 1 статьи 17 Федерального закона от 08.08.2001 № 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей», пунктом 1 статьи 23 Федерального закона от 12.01.1996 № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях» для государственной регистрации изменений, вносимых в учредительные документы юридического лица, представляется, в числе прочего, решение о внесении изменений в учредительные документы.

Для внесения в Единый государственный реестр юридических лиц изменений в сведения, не связанные с внесением изменений в учредительные документы некоммерческой организации, согласно пункту 36 Административного регламента, представляется решение (протокол, выписка из протокола) руководящего органа некоммерческой организации, подтверждающее в установленных законодательством Российской Федерации случаях сведения о некоммерческой организации, подлежащие изменению в Едином государственном реестре юридических лиц.

В нарушение пунктов 2, 3 статьи 181.2 Гражданского кодекса Российской Федерации (часть первая) от 30.11.1994 № 51-ФЗ (далее - ГК РФ) представленные на государственную регистрацию некоммерческими организациями решения зачастую не содержат необходимых сведений, в частности, о лице, ответственном за подсчет голосов, о результатах голосования по каждому вопросу повестки дня.

2. В соответствии с пунктом 1 статьи 53 ГК РФ, пунктом 1 статьи 28 Федерального закона от 12.01.1996 № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях» (далее – Закон № 7-ФЗ), статьей 20 Федерального закона от 19.05.1995 № 82-ФЗ «Об общественных объединениях», пунктом 8.1 статьи 8  Федерального закона от 26.09.1997 № 125-ФЗ «О свободе совести и о религиозных объединениях» (далее – закон № 125-ФЗ), пунктом 5 статьи 26 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (далее – Закон № 273 – ФЗ) компетенция органов управления некоммерческой организации определяется ее учредительным документом.

Между тем, в нарушение требований вышеуказанных нормативных правовых актов зачастую принятие необходимых решений (об изменении наименования некоммерческой организации, об изменении адреса (места нахождения), о досрочном прекращении полномочий руководителя и назначении нового руководителя, об утверждении новой редакции устава и прочее) осуществляется органами, не уполномоченными на то учредительным документом некоммерческой организации.

3. В соответствии с пунктом 2 статьи 24 Закона № 7-ФЗ некоммерческая организация может осуществлять предпринимательскую и иную приносящую доход деятельность лишь постольку, поскольку это служит достижению целей, ради которых она создана и соответствует указанным целям, при условии, что такая деятельность указана в ее учредительном документе. Такой деятельностью признаются приносящее прибыль производство товаров и услуг, отвечающих целям создания некоммерческой организации, а также приобретение и реализация ценных бумаг, имущественных и неимущественных прав, участие в хозяйственных обществах и участие в товариществах на вере в качестве вкладчика.

Нередко в уставах некоммерческих организаций отсутствуют сведения о видах осуществляемой предпринимательской деятельности, вместе с тем доходы от осуществления таковой отнесены к источникам формирования имущества некоммерческой организации.

Кроме того, положениями пункта 5 статьи 123.24 ГК РФ некоммерческая организация, созданная в организационно-правовой форме автономной некоммерческой организации, лишена возможности самостоятельного осуществления предпринимательской деятельности (только путем создания для осуществления предпринимательской деятельности хозяйственных обществах или участия в них).

Между тем, указанная организационно-правовая форма некоммерческих организаций регулярно определяет в учредительном документе виды самостоятельно осуществляемой предпринимательской деятельности.

4. В соответствии с пунктом 1 статьи 21.1 Закона № 125-ФЗ сделки по распоряжению недвижимым имуществом, включая сделки, направленные на его отчуждение, приобретение, передачу его в аренду, безвозмездное пользование, а также договоры займа и кредитные договоры совершаются религиозной организацией с письменного согласия органа религиозной организации, уполномоченного уставом религиозной организации на письменное согласование таких сделок (уполномоченного органа религиозной организации). Сделка, совершенная без согласия уполномоченного органа религиозной организации, ничтожна.

Однако зачастую уставами представляемых на государственную регистрацию религиозных организаций не определен орган, к компетенции которого отнесено письменное согласование сделок по распоряжению недвижимым имуществом религиозной организации.

5. В соответствии с пунктом 3 статьи 123.17 ГК РФ реорганизация фонда не допускается. Указанное положение в отношении благотворительных фондов подтверждено пунктом 2 статьи 10 Закона № 135-ФЗ.

В тоже время, нередко уставы фондов, в том числе благотворительных, предусматривают возможность принятия решений о реорганизации за высшим органом управления некоммерческим фондом.

6. Согласно пункту 4 статьи 12 Закона № 135-ФЗ не допускается участие благотворительной организации в хозяйственных обществах совместно с другими лицами.

Между тем, уставы некоммерческих организаций, имеющих благотворительный характер деятельности, предусматривает возможность таких организаций в хозяйственных обществах совместно с другими лицами.

7. В соответствии со статьей 21 Закона № 82-ФЗ для государственной регистрации общественного объединения при использовании в наименовании общественного объединения имени гражданина, символики, защищенной законодательством Российской Федерации об охране интеллектуальной собственности, а также полного наименования иного юридического лица как части собственного наименования, в федеральный орган государственной регистрации или его соответствующий территориальный орган подаются документы, подтверждающие правомочия на их использование.

Зачастую представляемые на государственную регистрацию при создании документы юридических лиц содержат в своем наименовании полное наименование иного юридического лица, при этом документы, подтверждающие правомочие на их использование не представляют.

8. В ходе предоставления Управлением государственной услуги по принятию решения о государственной регистрации некоммерческих организаций часто встречается отсутствие в наименовании создаваемых общественных объединений указания на территориальную сферу их деятельности, что является нарушением положений статьи 28 Закона № 82-ФЗ, в соответствии с которым официальное наименование общественного объединения должно содержать указание на его организационно-правовую форму, территориальную сферу и характер его деятельности.

9. В соответствии с пунктом 3 статьи 10 Закона № 7-ФЗ надзор за деятельностью автономной некоммерческой организации осуществляют ее учредители в порядке, предусмотренном ее учредительным документом.

       Нередко встречаются случаи отсутствия в уставах некоммерческих организаций порядка надзора учредителей за деятельностью некоммерческой организации.

10. Исключительная компетенция высшего органа управления определена статьей 29 Закона № 7-ФЗ, статьей 65.3 ГК РФ (для корпоративных некоммерческих организаций), а также другими статьями ГК РФ с учетом организационно-правовой формы.

Однако в нарушение указанных правовых норм вопросы исключительной компетенции высшего органа управления содержатся в учредительном документе  не в полном объеме или передаются иным органам управления.

11. В соответствии с пунктом 4 статьи 26 Закона № 273-ФЗ в образовательной организации формируются коллегиальные органы управления, к которым относятся общее собрание (конференция) работников образовательной организации (в профессиональной образовательной организации и образовательной организации высшего образования - общее собрание (конференция) работников и обучающихся образовательной организации), педагогический совет (в образовательной организации высшего образования - ученый совет), а также могут формироваться попечительский совет, управляющий совет, наблюдательный совет и другие коллегиальные органы управления, предусмотренные уставом соответствующей образовательной организации.

Зачастую уставы образовательных организаций не предусматривают создание в структуре органов общего собрания (конференции) работников образовательной организации (в профессиональной образовательной организации и образовательной организации высшего образования - общего собрания (конференции) работников и обучающихся образовательной организации), а также педагогического совета (в образовательной организации высшего образования – ученого совета).

12. Согласно пункту 2 статьи 25 Закона № 273-ФЗ в уставе образовательной организации в обязательном порядке, помимо прочего, должны содержаться сведения о ее учредителе или учредителях.

В то же время, нередко встречаются случаи представления учредительных документов образовательных организаций, где указанные сведения отсутствуют.

13. В соответствии с пунктом 2 статьи 123.21 ГК РФ учреждение может быть создано гражданином или юридическим лицом (частное учреждение) либо соответственно Российской Федерацией, субъектом Российской Федерации, муниципальным образованием (государственное учреждение, муниципальное учреждение). При создании учреждения не допускается соучредительство нескольких лиц.

Между тем, имеют место случаи представления документов на государственную регистрацию некоммерческих организаций, создаваемых в организационно-правовой форме учреждения, с несколькими учредителями.

14. В соответствии с пунктом 1 статьи 23.1 Закона № 7-ФЗ, положениями статьи 23 Закона № 82-ФЗ в государственной регистрации некоммерческой организации может быть отказано, если ранее зарегистрирована некоммерческая организация с таким же наименованием, если ранее зарегистрированное общественное объединение с тем же наименованием осуществляет свою деятельность в пределах той же территории.

Между тем, участились случаи представления на государственную регистрацию документов некоммерческих организаций с наименованием, которое, в соответствии со сведениями Единого государственного реестра юридических лиц, а также Автоматизированной информационной системы учета некоммерческих и религиозных объединений, ранее было зарегистрировано.

15. Представляемые некоммерческими организациями на государственную регистрацию заявления (уведомления) по формам, утвержденным приказом ФНС России от 25.01.2012 № ММВ-7-6/25@ «Об утверждении форм и требований к оформлению документов, представляемых в регистрирующий орган при государственной регистрации юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и крестьянских (фермерских) хозяйств», зачастую заполняются без учета либо с нарушением обязательных положений требований к оформлению документов, представляемых в регистрирующий орган, утвержденных приказом ФНС России от 25.01.2012 № ММВ-7-6/25@ «Об утверждении форм и требований к оформлению документов, представляемых в регистрирующий орган при государственной регистрации юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и крестьянских (фермерских) хозяйств», в частности не используются установленные сокращения в наименованиях адресных объектов, нарушаются требования к заполнению форм заявлений (уведомлений) собственноручно, не учитываются требования к заполнению текстовых полей форм  заявлений (уведомлений), написанию контактных телефонов заявителей, сведений о документе, удостоверяющем личность, учредителя, физического лица, имеющего право без доверенности действовать от имени юридического лица, заявителя.

 

 




double arrow
Сейчас читают про: