Тема «Общественно-историческая природа психики человека и ее формирование в онтогенезе»

1. Проблема соотношения биологического, социального и культурного в психике человека

В процессе выяснения соотношения биологического, психологического и социального в человеке сформировалось три школы: биологическая, психологическая и социологическая.

1. Биологическая школа. Сторонники этой школы отдают предпочтение биологическим началам в человеке. Истоки этого подхода восходят к философии Платона, который пытался оправдать социальные различия между сословиями их разной природой (рабы рассматривались как говорящие орудия). Сходные взгляды встречаются и во время первых буржуазных революций, феодальное дворянство использовало расизм для того, чтобы оправдать существовавшие сословные различия и отстоять собственные привилегии. После буржуазных революций в Центральной Европе граф Ж. А. де Гобино (1816 – 1882) выступил против идеи человеческого равенства, выводил историю человечества из борьбы между высшими и низшими расами, провозглашая подлинно высшей «арийскую расу».

В рамках биологической школы следует выделить следующие основные направления.

Расизм – учение о решающем воздействии расовых различий на историю и культуру отдельных народов и общества в целом. Объективно расовые различия представляют биологические признаки, вызванные к жизни не социальными, а природно-климатическими факторами. В свою очередь они не могут оказывать заметное воздействие на общественное развитие.

Антропосоциология. В рамках этого направления сложилась расово-антропологическая школа – биологическое направление в социологии, обосновывающее расовое неравенство и переносящее на человеческое общество биологические законы борьбы за существование и естественного отбора.

социал-дарвинизм – довольно влиятельное учение конца XIX – начала XX вв. Его сторонники пытались объяснить явления общественной жизни, опираясь на учение Ч. Дарвина о естественном отборе и эволюции (классовая борьба, представители высших классов занимают ведущее место в обществе, поскольку наиболее развиты).

Евгеника (от греч. – «хорошего рода», «породистый») – учение о наследственном здоровье человека, а также о путях улучшения его наследственных свойств. Различают позитивную и негативную евгенику. Цель негативной евгеники – прекращение воспроизводства лиц, имеющих наследственные дефекты, либо тех, кого в данном обществе считают физически или умственно неполноценными.

Социобиология – междисциплинарное научное направление, изучает биологические основы социального поведения животных и человека, используя данные этологии, генетики, экологии, эволюционной теории, социальной психологии, этнографии и др.

2. Психологическая школа. В рамках этого подхода необходимо рассмотреть такие течения как фрейдизм, неофрейдизм, бихевиоризм и гештальтпсихологию.

Фрейдизм связан с именем австрийского врача-психиатора З. Фрейда. Это течение, аппелирующее в объяснении поведения отдельного человека, больших социальных групп и общества в целом к бессознательной психической деятельности, к инстинктам и прежде всего к половому инстинкту и инстинкту самосохранения. Фрейдизм с самого начала своего существования не представлял собой чего-то единого; двойственное отношение самого З. Фрейда к бессознательному, в котором он видел источник одновременно как творческих, так и разрушительных тенденций, обусловило возможность различного, иногда прямо противоположного истолкования принципов его учения.

В конце 1930-х годов возникает неофрейдизм, который стремится превратить фрейдизм в чисто социологическую и культурологическую доктрину, порывая при этом с концепцией бессознательного и с биологическими предпосылками учения З. Фрейда. Его представителями были Э. Фромм, К. Хорни(1885 – 1952), Г. Салливан (1892 – 1949) и другие.

бихевиоризм (от англ. – поведение) оказавший значительное влияние на все дисциплины, связанные с изучением человека. В основе бихевиоризма лежит понимание поведения человека и животных как совокупности двигательных и сводимых к ним вербальных и эмоциональных ответов (реакций) на воздействия внешней среды.

гештальтпсихология – одна из крупнейших школ зарубежной психологии первой половины XX вв. Ее центральный тезис заключается в необходимости проведения принципа целостности при анализе сложных психических явлений. Термин «гештальт» (нем. – целостная форма, образ) восходит к выдвинутому фон Эренфельсом (1859 – 1932) представлению об особом «качестве формы», привносимом сознанием в восприятие элементов сложного пространственного образа.

3. Социологическая школа. Социоцентризм – методологический подход, который в определении человека, его сущности устанавливает приоритет социума, культуры, полагая, что человек, его жизнь и поведение целиком зависимы от общества.

Истоки этого подхода можно обнаружить у французских материалистов XVIII века, в частности у К. Гельвеция (1715 – 1771), который сформировал представление о человеке как продукте социальной среды и воспитания. Однако он не рассматривал человека деятельным существом, так как полагал, что социальная среда в конечном итоге определяется и преобразовывается сознанием.

Также сторонники таких концепций утверждают, что все относящееся к биологии человека, к человеческой индивидуальности в ее многообразнейших проявлениях, воспринимается как нечто второстепенное. Биологические признаки людей в отличие от признаков животных получают специфически человеческое содержание, так как человек существо социальное. Человек – продукт общественно-исторического развития, а не плод биологической эволюции. Даже сами особенности биологической организации человеческого организма есть результат общественно-трудовой деятельности человека. В общественной деятельности человек изменяет, но не отменяет биологическое. Сторонниками этого подхода были марксисты. С точки зрения К. Маркса (1818 – 1883), человек – деятельное существо. Он сам творит и преобразует среду, а вместе с ней и свою природу. Обосновывая это положение, К. Маркс показывает, что биологическое единство человека (общие анатомо-физиологические и прочие особенности людей) никогда не играло заметной роли в истории.

Таким образом, человек есть высшая ступень развития живых организмов на земле. Субъект и продукт общественно-исторической деятельности и культуры. В нем диалектически сочетаются и взаимодействуют биологическая и социальная составляющие. Человек так же является и духовным существом, хотя этот аспект далеко не все исследователи включают в определение человека. А ведь единство основных качественных характеристик (природное, социальное и духовное), практически неразделимо и равноправно свойственно каждому представителю человеческого рода. Лишь с достижением стадии духовности природно-социальная человеческая индивидуальность может реализовать себя как личность.

 

2. Становление сознания и личности в процессе присвоения общественно- исторического опыта.

Строение и развитие сознания - Дюркгейм, Жане, Леви-Брюль, французская социологическая школа.

Строение сознания. Специфика коллективных сознательных представлений.

Коллективные сознательные представления – представления о времени, пространстве, роде, причине, субстанции. Их специфика – это представления о наиболее общих свойствах окружающего мира. Они есть у всех людей, обладающих развитым разумом, взрослых. Их содержание одинаково, универсально, в пределах каждого общества и культуры. Они являются необходимым условием для мыслительной, умственной деятельности. Идея Дюркгейма: Социальные факты не зависят от индивида, жестко навязаны ему, и должны быть присвоены с необходимостью.

Происхождение сознания связано с представлениями о природе человека. Человек – существо двойственное. Первое его существо – индивидуально и автономно живущий организм. Второе – человек - социальное существо, часть общества. Коллективные представления возникают в результате познавательной деятельности общества в целом. Они внедряются в сознание каждого члена общества, человека. Наличие коллективных представлений выполняет важную и полезную функцию – они образуют возможность объединения людей. Совместная жизнь людей предполагает единомыслие – для взаимопонимания и совместной деятельности. Их исследуют методом кросс-культурных исследований.

2. Значение и личностный смысл. Возникновение «разумного смысла».

Возникновение действий приводит к созданию сознательного отражения, его единица – «разумный смысл». Чтобы человек мог совершать биологически нецелесообразные действия, он должен сознавать и понимать смысл своих действий в контексте общего труда.

Люсьен Леви-БрюльГлавная особенность примитивного сознания – господство коллективных представлений! Коллективные представления у первобытных – это некое триединство (в виде треугольника) - единство познавательных(интеллектуальных) – на вершине, аффективных (эмоциональных) и волевых (моторных, т.к. воля прежде всего проявляется в движении) компонентов. У первобытных людей эти три эти сферы пока не разделены (ум, чувство и воля). (У нас (в языке) они разделены: интеллект, эмоции и воля – это разные понятия). Коллективн.представления – идентичные у всего рода правила жизни и поведения. Совместный характер в этот период носит только трудовая деятельность охота, отдельные стороны жизни человека регулируются инстинктом. Так что изначально сознание зародилось как психич.механизм, обеспечивающий совместную деятельность.

Пьер Жане:память, связанная с речью (где ср-во общения – знаки) – это память-рассказ. Она не нужна отдельному человеку, это социальное действие! (действие разделено между людьми), ех., реакция часового на приближение врага. Патология памяти - человек выпадает из социума, утрачивая память-рассказ, и сохраняя лишь природную память –реминисценцию (навязчивое воспоминание на моторном и аффективн. уровне).

Леонтьев: Основное условие возможности понимания человеком смысла своих действий - наличие в его психике особых образований – значений. В значениях (языковых) представлена преобразованная и свернутая идеальная форма сущ-ния предметного мира, его свойств, связей и отношений, раскрытых обществ-й практикой. Значение – обобщенное индивидуальное понятие, закрепленное в языке (т.е.оно элемент и индивидуального сознания и соц-го опыта).

Личностный смысл – одна из образующих сознания – возникает в связи со значениями, которые человек присваивает – они включаются в контекст индивидуальной деятельности человека. Это селективное отношение человека к значениям, на основе его мотивации. Здесь значение как-бы приобретает новое качество – пристрастность, личностный смысл, «значение для себя».

 

3. Интериоризация как переход совместно разделенной деятельности ребенка и взрослого во внутреннюю деятельность.

Превращение интерпсихологических отношений в ин-трапсихологические Выготский назвал процессом интериоризации. В ходе него происходит превращение внешних средств-знаков (зарубки, коготь, жребий, громко произнесенное слово) во внутренние (образ, элемент внутренней речи и т. п.).

Л. С. Выготский выделяет здесь следующие стадии интериоризации. Первая: взрослый действует словом на ребенка, побуждая его что-то сделать. Вторая: ребенок перенимает от взрослого способ обращения и начинает воздействовать словом на взрослого. И третья: ребенок начинает воздействовать словом на самого себя.

У Выготского есть очень интересное исследование одной из форм детской речи, которую впервые описал Ж. Пиаже. Пиаже назвал эту речь "эгоцентрической". Наблюдается эта речь в возрасте 3-5 лет и к концу дошкольного возраста исчезает. Состоит она в том, что дети говорят вслух, как будто ни к кому не обращаясь.Вот несколько детей находятся в одной комнате, они рисуют и разговаривают между собой. Ж. Пиаже протоколирует их речь. Затем он подсчитывает количество высказываний или вопросов, в которых дети прямо обращались к кому-нибудь и получали ответ, и количество предложений, высказанных "в воздух", т. е. оставшихся без ответа. Интересно то, что, не получив ответа, ребенок каждый раз чувствовал себя вполне спокойно. Количество вторых высказываний оказалось довольно большим, порядка одной трети. Исследование показало, что с возрастом процент таких высказываний сокращается, доходя к 6-7 годам до нуля

Пиаже предположил, что эгоцентрическая речь - это специальная детская форма речи, которая постепенно отмирает. Однако Л. С. Выготский подошел к ней иначе. Он показал, что эгоцентрическая речь есть промежуточный этап между речью, обращенной к другому, и речью, обращенной к себе.

Вот пример из исследования, организованного Л. С. Выготским. Ребенок-дошкольник рисует один в комнате и время от времени озвучивает свою деятельность. "Где карандаш,- говорит он,- мне нужен синий карандаш" (но карандаша нет). "Ничего,- продолжает ребенок,- я вместо этого нарисую красным и смочу водой, это потемнеет и будет как синее". Рисует у трамвая колесо, карандаш ломается, когда нарисована только половина колеса. "Оно сломано" - говорит он, меняя на ходу сюжет рисунка

По наблюдениям Л. С. Выготского, подобное "озвучивание" процесса собственной работы возникает у ребенка особенно часто при затруднениях, т. е. в моменты, когда повышаются требования к организации его собственных действий.Эти и другие факты служат доказательством того, что речь - главное средство саморегуляции. Эгоцентрическая речь отражает уже продвинутую стадию интерио-ризации этого средства.

Таким образом, произошли два важнейших события: рождение средства-знака в процессе общения и превращение его из внешней формы во внутреннюю, т. е. его интериоризация. В результате стал возможен акт произвольного внимания.

 

4.Формирование высших психических функций, их социально опосредствованный и произвольный характер

Закономерностью формирования высших психических функций является то, что первоначально они существуют как форма семиотически опосредствованного взаимодействия между людьми (т. е. как интерпсихологический процесс, интерпсихическая функция) в контексте различных видов совместной их деятельности и лишь позже -- как полностью внутренний (интрапсихологический, интрапсихическая функция) процесс. Превращение внешних средств осуществления функций во внутренние носит название интериоризации. Другая важнейшая черта, характеризующая логику развития высших психических функций, -- их постепенное «свертывание», автоматизация. На первых этапах формирования высших психических функций представляют собой развернутую форму деятельности, которая опирается на относительно элементарные сенсорные и моторные процессы; затем эти действия и процессы свертываются, приобретая характер автоматизированных умственных действий. Одновременно меняется и психологическая структура высших психических функций.

· · Социальные по своему происхождению - говорит о том, что это не нечто врожденное, эти процессы формируются прижизненно при непосредственном влиянии культуры (семьи, школы и пр.). Основной механизм - интериоризация, овнутрение внешнего во внутреннее.

· · Опосредованные по строению - внутренним инструментом их осуществления являются культурные знаки. В первую очередь это речь, в целом - представления о том, что в культуре принято и понятно.

· · Произвольные по характеру регуляции - человек может ими сознательно управлять.

К высшим психическим функциям уверенно относят память, мышление, речь и восприятие. Относить ли к высшим психическим функциям внимание, волю, мотивацию в целом, внутренние чувства и социальные эмоции - вопрос спорный.

Основная трудность здесь в том, что по определению ВПФ - функции произвольные, а произвольность второго списка под вопросом. Для развитого человека это вполне произвольные функции, для массовой личности эти функции непроизвольны.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: