Варианты заданий
ВАРИАНТ № 1
1. Дайте определение понятия «Издержки».
2. Укажите правильный вариант ответа.
Чистая прибыль организации:
а) остается в его распоряжении;
б) направляется на уплату налогов;
в) перечисляется на погашение дебиторской задолженности;
г) перечисляется государству.
3. Раскройте сущность и значение повышения качества продукции. Опишите показатели качества продукции.
4. Рассчитайте прибыль от реализации продукции во втором квартале. В первом квартале года предприятие реализовало 5000 изделий по цене 80 руб. за единицу, что покрыло расходы предприятия, но не дало прибыли. Общие постоянные расходы составляют 70 тыс. руб., удельные переменные 60 руб. Во втором квартале изготовлено и реализовано 6000 изделий. В третьем квартале планируется увеличить прибыль на 10% по сравнению со вторым кварталом.
Спрогнозируйте, сколько должно быть дополнительно реализовано продукции, чтобы увеличить прибыль на 10%.
ВАРИАНТ № 2
1. Дайте определение понятия «рентабельность».
2. Укажите правильный вариант ответа.
Издержки в экономическом смысле слова:
а) включают в себя явные и неявные издержки, в том числе нормальную прибыль;
б) включают в себя явные издержки, но не включают неявные;
в) включают в себя неявные издержки и не включают явные:
г) не включают в себя ни явные, ни неявные издержки:
д) превышают явные и неявные издержки на величину нормальной прибыли.
3. Раскройте сущность прибыли. Опишите виды прибыли, методику расчёта прибыли.
4. Предприятие выпустило основной продукции на сумму 32,56 млн.руб. Стоимость работ промышленного характера, выполненных на сторону, составила 4,115 млн.руб. Полуфабрикатов собственного производства изготовлено на 2,37 млн.руб, из них 80% потреблено в собственном производстве. Размер незавершенного производства увеличился на конец года на 0,5 млн.руб. Материальные затраты составляют 40% от стоимости товарной продукции.
Определите размер реализованной, валовой и чистой продукции.
Спрогнозируйте изменение показателей производственной программы, если остатки готовой продукции на складе составили на начало периода – 8,0 млн.руб.; на конец периода – 3,0 млн.руб, а материальные затраты снизятся на 12%.
ВАРИАНТ № 3
1. Дайте определение понятия «тип производства».
2. Укажите правильный вариант ответа.
В себестоимость продукции включают:
а) амортизационные отчисления;
б) материальную помощь;
в) оплату дополнительных отпусков работникам;
г) надбавки к пенсиям.
3. Раскройте сущность производственного процесса. Опишите структуру производственного процесса.
4. Рассчитайте и сравните рентабельность продукции за три квартала на основании данных:
| Показатели | 1 кв | 2 кв | 3 кв |
| Количество выпущенных изделий, шт. Цена 1-го изделия, руб. Себестоимость 1-го изделия, руб. | 1500 60 50 | 2000 60 52 | 1800 60 48 |
Спрогнозируйте рентабельность продукции на четвертый квартал при увеличении цены одного изделия на 12% (используйте данные за третий квартал).
ВАРИАНТ № 4
1. Дайте определение понятия «налоги».
2.Укажите правильный вариант ответа.
Инвестиции представляют собой:
а) вложение капитала в какое-нибудь мероприятие;
б) расходование средств на улучшение;
в) долгосрочные вложения резервов в целях получения выгод и преимуществ в будущем;
г) средства, расходуемые на разные мероприятия;
д) выручку от реализации продукции за вычетом акцизов.
3. Раскройте сущность цены. Опишите виды и функции цен, методику расчёта цены.
4.Рассчитайте производственную мощность цеха и коэффициент использования станков.
На начало года в цехе насчитывалось - 100 ед. станков, с 1 ноября установлено ещё 30 ед., с 1 мая выбыло- 6 ед. станков; число рабочих дней в году 258, режим работы двухсменный, продолжительность смены 8 часов, регламентированный процент простоев на ремонт оборудования 6%, производительность 1-го станка 5 деталей в час, план выпуска в год 1700 000деталей.
Спрогнозируйте показатель коэффициента использования производственной мощности, при условии увеличения плана выпуска продукции на 10%.
Материалы для обязательной контрольной работы
Общие требования
Обязательная контрольная работа проводится с целью тематического контроля результатов учебной деятельности учащихся.
Содержание и объём учебного материала, по которому осуществляется тематический контроль результатов учебной деятельности учащихся (обязательная контрольная работа, далее ОКР), определяется соответствующей учебной программой учебной дисциплины. Материалы для ОКР разработаны по разделам 3 - 4. ОКР включает четыре варианта заданий. Каждый вариант содержит 4 задания (3 теоретических вопроса и 1 практическое задание).
Первое, второе задания соответствуют уровню представления. При их выполнении учащиеся должны дать определение экономическим понятиям: издержки, рентабельность, налоги, тип производства; указать правильный вариант ответа.
Третье задание соответствует уровню понимания. При его выполнении учащиеся должны раскрыть сущность экономических категорий: качества продукции, прибыли, цены, производственного процесса; описать показатели качества продукции, виды прибыли и цен, а также методику их расчёта, структуру производственного процесса.
Четвертое задание соответствует уровню применения с выходом на уровень творчества. При его выполнении учащиеся должны решить задачу и
спрогнозировать, скорректировать результат с учетом изменившихся показателей.
Критерии оценки
Каждое задание определённого уровня имеет “ цену” в баллах в соответствии с показателями результатов учебной деятельности учащихся по учебной дисциплине «Экономика организации» (с учетом характера допущенных ошибок). Интервал оценивания каждого задания приведен в таблице 1.
Таблица 1- Интервал оценивания
| Номер задания | Номер уровня | Интервал оценивания одного задания (в баллах) |
| 1 2 3 4 | I I II III, IV | 0-1 0-1 0-3 0-5 |
Верхняя граница интервала оценивания представляет собой максимальную “цену” задания.
Теоретические вопросы считаются выполненными полностью, если
при ответе учащиеся:
- дают полное определения понятий: «издержки», «тип производства», «рентабельность», «налоги»;
- указывают правильный вариант ответа;
- описывают сущность производственного процесса, характеризуют его структуру; описывают сущность оборотных средств, характеризуют их состав и структуру; раскрывают сущность прибыли и описывают её виды, характеризуют методику расчёта прибыли; раскрывают сущность цены, её виды и функции; описывают сущность и значение качества продукции.
Практическое задание считается выполненным, если оно удовлетворяет следующими требованиями:
- правильный выбор способа решения задачи,
- правильное использование экономической терминологии,
- точное выполнение необходимых вычислений,
- последовательность и аккуратность записи решения;
- получение правильного ответа.
Задание на уровень творчества считается выполненным, если учащиеся проявили свои знания в нестандартной ситуации: спрогнозировали, преобразовали, скорректировали расчеты, учитывая влияния изменяющихся условий.
“Цена” задания, при выполнении которого допущена ошибка, снижается следующим образом: при существенной ошибке – на 50%, несущественной - на 10%.
Оценка обязательной контрольной работы
Для выставления отметки сначала подсчитывается общая сумма баллов (суммируются баллы, фактически набранные учащимся за каждое из задание входящее в вариант).
Отметка выставляется на основании общей суммы баллов в соответствии таблицей 2
Таблица 2 – Шкала оценки
| Общая сумма баллов | Отметка |
| 0 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 | 0 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 |






