П.А. Сорокина (1889 – 1968)

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ, НАУКИ И МОЛОДЕЖИ РЕСПУБЛИКИ КРЫМ

ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ РЕСПУБЛИКИ КРЫМ

«КРЫМСКИЙ ИНЖЕНЕРНО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ»
ИМЕНИ ФЕВЗИ ЯКУБОВА


Факультет истории, искусств, крымскотатарского языка и литературы

Кафедра вокального искусства и дирижирования

Реферат по предмету
«Социология»


Тема: «Социология П.А. Сорокина. Концепция социальной стратификации и социальной мобильности.»

                                    Выполнила студентка

                                    3 курса, группы З-МИД - 17

                                    Мельникова Инна

 

                                    Преподаватель:
                                    Куртсеитов Р.Д.

Симферополь, 2020

 


Оглавление

Введение…..2

Глава 1. Социология П.А. Сорокина (1889 – 1968)

§ 1. Становление социологических взглядов П.А. Сорокина…..3     

§ 2. Проблемы дифференциации общества в теории социальной стратификации П.А. Сорокина …..5

§ 3. Изучение механизма социального расслоения общества в теории социальной мобильности П.А. Сорокина …..9

Глава 2. Опыт эмпирического исследования П.А. Сорокиным социальной стратификации и мобильности общества. Возможность применения полученных выводов в настоящее время

§ 1. Опыт эмпирического исследования структурной деформации общества …..14

§ 2. Опыт эмпирического исследования изменения объемов социальных групп и социальной мобильности …17

§3. Возможность применения теорий социальной стратификации и мобильности П.А. Сорокина в настоящее время ….19

Заключение ….20

Список использованной литературы ….22

 

Введение
Теории социальной стратификации и социальной мобильности П.А. Сорокина включают в себя обширный материал по изучению механизмов социально-экономического и социально-политического развития и расслоения общества. Научные работы, содержащие эти теории, были опубликованы лишь в начале XX века, поэтому в настоящее время разработанный ученым-социологом материал ещё недостаточно изучен.

Изучением научного наследия социолога занимались многие отечественные ученые: И.А. Голосенко, С.С. Бормотова, К.Х. Момджян. Они занимались рассмотрением определенной части социологических работ П.А. Сорокина, связанных с проблемами культурной и исторической динамики, а также социальным расслоением общества. В 80-х.гг. XX века Ю.А. Согомонов занимался переизданием и переводом главных работ П.А. Сорокина. Они охватили российский и американский периоды его творчества. Он так же работал над созданием предисловия к его научному труду «Человек. Цивилизация. Общество», которое озаглавил «Судьбы и пророчества Питирима Сорокина». В нем автор описывал тяжелый жизненный путь социолога, повлиявший на становление его научных взглядов, выбор исследуемых им тем. Благодаря активной творческой работе Ю.А. Согомонова в различных научных изданиях были опубликованы такие статьи и отрывки работ российского периода творчества П.А. Сорокина, как «Социальный прогресс и принцип счастья», «Духовный облик М.М. Ковалевского как мыслителя» и ряд других. Подобная научная работа позволила в дальнейшем всем представителям русской социологии иметь доступ и возможность анализировать научное наследие П.А. Сорокина.

Так же изучением и переводом работ на русский язык американского периода занимались такие ученые, как В.В. Сапов, Т.С. Васильева. В это время в открытый доступ попадают сохранившиеся материалы о научной и политической деятельности П.А. Сорокина, которые позволяют наиболее глубоко проанализировать научное наследие социолога.

В 1999 году образован «Международный институт Питирима Александровича Сорокина». Его представители занимаются изучением творчества ученого-социолога и обоснованием возможности применения его теорий к современному обществу. Одним из направлений работы данного Института является перевод на русский язык и издание следующих произведений: «Социальная и культурная динамика» (2000г.) и «Социология революции» (2005г.).

 

 


Глава 1. Историко-социологический анализ наследия

П.А. Сорокина (1889 – 1968)

§ 1. Становление социологических взглядов П.А. Сорокина

В начале ХХ века на горизонте российской науки появляется фигура молодого ученого- социолога, обозначившего новую эпоху в изучении социума и социальных взаимодействий. С первых же шагов в науке П.А. Сорокин обращает внимание на необходимость разработки новых методов изучения социальных явлений и замены уже неработающих средств. В дальнейшем это привело к синтезу всех областей знаний, который в наиболее полном виде был представлен в фундаментальном труде ученого «Человек. Цивилизация. Общество», написанном в 1947 году.

Развитие социологии в России имеет свои особенности. Эта наука была вынуждена столкнуться с большими трудностями в процессе своего развития в нашей стране. Отсутствие исследовательских центров, подготовительных курсов, печатных изданий и журналов по социологии, гонения на социологов, пропагандирующих немарксистские взгляды в 20-х г. XX в. отрицательно повлияли на внедрение социологических идей и их распространение на территории Советской России. У власти в это время находился В. И. Ленин, который являлся одним из главных организаторов "красного террора". Наиболее жестокие и массовые его формы в 1919-1920 годах привели к ликвидации оппозиционных партий и их органов печати, репрессиям в отношении "социально чуждых элементов". В.И. Ленин с опаской относился к буржуазной интеллигенции, так как считал, что идеи свободомыслящих граждан смогут помешать партии большевиков осуществить задуманное. В мае 1922 г. В. И. Ленин решил заменить применение смертной казни для людей, которые активно выступали против советской власти, высылкой за границу.

Продолжателем его дела стал И. В. Сталин, период правления которого можно охарактеризовать двояко. С одной стороны, наша страна сделала огромный шаг вперед в своем индустриальном развитии, стала мощной сверхдержавой с прекрасно развитой наукой, обороной и экономикой. С другой стороны, массовые репрессии, огромные людские потери, установление диктатуры власти. Применяемые жесткие меры отрицательно сказывались на отношении населения к власти, недовольства росли вместе со страхами о грядущем будущем.

И осенью 1922 года на пароходах, названных "философскими", были вывезены за границу российские ученые - философы, историки, искусствоведы, писатели. Одним из тех философов, которых выслали из страны в 1922 году, был Питирим Александрович Сорокин - русско-американский социолог и культуролог. Значимость фигуры ученого до сих пор не оценена ни в американской, ни тем более в отечественной, русской социологии. Американцы причисляют его к отцам-основателям американской социологии, хотя порой оставляют за ним и роль «заокеанского учителя», «великого русского оратора». По - нашему мнению, формирование основных взглядов и идей ученого произошло именно в СССР. Полученное образование, влияние именитых ученых, педагогическая деятельность все это поспособствовало становлению П.А. Сорокина, как ученого. Он впитал в себя идеи таких знаменитых ученых как, Е.В. де Роберти и М.В. Ковалевский, с которыми имел возможность поддерживать очень тесные отношения. Какое-то время он являлся личным секретарем и помощником М.В. Ковалевского. Во времена его обучения на юридическом факультете психоневрологического столичного университета, он имел возможность общаться с выдающимся русским ученым Л. И. Петражицким, идеи которого социолог будет популяризировать в американском обществе.

П.А. Сорокин был активным участником революционных действий февральской и октябрьской революций. В 1906 году Питирим вступает в партию эссеров и активно занимается распространением революционных идей в обществе. В декабре того же года он был арестован правоохранительными органами и заключён в тюрьму города Кинешма. Тюремный опыт натолкнул будущего учёного на выбор темы первой научной монографии, которая стала одним из главных достижений ученого. Зимой 1912 - 1913 года он работал над научным трудом - "Преступление и кара, подвиг и награда" (1914). Эта работа была по достоинству оценена многими маститыми учеными того времени.

В 1919 году Питирим Александрович Сорокин создает первый в России социологический факультет в Петроградском университете. До высылки из страны, он активно занимался публицистической деятельностью, сотрудничал со многими журналами. После отстранения от политики ученый-социолог сосредоточился на научной и преподавательской деятельности: он сотрудничал с Наркоматом просвещения, принимал участие в научных экспедициях. Он читал лекции в Психоневрологическом институте, Петроградском университете, Сельскохозяйственном институте, Институте народного хозяйства, на всевозможных «обучах», ликбезах. В 1920 году социолог опубликовал двухтомную «Систему социологии». Однако в этот период ученому начинают предъявлять претензии представители правящей партии. Они не желали, чтобы автор в своих научных работах доносил до народа правдивые факты о происходящем в обществе того времени. Уничтожается его книга «Голод как фактор», подготовленная к выпуску в 1921 году, в которой П.А. Сорокин приводит статистические данные о положении вещей в социальном агрегате, о состоянии определенных групп населения во времена голода и о том, к каким последствиям приводит политика партии большевиков.

Оказавшись в 1922 году за границей, П.А. Сорокин был уже вполне сложившимся ученым с определенными интересами и мнениями, обладал богатой эрудицией и огромным педагогическим опытом и способностью вести организаторские работы. После высылки из родной страны ученый побывал во многих государствах, в которых так же продолжал вести научную деятельность. После высылки в Берлин проживал в Чехословакии. Там он занимался редакцией журнала «Крестьянская Россия». В октябре 1923 г. выехал в США, где и остался жить до конца своих дней. Социолог читал лекции в различных американских колледжах и университетах. В 1930 г. принял американское гражданство. В 1931 г. ученый основал социологический факультет в Гарвардском университете, руководил им и занимался социологическими исследованиями до 1942 года. С 1931 по 1959 гг. был профессором Гарвардского университета. П.А. Сорокин является основоположником теории социальной стратификации и социальной мобильности, которые он разрабатывал, изучая динамику различных обществ, их дифференциацию и механизмы социального расслоения.

§ 2. Проблемы дифференциации общества в теории социальной стратификации П.А. Сорокина

П. А. Сорокин является первым ученым, который дал полное теоретическое обоснование такому социальному процессу, как социальная стратификация и социальная мобильность на основании собранного и переработанного им эмпирического материала. Он одним из первых ученых вводит такое понятие, как социальное пространство, определяя его как: «вселенную неопределенного вида, состоящую из народов, населяющих землю». Через это понятие ученый пытается построить модель, с помощью которой мы смогли бы описать и объяснить такие социальные процессы как социальная мобильность и социальная стратификация, социальное расслоение и дифференциация в социальном агрегате. Положение человека в социальном пространстве ученый-социолог называет положением в социальном агрегате, которое зависит от его взаимодействия с другими членами и группами общества, а так же от места, которое этот индивид занимает на вертикальной и горизонтальной оси пространства. Именно благодаря системе выделенных понятий, у автора получается выработать и построить модель, которая объясняет само существование социальной стратификации и социальной мобильности в социуме, а также раскрывает причины этого существования, а так же позволяет обосновать происходящее в мире.

Само понятие стратификации имеет следующее определение: «Социальная стратификация - дифференциация групп людей в классы и иерархические ранги посредством неравномерности распределения различных прав, обязанностей, привилегий, ценностей, власти и иных способов влияния одних индивидуумов на других как внутри, так и между группами».

Выделяются три основные формы социальной стратификации:

1. Экономическая стратификация (при неравномерном распределении экономических благ в социальной группе);

2. Политическая стратификация (если в пределах какой — либо социальной группы прослеживается распределение авторитетов и власти, если есть управляемые и управляющие индивиды или группы);

3. Профессиональная стратификация (при распределении группы по признаку профессиональной деятельности, рода занятости, если внутри социальных групп существует деление на престижные и непрестижные профессии).

Экономическая стратификация.

П.А. Сорокин выделяет два основных типа флуктуации (флуктуация — это случайное отклонение физической величины от ее среднего значения) экономического статуса общества или социальной группы.

Итак, флуктуация экономического статуса общества или группы как единого целого:

· возрастание экономического состояния;

· уменьшение экономического состояния.

Флуктуация высоты и профиля экономической стратификации внутри общества или группы:

· возвышение экономической пирамиды;

· уплощение экономической пирамиды.

Первый тип соответственно характеризует подъем или падение экономического статуса социальной группы, а второй характеризует рост или сокращение экономической стратификации внутри самой группы. Начав с изучения флуктуации экономического статуса группы, как единого целого, П.А. Сорокин делает вывод о том, что благосостояние и доход различных обществ существенно меняется от одной страны к другой. То есть каждая отдельная группа имеет свой экономический статус. Это происходит в связи с различными факторами (война, революция, народонаселение, направление политики, географическое положение и др.).  Так, в современном мире у каждого государства есть свои экономические показатели, которые и формируют его экономический статус. У каждого государства есть сильные и слабые экономические стороны, из которых и складывается экономический статус.

П.А. Сорокин говорит о том, что существуют циклы, во время которых происходит последовательное усиление, а затем ослабление экономического неравенства. В обществе в любые времена происходит борьба между силами стратификации и силами выравнивания. Первые работают постоянно и неуклонно, а последние — импульсивно, резко, иногда насильственно. Нестабильное развитие общества тому способствует. Определенной тенденции к ослаблению или усилению экономического неравенства нет.

Политическая стратификация.

В своем научном труде «Человек. Цивилизация. Общество» П. А. Сорокин начинает анализировать политическую стратификацию с рассмотрения элиты политической пирамиды социального агрегата. Принято считать, что с течением времени происходит выравнивание политического неравенства в обществе. На примере первобытных племен, Древней Греции автор опровергает бытующее мнение и говорит о том, что тенденции выравнивания нет, так же как и нет тенденции усиления этого неравенства. Смена элиты политической власти не всегда происходит по установленным правилам и не всегда предсказуема. Коммунистическая партия стремилась к уничтожению неравенства в обществе, но сама творила произвол и усиливала политическую разнородность. Социолог рассматривает внутригрупповые аспекты политической стратификации. Теорию исчезновения политической стратификации внутри групп П.А. Сорокин отрицает и считает ее неверной. Рассматривая некоторые периоды человеческой истории, он говорит, что направленность к сглаживанию политического неравенства существовала в определенный момент истории, но постоянной тенденции к ней нет. В разные периоды все складывалось по-разному, в зависимости от многих обстоятельств.

Среди огромного количества факторов, которые влияют на политическую стратификацию, ученый обращает особое внимание на следующие:

1. Размер политической организации;

2. Однородность или разнородность членов политической организации.

Как же влияют эти факторы на изменения политической стратификации? Во-первых, при увеличении численности политической организации увеличивается и политическое неравенство (при уменьшении численности неравенство уменьшается). Во-вторых, при увеличении разнородности членов политической организации также увеличивается неравенство политическое (при уменьшении разнородности неравенство уменьшается). В-третьих, если оба этих фактора работают в одном направлении, то стратификация резко усиливается, и наоборот. В-четвертых, при возрастании роли одного фактора и уменьшении роли другого, происходит сдерживание флуктуации политической стратификации. В-пятых, при внезапном увеличении одного из этих факторов (например, при военном завоевании или революции) стратификация значительно усиливается.

П.А. Сорокин говорит о том, что политическая стратификация колеблется сильнее и импульсивнее экономической стратификации. Во многом экономика того или иного государства зависит от политической деятельности властей и, как правило, изменения, вызванные в политической сфере, влекут за собой изменения в экономике.

Профессиональная стратификация.

Профессиональная стратификация проявляется в двух основных формах:

1. Иерархия основных профессиональных групп (межпрофессиональная стратификация);

2. Иерархия внутри профессиональной группы (внутрипрофессиональная стратификация).

Межпрофессиональная стратификация.

В кастовом обществе этот вид стратификации выражался в существовании определенных каст, то есть закрытых социальных групп. Например, в Индии выделяются 4 касты - брахманы, кшатрии, вайшьи, шудры. Среди них каждая предшествующая превосходит по происхождению и социальному статусу последующую касту. В самом начале - брахманы, священники, в их руках находилось право, толковать слово божье. Благодаря этому, эта каста, занимала самое высокое положение. Далее идут кшатрии воины. Очень многочисленная и могущественная каста Индии. Во все времена и, у всех народов, профессиональные военные участвовали в управлении государством. Только на территории Индии, они выделились в отдельную группу людей, передававших по наследству свои навыки и традиции. Вайшьи, сюда входили торговцы, земледельцы, скотоводы. Эта каста также была многочисленна, но люди, входившие в нее, не имели никакого политического влияния, Так как представители высших каст Индии, в любой момент, могли лишить их всего имущества, дома, семьи просто сказав, что это угодно богам. Шудр – слуга-рабочий. Самая многочисленная и бесправная каста, люди, принадлежавшие к ней, фактически приравнивались к уровню животных. Причём некоторые животные в Индии жили намного лучше, поскольку имели статус священных.

Так же в Риме, во Франции, Великобритании и многих других странах межпрофессиональная стратификация существовала, основываясь на различных закономерностях. Но, несмотря на все это два условия всегда были основополагающими:

1) важность профессии для выживания и функционирования группы в целом;

2) уровень интеллекта, необходимый для успешного выполнения профессиональных обязанностей.

Работники умственного труда всегда получали больше, чем работники физического труда. Квалифицированный работник также получал больше, чем неквалифицированный. Самыми авторитетными профессиями являются те, где необходимо осуществлять функцию организации и контроля за происходящим. Такие закономерности сохраняются с течением времени и передаются из поколения в поколение. Рассмотрев основные положения по межпрофессиональной стратификации, перейдем ко второй форме профессиональной стратификации.

Внутрипрофессиональная стратификация.

Члены одной профессиональной группы, как правило, подразделяются на 3 слоя:

1. Слой предпринимателей или «хозяев», экономически независимых от других индивидов, действующих по своему собственному желанию и на свое усмотрение, выполняющих функции контроля и организации за происходящим;

2. Слой директоров, менеджеров, членов совета директоров. Они продают другим индивидам свою службу, работу и получают за это заработную плату. Они занимаются интеллектуальным трудом;

3. Слой наемных рабочих. Этот слой, так же как и представители второго слоя продают индивидам свой труд, но не интеллектуальный, а физический.

Это деление профессиональной группы существует очень долгое количество времени. И феодальное, и современное общество стратифицировано примерно одинаково. Человек, занимающий определенное место в социальном пространстве имеет свои показатели как экономической, политической, так и профессиональной стратификации. Исходя из этих показателей, мы можем определить его место в этом пространстве. Очень часто человек, имеющий высокий профессиональный статус, имеет высокие экономические и политические статусы. Но не всегда все происходит по этим законам. Иногда человек, имеющий высокий профессиональный статус, не имеет высокий политический статус. Хороший предприниматель, имеющий возможность себя обеспечить может вовсе не стремиться к власти и оставаться в середине политической пирамиды социального агрегата. Все индивидуально и зависит от многих обстоятельств.

§ 3. Изучение механизма социального расслоения общества в теории социальной мобильности П.А. Сорокина

Занимаясь изучением дифференциации социального агрегата и механизмами его социального расслоения, ученый-социолог затрагивает тему перехода индивида из одной группы в другую, и то, с помощью чего и при каких условиях этот переход может быть совершен. В современном обществе каждый день происходят социальные перемещения и изменения социальных статусов.

Социальная мобильность по Питириму Александровичу Сорокину: «любой переход индивида, социального объекта или ценности, созданной или модифицированной благодаря деятельности, от одной социальной позиции к другой».

Основными типами социальной мобильности являются:

1. вертикальная;

2. горизонтальная.

Горизонтальная социальная мобильность представляет собой переход индивида или социальной группы в положение того же уровня, в котором они были до этого перехода. Например, переезд из одного города в другой или переход из одной компании в другую, с сохранением своего профессионального статуса. Как мы видим, при таких перемещениях не происходит изменения социального положения в социальном пространстве по вертикали. Теперь рассмотрим второй тип социальной мобильности.

Вертикальная мобильность — это переход индивида или социальной группы из одного социального положения в другое (более высокое или же наоборот, более низкое). Например, повышение в должности, брак, заключенный с человеком элитного происхождения или высокого социального статуса и др. В таком случае происходит качественное изменение социального положения, по сравнению с первоначальным социальным статусом индивида.

Вертикальная мобильность может иметь разную направленность. Индивид либо поднимается, либо опускается по социальной лестнице.

Выделяется два направления вертикальной социальной мобильности: восходящая и нисходящая.

Восходящая социальная мобильность — это повышение социального статуса индивида или социальной группы. Например, повышение в должности.

П.А. Сорокин выделяет так же два вида вертикальной мобильности:

1. Переход индивида из одного социального положения в другое;

2. Создание такими индивидами новой группы или переход всей социальной группы на более высокую социальную позицию.

В рамках нисходящей мобильности выделены следующие пункты:

1. Одна форма заключается в падении индивида с высокой социальной позиции, не разрушая при этом исходной группы, к которой он когда-то принадлежал;

2. Вторая форма проявляется в деградации социальной группы в целом, в понижении ее ранга на фоне других социальных групп или в разрушении ее социального единства.

То есть мы можем сказать, что П.А. Сорокин выделял в структуре социальной мобильности групповые и индивидуальные перемещения. Социальное положение в обществе изменяет либо отдельный индивид, либо целая социальная группа. К причинам, по которым происходит социальная групповая мобильность, ученый отнес следующие факторы:

· социальные революции;

· иностранные интервенции, нашествия;

· межгосударственные войны;

· гражданские войны;

· военные перевороты;

· смена политических режимов;

· замена старой конституции новой;

· крестьянские волнения;

· междоусобная борьба аристократических родов.

Для характеристики вертикальной мобильности с качественной точки зрения П.А. Сорокин вводит такие понятия, как интенсивность и всеобщность.

Интенсивность социальной мобильности.

Под интенсивностью понимается «вертикальная социальная дистанция или количество слоев — экономических, профессиональных или политических, — проходимых индивидом в его восходящем или нисходящем движении за определенный период времени». Чем больше социальных слоев прошел индивид за определенный период времени, тем выше показатель интенсивности этого перехода.

Всеобщность социальной мобильности.

Под всеобщностью вертикальной мобильности подразумевается число индивидов, которые изменили свое социальное положение в вертикальном направлении за определенный промежуток времени. Абсолютное число этих индивидов показывает всеобщность вертикальной мобильности в структуре данного социального агрегата; отношение таких индивидов ко всему народонаселению дает относительную всеобщность вертикальной мобильности. Соединив показатели интенсивности и всеобщности вертикальной мобильности в определенной социальной сфере, мы можем получить совокупный показатель (политической, профессиональной и экономической) мобильности данного общества. Это поможет нам в описании и анализе структурных элементов того или иного общества. Когда мы сравниваем один социальный агрегат с другим, или один и тот же агрегат, но в разные периоды его существования, мы можем обнаружить, в каком из них, или в какой исторический период общая мобильность выше. Об изменчивости исследуемого нами процесса, П.А. Сорокин говорил, что интенсивность и всеобщность вертикальной мобильности изменяется от группы к группе, от одного периода времени к другому (изменения во времени и пространстве). В истории социальных организмов улавливаются ритмы сравнительно подвижных и неподвижных периодов, и в этих изменениях не существует постоянной тенденции ни к усилению, ни к ослаблению вертикальной мобильности.

По  мнению П.А. Сорокина, не существует такое общество, в котором вертикальная мобильность была бы свободной. Почти в каждой социальной группе есть свои правила включения в состав той или иной группы. Где-то эти правила ограничиваются элементарными установками, а где-то для того, чтобы попасть в желаемую группу необходимо приложить максимальное количество усилий. Так, например, никакого труда не составит любому студенту в профессиональной сфере попасть в группу обслуживающего персонала, а вот для того, чтобы попасть в группу управленцев необходимо иметь большой человеческий капитал за плечами. Эту закономерность мы наблюдаем и в политической, и в экономической сферах социума. Так как степень перемещения в каждом обществе отлична от других, Сорокин посчитал, что «справедливо различать подвижные и неподвижные типы обществ».

В подвижном типе общества степень вертикальной мобильности очень велика, а в неподвижном типе общества очень мала. Пример второго типа – кастовый строй в Индии. Несмотря на все правила, степень вертикальной мобильности никогда не равна нулю, даже в Древней Индии. Степень вертикальной мобильности должна быть ограничена. В любом слое должно существовать «решето» или фильтр, который отбирает и выбирает индивидов, в противном случае на руководящих местах могут оказаться ненужные для этой роли люди, и всё общество может из-за этого погибнуть во время войны или в результате отсутствия необходимых реформ.

История человечества во многом определяется не столько судьбами отдельных людей, сколько перемещениями различных социальных групп в истории. Так, например, на смену земельной аристократии приходит финансовая буржуазия, малоквалифицированные профессии вытесняются из современного производства представителями так называемых «белых воротничков» - инженерами, программистами, операторами промышленных, компьютеризированных комплексов. Войны и революции перекраивали общественную структуру социального агрегата, поднимая на вершину пирамиды одни слои и опуская другие. Благодаря работе основных социальных институтов происходит циркуляция и деформация структуры общества.

Социальные перемещения были, есть и будут существовать в нашем обществе. Человек, как существо социальное, всегда стремится к саморазвитию и к обретению более высокого статуса, вследствие чего и происходят процессы социального расслоения общества.

Поскольку вертикальная социальная мобильность присутствует в той или иной степени в любом социальном агрегате, и так как между социальными положениями в иерархии должны существовать некие «проходы», «лифты» или «каналы», с помощью которых индивиды или социальные группы перемещаются в пространстве, то нам необходимо рассмотреть эти каналы социальной циркуляции и понять механизмы, с помощью которых они осуществляют перемещения. Функции социальной циркуляции выполняют различные социальные институты. Из всех этих каналов мы всегда можем выделить те, которые функционируют в определенный промежуток времени наиболее эффективно, нежели другие каналы этого общества. Важнейшими из социальных институтов, отвечающих за расслоение общества и его деформацию, являются: армия, церковь, школа, политические, экономические и профессиональные организации.

Питирим Александрович Сорокин выделял армию, как канал социальной циркуляции. С помощью долгосрочной службы в военных силах человек мог запросто подняться на несколько ступеней вверх по социальной лестнице. Армия много лет назад и в настоящее время остается действенным каналом социальной мобильности. Приведем примеры того, как армия способствовала вертикальной циркуляции в обществе: 36 римских императоров (например, Цезарь) из 92 достигли своего социального статуса благодаря службе в армии. 12 византийских императоров из 65 достигли своего положения в обществе по той же причине. Эти примеры говорят нам о том, что еще в далеком прошлом этот канал выполнял свою функцию. Сейчас очень многие парни поступают после окончания школ, гимназий и лицеев в военные университеты с целью улучшения своего социального статуса. И, начиная с низших званий, они, через определенное время, могут совершить достаточно сильный скачок по социальной лестнице вверх.

Питирим Александрович Сорокин выделял школу и научные организации, как канал вертикальной циркуляции. С помощью образования человек, используя полученные навыки и знания, может подняться достаточно высоко, например, в профессиональной сфере.

Так же Питирим Александрович выделял политический лифт, т.е. правительственные группы и партии, как канал вертикальной циркуляции. Несомненно, то, что и в настоящее время, и раньше этот «лифт» был одним из самых важных каналов для социальных перемещений. Индивид, попавший в любую политическую структуру, захвативший какую-либо часть власти сразу же повышает свой социальный статус.

Питирим Александрович Сорокин выделяет искусство или, другими словами, шоу-лифт, как канал вертикальной циркуляции. И раньше, и сейчас роль искусства в нашем обществе велика. Многие известные творческие личности поднимались или опускались в структуре социального агрегата благодаря своей деятельности. Философский пароход, на котором выслали всю интеллигенцию нашей страны, прямое свидетельство тому, что иногда искусство может способствовать понижению социального статуса.

Питирим Александрович Сорокин выделял средства массовой информации, как канал вертикальной циркуляции. Развиваясь во времени, этот канал достиг своего исторического пика. Сейчас газеты, телевидение, кино, радио смогут повлиять на изменение общественного мнения, а соответственно, и на социальный статус любого индивида. На современных журналистских факультетах студентов обучают методикам обмана, правильной рекламе того или иного объекта, подаче материала в той форме, которая поможет сложить необходимое мнение общественности.

П.А. Сорокин выделял экономические организации или бизнес-лифт, как канал социальной циркуляции. Накопление богатств – это самый надёжный путь наверх при условии стабильности в обществе. Во времена социальных катаклизмов богатство можно легко отобрать. Нищий аристократ не способен сохранить социальный престиж.

П.А. Сорокин выделял семью и брак, как канал вертикальной циркуляции. По древнеримскому закону если свободная женщина выходила замуж за раба, то её дети автоматически становились рабами. Сын рабыни и свободного человека становился рабом. То есть любая связь с человеком, занимающим положение – раб, приводила к падению социального статуса детей. Раньше также существовала тенденция к вступлению в брак с одной стороны богатой женщины и бедного мужчины аристократа. Это приводило к обретению одной – статуса простолюдинки, другого – богатства.

Влияние каналов вертикальной циркуляции на социальные перемещения в разные исторические периоды. Они возникали по очереди. После возникновения нового лифта значение ранее возникших лифтов снижалось, и они оказывались устаревшими, а новые лифты становились более привилегированными.

Семейный лифт возник самым первым при первобытном обществе. То есть в первобытном обществе человек мог повысить свой социальный статус лишь благодаря семейным связям или удачному браку, поскольку ни армии, ни профессиональных организаций тогда в своем устоявшемся состоянии не было.

Такие лифты, как армия, правительственные группы, церковь, искусство, школа и наука, возникли при рабовладении. Они непосредственно влияли на определенный социальный статус индивида. Так, например, человек из низших слоев, попав в армию, имел возможность повысить свой социальный статус в обществе, благодаря службе своему государству.

Такие лифты, как бизнес и печать, возникли при капитализме. С помощью СМИ человек может обрести как огромную славу, так и унижение. Человек, имеющий свой бизнес, безусловно, повышает свой статус при благоприятном его развитии, а при разорении бизнесмен наоборот понижает свой социальный статус.

Таким образом, в первобытном обществе социально-значимым был семейный лифт, при рабовладении - армия и правительственные группы, при феодализме - армия, правительственные группы и церковь, при капитализме - бизнес, правительственные группы и печать (СМИ). В советское время огромную значимость имел лифт образования.

Мы наблюдаем изменение влияния каждого социального «лифта» в истории. Этот факт обусловлен в ту или иную эпоху социально-политическим укладом, уровнем научно-технического развития общества, степенью его социального развития и стабильности. В настоящее время социально-значимыми каналами социальной мобильности являются:

· СМИ: именно благодаря деятельности средств печати и массового вещания формируется общественное мнение одинокой толпы, которая подвержена бессознательному следованию за лидером и всевозможным внушениям с его стороны;

· образование: для доступа к экономически развитым сферам производства необходим определенный багаж знаний и уровень квалификации;

· семья: рост по карьерной лестнице за счет достижений родителей или их друзей.


Глава 2. Опыт эмпирического исследования П.А. Сорокиным социальной стратификации и мобильности общества. Возможность применения полученных выводов в настоящее время

§ 1. Опыт эмпирического исследования структурной деформации общества

В 1920 году Питирим Александрович Сорокин начинает трудиться над научным трудом “Социология революции”.

"Социология революции" - первый фундаментальный научный труд социолога XX в. П.А. Сорокина, опубликованный им в Америке. Однако написана эта книга на русском языке еще в 1923 г., во время пребывания П.А. Сорокина в Праге. Больше восьмидесяти лет машинопись книги оставалась в архивах (сначала в Праге, затем в Киеве). Ученый принимал непосредственное участие в революционных событиях, что обогатило научную работу его личными оценками и воспоминаниями.

Ученый-социолог всегда и везде призывал своих учеников: «Поменьше философствования, побольше наблюдения. Хорошо проведенная статистическая диаграмма стоит любого социально-философского трактата». Эта фраза подтверждает тот факт, что Сорокин был сторонником эмпирического подхода к исследованиям социальной реальности. Он разрабатывал программы исследования, принимал непосредственное участие в них, изучал полученный материал, разрабатывал теории о социальном устройстве общества на основании полученных данных.

«Социология революции» собрала в себе эмпирические материалы о различных изменениях структуры социального агрегата, которые охватили Петроград в революционное время. Научный труд включает в себя огромное количество эмпирического материала собранного как до П.А. Сорокина другими исследователями, так и его учениками и самим ученым. Анкетные опросы, статистические данные, исторический анализ пронизывают главы научной работы ученого-социолога. Здесь представлены его наблюдения за различными социальными группами Петрограда, основываясь на которых мы рассмотрим опыт эмпирического исследования социальной дифференциации общества известным социологом.

П.А. Сорокин в научной работе «Социология революции» изучая и анализируя то, как социальные протесты воздействуют на общество и его жизнедеятельность, использовал понятие «социальный агрегат». Ученый определяет его как «совокупность взаимодействующих лиц, распадающихся не прямо на индивидов, а на два или большее число коллективных единств, которые уже, в свою очередь, разлагаются на индивидов». Эта разновидность кумулятивных групп, по мнению социолога, позволяет понять механизм возникновения социальной системы из взаимодействия индивидов. В этой книге П.А. Сорокин впервые говорит о системе социальных координат и социальном пространстве, в которые включен каждый индивид: «Совокупность тех групп, к которым индивид принадлежит, и место, которое он в каждой из них занимает, можно назвать «системой социальных координат», определяющих его положение в «социальном пространстве», его социальный вес, социальную физиономию и характер поведения». Он замечает в своей работе, что социальный агрегат абсолютно в любое время подвержен деформациям состава и объема его социальных групп, но во времена революции эти деформации значительно усиливаются и структура общества видоизменяется. Это происходит по причине того, что механизмы отбора или, так называемые, «фильтры» перестают функционировать, либо осуществляют свою деятельность крайне слабо, не обеспечивая нормальное функционирование агрегата, вследствие чего наступают социальные перемены.

П.А. Сорокин выделяет два периода в любой революции. Во время первого периода, когда механизмы отбора отключены или не достаточно функциональны, происходят резкие перемены в обществе, его структура кардинально видоизменяется. Индивиды, занимающие когда-то самые низкие слои социального агрегата вырываются наверх и занимают позиции, связанные с властью и могуществом, принадлежностью к элите, а те, кто когда-то был на вершине иерархии, опускаются на самое дно. Вот что об этом процессе пишет ученый-социолог: «Тормозов нет, а потому индивиды потоком революции срываются с мест и несутся «куда глаза глядят», без плана, без системы, вне обычных «кровеносных и лимфатических» путей. Перед нами разбросанный муравейник: без стиля, формы и порядка, разлагающийся труп, с беспорядочно кишащими клетками, кочующими из органа в орган, просверливающими ткани и вместе с этим уничтожающими обычное строение социального организма».

Наступивший хаос сменяет второй период революции. Общество не может постоянно существовать в неопределенном состоянии, без четкой, отлаженной структуры и управления. Именно поэтому механизмы, регулирующие положение индивидов в социальном пространстве налаживают свое функционирование и перед нами социальный агрегат, имеющий свою структуру, прошедший через состояние «мути». Несмотря на распространенное мнение, не следует думать, что новая структура радикально отличается от старого состояния социального агрегата. Напротив, она очень похожа на старое общество: «различны только жильцы в разных комнатах этого по существу старого здания; новы вывески, да кое-какие переделки, и только». Под «жильцами» П.А. Сорокин подразумевает то, о чем мы писали выше. Индивиды из высших страт поменялись местами с представителями низких социальных позиций. Таким образом преобразовывается структура социального агрегата во времена революции. Посмотрев на Украинское общество 2015 года, мы вновь увидим там Президента, исполняющего свои полномочия, Верховную раду и другие правительственные органы, существовавшие до политического переворота. Структура не изменилась, произошла лишь смена индивидов, занимающих ту или иную должность.

Рассмотрев изменения социальной структуры общества во времена революции, и в самый обычный период развития общества, выведем их отличия:

1. Процессы изменения состава членов групп и циркуляции индивидов в первый период революции совершаются гораздо быстрее и захватывают огромное количество лиц;

2. Резкость колебания состава групп здесь гораздо больше;

3. Процессы становления новых сложных групп идут с намного большей скоростью;

4. Различен механизм, регулирующий отбор индивидов, а поэтому в итоге получаются иные результаты в области их размещения в «системе социальных координат»;

5. Во второй период революции мы замечаем «отход к старому», который заключается в следующем:

а) обратная циркуляция и тенденция возвращения перемещенных индивидов в дореволюционное положение,

б) уменьшение резкости колебания объемов групп;

в) воссоздание старого механизма отбора и размещения индивидов;

г) приближение структуры общества к дореволюционному типу (не совпадая с ним полностью).

6. Если верно то, что положение индивида в системе социальных координат определяет его социальную физиономию, его «душу» и поведение, то усиленное перемещение индивидов в социальном пространстве должно сопровождаться и усиленной «перегруппировкой душ». Члены агрегата, меняя места в системе социальных координат, должны, соответственно, менять и свои «души», — свое поведение.

§ 2. Опыт эмпирического исследования изменения объемов социальных групп и социальной мобильности

Социальная мобильность - социальный процесс, характерный для любого общества в любой момент его существования. В спокойные времена социальные процессы протекают плавно и спокойно. Индивиды при помощи каналов социальной мобильности меняют свое социальное положение в общественном агрегате. Но в те времена, когда на общество находят «недуги», характер социальных процессов во многом преображаются. Социальный агрегат подвергается различным катаклизмам: войны, революции и стихийные бедствия, в результате чего, социальные перемещения меняют свой характер, масштаб и свойства. Исследованием этих изменений социальных процессов и занимался ученый, работая в Петроградском Университете. П.А. Сорокин со своими учениками в 1921-1922 гг. провел исследование профессиональных групп Петрограда для получения статистических данных о городе. Ему стало интересно, каким образом протекают деформации в социальном агрегате в нелегкие для общества времена, во времена революции и перемен. «Обследованию было подвергнуто 1113 человек. Основные итоги таковы. Каждый из 1113 человек с 1917 по 1921 гг. переменил свою основную профессию один или много раз. Подсчитав число всех перемен профессии всех этих лиц и разделив полученную цифру на 1113, я получил число 5, указывающее среднее число перемен профессий за 3,5 года. Не только для Петрограда, но даже для Америки такой коэффициент профессиональной циркуляции и изменения состава профессиональных групп высок». Мы видим, что социальные перемещения во времена революции изменили свою скорость. Количество изменений своего профессионального статуса впечатляет, в настоящее время этот коэффициент стремится к гораздо более низкому числу в РФ. Социальная стратификация российского общества 1920х. гг. качественно и количественно меняется, социальная мобильность увеличивается до невероятных скоростей. Человек, не успевая привыкнуть к одному рабочему месту, меняет его на новое. Положение индивида в профессиональной среде во времена революции колеблется на волне резких и неожиданных перемен.

Виталий Кличко - украинский политик, глава Киевской городской государственной администрации за время нестабильной политической ситуации в стране прошел профессиональный путь от боксера до политического деятеля, попробовав себя в большом количестве профессий разного толка. Такие взлеты и падения, необычные профессиональные смены наблюдаются во времена социальных потрясений и гражданских войн достаточно часто.

Приведем еще несколько примеров изменений в структуре русского революционного общества. Возьмем профессионально-производственные группы Петрограда. Период с 1917 по 1921 гг. в этой области может быть описан почти полным уничтожением следующих профессиональных групп:

1. Предпринимателей — глав предприятий;

Люди, занимавшие высокие посты в спокойные времена, представляли большую угрозу для осуществления грядущих перемен. Их необходимо было убрать, заменить. Для нового строя общества необходимы были специально подготовленные люди на предложенные должности.

2. Торговцев;

Торговцы могли передавать не угодную властям информацию и товары представителям других социальных агрегатов, что тоже необходимо было устранить.

3) Уменьшением объема групп индустриальных рабочих (численность их сократилась до 46%) — диктатура пролетариата привела чуть ли не к исчезновению пролетариата;

4) исключительным подъемом объема чиновников — «советских служащих» (почти 30% населения превратилось в чиновников и агентов власти). Среди них исключительно возросли профессиональные группы контролирующих органов по сравнению с исполнительными. По переписи 1920 г. в населении Москвы «советские служащие» составляли 50 с лишним процентов, а остальные 50% обслуживали их: столица России стала городом чиновников. То же самое имело место и в других городах. Возрос процент служащих и в деревнях. Если судить об их численности по количеству лиц, состоящих на содержании у государства, то мы получим такие цифры: в 1918–1919 гг. было 12 млн. чиновников 1910–1920 гг. - 23 млн. 1920 –1921гг. - 35 млн. чиновников на 130 млн. населения составляет 27% всего населения (вместо 1,5% до войны)74. Эти цифры ясно свидетельствуют о том, до какой степени возросло количество государственных служащих. Перепись Москвы выявила, что на двух чиновников-исполнителей приходится один-два или даже три (в некоторых комиссариатах) контролера;

5) Увеличением объема земледельческих профессий;

6) Полным уничтожением и уменьшением объема многих свободных и либеральных профессий, также как адвокат и др.;

7) Уменьшением профессиональной дифференциации вообще, так как огромное число лиц, особенно представителей интеллигентных профессий, вынуждены были стать «энциклопедистами», т. е. обслуживать своими силами абсолютно все потребности: шить, готовить, стирать, возить бревна, колоть дрова, копать огороды, подметать улицы, таскать тяжести и др.

П.А. Сорокин говорит о том, что в таком функционально-разрушенном состоянии социальный агрегат может существовать совсем недолгое время, затем все элементы, составляющие общественный организм, структурируются и возвращаются на свои обычные места. Мы приходим к выводу о том, что социальная стратификация общества всегда стремится к своему исходному состоянию и процессы мобильности стабилизируются после ударов по социальной структуре общества и смещения ее элементов.

§3. Возможность применения теорий социальной стратификации и мобильности П.А. Сорокина в настоящее время

П.А. Сорокин разработал теории, которые и в настоящее время могут обосновывать устройство современного общества. Индивиды в социальной структуре имеют свое положение, которое они занимают благодаря достижениям в экономической, политической или профессиональной сферах. К причинам, вызывающим социальную дифференциацию общества П.А. Сорокин относил: факт совместного проживания людей, врожденные отличия друг от друга, различия окружающей среды, в которую попадают индивиды. Этот факт является верным и в настоящее время может объяснять процесс деления общества на группы. Как и раньше имеют место социальные катаклизмы, войны, революции, видоизменяющие социальные процессы и явления.

Несомненно, перемещение людей и социальных групп по ступеням общественной иерархии в силу различных причин имеет место в любом социуме. Причем оно может происходить с различной интенсивностью, охватывать большее или меньшее количество людей. П.А. Сорокин считал, что мобильность оказывает на общество огромное влияние, даже воздействует на психологию и поведение людей. Ученый подробно рассматривал в своих работах различные аспекты этого влияния, обосновывая вывод о том, что именно мобильность, степень ее интенсивности и всеобщности, определяет индивидуальный облик, лицо каждого социального организма. Здесь имеет место преувеличение роли мобильности в социальных процессах, хотя это не отрицает ее влияния на развитие общества.

Конечной целью всего исследования ученым форм социального расслоения было его стремление выяснить общие и специфические закономерности развития социального неравенства. В итоге проделанного анализа он пришел к выводу о том, что развитие неравенства представляет собой динамический циклический процесс. Под действием ряда социальных факторов неравенство время от времени принимает чрезвычайно острые формы, вызывая глубокие общественные потрясения. Но, если общество не распадается, а, выйдя из кризиса, вступает в следующий этап развития, то наступает новый период нарастания противоречий, ведущий к новому витку и формам стратификации. Этот факт мы можем наблюдать и в настоящее время. Увеличение объема ресурсов, которые сосредотачиваются в руках элиты РФ в настоящее время, ведет к нарастанию массовых протестов.

П.А. Сорокин проделал огромную работу по исследованию процессов социальной стратификации и социальной мобильности. Он собрал большое количество материала по заданной теме, с помощью своих студентов проводил анкетные опросы для исследования закономерностей социального расслоения и дифференциации общества. Он пришел к выводу о том, что за короткое время социальный агрегат может качественно изменить свою структуру и ее элементы. Увеличивается возможность использования определенных социальных лифтов для осуществления перехода в общественной структуре. Соответственно, индивиды в революционном городе могут перемещаться с огромной скоростью как вверх, так и вниз. Президенты современной Украины, Египта, Сирии смогли занять нынешнее социальное положение благодаря социальным катаклизмам, происходившим в соответствующих государствах.

П.А. Сорокин достиг поставленной цели. Выделенные им закономерности процессов социальной мобильности и стратификации, существуют и по сей день, несмотря на изменения в структуре современного общества (развитие средств коммуникации, увеличение роли СМИ, внедрение во все сферы общественной жизни информационных технологий, появление сети Интернет и т.д.).


Заключение

П.А. Сорокин - выдающийся русско-американский социолог XX века. Он вложил огромный вклад в развитие отечественной и зарубежной социологии. Научную деятельность социолога можно разделить на два этапа творчества: русский и американский периоды. Формирование основных взглядов и круга научных интересов ученого произошло именно в СССР под влиянием таких именитых социологов, как Е.В. де Роберти, М.В. Ковалевский. Этим фактом наша страна имеет право гордиться.

П.А. Сорокин, безусловно, внес огромный вклад в развитие социологии как науки. Он способствовал становлению этой дисциплины в России, основав первый социологический факультет в Петроградском университете в 1920 году. Он преподавал науки об обществе в этом заведении, читал лекции и проводил научные исследования революционного города. Ученый развивал социальную науку в различных государствах, имея успех в каждом.

Социолог был представителем системного методологического подхода. Он всегда опирался только на научно-обоснованные факты и проверенный эмпирический материал. В процессе своей научной деятельности ученый рассматривает такие социальные проблемы, как войны и революции, альтруизм, социокультурная и историческая динамика, выделяет объект, предмет и задачи социальной науки. Он первым вводит в научный оборот понятие социального пространства и положения. Круг научных интересов ученого восхищает своей широтой.

П.А. Сорокин является основоположником теорий социальной стратификации и социальной мобильности, которые в настоящее время используются многими исследовательскими центрами для построения теоретической базы всевозможных социологических анализов общества. Ученый определяет мобильность, как переход индивида или группы из одного социального положения в другое. Он выделяет горизонтальную и вертикальную мобильность. Их он делит на восходящие и нисходящие перемещения двух типов (либо изменяет социальное положение один индивид, либо вся группа). Автор говорит о подвижных и неподвижных обществах и о степени перемещения индивида или социальной группы в них, показывая это на различных исторических примерах. Так же П.А. Сорокин в своем научном труде «Человек. Цивилизация. Общество» указывает на то, что социальная мобильность осуществляется даже в самом закрытом обществе, но с различными показателями интенсивности и всеобщности. Он обращает внимание на то, что каждое общество стратифицировано. Необходимо принять это правило за аксиому.

П.А. Сорокин выделяет следующие каналы социальной мобильности в обществе:

· армия;

· церковь;

· семью и брак;

· образование;

· профессиональные, политические и экономические организации;

· СМИ

Социолог описывает, как и с помощью чего каждый из каналов помогает индивиду или социальной группе занять качественно новое положение в обществе.

Теории социальной стратификации и социальной мобильности применимы к современному обществу. Кризисное украинское, египетское, йеменское, сирийское, ливийское государства прямой пример тому, как социальные потрясения влияют на структуру социального агрегата, на его элементы. Эти потрясения по нескольким критериям могут быть сопоставимы с революциями в России 1917 года, с политическими кризисами в США и современной России. Проводить параллель мы можем с помощью сопоставлений данных об обществах тех времен и современных исследований.

В настоящее время творчество П.А. Сорокина мало изучено, поэтому требуется особое, внимательное отношение к его научному наследию. Уникальный опыт социолога, дополненный всем многообразием историософской мысли других русских мыслителей может стать важным вкладом в построение принципиально иной, более широкой и многосторонней исторической картины мира, в которой сможет найти свое заслуженное место все самое лучшее из вековых традиций русской исторической науки.

Список использованной литературы:

1. Большой толковый социологический словарь терминов, М.: АСТ, 1999. Т.2 - 567с.

2. Бормотова С. С. «Борьба советских ученых-марксистов против социологических идей П. Сорокина в первые послеоктябрьские годы (1917-1922)» Филос. науки, 1971, №3

3. Голосенко И. А. «Философия истории Питирима Сорокина // Новая и новейшая история». — 1966. — № 4, апрель. — с.93.

4. Голосенко И.А., Козловский В.В. «История русской социологии XIX-XX веков». М.: Онега, 1995

5. Добреньков В.И., Кравченко А.И. «Фундаментальная социология: В 15 т.»; 2004 г.

6. Медведев В. А. Актуальность взгляда Питирима Сорокина на главные тенденции нашего времени. - М-СПб, 1999. - С.389.

7.  Новикова С.А., «История развития социологии в России», Москва-Воронеж, 1996. – 401 с.

8.  Осипов Г. В. «Социология» М: Мысль, 1990. – 698 с.

9.  Согомонов А.Ю. «П.А. Сорокин и М.М. Ковалевский // Социологические исследования». 1989. № 3. С. 105-106.

10.  Сорокин П.А. «Общедоступный учебник социологии», М. 1994г.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: