Рекомендации к изучению тем по истории и обществознанию

Группа 2ПРМПИ-19. Занятие 26.05.2020 по обществознанию на тему: «Гражданское общество и правовое государство»

Гражданское общество - это относительно самостоятельная от государства и самоорганизующаяся система социальных, экономических и политических отношений, включающая в себя различные формы объединений людей с целью удовлетворения собственных материальных и духовных потребностей.

Примером проявления деятельности гражданского общества является родительский комитет школы - независимая структура, которая контролирует деятельность учебного заведения, влияет на принимаемые директором решения с учётом мнения учащихся и родителей. Другим примером можно считать независимый союз экологов. Граждане-члены этой организации участвуют в митингах, разрабатывают и предлагают законопроекты должностным лицам государства в области защиты природы и экологии. Власть, принимая решения, вынуждена учитывать мнение независимых общественных (некоммерческих) организаций, которые и составляют основу гражданского общества.

Гражданское общество сложилось далеко не сразу, да и не во всех государствах оно представлено в настоящее время. Для его появления необходимы условия:

· гарантии частной собственности как на личное имущество, так и на средства производства. Граждане никогда не будут критиковать действия государственной власти, зная о том, что они пользуются его имуществом;

· гарантии индивидуальной свободы и самостоятельности личности. Это важнейшее условие, ибо если не будет свободы - не будет и самостоятельного проявления гражданами общественной инициативы;

· демократический политический режим. Авторитаризм и тоталитаризм не допускают свободы;

· высокий уровень правосознания граждан. Только такой уровень позволит гражданам грамотно заявлять о своей позиции тем, от кого прямо зависит политика государсва;

· народный суверенитет (верховенство народа в политике). Для формирования гражданского общества необходимо, чтобы народ чувствовал возможности влиять на политику, например, через референдум или выборы;

· верховенство и полновластие народа;

· справедливость законов и обязательность их исполнения всеми без различия статусов;

· свобода слова и формирования общественного мнения.

Особенность гражданского общества - в преобладании горизонтальных связей между людьми. Эти связи предполагают конкуренцию и солидарность людей без выделения привилегий, различий статусов и т.п. Это не властные отношения, которые подразумевают господство одного над другим - т.е. вертикальные связи. Именно горизонтальные связи являются базой для развития свободы и частной инициативы людей.

Можно выделить функции гражданского общества:

· защищает человека от возможного произвола государства и носителей власти;

· способствует формированию демократии, правового государства;

· контролирует политику государства и решения властных органов, не допуская несправедливых решений;

· помогает воспитанию и социализации граждан;

· защищает интересы людей.

Правовое государство представляет собой такую форму организации деятельности государственной власти, при которой само государство, все социальные общности, отдельные индивиды уважают право и находятся в одинаковом отношении к нему. Право в этом случае выступает способом взаимосвязи государства, общества и индивида.

Принципы правового государства:

создание законодательной системы, соответствующей объективности права;

· закрепление в законодательстве широкого комплекса естественных неотчуждаемых и демократических прав человека, их обеспечение реальными материальными и иными гарантиями, надежной защитой от каких-либо посягательств;

· разделение власти на законодательную, исполнительную и судебную: ветви власти должны быть независимы друг от друга и должны действовать в соответствии с конституционно закрепленными полномочиями;

· верховенство закона, на основе и во исполнение которого создаются и реализуются все подзаконные акты;

· при федеративном устройстве государства демократическое распределение компетенции между субъектами федерации. Понятие «правовое государство» предусматривает не столько подчинение государственной власти надконституционным нормам, сколько ограничение ее всемогущества в интересах гарантирования прав отдельного индивида перед лицом государства. Правовое государство само себя ограничивает определенным комплексом постоянных норм и правил. Государство становится правовым именно потому, что оно подпадает под власть права. Праву принадлежит приоритет перед государством.

В правовом государстве четко и точно определены формы, пути и механизмы деятельности государства, пределы свободы граждан, гарантируемые правом.

Общие требования, которым должно отвечать правовое государство:

· соответствие законодательства важнейшим интересам всех классов и социальных слоев, тенденциям социально-экономического развития и морально-психологической ситуации в обществе;

· ограниченное вплетение законодательства в контекст практического процесса решения насущных проблем;

· строгое соответствие текущего законодательства конституционному;

· практическое обеспечение верховенства закона по отношению к подзаконным нормативным актам;

· диалектическое сочетание стабильности и динамизма законодательства;

· наличие отработанных демократических процедур участия граждан в правотворческом процессе;

· учет общественного мнения;

· наличие совершенного юридического механизма разрешения спорных и конфликтных ситуаций между субъектами права на всех уровнях аналитической, государственной, социальной структуры;

· высокий уровень правовых знаний и правовой культуры граждан.

Итак, правовое государство обеспечивает:

· верховенство права и закона;

· максимальную гарантию прав и свобод человека;

· равенство всех перед законом и судом.

Эффективное функционирование правового государства предполагает наличие у него равноправного партнера, каким выступает гражданское общество. Гражданское общество составляет сферу абсолютной свободы частных лиц в отношениях друг с другом. Оно предстает в виде социального, экономического, культурного пространства, в котором взаимодействуют свободные индивиды, реализующие частные интересы и осуществляющие индивидуальный выбор

Домашнее задание: §22 читать, а стр.241 схема и стр.247 словарь в тетрадь, прислать фото выполненного задания.


 

Группа 2ПРМПИ-19. Занятие 26.05.2020 по обществознанию на тему: «Демократические выборы»

 

Демократические выборы – это свободные честные выборы, базирующиеся на четырех ключевых принципах:

1. Равенство. Речь идет о равноценности голосов избирателей, независимо от социального статуса, финансового положения, должностных привилегий или других частных признаков. Также данный признак подразумевает относительное равенство по количеству избирателей в различных округах (абсолютное равенство недостижимо в связи с особенностями распределения плотности населения на территории государства).

2. Всеобщность. Аналогично первому пункту, право голоса предоставляется всем гражданам, независимо от национальности, пола, профессиональной принадлежности, уровня образования, дохода и пр. Данный принцип имеет ряд ограничений – цензов, определяющих условия допуска избирателей к голосованию. На примере цензов можно особенно наглядно проследить эволюцию института выборов и демократии в целом. Так в Древней Греции право голоса являлось привилегией свободных граждан. История большинства стран демонстрирует яркие примеры ограничения в праве голоса на выборах различных групп населения – женщин, военнослужащих, студентов, представителей национальных меньшинств, малоимущих слоев населения, наемных рабочих, людей, проживающих на одном месте менее установленного срока, и т.д. На сегодняшний день большинство цензов отменено, т.к. фактически они являются дискриминацией по различным признакам. В Российской Федерации действуют следующие цензы для избирателей: возрастной (18 лет), недееспособности (признание психических заболеваний судебным решением), моральный (отбывание срока в местах лишения свободы на момент проведения очередных выборов), гражданство РФ. Для кандидатов этот список значительно больше, он включает цензы по возрасту, оседлости (проживанию на территории страны не менее определенного срока), республиканскому гражданству, образованию, уровню владения национальным языком, наличию судимости и предыдущим государственным должностям.

3. Прямое голосование. Предполагается отсутствие посредников между избирателем и кандидатом, т.е. избиратель самостоятельно принимает решение и голосует за конкретного кандидата (список кандидатов).

4. Тайное голосование. Этот принцип призван обеспечить свободу выбора и защитить избирателей от любых форм давления или подкупа.

Домашнее задание: §23 читать, а стр.250 схема и стр.258 словарь в тетрадь, прислать фото выполненного задания.


 

Группа 2ПРМПИ-19. Занятие 27.05.2020 по обществознанию на тему: «Политические партии и партийные системы»

 

Партии выступают как весьма существенный, а иногда и решающий элемент политической системы общества. Они являются выразителями интересов и целей тех или иных классов и социальных групп. Партии принимают активное участие в функционировании механизма политической власти либо оказывают на него определенное влияние. Су­щественной стороной их деятельности является идеологическое воздействие на население, формирование полити­ческого сознания. Без такого необходимого элемента, как политические партии, которые играют роль своеобразного посредника между гражданином и государством, не может функционировать политическая система. Политическая партия - это наиболее активная и организованная часть граждан, их добровольный союз, связанный идеологической об­щностью и дисциплиной, выражающий интересы опреде­ленных социальных слоев, стремящийся к обладанию властью в государстве.

Поскольку политическая партия - многомерное и сложное общественное явление, существуют различные подходы к ее определению. Выделяются три таких основных подхода:

1. либералы понимают партию как преимущественно идеологическое объединение людей с общими интересами, зафиксированными в программных документах.

2. традиционный подход опре­деление партии связывает с избирательным процессом, предвыборной борьбой, стремлением овладеть властью.

3. Марксисты дают определение понятия "партия" с клас­совой точки зрения. Надо сказать, что для общества с четко выра­женным классовым делением такой подход, пожалуй, оправдан.

Таким образом, с учетом отмеченных подходов можно принять следующее определение партии: политическая партия — это основанное на идеологических и полити­ческих ценностях добровольное объединение людей, пред­ставляющее определенные общественные классы, соци­альные группы и слои, стремящиеся к реализации общих интересов и целей путем завоевания политической влас­ти либо участия в ней.

Власть — конечная цель любой партии, инструмент реа­лизации интересов тех общественных групп или классов, которые являются ее социальной базой. Какие бы задачи ни ставила перед собой партия — построение коммунизма или спасение окружающей среды, — она добивается с их по­мощью власти, формирования собственного правительства или включения в коалиционное правительство своих пред­ставителей. Являясь правящей, партия всю государствен­ную мощь стремится использовать в интересах тех социаль­но-классовых сил, которые она представляет. Этим партия отличается, например, от общественных организаций и движений, лоббистских формирований, ко­торые также активно участвуют в политической жизни, но не ставят целью завоевание и использование политической власти.

Таким образом, принципиальная разница между парти­ями и общественными движениями состоит в том, что пар­тии борются за участие в осуществлении государственной власти, а движения не претендуют на непосредственное участие в ней и не берут на себя связанных с этим обязан­ностей.

К основным признакам политических партий относят:

· активное участие в политической борьбе;

· наличие членства;

· определенную социальную базу;

· наличие политической программы и устава;

· общность интересов и близость идеологических взглядов объединившихся в партию людей;

· наличие одного или нескольких лидеров.

Политические партии в современном их понимании впервые возникли в Европе во второй половине XIXв., а затем и в других частях света. Непосредственное влияние на их рождение оказали введение всеобщего избиратель­ного права, появление парламентов и парламентаризма как формы организации и осуществления государствен­ной власти, развитие социальной структуры буржуазного общества, четкое выделение в ней рабочего класса и бур­жуазии, обострение классовой борьбы между ними, рас­пространение либеральных идей.

В истории становления партий М. Вебер выделяет три этапа:

· аристократическая группировка,

· политический клуб,

· массовая партия.

Такое подразделение партий в по­литологии общепризнанно. Однако заметим, что все ста­дии развития по этой классической схеме прошли только две английские партии: либеральная (виги) и консерва­тивная (тори). В своем большинстве формирование пар­тий шло разными путями.

Одни партии возникали на базе избирательных коми­тетов или объединений избирателей в результате введения всеобщего избирательного права, другие складывались на основе своеобразных идейно-политических "клубов" типа якобинского, третьи — на базе традиций средневековых тайных обществ, которые отличались закрытостью и вы­соким чувством солидарности и взаимопомощи. Многие партии унаследовали идею служения и помощи ближнему у католических организаций, в том числе и у некоторых монашеских орденов. Партии трудящихся нередко возни­кали на базе профессиональных организаций. В ряде стран социалистические партии были созданы профсоюза­ми для представительства в парламентах.

Первая массовая политическая партия была основана в Англии в 1861 г. Она называлась "Либеральное товари­щество регистрации выборов".

Многообразна и классификация (типология) полити­ческих партий. Здесь многое зависит от тех критериев, ко­торые берутся в основу типологизации: характер, цели, задачи, условия деятельности, классовые интересы и т.д.

Если, например, за основу классификации партий бе­рется характер, задачи их деятельности (направлен­ность), то все существующие партии обычно сводятся к следующим типам: революционные, стоящие за глубокие, коренные изменения в общественных отношениях; рефор­мистские, выступающие за умеренные изменения в раз­ных сферах жизни общества, не посягающие на основы строя; консервативные, стоящие на позициях сохранения Основных черт современной жизни; реакционные, ставя­щие перед собой задачи восстановления старых структур.

Существуют марксистский анализ партий и партийная классификация. Определяющая роль в них отводится классовому характеру критериев, согласно которому вы­деляют буржуазные, мелкобуржуазные, крестьянские и пролетарские партии.

В зависимости от участия в осуществлении власти пар­тии подразделяют на правящие и оппозиционные. Правя­щие партии имеют большинство мест в парламенте, образу­ют правительство, отличаются большим консерватизмом. Они стремятся сохранить существующее положение вещей, не допустить резких и стремительных перемен. Оппозиционные партии, напротив, динамичны. Они, как правило, подвергают критике существующее правительство и высту­пают за реформы.

Политические партии можно также разделить на пар­тии мировоззренческие и партии интересов. В первом случае речь идет о партиях, главной целью которых является установление определенного общественного порядка. Они, как правило, отчетливо представляют себе ту или иную модель общественного устройства и стремятся реа­лизовать ее на практике. Примером партии такого рода можно считать партию большевиков, стремившуюся к раз­рушению "старого мира" и возведению на его руинах при­нципиально нового общества.

Часто партии размещают по шкале политического спектра справа налево; правые, центристские, левые. В современной политике "левыми" принято считать партии, которые выступают за реализацию коммунистических, со­циалистических, социал-демократических идеалов, пере­дачу средств производства в общественную собственность, твердые социальные гарантии. "Правые" партии тради­ционно отстаивают сильное государство, сохраняющее частную собственность и сложившуюся социальную систе­му. Промежуточное место между "левыми" и "правыми" занимают партии "центра".

По условиям деятельности партии могут подразде­ляться на легальные, полулегальные и нелегальные. Пер­вые — официально разрешены, зарегистрированы и дей­ствуют в рамках закона, вторые — не зарегистрированы, но и не запрещены, наконец, третьи — запрещены госу­дарством и действуют нетрадиционными методами, неред­ко вступающими в противоречие с конституционными нормами. К числу последних относятся, как правило, те партии, которые выступают с лозунгами насильственного изменения существующего строя.

Современные политические партии выполняют ряд функций:

· во-первых, определение цели развития. Разрабаты­вая свои программы, партии стремятся обосновать направ­ление стратегии развития общества и конечную цель;

· во-вторых, выражение и объединение общественных интересов. Выражать интересы могут и отдельные группы граждан, однако лишь партии сводят их воедино и в такой форме, которая оказывает непосредственное влияние на решения государственных органов;

· в-третьих, мобилизация и социализация граждан. Партии призваны усилить политическую активность граждан и создать основу долгосрочной политической деятельности;

• в-четвертых, в условиях демократической политической системы формирование правящей элиты и состава правительства (последнее имеет решающее значение, безэтой функции невозможна эффективная деятельность любой партии);

• в-пятых, проведение избирательных кампаний. Партии призваны выступать главными организаторами и действующими лицами, не отдавая это дело на откуп властным структурам, бюрократическому аппарату (чиновничеству);

• в-шестых, осуществление контроля над властью. Это значит не давать возможности одному лицу или группе лиц узурпировать власть.

Основным способом осуществления названных функций является предвыборная борьба, выдвижение партией своих кандидатов в законодательные органы, в правительство.

Партии в процессе своей деятельности вступают между собой в определенные отношения, которые именуются партийной системой. Участники партийной системы — все партии, в том числе легальные и полулегальные, партии с высоким и низким уровнем влияния на политическую жизнь страны. Таким об­разом, партийная система общества — это совокупность всех существующих и действующих в стране политичес­ких партий с принципами их взаимоотношений.

Внутри самих партийных систем нередко заключаются партийные соглашения, т.е. соглашения между партиями, которые чаще всего называются блоками и коалициями.

В политологической литературе на типологию партий­ных систем есть различные точки зрения. Согласно одной из них существуют буржуазно-демократическая, фашис­тская, авторитарная и социалистическая системы. Иногда выделяется и переходная партийная система. Однако на современном этапе наибольшее распространение получи­ла типология партийных систем, основанная на чисто количественном критерии, — на числе партий, борющихся за власть. Согласно такому подходу все партийные систе­мы делятся на одно-, двух- и многопартийные.

· Однопартийные системы возникают в результате стремления государства слить все партии в одну, лояль­ную ему, а также монополизировать всю политическую власть (например, КПСС в бывшем СССР) В однопар­тийной системе существующая партия не имеет конкурен­та, способного вместе с ней вести борьбу за государствен­ную власть. В таком обществе устанавливается автори­тарный или тоталитарный режим, что пагубно сказывает­ся на развитии демократических структур.

· Двухпартийные системы предполагают существова­ние двух сильных политических партий, способных кон­курировать между собой. Каждая из них в состоянии са­мостоятельно завоевать большинство в парламенте, создать свое правительство и стать, таким образом, правя­щей партией. Проигравшая партия на этот период становится оппозиционной. Классическим примером двухпар­тийной системы являются США и Великобритания.

· Многопартийная система характеризуется тем, что в ней реальный шанс завоевания государственной властиимеет более двух партий. При такой системе обычно создается коалиционное правительство, опирающееся на боль­шую часть членов парламента. Многопартийные системы свойственны, например, политической жизни Италии, Бельгии, Голландии.

Известно, что в борьбе за власть участвуют союзы, бло­ки партий. В некоторых странах в условиях двух- и многопартий­ности действует и так называемая система кооперирова­ния партий. Ее сущность состоит в том, что конкуренция партий между собой ведется только в период подготовки и проведения выборов, а затем сменяется сот­рудничеством. Такой ситуации чаще всего содействуют установившееся равновесие политических сил, выдвижение первый план общих интересов страны, например защиты отечества в связи с угрозой войны и т.п. Существует и так называемая система доминации. Для нее характерно наличие партии, занимающей особое место в политической жизни государства, т.е. когда одна партия осуществляет власть непрерывно и относительно долго (десятилетие и более).

Домашнее задание: §24 читать, а стр.266 схема и стр.269 словарь в тетрадь, прислать фото выполненного задания.

 




Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: