Безопасность жизнедеятельности

РАБОЧАЯ ТЕТРАДЬ

                            по дисциплине

 

 

БЕЗОПАСНОСТЬ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ

 

______________________________________________ Ф.И.О. студента ___________________________________

  группа

 

 

Волгоград

 

ОГЛАВЛЕНИЕ:

 

Тема 1: Теоретические основы БЖД ………………………... …………..…...…3 Тема 2: Классификация чрезвычайных ситуаций………………..….....…..6 Тема 3: РСЧС и ГО. Структура и задачи……………………………….. …10 Тема4: Основы пожарной безопасности……………....……….…..…. …13

Тема 5: Правила поведения при пожаре…………………………….… …16 Тема 6: Проблемы национальной и международной безопасности.

Продовольственная безопасность…………………………………..18 Тема 7: Информационная безопасность………………………………....…20 Тема 8: Общественная опасность экстремизма и терроризма……….....…23 Тема 9: Индивидуальные средства защиты……………….………..…....…26 Рекомендуемая литература……………………………….……………….…. 29

 

 

Тема1: ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ БЕЗОПАСНОСТИ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ

 

ЗАДАНИЯ:

1. Запишите определение БЖД как науки. __________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ ________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ _____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

 

2. Вставьте пропущенные слова в предложение:

Опасности по своей природе _________________ т.е. случайны, потенциальны, т.е. ___________          перманентны, т.е. __________________________  тотальны, т.е. ________________________

 

3. Выберите в тестах по одному верному ответу из предложенных вариантов и запишите их в таблицу:

 

№ теста 1 2 3 4 5
ответы          

 

1)Безопасностьжизнедеятельности–это:

а) свойство системы «человек – среда обитания» сохранять условия взаимодействия с минимальной возможностью возникновения ущерба людским, природным и материальным ресурсам.

б) индивидуальная система поведения человека, обеспечивающая ему физическое, душевное и социальное благополучие в реальной окружающей среде и активное долголетие.

в) область научных знаний, изучающая общие опасности, угрожающие каждому человеку, и разрабатывающая соответствующие способы защиты от них в любых условиях обитания человека.

2)Всеопасностиносят:

а) неопределенный характер, б) явный характер,

в) потенциальный характер, г) неизбежный характер.

  3)Риск–это:

а) события, которые могут принести вред человеку,

б) количественная характеристика действия опасностей, формируемых конкретной деятельностью человека,

в) процессы, оказывающие негативное воздействие на человека.

  4)Средаобитания–это:

а) окружающая человека среда, обусловленная в данный момент совокупностью факторов (физических, химических, биологических и социальных), способных оказывать прямое или косвенное, немедленное или отдаленное воздействие на деятельность человека, его здоровье и потомство;

б) окружающая человека природная среда, которая содержит в себе компоненты живой и неживой природы, которые находятся в постоянном взаимодействии друг с другом и оказывают на человека определенное влияние;

в) окружающая среда по месту жительства.

5)Предположение,согласнокоторомулюбаядеятельностьаприорносчитаетсяопаснойдотехпор,покапроведениемсоответствующихобследованийиреализациейпрофилактическихмероприятийнебудутдостигнутытакиеусловия,которыесчитаютсябезопасными–это:

а) наука о безопасности жизнедеятельности, б) аксиома безопасности жизнедеятельности,

в) презумпция потенциальной опасности деятельности.

 

4. Закончите предложение:

1) Объектом комплексной научной дисциплины БЖД является ________________

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________ ________________________________________________________________________

2) Основополагающая формула безопасности жизнедеятельности - ____________ ___________________________________________________________________________ ___________________________________________________________________________

 

3) Презумпция потенциальной опасности труда это ________________________ ___________________________________________________________________________ ___________________________________________________________________________ ___________________________________________________________________________ ___________________________________________________________________________ ___________________________________________________________________________ ___________________________________________________________________________

 

5. Укажите особенности поведения личности безопасного типа, заполнив пропуски в таблице:

 

СОДЕРЖАНИЕ ПОВЕДЕНИ

Я ЛИЧНОСТИ БЕЗОПАСНОГО ТИПА

 

Основные компоненты поведения: ▪►

 

І. предвидение опасности

 

  ІІ. уклонение от опасности   ІІІ. преодоление опасности

 

Содержание компонент поведения личности безопасного типа: ▪►

Предвидениеопасностипредполагает:

 

Осознаваявозможностьуклонитьсяотопасности,человекдолжен:

1. знать природу возникновения и характер развития опасных ситуаци

 

2. знать свои силы и возможности преодоления опасности;

 

3. уметь правильно оценить ситуацию.

