Цели и задачи исторического образования

История наряду с такими предметами, как русский язык и литература закладывает основы формирования личности учащегося, дает ему знания, развивает умения и навыки, необходимые для жизнедеятельности человека. Это определяет место истории среди учебных дисциплин в 12-летней общеобразовательной школе.

Главной задачей исторического образования является выявление и изучение основных закономерностей развития общества со времени его возникновения до наших дней. Именно история позволяет не только проследить изменения в системе общественных отношений, но и выявить основные направления в развитии человечества. Ярко выраженный воспитательный характер истории позволяет говорить о ее особой роли в структуре общего образования.

Основные функции исторического образования
и принципиальные подходы к его обновлению

Историческое образование в школе должно обеспечивать реализацию функций образовательного процесса:

  • Познавательно-развивающая функция заключается в приобретении научных знаний, раскрывающих основные закономерности функционирования общества во всей его противоречивости и многообразии.
  • Познавательно-обучающая функция предполагает формирование умений и навыков самостоятельного поиска научных знаний, работы с историческим материалом, его систематизации и анализа.
  • Воспитательная функция предусматривает формирование личности, ответственной перед обществом и государством.

В своей совокупности эти функции позволяют решать проблему социальной адаптации учащихся.

Для выполнения этой задачи необходимо руководствоваться следующими принципами обновления исторического образования.

  • Единство обучения и воспитания. В процессе обучения необходимо формировать историческое сознание подрастающего поколения, воспитывать чувство гордости и любви к своей Родине.
  • Единство требований к содержанию и уровню подготовки учащихся независимо от форм обучения, видов учебных заведений и их местонахождения. Реализация вариативности должна быть ограничена различными учебными и методическими пособиями в рамках единой программы в соответствии с теми требованиями, которые предъявляются к учащимся по окончании школы. Вариативность содержания образования возможна только в XI—XII классах, где предоставляется право выбрать курс в соответствии с будущей профессиональной деятельностью, и в части, касающейся регионального компонента в основной школе. При этом последний не должен не должен заменять федеральный. Он дается сверх минимума требований, предъявляемых к учащимся, и его содержательная часть не может вступать в противоречия с основным курсом.
  • Выработка единых подходов к преподаванию истории в школе. Необходимо оптимальное сочетание формационного и цивилизационного подходов. Первый из них хорошо отражает течение времени, преемственность и внутреннюю обусловленность этапов развития, позволяет проникнуть в логику социально-экономических процессов. Второй — как бы дает горизонтальный срез развития человечества в определенную эпоху, показывает взаимодействие и взаимовлияние культур разных стран и народов, позволяет широко применять сравнительно-типологическую методику. Сочетание “вертикального” и “горизонтального”, формационного и цивилизационного подходов позволяет показать глубину и многомерность исторического процесса. Целостность и логичность изложения исторического материала должны обеспечиваться целевой установкой на воспитание патриота и гражданина России.
  • Научная объективность предполагает максимально полный и всесторонний анализ совокупности исторических фактов, процессов и явлений без подготовки их под заранее созданные и заданные схемы. Этот принцип важен для изучения каждого исторического сюжета в совокупности его позитивных и негативных сторон. Применение принципа научной объективности дает реальную возможность отойти от политической коньюнктуры, отказываться от неаргументированной критики одних явлений, процессов и безосновательной идеализации других.
  • Историзм требует рассматривать исторический процесс с точки зрения того, где, когда, вследствие каких причин он возник, как оценивался современниками, как изменялся, развивался, какие результаты были достигнуты в итоге. Фундаментальный принцип историзма предполагает использование совокупности частных методов: проблемно-хронологического, сравнительно исторического, интегративного, ретроспективного, актуализации.
  • Построение учебных курсов с учетом возрастных особенностей учащихся.

В начальной школе в процессе эмоционального восприятия учебного материала упор должен делаться на:

— формирование элементарных представлений об истории родной страны;

— привитие интереса к изучению ее прошлого;

— осознание ребенком себя как части своей страны, общества.

На данном этапе речь должна идти о фрагментарном изучении отдельных наиболее ярких страниц отечественной истории.

В основной средней школе ставятся задачи:

— сформировать представления об основных этапах всеобщей и отечественной истории и вкладе России в прогрессивное развитие человечества;

— сформировать у школьников основы исторического мышления;

— подвести учеников к пониманию закономерностей исторического процесса;

— сформировать гражданскую позицию школьника.

В полной средней школе должна стоять задача формирования потребностей к историческому самообразованию, к углубленному изучению истории.

  • l Личностно-ориентированная направленность процесса обучения на основе новейших учебных технологий и форм организации учебного процесса. В XI—XII классах целесообразно применение методик сопоставительного анализа отечественной и всеобщей истории, работа с историческими источниками, широкое привлечение дополнительной научной литературы, а также проведение занятий в виде лекций и семинаров, защиты рефератов, стимулирование индивидуальной самостоятельной работы учащихся.

Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: