Социология науки как отрасль социологического знания складывалась в США. Первопроходец этого направления – Р. Мертон с 1930ых гг.
В 1933 – 1938 гг. пишет работу «Наука, технология и общество в Англии XVII в.». Характеризуя движущие силы науки, Мертон размышляет как социолог, усматривая причины, побудительные мотивы таких факторов, как экономика и общество. В вопросе об истории науки есть два лагеря. Один лагерь – интерналисты, которые полагают что история науки – это история великих открытий, совершаемых гениями. Мертон – сторонник экстернализма, считал, что причины развития науки лежат во внешних факторах, в экономике, экономических потребностях и в обществе. Как любой социальный институт, наука регулируется социальными нормами. Систему социальных норм, которые регулируют взаимодействие учёных, можно назвать этосом.
В 1937 г. публикуется работа Мертона «Наука и социальный порядок». В этой работе была заложена целая парадигма, нормативная парадигма социологии науки.
Мертон использовал методологию и структуру функционализма для конструирования своей модели науки, как социального института; для описания научного этоса. В соответствии с постулатами структурного функционализма:
Интеграция любой группы обеспечивается принятием системы поведенческих норм. Эти нормы регулируют действия членов группы по отношению друг к другу. Эти нормы поддерживаются, воспроизводятся во времени. Комфорное поведение (которое согласуется с этими нормами) вознаграждается, а девиантное поведение означает, что будут наложены санкции. Этос - совокупность этических норм и поддерживающих их ценностных ориентаций. Каковы же нормы науки? Эти нормы являются этическими (представления учёных о том, что можно и что нельзя). Этические представления учёных – это личностные убеждения. Научный этос определяет поведенческий императив. Нормы:
1.Универсализм – убеждение в объективности, универсальности и независимости положения науки от личных и социальных качеств учёного (от его расы, пола, религии). В качестве примера приводит разграничение науки на арийскую и не арийскую – это нарушение принципа универсализма. Достижения науки – универсальные.
2.Всеобщность (коммунизм) – научное знание должно становиться общим достоянием, им надо обмениваться, делать публичным. Знание должно быть доступно для других. Норма всеобщности - запрет на монополизацию знания. Мертон пишет: "обладание наукой коллективно".
3.Бескорыстие (незаинтересованность) – представляет собой запрет для использования науки в личных целях, например, ради личной карьеры или материальной выгоды. Эта норма означает, что существует институциональный контроль за мотивацией, учёный не обязан быть альтруистом; существует ответственность перед коллегами относительно мотивации.
4.Организованный скептицизм – 1) предписание критического оценивания к предлагаемым научным результатам (защита диссертации); 2) ответственность учёного за те оценки, которые он выносит работам коллег (научная статья в журнале).
Как любой социальный институт наука имеет свой механизм распределения вознаграждения - обмен научного результата, полученного знания на признание со стороны научного сообщества, то есть интеллектуальная собственность в науки носит символический характер.
Формы признания в науке:
Ø Эпонимия - присвоение имени учёного каким-то результатам его деятельности или всему вкладу;
Ø Обозначение целых эпох в науке именем учёного (Ньютоновская физика, Дарвинская наука, Фрейдовский психоанализ);
Ø Престижные научные премии (Нобелевская премия);
Ø Избрание в почетные научные общества;
Ø Академические звания и почетные награды, медали;
Ø Именные кафедры в НИИ и образовательных институтах.
Ø Система цитирования и ссылок, которая выполняет две функции:
1)инструментально – познавательная - в этом случае ссылка отправляет к авторам.
2)символическая – институциональная - регистрирует интеллектуальную собственность.
Амбивалентность - противоречивость поведения учёного.
Формы девиантности в науке: 1)плагиат; 2)фабрикация данных, потасовка данных
Девиация в науке – результат нарушения баланса между взаимосвязанными нормами научного этоса. Со временем, в 1950х – начале 1960х г. Мертон переходит к осмыслению того, что же на самом деле учёные делают. В 1930 гг. он думал над тем, что учёный должен делать.
Вводит 9 пар взаимно противоположных нормативных принципов.
Учёный должен:
- Как можно быстрее передавать свои научные результаты коллегам, но он не должен торопиться с публикациями;
- Быть восприимчивым к новым идеям, но не поддаваться интеллектуальной «моде»;
- Стремиться добывать такое знание, которое получит высокую оценку коллег, но при этом работать, не обращая внимания на оценки других;
- Защищать новые идеи, но не поддерживать опрометчивые заключения;
- Прилагать максимальные усилия, чтобы знать относящиеся к его области работы, но при этом помнить, что эрудиция иногда тормозит творчество.
Полагает, что в случае абсолютизации одной из норм, возможна девиация.
Мертоновская парадигма - направление в социологии науки, возникшее в 1950-1960 гг. в результате деятельности Мертона и его школы и сохранявшее устойчивость своих исследовательских ориентаций до сер. 1970 годов.
Эффект Матфея – выдающиеся ученые получают неоправданно большое вознаграждение за свой вклад, относительно неизвестные неоправданно малое признание.
- Теория парадигм Т.Куна («Структура научных революций»). «Нормальная наука» и «научные революции»).
В начале 60-х годов XX в. американский ученый Т. Кун выдвинул концепцию, описав ее в своей книге «Структура научных революций» в 1962 году. Понятие «парадигма» (от греч: пример, образец). В книге Кун назвал парадигмами научные концепции, достаточно беспрецедентные, чтобы привлечь на длительное время группу сторонников и в то же время достаточно открытые, чтобы новые поколения ученых могли в их рамках найти для себя нерешенные проблемы любого вида. В истории физики, например, Кун выделяет в качестве парадигм классические труды Аристотеля, которые после заменили Ньютона. Переход научного сообщества от одной парадигмы к другой лежит в основе научных революций. Увлеченные новой парадигмой ученые получают новые средства исследования и изучают новые области. Но важнее всего то, что в период революций ученые видят новое и получают иные результаты даже в тех случаях, когда используют обычные инструменты в областях, которые они исследовали до этого. Смена парадигмы приводит к тому, что ученые видят мир их исследовательских проблем в ином свете. Руководствуясь данным определением, можно выделить три главных признака существования парадигмы: 1) наличие оригинальной концепции, которая служит универсальным инструментом описания и объяснения исследуемых явлений; 2) наличие классиков, труды которых служат образцом разработки концепции и ее применения в исследовании конкретных явлений; 3) наличие научного сообщества, которое использует концепцию и опирается на труды классиков при формулировке и решении новых исследовательских проблем. В социологии существует сразу несколько научных направлений, характеризующихся этими тремя признаками. На этом основании некоторые исследователи считают, что социология находится в кризисе, переживает период научной революции. Однако другие исследователи полагают, что социология – это мультипарадигмальная наука. Идею о мультипарадигмальности как нормальном состоянии для социологии впервые обосновал в середине 1970-х гг. Джордж Ритцер. Мультипарадигмальность означает, что с появлением новой парадигмы, созданные раньше не исчезают, а увеличивающееся концептуальное разнообразие позволяет описывать и объяснять различные аспекты таких сложных явлений и процессов, каковыми являются социальные феномены.
Одной из самых распространенных среди них является классификация российского социолога Г. В. Осипова, который выделял следующие группы социологических парадигм: 1) парадигмы социальных фактов (Дюркгейм) – предмет социологии – социальные факты, а методы – статистические, массовые опросы, сравнительно - исторический; 2) парадигмы социальных дефиниций (символический интеракционализм и этнометодология ВЕБЕР.) – методы: глубинное интервью, географический метод, наблюдение; 3) парадигмы социального поведения (бихевиоризм) (Хоманс и Блау. Теории обмена и социального действия) методы: эксперимент.
В работе Т. Куна «Структура научных революций» исследуются социокультурные и психологические факторы в деятельности, как отдельных ученых, так и исследовательских коллективов. Т.Кун считает, что развитие науки представляет собой процесс поочередной смены двух периодов - «нормальной науки» и «научных революций». Причем последние гораздо более редки в истории развития науки по сравнению с первыми.
Центральное место в концепции Т.Куна занимает понятие парадигмы, или совокупности наиболее общих идей и методологических установок в науке, признаваемых данным научным сообществом. Парадигма обладает двумя свойствами: 1) она принята научным сообществом как основа для дальнейшей работы; 2) она содержит переменные вопросы, т. е. открывает простор для исследователей. Парадигма – это начало всякой науки, она обеспечивает возможность целенаправленного отбора фактов и их интерпретации. Парадигма, по Куну, или «дисциплинарная матрица», как он ее предложил называть в дальнейшем, включает в свой состав четыре типа наиболее важных компонентов: 1) «символические обобщения» - те выражения, которые используются членами научной группы без сомнений и разногласий, которые могут быть облечены в логическую форму, 2) «метафизические части парадигм» типа: «теплота представляет собой кинетическую энергию частей, составляющих тело», 3) ценности, например, касающиеся предсказаний, количественные предсказания должны быть предпочтительнее качественных, 4) общепризнанные образцы.
В критике понимания Т.Куном «нормальной науки» выделяются три направления. Во-первых, это полное отрицание существования такого явления как «нормальная наука» в научной деятельности. Этой точки зрения придерживается Дж. Уоткинс
Второе направление в критике «нормальной науки» представлено Карлом Поппером. Он, в отличие от Уоткинса, не отрицает существования в науке периода «нормального исследования», но полагает, что между «нормальной наукой» и научной революцией нет такой существенной разницы, на которую указывает Кун
Третье направление критики нормальной науки Куна предполагает, что нормальное исследование существует, что оно не является основным для науки в целом.
Нормальная (не революционная) наука предполагает консенсус о проблематике, теории и методологии, методах, инструментария и стандартах оценки полученных результатов.
Парадигма порождает традицию, т.е. является социально обусловленной.
Парадигма является коллективной собственностью.
Парадигму обычно не выбирают.
Развитие науки: "Нормальная наука" сталкивается с кризисом, который ведет к научной революции; затем устанавливается новая парадигма ("нормальная наука").
Наука как рутинная деятельность, "игра в кубики".
Аномалии - факты, не встраивающиеся в картину "нормальной науки". Аномалии есть всегда.
Новое в науке начинается со сбора и осмысления аномалий.
Кун видит в науке определенную форму культуры, ограниченную в пространстве и во времени.
- Альтернативные концепции в социологии науки.
1. Когнитивные (ученые пытаются ответить на вопрос, что считается знанием и почему)
2. Релятивистские (относительность знания в пространстве и времени)
3. Конструктивистские (знания – это не отражение реальности, а результат конструирования действительности, которая определяется социальным интересом и позицией ученого, знания – не только упорядоченная действительность, но и средство контроля)
4. Интерпертативные (подчеркивается отличие от нормативов науки Мертона, акцент на формы коммуникации, т.е. на язык науки)
Альтернативные концепции в социологии науки представлены тремя направлениями: "Сильная программа", этнометодологическая социология знания и дискурс-анализ.
Сильная программа. «Знание и социальное представление» — книга Д. Блура представителя Эдинбургской школы, в которой выдвинута натуралистическая программа социологии познания, которую автор называет «сильной программой». Представители - Барнс, Блур, Эдж, Маккензи, Шейпин и др. Общими исходными пунктами программы является взгляд на науку как специфическую форму культуры, которую можно анализировать эмпирически и при помощи социологии знания, кроме того, у СП натуралистический взгляд на знания и идеи, что означает, что их можно объяснить точно так же, как объясняют "природные" явления. «Сильная программа» социологии познания включает четыре тезиса (принципа):
1. социология познания должна заниматься причинным объяснением знания, хотя такое объяснение не исчерпывается социальными причинами;
2. она должна объяснять все виды знания, оставаясь безразличной к его истинности или ложности, рациональности или иррациональности;
3. объяснительная модель его должна быть симметрична, одни и те же причины должны объяснять как "истинные", так и "ложные" представления.
4. социология знания должна быть рефлексивной и применяться к себе самой так же, как к другим системам знания.
Сами сторонники СП не считают это чем-то новым, а лишь монтажом ранее проявлявшихся тенденций, почерпнутых, в частности, у Дюркгейма и Маннгейма.
По мнению Блура, любое знание имеет социальный компонент. Знание, в первую очередь научное, обладая свойством сакральности, может рассматриваться как отражающее общественные идеологии, т.е. те упрощенные картины общества, которыми располагает субъект в данном обществе. Блур считает идеологии первоисточником как систем знания, так и философских представлений о природе знания.
Он выделил два принципа программы: 1) принцип непредвзятости и 2) принцип симметрии.Содержание научного знания зависит от "Социального интереса". Интерес состоит в том, чтобы реальность поставить на контроль. Знание - средство упорядочений действительности и контроля за ней. Френология (греч phren- душа, ум+ logos- учение). Ошибочная теория о связи формы черепа (наличие выступов и "шишек") со свойствами личности (характера). В основе её лежит теория (не подтвердилась) о том, что череп может изменяться благодаря развитию отдельный функциональных участков коры головного мозга.
Барнс. Всё развитие познания в первую очередь - инструмент контроля за окружающим, независимо от того, социально оно или естественно. Знания представляют собой источник как упорядочивания действительности, так и контроля над ней, что, в частности, выражается в способности владения коммуникациями и т.д. Но знания – это также культурный источник, определяемый обществом, в котором оно произросло, и они применяются также в соответствии с интересами, существующими в этом обществе. Все знания добываются людьми на основе существующих культурных ресурсов. Старые знания - это часть того сырья, которое применяется для добычи нового.
Понимание того, что такое знание и наука, социально определено, и потому вовсе не обязательно построено на рациональном основании. Это означает также, что наука может быть применена какой-либо социальной группой как, например, обоснование доминирования или контроля за другими социальными группами
Этнометодология – это направление в социологии, изучающее взаимодействие людей и их отношение к происходящему с позиции близкой к этнографической. Ее основателем является американский социолог Гарольд Гарфинкель. Смысл этнометодологии состоит в превращении методов этнографии и социальной антропологии в общую методологию социологических исследований. По мнению социологов, задача этнометодологии состоит в характеристике методов социологического исследования, связанного с рациональным, корректным языковым описанием практических повседневных социальных взаимодействий. Одним из решающих условий успешности этого описания является значение контекста (социальной среды), в котором происходит взаимодействие. Этнометодология имеет дело с повседневными, обыденными действиями людей и их практическим мышлением в ходе осуществления такой деятельности. Исходя из этого, Гарфинкель изучал поведение людей в суде, очередь как явление социального порядка, беседы между людьми и т.д. Главное, что его интересовало, - как, каким образом, благодаря каким методам и каким действиям осуществляется деятельность группы, непосредственно производящей социальный порядок.
В поле зрения оказывается научный язык, фокус зрения переносится на фокус аргументации. Описание соц. практики с акцентом на её значение, а не причинные объяснения. Деятельность лаборатории это последовательность операций по преобразованию одних типов высказывания в другие с различными степенями достоверности.
Дискурс-анализ. Малкей разработал совместно с Дж.Гильбертом методологию анализа научного дискурса – это совокупность аналитических методов интерпретации различного рода текстов или высказываний как продуктов речевой деятельности людей, осуществляемой в конкретных общественно-политических обстоятельствах и культурно-исторических условиях. Подразумевается, что соц.действие не поддается прямому наблюдению (нужно выслушать объяснение самих акторов). Значение соц.действия представляет собой веер потенциальных возможностей, котор. реализуются по-разному. Для соц.действий характерна многозначность, множество смыслов.
- Социальное время и его социологическое изучение. Социология времени.
Философия: время – атрибут, всеобщая форма бытия материи.
Эконом теор: эконом циклы, модели организации рабочего времени.
История: Ф. Бродель «Для историка время – это начало и конец всего»
Социология: Время – лишь один из аспектов соц. реальности; фокус интересов на настоящем времени.
Социальное время – это «время существования, функционирования и развития общества как совокупности социальных систем, от человека до общественно-экономической формации и человеческого общества в целом. Время связано с человеческой деятельностью, т. е. материальной деятельностью и отношениями». Социальное время выступает показателем общественного развития, а «движение и развитие, функционирование социального бытия имеет и свое собственное время и пространство»
Для социолога время – лишь один из аспектов социальной реальности; фокус интереса на настоящем и современности: социологическое понятие времени не может быть нашим; вся структура нашей дисциплины восстает против него.
Во всех социологических работах присутствует тема социальных изменений, социальных процессов. Социология – это обширное исследование социального изменения во времени на каждом уровне социальной жизни.
Любое социальное явление имеет свое начало и конец, свою меру продолжительности и хроноструктуру.
Важно различать:
1. Временные аспекты самых разных социальных явлений и процессов.
2. Время как специальный объект исследования.
Социология времени – научная дисциплина, предметом которой является время.
Методы изучения социального времени:
1) дающие, объективную картину распределения и исполнения времени – бюджет и баланс времени
2)дающие субъективную картину распределения и использования времени – не бюджетные опросы о восприятии времени, отношении к нему, удовлетворённости использованием.
Социальное время - 3 ракурса:
С содержательной точки зрения – это одна из форм существования общества, наряду с пространством, функционирование которого протекает во времени и неотделимо от него; это время общественного бытия людей, то есть их социальной деятельности и отношений, в которые они вступают.
Со статистической точки зрения – это совокупность или суммарное время существования и деятельности всех членов общества, образующих различные группы и объединения (от семьи до социальных классов и наций).
В аксиологическом ракурсе – это нематериальная форма богатства, как общества в целом, так и каждого его члена. Существует соц. неравенство в распределении и потреблении соц. времени. Оно выражается в неравенстве временных затрат на те или иные виды деятельности, которыми располагают группы общества.
Модусы и формы социального времени: модусы – прошлое, настоящее, будущее;
формы – рабочее, семейное; учебное, свободное.
К. Маркс: проблема структурирования времени в капиталистическом обществе. Классификация суточного времени:
1. Рабочее время
2. Время удовлетворения физических потребностей
3. Время удовлетворения интеллектуальных и социальных потребностей.
«Рабочее время не имеет физических и социальных границ»
Раскрыл сущность рабочего времени и физического и социального ограничения времени.
Сформулировал закон экономии времени – один из всеобщих экономических законов.
Экономия времени – постоянное уменьшение затрат времени на те или иные виды деятельности.
По Марксу, стоимость товара, труда измеряется общественно-необходимым временем, затрачиваемым на его производство.
"Капитал": "Время - это просто для развития способностей...". Время – это пространство человеческого бытия.
Мосс писал "для тех, кто занимается изучением магии и религии, время и пространство – категории заслуживающие внимание". Анализируя религиозную жизнь в традиционных обществах, указывали на ритмы социальной жизни, периодический характер праздников, предписанных религией. Все индивиды, составляющие общество, разделяют общее понимание времени; оно является продуктом "коллективного сознания"
Отмечена качественная природа социального времени в отличие от математической регулярности календарей и других средств изменения времени.
Дюркгейм "Элементарные формы религиозной жизни": время - это коллективное сознание.
Все индивиды, составляющие общество, разделяют общее понимание времени: оно явл. продуктом "коллективного сознания"
Отличие качественной природы соц. времени, от математической регулярности календарей и др, средство измерения времени.
Сорокин, Мертон "Социальное время: методологический и функциональный анализ"
· Социокультурное время как социальный феномен, характеризующий продолжительность, синхронность соц. процессов, ритм и интенсивность соц. изменения.
· "Оно не течёт равномерно (одинаково) в той же самой группе и в разных обществах"
Не является бесконечно делимым, как математическое время, так как скорее качественно по природе.
Мертон подчёркивал сильное отличие социального времени от социологического.
Дж. Г. Мид: сознание, Я и время
"Философия настоящего" (1932)
· Реальность существует, и социальный феномен свершается только в настоящем, отдельном от прошлого и будущего
· Динамика социальной реальности – это непрерывное производство настоящего
· Настоящее, даже если оно вбирает в себя аспекты прошлого, - это всегда новый бесконечный процесс
· Настоящее – результат появления новых ситуаций
· Человек как существо, обладающее сознанием, подвергается сильному влиянию одновременно прошлого, настоящего и ожидаемого будущего - Я - на перекрестке временных систем.
П. Сорокин: изучение бюджетов времени и социокультурное время.
Бюджет времени - метод статистико-социологического исследования реального поведения людей, отражаемого в показателях времени. В условиях американского эконом. кризиса состоялись исследования таких групп времени, как рабочие, фермеры, для того, чтобы получить картину образа жизни этих соц. групп. Впоследствии бюджеты времени изучались активно в плане изучения досуговой деятельности.
С. Г. Струмилин (1877-1974) - советский экономист, статистик.
"Бюджет времени русского крестьянина", "Бюджет времени русского рабочего в 1922".
Франц социолог Ж. Гурвич, автор работы "Спектр социального времени", обосновал идею гетерогенности социального времени, его разнообразие и множественности.
По его мнению, следует изучать не время, а времена.
Категории социального времени: продолжительное "длящееся время" традиционных обществ, "неустойчивое время" новых технологий, "циклическое время" церквей и сект", "взрывное время" революционных движений, "обманчивое времени", "запаздывающее время" и др.
Наследие Гурвича в попытке концептуализировать различные категории социального времени, изучить его соотнесённость с социальными институтами, структурами и группами.