Функции исторического сознания

Лекция 1

Сущность, формы и функции исторического сознания

(Предмет и методология исторической науки)

    Основная проблема: история как искусство (следствие проявления мифического исторического сознания), история как наука (следствие проявления научного исторического сознания: потребности общества в самопознании).

 

Цель: раскрыть основные вопросы, связанные с теоретическими проблемами исторической науки.

 

Основные дидактические единицы лекции по программе:

Сущность исторического сознания. Формы исторического сознания: мифическое, хронистическое, научное. Функции исторического сознания.

Предмет истории как деятельность и действия людей, совокупность отношений в обществе на протяжении всего исторического процесса.

Методология исторической науки как система принципов и методов исторического познания: принципы историзма, объективизма, дополнительности, преемственности. Субъективно-идеалистическая, объективно-идеалистическая и материалистическая методологииисторической науки.

Понятие и классификация исторических источников.

 

Основные понятия: предмет истории, история, глобальная история; сознание, мифическое, хронистическое и научное историческое сознание; методология, принципы историзма и объективности, идеалистическая и материалистическая методологии; формационный подход, общественно-экономическая формация; цивилизационный подход, цивилизация; исторический источник.

 

План:

1. Сущность, формы и функции исторического сознания.

2. Предмет исторической науки.

3. Методология исторической науки.

 

Сущность, формы и функции исторического сознания.

 

    Сущность исторического сознания.

Сознание - это совокупность чувственных и умственных образов, для которой характерно в той или иной мере отчётливое знание (осознание) того, что я являюсь тем, кто переживает эти образы.

Иными словами, сознание - это особое состояние, свойственное только человеку, в котором ему одновременно доступен и окружающий мир, и он сам. В ходе изучения истории в качестве одной из важных сторон общественного сознания формируется историческое сознание.

Историческое сознание - это совокупность представлений общества в целом и его социальных групп в отдельности о своём прошлом и прошлом всего человечества.

    Формы исторического сознания.

Историческое сознание может выступать в социальной, массовой и в индивидуальной, личностной форме. Массовое историческое сознание многомерно, оно включает в себя универсальные представления и оценки прошлого, а также различные, в том числе альтернативные мнения, которые разделяют представители разных социальных групп. Индивидуальное историческое сознание уникально и представляет собой личные представления и оценки прошлого в контексте индивидуальной биографии.

Историческое сознание может принимать форму мифа, хроники, науки.

Мифическое историческое сознание. Его отличительной чертой является синкретизм: слитность исторических представлений и образов, когда мышление сливается с аффективностью: сильным эмоциональным переживанием. 

Исторический миф - это эмоционально окрашенное представление об исторической действительности, вымышленный образ, замещающий эту действительность. Мифы обычно создаются коллективным воображением или навязываются массовому историческому сознанию извне. Чем большее количество мифов создаётся «снизу», либо навязывается обществу со стороны государства - те в большей степени история становится разновидностью искусства.

    Хронистическое историческое сознание в основном направлено на фиксацию реальных событий прошлого. В этом сознании отсутствует представление о причинно-следственных связях в истории. Эти связи замещены изложением исторических событий в хронологической последовательности.

    Научное историческое сознание возникает благодаря развитию потребности общества в самосознании, в глубоком понимании логики исторического процесса. Оно начинает обращаться прежде всего к реальным фактам истории, «земным» корням тех или иных событий и процессов, стремясь осмыслить причинно-следственные связи и выяснить сущность исторических явлений. Благодаря этому история перестаёт быть «формой искусства» и становится наукой. Достижением научного сознания становится историзм, требующий рассматривать исторические явления в развитии, увязывая их с другими историческими событиями и учитывая конкретные условия определённого этапа общественного развития. 

    Историческое сознание играет большую роль в жизни общества, удлиняя историческую память, связывая времена и поколения, делая полезным знание прошлого для практики современности. Оно всегда стремится к целостности, выступая в качестве одного из факторов социальной стабильности, выполняя функцию консолидации различных поколений, социальных групп и индивидов на основе осознания ими общности своей исторической судьбы. Этим предопределяется связь исторического сознания с государственной идеологией, формулирующей, как правило, официальную точку зрения на прошлое, которая становится доминирующей в обществе. Используя исторические знания, государство формирует определённые нормы социального поведения, обосновывает существующие способы разрешения социальных противоречий.

История как наука, очевидно, присутствует там, где развита и обеспечена потребность общества и человека в самопознании и познании, где превалирует научное историческое сознание. История как искусство, вероятно, присутствует там, где потребность человека и общества в самопознании и познании либо не развита, либо утеряна, либо подавлена, где доминирует мифическое и хронистическое историческое сознание.

 

Функции исторического сознания.

Как и любая наука, история имеет свои социальные функции. Роль истории в обществе определяется тем, насколько полезна она может быть как в плане понимания, так и в плане разрешения стоящих перед обществом проблем и задач. Общественную ценность исторической науке придаёт тот факт, что она изучает многообразие форм исторического опыта, позволяя тем самым использовать свои достижения в решении актуальных проблем современности. Общество обращается к истории, извлекая из знания прошлого всё то, что может быть полезным для настоящего. В связи с этим можно выделить ряд социальных функций исторической науки. 

    Научно-познавательная функция. Она направлена на самопознание общества и позволяет выявить исторические корни современных сложных и противоречивых процессов и глубже понять настоящее. Из конкретно - исторических фактов историческая наука создаёт основу для иных общественных дисциплин: философии, политологии, психологии, социологии и экономики. История передаёт им свой метод исследования пространственно-временных явлений, выяснения общих тенденций и закономерностей развития общества.

Функция социальной памяти. Она заключается в том, что историческая наука воссоздаёт картину мира во всём её многообразии, является предпосылкой развития и самого существования общества. Она связывает прошлое и настоящее, передаёт обществу знания, составляющие в итоге его важнейший и необходимый элемент духовной культуры, без которого невозможно её поступательное развитие.

    Прогностическая функция истории.  Она  призвана не только объяснить прошлое, но и выявить тенденции развития общества, не только описать события и явления, но поставить диагноз и сделать прогноз на будущее, внести вклад в разрешение тех глобальных проблем современности, которые могут стать необратимыми.

    Воспитательная функция истории. История позволяет сделать опыт далёкого прошлого достоянием современников, играя тем самым важную роль в их социальном воспитании. Воспитательная функция истории должна заключаться не только в интерпретации исторических фактов. Воспитывать должны сами факты, их драматизм.

Можно предположить, что знание и понимание истории - это необходимый и неотъемлемый элемент культуры, интеллигентности и интеллектуальности всякого человека. Незнание истории свидетельствует об отсутствии одного из важнейших элементов культуры как в конкретном человеке, так и в обществе в целом. Историческое знание способствует адекватному пониманию настоящего, инициирует потребность и способность к рефлексии по поводу выбора личностных ориентаций социально приемлемой (в том числе профессиональной) деятельности.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  




Подборка статей по вашей теме: