Полагает, что в случае абсолютизации одной из норм, возможна девиация

Социология науки как отрасль социологического знания складывалась в США. Первопроходец этого направления – Р. Мертон с 1930ых гг.

В 1933 – 1938 гг. пишет работу «Наука, технология и общество в Англии XVII в.». Характеризуя движущие силы науки, Мертон размышляет как социолог, усматривая причины, побудительные мотивы таких факторов, как экономика и общество. В вопросе об истории науки есть два лагеря. Один лагерь – интерналисты, которые полагают что история науки – это история великих открытий, совершаемых гениями. Мертон – сторонник экстернализма, считал, что причины развития науки лежат во внешних факторах, в экономике, экономических потребностях и в обществе. Как любой социальный институт, наука регулируется социальными нормами. Систему социальных норм, которые регулируют взаимодействие учёных, можно назвать этосом.

В 1937 г.  публикуется работа Мертона «Наука и социальный порядок». В этой работе была заложена целая парадигма, нормативная парадигма социологии науки.

Мертон использовал методологию и структуру функционализма для конструирования своей модели науки, как социального института; для описания научного этоса. В соответствии с постулатами структурного функционализма:

Интеграция любой группы обеспечивается принятием системы поведенческих норм. Эти нормы регулируют действия членов группы по отношению друг к другу. Эти нормы поддерживаются, воспроизводятся во времени. Комфорное поведение (которое согласуется с этими нормами) вознаграждается, а девиантное поведение означает, что будут наложены санкции. Этос - совокупность этических норм и поддерживающих их ценностных ориентаций. Каковы же нормы науки? Эти нормы являются этическими (представления учёных о том, что можно и что нельзя). Этические представления учёных – это личностные убеждения. Научный этос определяет поведенческий императив. Нормы:

1.Универсализм – убеждение в объективности, универсальности и независимости положения науки от личных и социальных качеств учёного (от его расы, пола, религии). В качестве примера приводит разграничение науки на арийскую и не арийскую – это нарушение принципа универсализма. Достижения науки – универсальные.

2.Всеобщность (коммунизм) – научное знание должно становиться общим достоянием, им надо обмениваться, делать публичным. Знание должно быть доступно для других. Норма всеобщности - запрет на монополизацию знания. Мертон пишет: "обладание наукой коллективно".

3.Бескорыстие (незаинтересованность) – представляет собой запрет для использования науки в личных целях, например, ради личной карьеры или материальной выгоды. Эта норма означает, что существует институциональный контроль за мотивацией, учёный не обязан быть альтруистом; существует ответственность перед коллегами относительно мотивации.

4.Организованный скептицизм – 1) предписание критического оценивания к предлагаемым научным результатам (защита диссертации); 2) ответственность учёного за те оценки, которые он выносит работам коллег (научная статья в журнале).

Как любой социальный институт наука имеет свой механизм распределения вознаграждения - обмен научного результата, полученного знания на признание со стороны научного сообщества, то есть интеллектуальная собственность в науки носит символический характер.

Формы признания в науке: 

Ø Эпонимия - присвоение имени учёного каким-то результатам его деятельности или всему вкладу;

Ø Обозначение целых эпох в науке именем учёного (Ньютоновская физика, Дарвинская наука, Фрейдовский психоанализ);

Ø Престижные научные премии (Нобелевская премия);

Ø Избрание в почетные научные общества;

Ø Академические звания и почетные награды, медали;

Ø Именные кафедры в НИИ и образовательных институтах.

Ø Система цитирования и ссылок, которая выполняет две функции:

1)инструментально – познавательная - в этом случае ссылка отправляет к авторам.

2)символическая – институциональная - регистрирует интеллектуальную собственность.

 Амбивалентность - противоречивость поведения учёного.

Формы девиантности в науке: 1)плагиат; 2)фабрикация данных, потасовка данных

Девиация в науке – результат нарушения баланса между взаимосвязанными нормами научного этоса. Со временем, в 1950х – начале 1960х г. Мертон переходит к осмыслению того, что же на самом деле учёные делают. В 1930 гг. он думал над тем, что учёный должен делать.

Вводит 9 пар взаимно противоположных нормативных принципов.

Учёный должен:

  1. Как можно быстрее передавать свои научные ре­зультаты коллегам, но он не должен торопиться с публикациями;
  2. Быть восприимчивым к новым идеям, но не подда­ваться интеллектуальной «моде»;
  3. Стремиться добывать такое знание, которое полу­чит высокую оценку коллег, но при этом работать, не обращая внимания на оценки других;
  4. Защищать новые идеи, но не поддерживать опро­метчивые заключения;
  5. Прилагать максимальные усилия, чтобы знать от­носящиеся к его области работы, но при этом помнить, что эрудиция иногда тормозит творчество.

Полагает, что в случае абсолютизации одной из норм, возможна девиация.

Мертоновская парадигма - направление в социологии науки, возникшее в 1950-1960 гг. в результате деятельности Мертона и его школы и сохранявшее устойчивость своих исследовательских ориентаций до сер. 1970 годов.

Эффект Матфея – выдающиеся ученые получают неоправданно большое вознаграждение за свой вклад, относительно неизвестные неоправданно малое признание.

 

  1. Теория парадигм Т.Куна («Структура научных революций»). «Нормальная наука» и «научные революции»).

В начале 60-х годов XX в. американский ученый Т. Кун выдвинул концепцию, описав ее в своей книге «Структура научных революций» в 1962 году. Понятие «парадигма» (от греч: пример, образец). В книге Кун назвал парадигмами научные концепции, достаточно беспрецедентные, чтобы привлечь на длительное время группу сторонников и в то же время достаточно открытые, чтобы новые поколения ученых могли в их рамках найти для себя нерешенные проблемы любого вида. В истории физики, например, Кун выделяет в качестве парадигм классические труды Аристотеля, которые после заменили Ньютона. Переход научного сообщества от одной парадигмы к другой лежит в основе научных революций. Увлеченные новой парадигмой ученые получают новые средства исследования и изучают новые области. Но важнее всего то, что в период революций ученые видят новое и получают иные результаты даже в тех случаях, когда используют обычные инструменты в областях, которые они исследовали до этого. Смена парадигмы приводит к тому, что ученые видят мир их исследовательских проблем в ином свете. Руководствуясь данным определением, можно выделить три главных признака существования парадигмы: 1) наличие оригинальной концепции, которая служит универсальным инструментом описания и объяснения исследуемых явлений; 2) наличие классиков, труды которых служат образцом разработки концепции и ее применения в исследовании конкретных явлений; 3) наличие научного сообщества, которое использует концепцию и опирается на труды классиков при формулировке и решении новых исследовательских проблем. В социологии существует сразу несколько научных направлений, характеризующихся этими тремя признаками. На этом основании некоторые исследователи считают, что социология находится в кризисе, переживает период научной революции. Однако другие исследователи полагают, что социология – это мультипарадигмальная наука. Идею о мультипарадигмальности как нормальном состоянии для социологии впервые обосновал в середине 1970-х гг. Джордж Ритцер. Мультипарадигмальность означает, что с появлением новой парадигмы, созданные раньше не исчезают, а увеличивающееся концептуальное разнообразие позволяет описывать и объяснять различные аспекты таких сложных явлений и процессов, каковыми являются социальные феномены.

Одной из самых распространенных среди них является классификация российского социолога Г. В. Осипова, который выделял следующие группы социологических парадигм: 1) парадигмы социальных фактов (Дюркгейм) – предмет социологии – социальные факты, а методы – статистические, массовые опросы, сравнительно - исторический; 2) парадигмы социальных дефиниций (символический интеракционализм и этнометодология ВЕБЕР.) – методы: глубинное интервью, географический метод, наблюдение; 3) парадигмы социального поведения (бихевиоризм) (Хоманс и Блау. Теории обмена и социального действия) методы: эксперимент.

 

В работе Т. Куна «Структура научных революций» исследуются социокультурные и психологические факторы в деятельности, как отдельных ученых, так и исследовательских коллективов. Т.Кун считает, что развитие науки представляет собой процесс поочередной смены двух периодов - «нормальной науки» и «научных революций». Причем последние гораздо более редки в истории развития науки по сравнению с первыми.

Центральное место в концепции Т.Куна занимает понятие парадигмы, или совокупности наиболее общих идей и методологических установок в науке, признаваемых данным научным сообществом. Парадигма обладает двумя свойствами: 1) она принята научным сообществом как основа для дальнейшей работы; 2) она содержит переменные вопросы, т. е. открывает простор для исследователей. Парадигма – это начало всякой науки, она обеспечивает возможность целенаправленного отбора фактов и их интерпретации. Парадигма, по Куну, или «дисциплинарная матрица», как он ее предложил называть в дальнейшем, включает в свой состав четыре типа наиболее важных компонентов: 1) «символические обобщения» - те выражения, которые используются членами научной группы без сомнений и разногласий, которые могут быть облечены в логическую форму, 2) «метафизические части парадигм» типа: «теплота представляет собой кинетическую энергию частей, составляющих тело», 3) ценности, например, касающиеся предсказаний, количественные предсказания должны быть предпочтительнее качественных, 4) общепризнанные образцы.

В критике понимания Т.Куном «нормальной науки» выделяются три направления. Во-первых, это полное отрицание существования такого явления как «нормальная наука» в научной деятельности. Этой точки зрения придерживается Дж. Уоткинс

Второе направление в критике «нормальной науки» представлено Карлом Поппером. Он, в отличие от Уоткинса, не отрицает существования в науке периода «нормального исследования», но полагает, что между «нормальной наукой» и научной революцией нет такой существенной разницы, на которую указывает Кун

Третье направление критики нормальной науки Куна предполагает, что нормальное исследование существует, что оно не является основным для науки в целом.

Нормальная (не революционная) наука предполагает консенсус о проблематике, теории и методологии, методах, инструментария и стандартах оценки полученных результатов.

Парадигма порождает традицию, т.е. является социально обусловленной.

Парадигма является коллективной собственностью.

Парадигму обычно не выбирают.

Развитие науки: "Нормальная наука" сталкивается с кризисом, который ведет к научной революции; затем устанавливается новая парадигма ("нормальная наука").

Наука как рутинная деятельность, "игра в кубики".

Аномалии - факты, не встраивающиеся в картину "нормальной науки". Аномалии есть всегда.

Новое в науке начинается со сбора и осмысления аномалий.

Кун видит в науке определенную форму культуры, ограниченную в пространстве и во времени.

 

 

  1. Альтернативные концепции в социологии науки.

1. Когнитивные (ученые пытаются ответить на вопрос, что считается знанием и почему)

2. Релятивистские (относительность знания в пространстве и времени)

3. Конструктивистские (знания – это не отражение реальности, а результат конструирования действительности, которая определяется социальным интересом и позицией ученого, знания – не только упорядоченная действительность, но и средство контроля)

4. Интерпертативные (подчеркивается отличие от нормативов науки Мертона, акцент на формы коммуникации, т.е. на язык науки)

Альтернативные концепции в социологии науки представлены тремя направлениями: "Сильная программа", этнометодологическая социология знания и дискурс-анализ.

Сильная программа. «Знание и социальное представление» — книга Д. Блура представителя Эдинбургской школы, в которой выдвинута натуралистическая программа социологии познания, которую автор называет «сильной программой». Представители - Барнс, Блур, Эдж, Маккензи, Шейпин и др. Общими исходными пунктами программы является взгляд на науку как специфическую форму культуры, которую можно анализировать эмпирически и при помощи социологии знания, кроме того, у СП натуралистический взгляд на знания и идеи, что означает, что их можно объяснить точно так же, как объясняют "природные" явления. «Сильная программа» социологии познания включает четыре тезиса (принципа):

1. социология познания должна заниматься причинным объяснением знания, хотя такое объяснение не исчерпывается социальными причинами;

2. она должна объяснять все виды знания, оставаясь безразличной к его истинности или ложности, рациональности или иррациональности;

3. объяснительная модель его должна быть симметрична, одни и те же причины должны объяснять как "истинные", так и "ложные" представления.

4. социология знания должна быть рефлексивной и применяться к себе самой так же, как к другим системам знания.

Сами сторонники СП не считают это чем-то новым, а лишь монтажом ранее проявлявшихся тенденций, почерпнутых, в частности, у Дюркгейма и Маннгейма.

По мнению Блура, любое знание имеет социальный компонент. Знание, в первую очередь научное, обладая свойством сакральности, может рассматриваться как отражающее общественные идеологии, т.е. те упрощенные картины общества, которыми располагает субъект в данном обществе. Блур считает идеологии первоисточником как систем знания, так и философских представлений о природе знания.

Он выделил два принципа программы: 1) принцип непредвзятости и 2) принцип симметрии.Содержание научного знания зависит от "Социального интереса". Интерес состоит в том, чтобы реальность поставить на контроль. Знание - средство упорядочений действительности и контроля за ней. Френология (греч phren- душа, ум+ logos- учение). Ошибочная теория о связи формы черепа (наличие выступов и "шишек") со свойствами личности (характера). В основе её лежит теория (не подтвердилась) о том, что череп может изменяться благодаря развитию отдельный функциональных участков коры головного мозга.

Барнс. Всё развитие познания в первую очередь - инструмент контроля за окружающим, независимо от того, социально оно или естественно. Знания представляют собой источник как упорядочивания действительности, так и контроля над ней, что, в частности, выражается в способности владения коммуникациями и т.д. Но знания – это также культурный источник, определяемый обществом, в котором оно произросло, и они применяются также в соответствии с интересами, существующими в этом обществе. Все знания добываются людьми на основе существующих культурных ресурсов. Старые знания - это часть того сырья, которое применяется для добычи нового.

Понимание того, что такое знание и наука, социально определено, и потому вовсе не обязательно построено на рациональном основании. Это означает также, что наука может быть применена какой-либо социальной группой как, например, обоснование доминирования или контроля за другими социальными группами

Этнометодология – это направление в социологии, изучающее взаимодействие людей и их отношение к происходящему с позиции близкой к этнографической. Ее основателем является американский социолог Гарольд Гарфинкель. Смысл этнометодологии состоит в превращении методов этнографии и социальной антропологии в общую методологию социологических исследований. По мнению социологов, задача этнометодологии состоит в характеристике методов социологического исследования, связанного с рациональным, корректным языковым описанием практических повседневных социальных взаимодействий. Одним из решающих условий успешности этого описания является значение контекста (социальной среды), в котором происходит взаимодействие. Этнометодология имеет дело с повседневными, обыденными действиями людей и их практическим мышлением в ходе осуществления такой деятельности. Исходя из этого, Гарфинкель изучал поведение людей в суде, очередь как явление социального порядка, беседы между людьми и т.д. Главное, что его интересовало, - как, каким образом, благодаря каким методам и каким действиям осуществляется деятельность группы, непосредственно производящей социальный порядок.

В поле зрения оказывается научный язык, фокус зрения переносится на фокус аргументации. Описание соц. практики с акцентом на её значение, а не причинные объяснения. Деятельность лаборатории это последовательность операций по преобразованию одних типов высказывания в другие с различными степенями достоверности.

Дискурс-анализ. Малкей разработал совместно с Дж.Гильбертом методологию анализа научного дискурса – это совокупность аналитических методов интерпретации различного рода текстов или высказываний как продуктов речевой деятельности людей, осуществляемой в конкретных общественно-политических обстоятельствах и культурно-исторических условиях. Подразумевается, что соц.действие не поддается прямому наблюдению (нужно выслушать объяснение самих акторов). Значение соц.действия представляет собой веер потенциальных возможностей, котор. реализуются по-разному. Для соц.действий характерна многозначность, множество смыслов.

 

  1. Социальное время и его социологическое изучение. Социология времени.

Философия: время – атрибут, всеобщая форма бытия материи.

Эконом теор: эконом циклы, модели организации рабочего времени.

История: Ф. Бродель «Для историка время – это начало и конец всего»

Социология: Время – лишь один из аспектов соц. реальности; фокус интересов на настоящем времени.

Социальное время – это «время существования, функционирования и развития общества как совокупности социальных систем, от человека до общественно-экономической формации и человеческого общества в целом. Время связано с человеческой деятельностью, т. е. материальной деятельностью и отношениями». Социальное время выступает показателем общественного развития, а «движение и развитие, функционирование социального бытия имеет и свое собственное время и пространство»

Для социолога время – лишь один из аспектов социальной реальности; фокус интереса на настоящем и современности: социологическое понятие времени не может быть нашим; вся структура нашей дисциплины восстает против него. 

Во всех социологических работах присутствует тема социальных изменений, социальных процессов. Социология – это обширное исследование социального изменения во времени на каждом уровне социальной жизни.

Любое социальное явление имеет свое начало и конец, свою меру продолжительности и хроноструктуру.

Важно различать:

1. Временные аспекты самых разных социальных явлений и процессов.

2. Время как специальный объект исследования.

Социология времени – научная дисциплина, предметом которой является время.

Методы изучения социального времени:

1) дающие, объективную картину распределения и исполнения времени – бюджет и баланс времени

2)дающие субъективную картину распределения и использования времени – не бюджетные опросы о восприятии времени, отношении к нему, удовлетворённости использованием.

Социальное время - 3 ракурса:

С содержательной точки зрения – это одна из форм существования общества, наряду с пространством, функционирование которого протекает во времени и неотделимо от него; это время общественного бытия людей, то есть их социальной деятельности и отношений, в которые они вступают.

Со статистической точки зрения – это совокупность или суммарное время существования и деятельности всех членов общества, образующих различные группы и объединения (от семьи до социальных классов и наций).

В аксиологическом ракурсе – это нематериальная форма богатства, как общества в целом, так и каждого его члена. Существует соц. неравенство в распределении и потреблении соц. времени. Оно выражается в неравенстве временных затрат на те или иные виды деятельности, которыми располагают группы общества.

Модусы и формы социального времени: модусы – прошлое, настоящее, будущее;
формы – рабочее, семейное; учебное, свободное.

К. Маркс: проблема структурирования времени в капиталистическом обществе. Классификация суточного времени:

1. Рабочее время

2. Время удовлетворения физических потребностей

3. Время удовлетворения интеллектуальных и социальных потребностей.

 «Рабочее время не имеет физических и социальных границ»

Раскрыл сущность рабочего времени и физического и социального ограничения времени.

Сформулировал закон экономии времени – один из всеобщих экономических законов.

Экономия времени – постоянное уменьшение затрат времени на те или иные виды деятельности.

По Марксу, стоимость товара, труда измеряется общественно-необходимым временем, затрачиваемым на его производство.

"Капитал": "Время - это просто для развития способностей...". Время – это пространство человеческого бытия.

Мосс писал "для тех, кто занимается изучением магии и религии, время и пространство – категории заслуживающие внимание". Анализируя религиозную жизнь в традиционных обществах, указывали на ритмы социальной жизни, периодический характер праздников, предписанных религией. Все индивиды, составляющие общество, разделяют общее понимание времени; оно является продуктом "коллективного сознания"

Отмечена качественная природа социального времени в отличие от математической регулярности календарей и других средств изменения времени. 

Дюркгейм "Элементарные формы религиозной жизни": время - это коллективное сознание.

Все индивиды, составляющие общество, разделяют общее понимание времени: оно явл. продуктом "коллективного сознания"

Отличие качественной природы соц. времени, от математической регулярности календарей и др, средство измерения времени.

Сорокин, Мертон "Социальное время: методологический и функциональный анализ"

· Социокультурное время как социальный феномен, характеризующий продолжительность, синхронность соц. процессов, ритм и интенсивность соц. изменения.

· "Оно не течёт равномерно (одинаково) в той же самой группе и в разных обществах"

Не является бесконечно делимым, как математическое время, так как скорее качественно по природе.

Мертон подчёркивал сильное отличие социального времени от социологического.

Дж. Г. Мид: сознание, Я и время

"Философия настоящего" (1932)

· Реальность существует, и социальный феномен свершается только в настоящем, отдельном от прошлого и будущего

· Динамика социальной реальности – это непрерывное производство настоящего

· Настоящее, даже если оно вбирает в себя аспекты прошлого, - это всегда новый бесконечный процесс

· Настоящее – результат появления новых ситуаций

· Человек как существо, обладающее сознанием, подвергается сильному влиянию одновременно прошлого, настоящего и ожидаемого будущего - Я - на перекрестке временных систем.

П. Сорокин: изучение бюджетов времени и социокультурное время.

Бюджет времени - метод статистико-социологического исследования реального поведения людей, отражаемого в показателях времени. В условиях американского эконом. кризиса состоялись исследования таких групп времени, как рабочие, фермеры, для того, чтобы получить картину образа жизни этих соц. групп. Впоследствии бюджеты времени изучались активно в плане изучения досуговой деятельности.

С. Г. Струмилин (1877-1974) - советский экономист, статистик.

"Бюджет времени русского крестьянина", "Бюджет времени русского рабочего в 1922".

 

Франц социолог Ж. Гурвич, автор работы "Спектр социального времени", обосновал идею гетерогенности социального времени, его разнообразие и множественности.

По его мнению, следует изучать не время, а времена.

Категории социального времени: продолжительное "длящееся время" традиционных обществ, "неустойчивое время" новых технологий, "циклическое время" церквей и сект", "взрывное время" революционных движений, "обманчивое времени", "запаздывающее время" и др.

Наследие Гурвича в попытке концептуализировать различные категории социального времени, изучить его соотнесённость с социальными институтами, структурами и группами.



Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: