Рабочая программа
Спецкурса «Подготовка к ЕГЭ по русскому языку»
Для учащихся 11 класса
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа спецкурса по русскому языку «Подготовка к ЕГЭ по русскому языку» в 11 классе разработана на основе примерной программы по русскому языку, демонстрационного варианта ЕГЭ-2019-2020
ЕГЭ – это современная форма государственной аттестации учащихся, оканчивающих среднюю школу. ЕГЭ основан на тестовых технологиях. Тестирование как новая форма экзамена накапливает свой опыт и требует предварительной подготовки всех участников образовательного процесса.
Программа построена на расширении и углублении базового образования, содержит теоретический и практический материал, который включает в себя отработку правил русского языка в системе и служит для подготовки обучающихся к ЕГЭ.
Программа предназначена для учащихся 11-х классов и рассчитана на 68 часов (2 часа в неделю).
Место курса в образовательном процессе.
Курс «Подготовка к ЕГЭ по русскому языку» призван актуализировать и углубить знания, ранее полученные учащимися в процессе изучения русского языка. Его главная задача – формирование языковой, коммуникативной и лингвистической компетенции учащихся.
Данный курс позволит выпускникам подготовиться к ЕГЭ, объективно оценить свои знания по предмету, опробовать разработанные КИМы и оценить их структуру и содержание, научиться писать сочинение-рассуждение (рецензия, эссе), которое создается на основе предложенного текста, и итоговое сочинение.
Особенностью данного курса является то, что он акцентирует внимание на наиболее характерных ошибках, а также на особенно сложных случаях орфографии, пунктуации и стилистики.
Цели и задачи курса:
Ø обобщить и систематизировать учебный материал по русскому языку за курс 5-11 классов согласно новым требованиям экзаменационных тестов;
Ø скорректировать умения каждого ученика при работе с КИМами;
Ø подготовить учащихся к успешной сдаче ЕГЭ;
Ø развивать познавательную деятельность в работе над незнакомым материалом или трудным заданием;
Ø выработать навыки объективно обосновывать свои суждения, опираясь на жизненный опыт или литературный материал;
Ø целенаправленно развивать диалогическую и монологическую речь учащихся;
Ø формировать умение рассуждать на предложенную тему, приводя различные способы аргументации собственных мыслей, делать вывод;
Ø учить любой диалог вести этически корректно.
Ученики должны
Иметь представление
-о структуре экзаменационной работы, кодификаторе и спецификации ЕГЭ по русскому языку;
Знать
-сведения о языке, соответствующие государственным программам и Обязательному минимуму содержания среднего (полного) общего образования по предмету;
-содержание заданий ЕГЭ;
Уметь
-применять знания о языке в практике правописания, при анализе языковых единиц и явлений, при создании собственного текста;
· понимать и интерпретировать текст;
· создавать связное высказывание, выражая в нём собственное мнение по поводу прочитанного текста;
- аргументировать своё мнение, опираясь на жизненный или читательский опыт;
-проводить различные виды анализа языковых единиц; языковых явлений и фактов, допускающих неоднозначную интерпретацию;
-проводить лингвистический анализ деловых, публицистических, разговорных и художественных тестов;
-использовать в собственной речи разнообразные грамматические и лексические средства языка;
-создавать связное высказывание, выражая в нём собственное мнение по поводу прочитанного текста;
· формулировать и комментировать проблему, поставленную автором текста;
· формулировать позицию автора, объясняя, почему согласны или не согласны с автором
прочитанного текста.
Содержание программы
Введение - 2 часа.
Цели и задачи изучаемого курса. Знакомство с последней демоверсией, кодификатором и спецификацией ЕГЭ. Обучение заполнению бланков ЕГЭ.
Подготовка к итоговому сочинению – 12 часов.
Знакомство с направлениями тем итогового сочинения, анализ предложенных направлений.
Тема и проблема текста. Основная мысль, Аргумент. Способы аргументирования.
Сочинение по одному из направлений.
Подготовка к заданиям 1-26 – 41 час
Текст. Понимание текста. Способы и средства связи предложений в тексте. Стили и типы речи. (Задания 1-3, 22, 23, 25)
Орфоэпия. Орфоэпические нормы. (Задание 4)
Лексика и фразеология. Значение слова. Лексические нормы. Точность словоупотребления. Паронимы, синонимы, антонимы. Тропы. Фразеологические обороты. (Задания 5, 6, 24, 26)
Морфология. Самостоятельные и служебные части речи. Морфологические нормы. Грамматические ошибки, связанные с их нарушением. (Задания 7, 8)
Синтаксис. Предложение. Простое, осложнённое, сложное предложение. Синонимия синтаксических конструкций.
Синтаксические нормы. Грамматические ошибки, связанные с их нарушением. Синтаксические выразительные средства. Стилистические фигуры. (Задания 8, 26)
Орфография. Орфографические нормы. (Задания 9 - 15) Пунктуация. Пунктуационные нормы. (Задания 16 – 21)
Подготовка к сочинению уровня С – 9 часов
Тема, проблема, идея текста. Способы формулировки проблемы текста. Виды комментария к проблеме (текстуальный и концептуальный комментарий). Выявление и формулировка авторской позиции. Способы обоснования собственного мнения. Композиция сочинения. Речевое оформление композиционных частей сочинения.
Комплексная подготовка к ЕГЭ – 4 часа
Тренинг в формате ЕГЭ. Индивидуальная коррекция ошибок.
Учебно–тематический план
| № п/п. | Название темы. | Количество часов. | Уроков развития речи. | Контрольные работы. | ||
| Введение | 2 | |||||
| 1. | Подготовка к итоговому сочинению | 12 | 4 | |||
| 2. | Подготовка к заданиям 1-26 | 41 | ||||
| 3. | Подготовка к сочинению (Задание 27) | 9 | 9 | |||
| 4. | Комплексная подготовка к ЕГЭ. | 4 | 4 | |||
| Итого | 68 | 13 | 4 | |||
Календарно-тематическое планирование
| № п/п. | Название темы. | Требования к уровню знаний. | Вид работы |
| 1-2 | Цели и задачи изучаемого курса. Знакомство с последней демоверсией, кодификатором и спецификацией ЕГЭ. Обучение заполнению бланков ЕГЭ. | Знать:ДВ ЕГЭ. Уметь: заполнять бланки. | |
| 3-10 | Знакомство с направлениями тем итогового сочинения, анализ предложенных направлений. | ||
| 11-12 | Тема и проблема текста. Основная мысль, Аргумент. Способы аргументирования. | сочинение | |
| 13-14 | Сочинение по одному из направлений. | сочинение | |
| 15-18 | Орфоэпия. Орфоэпические нормы. | Знать:орфоэпия, орфоэпические нормы. Уметь: ставить ударение в словах. | Выполнение задания 4 |
| 19-22 | Лексика. Значение слова. Лексические нормы. Точность словоупотребления. Слова-паронимы. Синонимы, антонимы. | Знать:лексика, лексические нормы, паронимы. Уметь:работать со словом. | Выполнение заданий 5,6,24,26 |
| 23-26 | Лексические выразительные средства. | Знать:понятия по теме «Лексика», виды тропов. Уметь:находить лексические выразительные средства в текстах. | Выполнение задания 26 |
| 27-30 | Фразеология. | Знать:фразеологизм. Уметь:находить фразеологизмы. | Выполнение задания 26 |
| 31-35 | Морфологические нормы. Грамматические ошибки, связанные с их нарушением. | Знать: морфологические, грамматические нормы. Уметь: исправлять ошибки, связанные с нарушением норм. | Выполнение задания 7 |
| 36-39 | Синтаксис. Предложение. Простое, осложнённое, сложное предложение. | Знать: предложение простое, осложнённое, сложное. Уметь:находить обособленные члены предложения и вводные конструкции | Выполнение заданий 16-21 |
| 40-43 | Синтаксические нормы. Грамматические ошибки, связанные с их нарушением. | Знать: синтаксические, грамматические нормы.Уметь: исправлять ошибки, связанные с нарушением норм. | Выполнение задания 8 |
| 44-47 | Синтаксические выразительные средства. Стилистические фигуры. | Знать: стилистические фигуры.Уметь: находить фигуры в тексте. | Выполнение задания 26 |
| 48-51 | Орфография. Орфографические нормы. | Знать: орфографические нормы. Уметь: применять орфографические правила на практике. | Выполнение заданий 9-15 |
| 52-55 | Пунктуация. Пунктуационные нормы. | Знать: пунктуация, пунктуационные нормы. Уметь: применять пунктуационные правила на практике. | Выполнение заданий 16-21 |
| 56 | РР. Текст. Способы и средства связи предложений в тексте. | Знать: способы и средства связи предложений в тексте. Уметь:определять способы и средства связи предложений в тексте. | Выполнение заданий 2,25 |
| 57 | РР. Текст. Стили и типы речи. | Знать:текст, стили и типы речи.Уметь:определять типы и стили речи. | Выполнение задания 22,23 |
| 58 | РР. Тема, проблема, идея текста. Способы формулировки проблемы текста. | Знать:тема, проблема, идея текста.Уметь:определять тему, проблему, идею текста, формулировать проблемы текста. | Работа с текстом. |
| 59 | РР. Виды комментария к проблеме (текстуальный и концептуальный комментарий). | Знать:комментарий, виды комментариев. Уметь:давать разные виды комментариев к проблеме. | Работа с комментариями. |
| 60 | РР. Выявление и формулировка авторской позиции. | Знать:авторская позиция. Уметь:выявлять и формулировать авторскую позицию. | Работа с текстом. |
| 61 | РР. Способы обоснования собственного мнения. | Знать:способы обоснования собственного мнения. Уметь:обосновывать собственное мнение. | Работа с текстом. |
| 62 | РР. Композиция сочинения. Речевое оформление композиционных частей сочинения. | Знать:композицию сочинения -рассуждения по данному тексту. Уметь:правильно оформлять композиционные части сочинения. | Работа с текстом. |
| 63-64 | РР. Практикум по написанию сочинения. | Уметь:писать сочинение по данному тексту. | Сочинение. |
| 65 | Тренинг в формате ЕГЭ. Индивидуальная коррекция ошибок. | Уметь:выполнять ДВ ЕГЭ. | Тренинг. |
| 66 | Тренинг в формате ЕГЭ. Индивидуальная коррекция ошибок. | Уметь:выполнять ДВ ЕГЭ. | Тренинг. |
| 67-68 | Диагностическая работа в формате ЕГЭ. | Диагностическая работа. |