Необходимоформироватьучеловекауверенность втом, чтоон,несумевуклониться отопасности,способен преодолетьее последствия.Дляэтого человекдолжен:

 

1. уметь вести себя адекватно сложности опасной ситуации (на воде, в лесу, при пожаре, в горах и т. д.);

2. знать способы защиты и владеть навыками их применения (укрытие от опасности или во время опасности и применение способов борьбы с последствиями опасностей);

3.

 

 

1. правильную оценку ситуации (вид опасности, характер развития, последствия, правовая -подготовленность);

 

 

 

2. предвидение опасности от среды обитания (природной, техногенной, социальной), военных действий;

  3. предвидение опасности от собственного «Я» (грозящей самому себе, среде обитания, другим людям).

 

Тема2: КЛАССИФИКАЦИЯ ЧС ЗАДАНИЯ:

1. Запишите название чрезвычайных ситуаций соответствующих определениям

различного происхождения:

Вид ЧС Определение ЧС
1 это обстановка на определенной территории, сложившаяся в результате аварии, опасного природного явления, катастрофы, стихийного бедствия, которые могут повлечь за собой человеческие жертвы, ущерб здоровью людей или окружающей природной среде, значительные материальные потери и нарушение условий жизнедеятельности людей.
2 явления или процессы геофизического, геологического, гидрологического, атмосферного и другого происхождения таких масштабов, которые вызывают катастрофические ситуации, характеризующиеся внезапным нарушением жизнедеятельности населения, разрушением и уничтожением материальных ценностей, поражением и гибелью людей.  
3 аварии, катастрофы, взрывы и пожары на объектах экономики, приводящие к огромным материальным потерям, нарушениям условий жизнедеятельности людей, к возможным человеческим жертвам, а также к экологическим катастрофам.  
4 обстановка на определенной территории, сложившаяся в результате возникновения опасных противоречий и конфликтов в сфере социальных отношений, которые повлекли за собой человеческие жертвы, ущерб здоровью людей или окружающей природной среде, значительные материальные потери или нарушение условий жизнедеятельности людей.  

 


 

3. Вставьте в таблицу пропущенные значения:

 

   

 

 

Типы ЧС

 

Виды ЧС

Классы ЧС

 

1. Литосферные ЧС

 

  Землетрясения, извержения вулканов.
Геологические (экзогенные) ЧС  
  Лесные пожары, торфяные пожары, степные пожары.

 

2.

 

Ветровые (метеорологические) ЧС  
  Затяжные ливни, сильная жара, засухи, сильные холода, снегопады и метели.

 

3. Гидросферные ЧС

 

  Тайфуны, ледовые ЧС на морях, цунами, сильные волнение и колебание уровня моря.
Гидросферные ЧС на суше (гидрологические ЧС)  

 

4.

 

Массовые заболевания людей  
  Энзоотии, эпизоотии, панзоотии.
Заболевание и поражение вредителями растений  

 

4. Выберите в тестах верные ответы и запишите их в таблицу:

 

1. 4. 7. 10. 13. 16.
2. 5. 8. 11. 14. 17.
3. 6. 9. 12. 15. 18.

 

Условные обозначения:

♣ – ответ должен иметь форму: например 1а2б, или 1в2б и т.д. ►– несколько правильных ответов.

● – тест с одним правильным ответом.

♦– перечислить все ответы в нужной последовательности.

 

1.Соотнеситеданныеколонок1и2. Колонка 1.                    1. К литосферным ЧС относятся …

2. К атмосферным ЧС относятся … Колонка 2. а) оползни и бури,                  б) бури и смерчи,

в) обвалы и сели,   г) смерчи и камнепады. ♣ 2.Соотнеситеданныеколонок1и2.

Колонка 1. 1. К классу биологических ЧС относятся … 2. К классу литосферных ЧС …

Колонка 2. а) природные пожары,                 б) метеорологические ЧС в) инфекционные заболевания,   г) гидрологические ЧС.

3.Соотнеситеданныеколонок1и2. Колонка 1. 1. Половодье – это …

2. Тайфуны – это …

Колонка 2. а) метеорологические ЧС,   б) гидросферное ЧС на море, в) геологическое ЧС,            г) гидросферное ЧС на суше.

4.Соотнеситеданныеколонок1и2.

Колонка 1. 1. Эпидемии и эпизоотии – это … ЧС.

2. Затяжные ливни и снегопады – это … ЧС. Колонка 2. а) литосферные,

б) атмосферные,

в) биологические, г) гидросферные.

5.КаномальныматмосфернымЧСотносят:

а) обвалы, оползни,                          б) стихийные бедствия, катастрофы, в) сильная жара, снежные метели,  г) ураганы, смерчи.

6.НаибольшеечислоЧСприродногопроисхожденияобусловлено: а) землетрясениями,

б) ураганами,

в) наводнениями.

●7.ПричинойвозникновенияЧСтехногенногохарактераможетстать: а) надежность обеспечения безопасности на транспорте и в сельском

хозяйстве;

б) культура производства, повышение уровня компетенции и ответственности специалистов вредных и потенциально опасных предприятий;

в) увеличение масштабов использования взрыво- и пожароопасных веществ и технологий.

8.Последствиямипожаровмогутбыть: а) ожоги различной степени,

б) химические отравления АХОВ, в) поражения от ударной волны, г) комбинированные поражения.

9.Косновнымспособамзащитыотвнешнегооблученияотносятсямероприятия: а) использование средств медицинской профилактики,

б) укрытие в убежищах, в) укрытие в подвалах.

10.Кправиламповеденияназагрязненнойрадиоактивнымивеществамиместностиотносятсямероприятия:

а) при нахождении на открытой местности для очищения кожных покровов как можно быстрее искупаться в открытом водоеме,

б) при возвращении в помещение как можно быстрее вытряхнуть верхнюю одежду,

в) в помещениях проводить влажную уборку. ► 11.КтехногеннымЧСотносятся:

а) пожар на транспорте, б) торфяной пожар,

в) пожар в школе.

12.Припреодолениинебольшихучастковзараженияхлоромзащищатьорганыдыханиялучшевсегоповязкой,смоченной:

а) 2% раствором питьевой соды,

б) 5% раствором лимонной кислоты, в) 2% раствором борной кислоты.

14.УстановитепоследовательностьстадийразвитияЧСсоциальногохарактера: а) инициирование ЧС,

б) процесс самой ЧС, в) стадия затухания,

г) накопление факторов риска.

15.КкратковременнымЧСсоциальногохарактераотносятся: а) инфляция,                   б) бандитский налет,

в) война,                      г) террористический акт. ► 16.КлокальнымЧСсоциальногохарактераотносятся:

а) забастовка на заводе,

б) массовые беспорядки на стадионе, в) война между двумя государствами, г) мировой экономический кризис.

17.КпреднамереннымЧСсоциальногохарактераотносятся: а) неурожай вследствие засухи,

б) политический конфликт, в) война,

г) эпидемия после землетрясения.

●18.Экономическийкризисможноклассифицироватькак____________ЧС. а) локальная,

б) местная,

в) национальная.

 


 

Тема3: РСЧС и ГО. СТРУКТУРА и ЗАДАЧИ. ЗАДАНИЯ:

1. Что такое РСЧС, для чего она предназначена?

РСЧС – это _________________________________________________________________ ________________________________________________________________________________

РСЧС предназначена для _____________________________________________________ ________________________________________________________________________________ ________________________________________________________________________________ ________________________________________________________________________________ ________________________________________________________________________________

2. Перечислите режимы функционирования РСЧС.

Какие мероприятия включает в себя каждый из этих режимов?

  Режимы функцио- нирования     Мероприятия, проводимые РСЧС в данном режиме
    Режим повседневной деятельности

 

 

   

формирование при необходимости оперативных групп для выявления причин ухудшения обстановки непосредственно в районе возможного бедствия, выработки предложений по ее нормализации; усиление дежур-но-диспетчерской службы; усиление наблюдения и контроля состояния окружающей природной среды, обстановки на потенциально опасных объектах и прилегающих к ним территориях; прогнозирование возможности возникновения чрезвычайных ситуаций и их масштабов; принятие мер по защите населения и окружающей природной среды, по обеспечению устойчивого функционирования объектов и т.п.

 

 

 

Режим чрезвычайной ситуации

 

 

 

1


 

3. Расставьте в таблице ниже перечисленные права и обязанности граждан РФ в области защиты населения от ЧС.

1) участвовать в установленном порядке в мероприятиях по предупреждению и ликвидации ЧС; 2) выполнять установленные правила поведения при угрозе и возникновении ЧС; 3) медицинское обслуживание, компенсации и льготы за проживание и работу в зонах ЧС; 4) изучать основные способы защиты населения и территорий от ЧС, приемы оказания первой медпомощи пострадавшим, правила пользования коллективными и индивидуальными средствами защиты, 5) защита жизни, здоровья и личного имущества в случае возникновения ЧС; 6) возмещение ущерба, причиненного их здоровью и имуществу вследствие ЧС; 7) соблюдать меры безопасности в быту и повседневной трудовой деятельности, 8) быть информированными о риске, которому они могут быть подвергнуты в определенных местах пребывания на территории страны и мерах необходимой безопасности.

 

  права граждан РФ в области защиты населения от ЧС   обязанности граждан РФ в области защиты населения от ЧС

 

 

       

 

 

 

4. Выберите в тестах по одному правильному ответу, ответы оформите в виде таблицы.

 

1.ОрганизациюликвидациичрезвычайнойситуацииРСЧСпроводит…

а) в режиме повседневной деятельности, б) в режиме повышенной готовности, в) в режиме чрезвычайной ситуации.

2.КоординирующимиорганамиРСЧСнатерриториальномуровнеявляются: а) региональные центры по делам ГО и ЧС,

б) комиссия по ЧС органов местного самоуправления, действующие на территории города, района,

в) комиссии по ЧС органов исполнительной власти субъектов РФ. 3.КуровнямРСЧСнеотносится:

а) объектовый,   б) производственный, в) местный,          г) территориальный.

4.КрежимуфункционированияРСЧСотносится:

а) режим повседневной деятельности, б) режим строгой секретности, в) режим повышенной бдительности.

5.ПодликвидациейЧСподразумевается:

а) аварийно-спасательные и другие неотложные работы, проводимые при возникнове-нии ЧС и направленные на спасение жизни и сохранение здоровья людей, снижение размеров ущерба окружающей среде и материальных потерь.

б) организация строительства жилья для пострадавшего населения,

в) восстановление экономики и нормального природопользования в зоне ЧС. 6.СилыисредстваРСЧСподразделяютсяна:

а) силы и средства наблюдения и контроля и силы и средства ликвидации последствий ЧС,

б) оперативные группы по ликвидации ЧС,

в) органы по возмещению ущерба населению.

 

5. Что такое гражданская оборона, какие формирования составляют ее силы и по какому принципу она организована в РФ?

Гражданская оборона – это __________________________________________________ ________________________________________________________________________ ________________________________________________________________________ ________________________________________________________________________ ________________________________________________________________________ Силы гражданской обороны - ______________________________________________________ ________________________________________________________________________________ ________________________________________________________________________________ ________________________________________________________________________________ Гражданские организации ГО _____________________________________________________ ________________________________________________________________________________ ________________________________________________________________________________ ________________________________________________________________________________ ________________________________________________________________________________ Гражданская оборона организуется на территории РФ по ________________________________________________________________________________ Ведение ГО начинается ___________________________________________________________ ________________________________________________________________________________ ________________________________________________________________________________ ________________________________________________________________________________ ________________________________________________________________________________ ________________________________________________________________________________ _______________________________________________________________________________

6. Перечислите основные задачи гражданской обороны:

 

  Основные задачи ГО в мирное время

 

Основные задачи ГО в военное время
   

 

 

 

1


 

Тема4: ОСНОВЫ ПОЖАРНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ ЗАДАНИЯ:

1. Дайте характеристику пожара, заполнив таблицу:

 

 

Пожар – это …

 

 

Для возникновения пожара необходимо одномоментное совпадение трех факторов: ▪►

1.

2.

3.

Опасные факторы пожара подразделяются на:

Первичные поражающие факторы пожара:

Вторичные поражающие факторы пожара:

1.

 

 

2.

 

3.

 

4.

 

5.

1.     2.   3.     4.

 

2. Что находится на пожарном щите и каково их предназначение?

 

предмет пожарного щита

его предназначение

 

  топор

 

  лом

 

  Пожарный багор

 

  пожарный крюк

 

  лопаты

 

             

1


 

 

3. Охарактеризуйте состав и действие огнетушителей, заполните таблицу:

 

№ п/п

Тип огнетушителя

Огнетушащее средство

  ПРИМЕНЕНИЕ (в каких случаях применяется и в каких нельзя)

 

 

 

1.

 

 

 

   

 

 

 

   

 

 

2.

 

 

 

 

   

 

 

 

 

 

3.

 

 

       

 

 

 

 

 

4.

 

 

       

 

 

 

 

 

5.

 

 

       

 

 

 

 

 

6.

 

 

       

 

 

 

 

1


 

Тема5: ПРАВИЛА ПОВЕДЕНИЯ ПРИ ПОЖАРЕ ЗАДАНИЯ:

 

1. Выполните тестовое задание

Условныеобозначения:

- тест с одним правильным ответом.

►- тест с несколькими правильными ответами.

 

 

1.Какнужнопродвигатьсячерезсильно задымленноепомещение?

 

а) в полный рост и бегом,     б) в полный рост медленно, в) ползком или пригнувшись, придерживаясь стены.

2.Чтодолженсодержатьвызовпожарнойохраны?

 

а) информацию о звонившем человеке и его номере телефона, б) самую объемную информацию,

в) четкую информацию о месте пожара.

3.Чтонеобходимопредпринятьчеловеку приневозможностиэвакуироватьсяизквартирыприпожаре?

 

а) следует сделать и одеть ватно-марлевую повязку смоченную водой,

б) следует выйти на балкон, закрыв за собой плотно дверь, криками привлекать внимание прохожих и пожарных,

в) следует выпить больше воды и снять лишнюю одежду.

4.Чтонеобходимопредпринять человеку,чтобы непотерять ориентировкувсильнозадымленномпомещении?

 

а) держать равновесие,

б) придерживаться стены,

в) следует опираться на пол руками.

       

5Чтонужнозакрытьприэвакуацииизгорящегопомещения: а) краны водопровода,             б) входную дверь,

в) вытяжные устройства,     г) сейфы. 2. 2. Заполните таблицу:

 

 

 

Противопожарный режим – это =>

 

 

 

 

 

Предназначение пожарной сигнализации и связи: =>

 

 

Система пожарной сигнализации состоит из: =>

 

Виды извещателей: =>

1.

2. 3. 4.

Пути эвакуации - это =>

 

                         

 

 

3. Заполните таблицу:

 

Добровольная пожарная охрана - …

Добровольный пожарный - …

 

Основными задачами добровольной пожарной охраны в области пожарной безопасности являются: =>

 

1.

 

2.

 

 

3.

Добровольная пожарная дружина - …

Добровольная пожарная команда - …
     

 

Тема6: ПРОБЛЕМЫ НАЦИОНАЛЬНОЙ И МЕЖДУНАРОДНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ.

ПРОДОВОЛЬСТВЕННАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ. ЗАДАНИЯ:

1. Перечислите приоритеты устойчивого развития РФ согласно Стратегии национальной безопасности РФ до 2020 года

 

 

Национальная безопасность

это защищенность жизненно важных интересов личности, общества и государства в различных сферах жизнедеятельности от внутренних и внешних угроз.

 

 

 

Национальные интересы РФ на долгосроч-ную перспек-тиву заключаются:

  1. в развитии демократии и гражданского общества, повышении конку-рентоспособности национальной экономики; 2. в обеспечении незыблемости конституционного строя, территори-альной целостности и суверенитета Российской Федерации; 3. в превращении Российской Федерации в мировую державу, деятель-ность которой направлена на поддержание стратегической стабильно-сти и взаимовыгодных партнерских отношений в условиях многопо-лярного мира.

 

Приоритеты устойчивого

развития РФ в области национальной безопасности:

 

 

 

2. Дайте определение продовольственной безопасности и назовите 4 её признака.

 

Продовольственная безопасность – это …

 

 

Продовольственная безопасность характеризуется:

 

1.

 

 

2.

 

 

3.

 

 

4.

 

                 

1


 

3. Перечислите рекомендации по безопасности питания:

 

 

Рекомендации по БЕЗОПАСНОСТИ ПИТАНИЯ:

 

  Что не рекомендуется делать   Что рекомендуется делать

 

 

 

 

 

 

 

4. Выберите в тестах верные ответы и запишите их в таблицу:

 

1. 2. 3. 4. 5.

 

 

Условныеобозначения:

►– несколько правильных ответов.      ● – тест с одним правильным ответом.

 

1.Врыночнойэкономикеосновойфинансовгосударствавыступаютналоги,которыесоставляют_______бюджета.

а) 70-80 %,     б) 80-95%,        в) 90-95 %.

2.Какойвреднациональнойбезопасностиприноситлегализациядоходов,нажитыхпреступнымпутем?

 

а) криминал получает возможность на формально законных основаниях использовать доходы от незаконной деятельности, внедряясь в легальный бизнес,

б) дестабилизируется финансовый рынок,

в) расширяет рынки сбыта российской продукции, г) государство не получает налогов.

3.Обеспечиваетпотенциал развитиястраны надлительныйисторическийпериод, атакжестабильностьиблагополучиеобщества-…

 

а) национальная безопасность, б) социальная безопасность, в) экономическая безопасность.

4.Борьбойсорганизованной экономическойпреступностьювРоссиизанимаются:

 

а) налоговая полиция,   б) экологическая полиция, в) органы ФСБ,              г) таможенная служба.

5.Направленияизадачипообеспечениюнациональнойбезопасностиопределеныв…

 

а) Конституции РФ,   б) уголовном кодексе РФ, в) Стратегии национальной безопасности РФ.

       

 

19


 

Тема7: ИНФОРМАЦИОННАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ ЗАДАНИЯ:

 

1. Дайте определение понятию «информационная безопасность». _________________________________________________________________________ _________________________________________________________________________ _________________________________________________________________________ _________________________________________________________________________ _________________________________________________________________________

 

2. Охарактеризуйте информационный резонанс, заполнив таблицу:

 

ИНФОРМАЦИОННЫЙ РЕЗОНАНС

 

 

 

 

 

Определение понятия «информационный резонанс»:                 ▪►

 

 

Это одновременное повышение искусственного внимания к тому или иному социальному или политическому событию, сопряженное с замалчиванием других событий, имеющих равную информативную значимость.

 
 
 

 

 

 

 

 

Применение информационного резонанса:  ▪►

 

1. как инструмент для эффективной манипуляции общественным мнением. Будучи искусственно созданным, информационный резонанс выдается за проявление коллективной воли общества и используется заинтересованными лицами для формирования «нужного» общественного мнения, внедрения в общественное сознание под видом объективной информации желательного для указанных лиц содержания;

 

 

2. информационный резонанс может использоваться теми или иными группами для давления на судебные органы, исполнительную и законодательную власть, правительство, общественные организации и политические партии.

 

 

Признаки информационного резонанса: ▪►

 

1.

 

2.

 

3.

 

 

4.

 

5.

 

6.

 

 

7.

 

                   

 

2


 

3. Важное значение ст.21 Конституции РФ и ст.129 УК заключается в том, что они защищают достоинство личности (продолжите предложения):

В соответствии со статьей 21 Конституции Российской Федерации достоинство личности ___ _________________________________________________________________________________ _________________________________________________________________________________ Статья 129 УК об уголовной ответственности за клевету является одной из _______________ ________________________________________________________________________________ ________________________________________________________________________________. Согласно ст. 129 УК, клевета – это _________________________________________________ _________________________________________________________________________________ ______________________________________________________________________________ ________________________________________________________________________________ Наказывается (перечислите виды возможных наказаний): 1.______________________________________________________________________________ 2.______________________________________________________________________________ 3.______________________________________________________________________________ 4.______________________________________________________________________________ 5.______________________________________________________________________________ 4. Что представляет собой интеллектуальная собственность и что является ее правовой основой (вставьте пропущенные цифры и слова)?

Интеллектуальная собственность представляет собой исключительные _____________ _________________________, ____________________________ и ____________________ произведения, программы для _______ и ___________ ________________, а также смежн права на _______________, промышленные образцы и другие результаты интеллектуальной деятельности, охрана которых предусмотрена _______________. Правовой основой законодательства об интеллектуальной собственности является Конституция РФ:

▪ В ч. 4 ст. ___ говорится о праве свободно искать, получать, передавать, производить распространять информацию любым законным способом, что гарантирует свободу литературного, художественного, научного, технического и других видов творчества, преподавания.

▪ В ч. 1 ст. ___ приведены положения об охране законом интеллектуальной собственности

 

5. Какие из ниже перечисленных произведений являются объектами авторского права, а какие не являются? Ответы запишите в таблице.

1.рефераты, 2.гербы, 3.ордена, 4.фотографические произведения, 5.пантомимы, 6.программы для ЭВМ, 7.законы, 8.произведения народного творчества, 9.денежные знаки, 10.литературные произведения, 11.сценарные произведения, 12.видеофильмы, 13.флаги, 14.произведения дизайна, 15.произведения садово-паркового искусства, 16.web-сайты, 17.географические карты, 18.судебные решения, 19.хореографические произведения.

 
  _

на __ ые

 

и р-

 

и.

  Являются объектами авторского права

 

Не являются объектами авторского права
   

 

 

 

21


 

6. Из трех предложенных определений выделите (подчеркните) определение коммерческой тайны:

А) состояние защищенности информационной среды общества, обеспечивающее ее формирование, использование и развитие в интересах граждан, организаций и государств.

Б) конфиденциальная информация, позволяющая ее обладателю при существующих или возможных обстоятельствах увеличить доходы, избежать неоправданных расходов, сохранить положение на рынке товаров, работ, услуг или получить иную коммерческую выгоду.

В) исключительные права на литературные, художественные и научные произведения, программы для ЭВМ и базы данных, а также смежные права на изобретения, промышленные образцы и другие результаты интеллектуальной деятельности, охрана которых предусмотрена законом

7. В последнее время многочисленные виды защиты информации группируются в три основных класса. Перечислите их.

1. ______________________________________________________________________________

______________________________________________________________________________ ______________________________________________________________________________

2. ______________________________________________________________________________ ______________________________________________________________________________ ______________________________________________________________________________

3. ______________________________________________________________________________ ______________________________________________________________________________ ______________________________________________________________________________

8. Вставьте слова в предложения:

Энергоинформационная безопасность - это состояние защищенности________________ ______________________ природы человека и человечества от внешних факторов угроз искусственного и естественного происхождения в виде __________________ в окружающей среде (атмосфере, космосе). Для научного обоснования факторов энергоинформационного воздействия на биологические объекты во всем мире активно развивается научное исследование свойств (_______________________________________________) энергоинформационного обмена между _________________________ полями и __________________________ объектами. Данное направление исследований мотивируется необходимостью прогнозирования и создания методов и средств ________________________ управления ________________ микро- и макрогрупп людей. При этом следует подчеркнуть, что разработки таких средств (по критериям военного и политического аспектов) можно сравнить с состоянием монопольного владения __________________ оружием.

Энергоинформационные взаимодействия - это слабые прямые (на информационном уровне) воздействия, не приводящие к значительному _________________________ изменению в системе, но влияющие на ее последующее глобальное ______________________.

 

 

9. Назовите источники угроз энергоинформационной природы.

  ИСТОЧНИКИ УГРОЗ ЭНЕРГОИНФОРМАЦИОННОЙ ПРИРОДЫ

 

 

  1.
  2.

 

3.
4.
5.
  6.

Тема8: ОБЩЕСТВЕННАЯ ОПАСНОСТЬ ЭКСТРЕМИЗМА И ТЕРРОРИЗМА

ЗАДАНИЯ:

1.Дайте определение понятиям «экстремизм» и «терроризм», назовите их основные причины возникновения.

 

понятие определение причины его возникновения
    Экстремизм    
    Терроризм    

 

2. Продолжите предложение:

Наиболее часто методами террористической деятельности являются: ___________________ ________________________________________________________________________________ ________________________________________________________________________________ ________________________________________________________________________________ ________________________________________________________________________________ ________________________________________________________________________________ ________________________________________________________________________________ ________________________________________________________________________________ ________________________________________________________________________________ ________________________________________________________________________________ ________________________________________________________________________________

 

2


 

3. Охарактеризуйте различные виды терроризма:

 

Вид терроризма Его характеристика
  Политический террор  
  Националистический терроризм  
  Религиозный терроризм  
  Криминальный терроризм  
  Экологический терроризм  

Отличительные признаки терроризма:

1. терроризм порождает общую опасность, возникающую в результате совершения обще-опасных действий либо угрозы таковыми;

2. публичный характер исполнения;

3. преднамеренное создание обстановки страха, подавленности, напряженности;

4. при совершении теракта общеопасное насилие применяется в отношении одних лиц или имущества, а психологическое воздействие путем создания атмосферы страха оказывается на других лиц.

 

4. Перечислите отличительные особенности современного терроризма: ________________________________________________________________________________ ________________________________________________________________________________ ________________________________________________________________________________ ________________________________________________________________________________ ________________________________________________________________________________ ________________________________________________________________________________ ________________________________________________________________________________ ________________________________________________________________________________ ________________________________________________________________________________ ________________________________________________________________________________ ________________________________________________________________________________ ________________________________________________________________________________ ________________________________________________________________________________ ________________________________________________________________________________ ________________________________________________________________________________

24


 

5. Распределите перечисленные организации и объединения по соответствующим колонкам в таблице:

1.«Исламский фронт спасения», 2.Управление «А», 3.«22-я специальная воздушная служба» 4.«Армия освобождения Косово», 5.«Федеральная группа по защите границы», 6.«Аум Син-рике», 7.«Группа вмешательства национальной жандармерии», 8.«Исламское движение Узбе-кистана», 9.«Дельта», 10.«Ирландская республиканская армия», 11.«Народный фронт осво-бождения Палестины», 12.«ЯМАМ», 13.«Тигры Освобождения Тамил Элама», 14.«Хез-боллах»

 

Наиболее известные международные террористические организации Национальные организации, ведущие борьбу с терроризмом
   

 

6. Выберите в тестах верные ответы и запишите их в таблицу: Условныеобозначения:

►– несколько правильных ответов.    ● – тест с одним правильным ответом.

 

1. 2. 3. 4. 5. 6.

 

1.Какнеобходимовестисебялюдям,захваченнымвкачествезаложников? а) выполнять команды террористов,

б) не делать резких движений,

в) плакать и упрашивать отпустить,

г) принять озабоченный вид, шарить в карманах, в сумке и т. д.;

2.Какнеобходимосебявестизаложникам,еслипреступникинаходятсявсостоянииалкогольногоилинаркотическогоопьянения?

а) не следует создавать конфликтную ситуацию,

б) следует наладить многосторонние контакты с преступниками в) следует попросить у них алкоголя..

3.Какнеобходимосебявестизаложникуприштурмегруппойзахвата? а) следует привлечь внимание спецназа криками о помощи;

б) следует лечь на пол и оставаться там до конца операции, в) не следует мешать проведению операции.

4.Коперативнымантитеррористическиммероприятиямвучебныхзаведенияхотносится:

а) ужесточение контрольно-пропускного режима, б) экстренная эвакуация,

в) проведение тренировок и учений.

5.Обнаруживподозрительныйпакет,нужно: а) зафиксировать время его обнаружения,

б) сделать так, чтобы люди отошли от него как можно дальше, в) осторожно вскрыть его, проверить содержимое,

г) дождаться прибытия милиции.

6.Кзаблаговременнымантитеррористическиммероприятиямвучебныхзаведенияхотносятся:

а) ужесточение контрольно-пропускного режима, б) нормирование продолжительности рабочего дня,

в) организация обучения учащихся, преподавателей и персонала способам защиты, г) санитарно-гигиеническое просвещение учащихся, преподавателей и персонала.

 

2


 

Тема9: ИНДИВИДУАЛЬНЫЕ СРЕДСТВА ЗАЩИТЫ ЗАДАНИЯ:

1.Заполните пропуски в схеме: «Классификация СИЗ».

 

 














С И З

 


По предназначению:

 

1.

 

 

2.


 

По способу изготовления:

 

 

1.


По принципу защитного действия:

 

 

1.


 

2.

 

3.                                                 2.

 

2. Укажите название рисунка и значение цифр: Рисунок: _______________________________

 

1. ________________________________ 2. ________________________________ 3. ________________________________ 4. ________________________________ ________________________________

5. ________________________________ 6. ________________________________

 

 

3. Продолжите предложение:

Респираторы широко применяются на _____________________________________________ ______________________________________________________________________________

______________________________________________________________________________ ______________________________________________________________________________

26


 

4. Укажите название рисунка и значение цифр:

 

Рисунок: ___________________________________

 

1. _____________________________________ 2. _____________________________________ 3. _____________________________________ 4. _____________________________________ 5. _____________________________________

 

5. Перечислите правила изготовления ватно-марлевой повязки:




Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: