Иван I Калита как личность

Содержание

Введение…………………………………………………………………….3

1. Иван I Калита как личность……………………………………………5

2. Внешняя и внутренняя политика Ивана Калиты……………………7

3. Роль церкви в превращении Москвы в столицу всей Руси. Перестройка Московского Кремля……………………………………………11

Заключение……………………………………………………………….13

Список использованной литературы…………………………………..15

 

 

Введение

В настоящее время сохраняется интерес к узловым темам отечественной истории. По-прежнему актуальной в российской историографии остается проблема о значимости и роли Ивана Калиты в становлении основ будущего могущества русского государства и его централизованного характера. В этой связи особого внимания заслуживает время правления первых московских государей, более конкретно связанное прежде всего с Иваном I, когда вектор как внешней, так и внутренней политики резко изменяется и приобретает более дальновидный характер.

Состояние русской государственности на рубеже XIII–XIV веков характеризовалось продолжавшимся противоборством объединительных и разъединительных тенденций. Русь по-прежнему оставалась территориально разобщенной, однако в социально-политической жизни страны в это время наметились позитивные сдвиги, способствовавшие постепенному, но неуклонному усилению интеграционных процессов. К тому моменту произошла определенная стабилизация отношений северо-восточных русских княжеств с Золотой Ордой. Немалое напряжение эти отношения испытали в последней четверти XIII века, когда Орда пережила политический кризис, вызванный личными амбициями и закулисными интригами ее правителя Ногая. Кризис вылился в длительный конфликт в среде ордынской знати, что стало уменьшать давление Орда на Русь.

В Северо-Восточной Руси в данный период происходил также рост хозяйственной активности, основной импульс которому придавало масштабное переселение людей туда из переживавшей экономический упадок Южной Руси. Шел процесс перемещения жизненного центра Руси с юга на северо-восток. В XIII и в первой половине XIV века миграционный поток с юга в относительно безопасные районы северо-востока еще более усилился и принял интенсивный характер. Рост числа сельских поселений сопровождался распространением земледелия, появление новых городов означало развитие ремесел и торговли.

В XIV веке началось и стало набирать обороты распространение объединительной идеологии, носителем которой являлась в первую очередь Русская православная церковь, в период государственной раздробленности сохранившая организационное единство, выполняя на Руси роль скрепляющей структуры. В то время без участия православной Церкви не совершалось ни одно важное событие в жизни русского общества. Церковь несла в своих проповедях идею объединения русских земель, поддерживая тех, у кого хватало смелости и мужества взяться за практическое осуществление важной исторической задачи. Этими смелыми людьми стали московские князья. Благодаря их воле и упорству в XIV веке на Руси появился общенациональный и государствообразующий центр, которым стала Москва.

Еще в XIII веке представлявшая собой незначительное поселение, в течение XIV века Москва возвысилась над другими русскими городами. Этому возвышению способствовал целый комплекс факторов, среди которых историки часто выделяют фактор географический, имея в виду выгоды географического расположения Москвы на перекрестье важных торговых путей, делавших ее значимым транспортным узлом и торгово-ярмарочным пунктом. Историки обращают внимание и на то, что окруженная поясом соседних княжеств Московская земля оказывалась менее доступной для иноземных вторжений, а потому представлялась более безопасной для переселенцев с юго-запада Руси.

Возвышение Москвы было определено в первую очередь стратегическим фактором: московские князья поставили перед собой конкретную цель – обеспечить Москве лидирующее положение на Руси и собрать вокруг нее русские земли. Один из пиков процесса возвышения Москвы приходится на время правления Ивана I Калиты, который стал присоединять земли к Московскому княжеству довольно быстрыми темпами, привлекать финансовые ресурсы, а также устанавливать дружественные отношения с Золотой Ордой.

Иван I Калита как личность

Иван Данилович был умным, последовательным, хотя и жестоким в достижении своих целей, политиком. Так, когда Александр Михайлович Тверской вернул себе власть в Твери после долгого изгнания, Калита отправился в Золотую Орду и передал донос на Александра. Хан вызвал Александра Михайловича в Орду, и там его казнили, «отрубив голову ему и юному Федору (сыну), разняли их по составам». При нем Москва стала самым богатым княжеством Руси.

Существует 2 версии происхождения прозвища князя - "Калита" ("денежная сума", "кошель"): по первой из них Иван Данилович получил его за щедрость. Князь был человеком глубоко религиозным. Однако как правитель он не мог обойтись без постоянного нарушения многих евангельских заповедей. Страшась небесной кары за свои грехи, он старался умилостивить Бога традиционным для всех правителей способом — раздачей милостыни нищим. Для этой цели, выходя из дворца, он всегда имел при себе сумку-кошелёк с мелкими деньгами — калиту. Доброта князя Ивана к нищим не знала границ. Старинное московское предание гласит, что он подавал милостыню попрошайке, даже если тот подходил к нему два или три раза подряд. Летописи сохранили и другое прозвище князя — Иван Добрый.

Согласно другой трактовке – за жадность, которая связана с его мудрой политикой собирания земель вокруг Москвы с использованием денег, а не военных действий. Он богател на чужих слезах и горе, а потому и был прозван Калитой.

Правил Иван Калита 12 лет (с 1328 по 1341 год), в которых непримиримо сходились совесть и державная необходимость, личные стремления и благо родной земли. Иван Данилович был дважды женат. Первая жена – Елена (Олена) перед кончиной приняла монашеский постриг (в 1332 году). От первого брака у князя остались четверо сыновей (Семен, Даниила, Иван, Андрей) и четыре дочери. Два сына – Иван II Милостивый и Семен Гордый, а также внук – Дмитрий Иванович Донской – продолжили династию Великих князей Даниловичей.

В том же 1332 году Иван Калита женился второй раз. От второй жены Ульяны имел (по разным источникам) одну или двух дочерей.

Княгиня Ульяна надолго пережила супруга – Князя Ивана, сумев удержать в своих руках все пожалованные мужем земли. Согласно завещанию Калиты Московское княжество было разделено между его тремя сыновьями и второй женой. Лишь после смерти Ульяны (умерла она не ранее середины 1360 годов), ее владения были разделены между великим московским князем Дмитрием Ивановичем и его двоюродным братом Владимиром Андреевичем Серпуховским.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: