Принципы системы физического воспитания

Практическое занятие №1

Задание 1. Классификация принципов системы физического воспитания.

Первая группа принципов отражает социально-педагогические детерминанты воспитательного процесса личности и общества в целом.

Она определяет генеральное направление воспитательного процесса в обществе, выполняя его социальный заказ. В сфере физической культуры совокупность предикативных признаков интегрирует в систему принципов оздоровительной направленности воспитательного процесса, гармоничного развития личности (его связь с умственным, нравственным и эстетическим развитием индивида), принципы целевой подготовки к трудовой и оборонной деятельности.

Два основных подхода:

I. Нормативно-механистического, характеризующегося чисто внешней подгонкой личности под усредненные нормы и требования (например, комплекс ГТО).

II. Личностно-гуманистического, проявляющегося в приобщении людей к духовным и материальным ценностям физической культуры. В этом процессе можно выделить три основных компонента:

1. Социально-психологическое воспитание направлено на формирование мировоззрения, ценностных ориентаций, мотивов и интересов к активной физкультурно-спортивной деятельности.

2. Интеллектуальное воспитание обогащает человека знаниями, формирующими его общеобразовательную и специальную подготовленность в сфере физической культуры.

3. Телесно-двигательное воспитание нацелено на формирование двигательных умений и навыков, развитие физических кондиций человека и совершенствование его телосложения.

Вторая группа так называемых методических принципов физического воспитания отражает общие закономерности образовательно-воспитательной деятельности в процессе занятий физическими упражнениями. Она включает совокупность принципов обучения, развития физических качеств и обще дидактических принципов. Дидактические принципы воспитания конкретизируются применительно к специфике педагогического процесса в сфере физической культуры. Они детерминируют методологию и особенности обучения двигательным действиям, освоение парадигмы специфических знаний, а также предусматривают оптимизацию процессов целенаправленного развития физических способностей. Структуру этой группы принципов определяет совокупность неразрывно связанных принципов сознательности и активности, наглядности, доступности и индивидуализации, систематичности.

Третья группа принципов отражает специфические закономерности построения учебно-воспитательного процесса. Основные требования этой группы предусматривают его алгоритмизацию на основе технологических подходов. В эту группу входят принципы непрерывности, прогрессирования тренирующих воздействий, цикличности и возрастной адекватности воздействия. Реализация требований этой группы принципов в практике предусматривает учет закономерностей биологического развития объекта воспитания (скачкообразный характер развития моторных функций и вегетативных систем организма, неравномерность темпов развития физических качеств и т.д.), а также генетически обусловленную способность индивида к само регуляции и самоуправлению.

Задание 2. Укажите пути реализации принципа непрерывности и преемственности в Российской Федерации.

Одним из факторов, обеспечивающих эффективность образования, является непрерывность и преемственность в обучении. При этом под непрерывностью мы будем понимать наличие последовательной цепи учебных задач на всем протяжении образовательного процесса, обеспечивающих постоянное продвижение детей вперед на каждом из последовательных временных отрезков. Под преемственностью понимается непрерывность на границах различных этапов образования (детский сад – начальная школа и т.д.), т.е. в конечном счете – единая организация этих этапов в рамках целостной системы образования.

Таким образом, непрерывность и преемственность предполагают разработку и принятие единой системы целей и содержания образования на всем протяжении обучения от детского сада до профессионального обучения.

Задание 3. Укажите как реализуется принцип прикладности.

Этот принцип в наибольшей мере отражает целевое назначение физической культуры: готовить человека к трудовой, а также в силу необходимости к военной деятельности. Принцип прикладности конкретизируется в следующих положениях.

1. Решая конкретные задачи физической подготовки, следует при прочих равных условиях отдавать предпочтение тем средствам (физическим упражнениям), которые формируют жизненно важные двигательные умения и навыки непосредственно прикладного характера.

2. В любых формах физкультурной деятельности необходимо стремиться обеспечить приобретение возможно более широкого фонда разнообразных двигательных умений и навыков, а также разностороннее развитие физических способностей.

3. Постоянно и целенаправленно связывать культурную деятельность с формированием активной жизненной позиции личности на основе воспитания трудолюбия, патриотизма и нравственных качеств.

Задание 4. Опишите, как осуществляется системное чередование нагрузок и отдыха при реализации принципа непрерывности как специфического принципа физического воспитания.

Системное чередование нагрузок и отдыха в процессе физического воспитания является важным положением, от которого в конечном итоге зависит суммарный эффект занятий. Для сохранения повышенного уровня функционирования раз-личных систем организма нужны повторные нагрузки через строго определенные интервалы отдыха. При длительном интервале отдыха между нагрузками произойдет реадаптация — возможность организма вернуться к прежнему уровню. При более коротких интервалах отдыха работоспособность организма не успевает восстановиться. Систематическое повторение нагрузок на фоне недо- восстановления приведет к снижению работоспособности организма в результате истощения ресурсов. Таким образом, специфическим для реализации принципа системного чередования нагрузки и отдыха в физическом воспитании является построение четкой системы и последовательности воздействий с учетом «следовых» явлений. Этим определяются такие методические пути реализации принципа, как:- рациональная повторность заданий;-рациональное чередование нагрузок и отдыха;-ПОВТОРНОСТЬ и вариативность заданий и нагрузок.

Задание 5. Графически изобразите и охарактеризуйте пути реализации принципа адаптивного сбалансирования динамики нагрузок (прямолинейно восходящий, волнообразный, ступенчатый, пилообразный).

Прямолинейно   восходящий - повышение нагрузки используется для постепенного втягивания в работу организма при низком уровне физической подготовки. Небольшие темпы прироста, длительные интервалы отдыха, при которых очередная нагрузка приходится на фазу повышенной работоспособности.

Ступенчатый — повышение нагрузки применяются для резкого стимулирования организма. Объем нагрузки чередуется в сериях занятий: в одних он соразмерно возрастает, в других — стабилизируется.

Волнообразный — используется для максимального увеличения нагрузки. Достигается методом периодических снижений нагрузки и последующего ее увеличения до более высокого уровня. Используется обычно спортсменами, которые готовятся к соревнованиям.

 

 


Задание 6. Укажите как реализуется принцип цикличности в ДЮСШ и общеобразовательной школе.

Цикличность – это относительно законченный кругооборот звеньев тренировочного процесса с частичной повторяемостью упражнений, занятий, этапов и целых периодов.

В зависимости от протяженности цикла во времени различают малые циклы, или микроциклы, средние циклы, или мезо циклы и большие циклы, или макроциклы. Притом, каждая очередная «волна» нагрузки имеет две фазы: повышение, а затем снижение ее величины.

Продолжительность микроциклов - от 3 до 7-10 дней, мезоциклов - от 3 до 5-6 недель, периодов тренировки - от 2-3 недель до 4-5 месяцев, макроциклов - от 3-4 до 12 месяцев. Качественное построение циклов тренировки является одним из важнейших резервов совершенствования системы тренировки.

Тренировочный цикл, как правило, планируется на год или на полугодие и включает в себя взаимосвязанные между собой подготовительный, соревновательный и переходный периоды.

Подготовительный период подразделяется в основном на два этапа. В течение более длительного первого этапа повышается способность спортсмена переносить нагрузки за счет постепенного повышения объема тренировки при относительно невысокой интенсивности, которая ниже, чем на последующих этапах.

На втором этапе подготовительного периода, непосредственно переходящего в соревновательный период, необходимо гармонически сочетать отдельные компоненты состояния тренированности и таким путем гарантировать достижение более высоких результатов на соревнованиях. Тренировка приобретает более специфический характер. Сокращается объем общеразвивающих упражнений в пользу специально-вспомогательных, повышается роль специфической соревновательной нагрузки. В то время как общий объем нагрузки приблизительно сохраняется, интенсивность ее специальных и соревновательных упражнений нарастает значительно быстрее, чем на первом этапе цикла. Нужно ориентировать спортсмена, чтобы он к концу второго этапа подготовительного периода сумел достичь более высокого уровня результатов л соревновательных упражнениях уже к началу соревновательного периода.

Соревновательный период. Главной задачей этого периода является оптимальное развитие и стабилизация достижений спортсмена, повышение его способности к достижению своих лучших результатов в условиях соревнований. Соревновательные нагрузки получают ведущую роль в дальнейшем развитии и стабилизации достижений спортсмена, повышение его способности к достижению своих лучших результатов в условиях соревнований. Соревновательные нагрузки получают ведущую роль в дальнейшем развитии и стабилизации достижений. Нагрузка при этом интенсифицируется, а ее общий объем значительно сокращается. Однако в видах спорта на выносливость это снижение не должно быть существенным. Общеразвивающие упражнения в этом периоде предназначаются преимущественно для активного отдыха.

Переходный период. Значительный расход физических и психических сил приводит к тому, что после окончания соревновательного периода нельзя сразу же переходить к подготовительному, так как ему должен предшествовать активный отдых – переходный период. Он относительно короток (не более 4-х недель). Его главная задача заключается, в первую очередь, в полном физическом и психическом постановлении спортсмена. Это важнейшая необходимая предпосылка для дальнейшего перехода в новом подготовительном периоде к более высоким тренировочным нагрузкам.

Задание 7. Опишите, что означает принцип возрастной адекватности педагогического воздействия?

Реализуется в процессе целенаправленного регулирования меры воспитатель­ного воздействия на различных этапах онтогенеза. Поскольку возрастная динами­ка развития физических способностей, совершенствования вегетативных и мотор­ных функций организма во многом определяет содержание учебно-воспитательно­го процесса, реализация рассматриваемого принципа предусматривает постанов­ку долгосрочных целей, подбор оптимальных средств и методов физического воспитания и спортивной тренировки в различные возрастные периоды. Предика­ты (свойства, функции) принципа возрастной адекватности предусматривают ре­шение сложных методологических и технологических проблем. Наиболее актуаль­ными являются определение возрастных периодов, благоприятных для начала спортивной деятельности и для спортивной специализации; уточнение содержа­ния и преимущественной направленности базовой подготовки. К ним целесообразно отнести малоизученные вопросы оптимального соотношения различных сторон под­готовки в процессе многолетней тренировки. Технологические трудности реализа­ции данного принципа обусловлены сложностью алгоритмизации многолетнего учебно-воспитательного процесса, обеспечивающего преемственность целей, те­кущих педагогических задач, используемых средств и методов физического воспи­тания на каждом возрастном этапе. Игнорирование этих вопросов при разработке многолетних программ физического воспитания неизбежно приводит к отклонени­ям физического развития индивида. Эффективность физического воспитания де­тей во многом обусловлена правильным подбором физических нагрузок преиму­щественной направленности в период сенситивного развития организма, что не­сомненно обеспечивает благоприятные предпосылки для эффективного роста их спортивно-технического мастерства.

 

 



Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: