ВВЕДЕНИЕ
Индустриальный этап технологических изменений в истории Земли (середина XIX века-XX век) в последнем десятилетии прошедшего века сменился информационным. Многие ученые называют этот этап информационной революцией. Поэтому информация очень влияет на современный бизнес, который отличается высоким уровнем конкуренции и постоянно меняющимися условиями хозяйствования.
В России в настоящее время наиболее распространенным видом конкуренции является ценовая. В условиях, когда рынок нестабилен, возрастает важность цены товара. Это положение было не раз подтверждено на практике, в том числе и в период обострения кризиса в России в августе 1998 года. По результатам исследований российских экономистов спрос на 80—90% товаров является эластичным по цене, т.е. чутко реагировал на любые ее изменения. Следовательно, выигрыш или проигрыш в конкурентной борьбе российских предприятий за ограниченный платежеспособный спрос зависит от того, насколько конкурентоспособны цены и издержки.
В прошлом информация считалась сферой бюрократической работы и ограниченным инструментом для принятия решений. Сегодня информацию рассматривают как один из основных ресурсов развития общества, а информационные системы и технологии как средство повышения производительности и эффективности работы людей.
Наиболее широко информационные системы и технологии используются в производственной, управленческой и финансовой деятельности, хотя начались подвижки в сознании людей, занятых и в других сферах, относительно необходимости их внедрения и активного применения.
Главное внимание уделяется рассмотрению информационных систем и технологий с позиций использования их возможностей для повышения эффективности труда работников информационной сферы производства и поддержки принятия решений в организациях (фирмах).
Понятие сетевых информационных систем
Информационная система (ИС) – система, которая предназначена для хранения, поиска и обработки информации с помощью соответствующих организационных ресурсов (человеческих, технических, финансовых и т. д.), обеспечивающих и распространяющих информацию.
Информационная система должна своевременно обеспечивать определенных людей необходимой информацией, т. е. удовлетворять конкретные информационные потребности в рамках определенной предметной области. Результат работы ИС – информационная продукция в виде документов, информационных массивов, баз данных и информационных услуг.
Информационные системы обладают следующими свойствами:
· каждая ИС может подвергаться анализу, строиться и управляться на основе общих принципов построения сложных систем;
· для построения ИС необходимо использование системного подхода;
· информационная система является динамичной и развивающейся;
· ИС воспринимается как система обработки информации, которая состоит из компьютерных и телекоммуникационных устройств и реализована на базе современных технологий;
· результатом функционирования ИС является информация, на основе которой принимаются решения или производятся автоматическое выполнение рутинных операций;
· участие человека зависит от сложности системы, типов и наборов данных, степени формализации решаемых задач.
В информационной системе выполняются следующие действия над информацией:
· информация вводится из внешних и внутренних источников;
· входящая информация обрабатывается;
· информация хранится для дальнейшего использования;
· выводится в удобном для пользователя виде;
· обеспечивается обратная связь, т.е. информация, переработанная в данной организации, представляется для корректировки входящей информации.
Достаточно широко используется классификация ИС по степени автоматизации:
· Ручные – ИС без использования компьютерной техники. По существующим определениям в принципе существовать не могут, т.к. должны содержать аппаратно-программные средства.
· Автоматизированные – ИС, автоматизация в которых может быть неполной (необходимо постоянное вмешательство персонала).
· Автоматические – ИС, автоматизация в которых является полной (вмешательство персонала не требуется или требуется только эпизодически).
Виды сетевых информационных систем
Системы электронных билетов
Электронный билет или e-ticket — это электронный документ, удостоверяющий договор воздушной перевозки между пассажиром и авиакомпанией. В отличие от бумажного авиабилета, электронный билет представляет собой цифровую запись в базе данных авиакомпании.
Электронные билеты одинаково удобны в использовании как для путешественников, так и для авиакомпаний. Если говорить кратко, то электронные билеты – это безопасно, удобно, недорого.
Преимущества электронного билета:
1) Надёжность. Электронный билет физически невозможно подделать или потерять.
2) Цена. Стоит дешевле обычного бумажного билета.
3) Доступность и экономия времени. Вы можете приобрести электронный авиабилет не только в авиакассах, но и у себя дома через интернет, оплачивая с помощью систем онлайн-платежей. Это сэкономит много времени, денег и сил.
Системы банковских расчётов
Система расчетов по банковским картам — платёжная система, объединяющая банкоматы различных банков.
Обычно банкоматы банка, выпустившего платежную банковскую карту, предоставляют расширенную функциональность, в то время как при работе с банкоматами других банков, объединённых системой расчёта, предоставляются только базовые услуги: просмотр баланса и получение наличных. Системы расчётов бывают глобальные, которые охватывают большинство стран, и национальные, действующие в рамках одной страны.
К глобальным системам относятся:
· PLUS, VISA;
· MasterCard;
· Cirrus, Maestro;
· China UnionPay;
JCBК национальным системам относятся:
· Cartes Bancaires или «СВ» — Франция;
· Quick и Bancjmat — Австрия;
· Multibanco — Португалия;
· Армениан Кард — Армения;
· Белкарт — Беларусь;
· Простир — Украина;
· Золотая Корона — Россия и другие страны СНГ;
· НСПК — Россия.






