Выстраивание перспективы

Обучение способам взаимодействия

Когда подросток осознал свою ответственность в отношениях с родителями, можно переходить к изменению этих отношений. Весьма типичной является ситуация, когда подросток говорит: «Я не знаю, как мне сказать об этом маме (или папе)». Поэтому следующим шагом является обучение подростка конструктивным способам взаимодействия.
 Исключительно важно переходить к этому шагу только на том этапе, когда подросток принимает свою ответственность во взаимоотношениях с родителями. В противном случае его советы приобретают характер манипуляции: психолог учит подростка, как добиться своего от родителей.
Для обучения подростка конструктивным способам взаимодействия можно применить технику ролевого моделирования. Работа строится следующим образом. Сначала подростк называет ситуацию, вызывающую наибольшие затруднения в общении с родителями. В некоторых случаях такая ситуация вырисовывается на предыдущих этапах работы, иногда формулируется уже при обращении.
Затем определяется тема беседы и ее желаемый результат (например, определение времени возвращения после прогулки). Затем с подростоком обсуждаю типичное содержание и течение разговора подростка с родителями: какие аргументы выдвигает подросток, как реагирует родитель, чем обычно все заканчивается. За этим следует первое проигрывание, в котором подросток играет роль своего родителя, а консультант — роль подростка.
Надо обратить особое внимание на то, как подросток играет роль родителя, какие аргументы выдвигает, какими словами пользуется, какое невербальное поведение демонстрирует.
По завершении проигрывания происходит его обсуждение. Затем меняются ролями: психолог становится родителем, а подросток — самим собой, причем содержание разговора остается прежним. Задача подростка — не воспроизвести реплики психолога, а попробовать новые формы поведения, примерить их на себя, выбрать то, что ему больше подходит. Психологу же при исполнении своей роли важно постараться наиболее точно передать образ родителя таким, каким его видит подросток. Здесь стоит сделать акцент на том, легко или трудно было подростку, что мешает ему вести себя подобным образом в реальной жизни. Очень важна обратная связь от психолога. Психолог может поделиться возникающими у него чувствами и желаниям: при каких словах подростка он рассердился или обрадовался, когда он верил тому, что говорит подросток, а когда — нет.
В зависимости от желания подростка можно повторить проигрывания с любым распределением ролей.

Этап обучения навыкам конструктивного общения может явиться завершающим этапом работы или послужить началом перехода к работе в паре подросток—родитель, но может возникнуть необходимость вернуться на один из предыдущих этапов.







Выстраивание перспективы

В том случае, когда подросток особенно остро переживает конфликты с родителями, иногда бывает полезно простроить перспективу будущего. Подростку, эмоционально включенному в ситуацию, трудно осознать ее как временную, у него возникает ощущение безысходности, беспомощности, невозможности что-либо изменить. К примеру, «Мне кажется, так будет всегда». В этом случае важно помочь подростку понять, что ситуация не неизменна, что он растет, меняется, становится более самостоятельным и рано или поздно он сможет стать независимым от родителей.
Сделать это можно разными способами. Во-первых, можно обратиться к личному опыту подростка: «Как ты думаешь, твои отношения с родителями всегда остаются неизменными? Когда ты был маленьким, ты ничего не умел, и родители заботились о тебе, кормили, купали, одевали. Ты рос и учился все делать сам: научился сам есть, одеваться, читать, и папа с мамой все меньше и меньше делали за тебя. Сейчас ты не перестал расти, ты взрослеешь и становишься все более и более самостоятельным. Когда-нибудь ты сможешь обходиться без родительской опеки, будешь сам зарабатывать, может быть, жить отдельно, будешь самостоятельно принимать все важные решения. Как ты думаешь, когда это будет? Что тебе для этого нужно будет сделать?»
Во-вторых, психолог может обратиться к своему личному опыту, поделиться с подростком воспоминаниями о том, как ему казались бесконечными и неразрешимыми трудности в отношениях с родителями и как эта ситуация разрешилась со временем. В этом случае важно не обесценивать актуальные переживания подростка («ерунда все это, повзрослеешь — забудешь»), необходимо просто показать школьнику временность, изменчивость его нынешнего положения («все это изменится, причем в обозримом будущем»).


3.Особенности психологического консультирования семьи подростка.

Частота обращений за психологической помощью, связанных подростковым периодом, значительно превышает частоту психологических консультаций по проблемам, возникающими у родителей детей другого возраста.

Психологическая помощь семьям с подростками

Расширяется репертуар запросов: от проблем первой и чаще всего неразделенной, любви, конфликтных взаимоотношений, неадекватной самооценки до опасности наркомании, алкоголизма и суицида.

Особенностями психологического консультирования семьи с подростками являются:

Отсутствие мотивации у подростка, которого привели родители к специалисту, желающие в нем что-то изменить, в то время как сам подросток может даже не знать, куда и зачем они его пригласили.

Нередко причину существующих проблем родители усматривают только в подростке, который выступает в роли идентифицированного пациента (в психологии — «идентифицированный пациент» — член семьи (чаще ребенок), отклоняющееся поведение и психологические проблемы которого являются непосредственным поводом обращения семьи к психологу). Однако семья – это целостная система, и нарушения поведения подростка маркируют нарушения функционирования всей семьи.

Консультируя подростков и их семьи, психолог опирается на психологические нормативные задачи возраста:

— отделение от родителей и обретение независимости и самостоятельности;

— преодоление кризиса идентичности («самоидентификация»);

— новый этап социализации в среде сверстников, основанный на установлении более глубоких эмоциональных отношений вне семьи;

— принятие растущей сексуальности.


Проблемы, возникающие у подростков, чаще всего касаются:

— взаимоотношений со сверстниками;

—взаимоотношений с лицами противоположного пола;

— взаимоотношений с родителями;

— взаимоотношений с педагогами;

— вопросов осознания собственной личности;

— трудностей в учебе;

— необходимости найти выход из какой-либо психологически сложной ситуации.

Как правило, на первичный прием приглашается родитель, обратившийся за психологической помощью. Важен также приход на консультацию второго родителя и самого подростка.

4.Варианты работы с родителями.

Вариант 1.

Оба родителя и подросток обращаются за консультацией. В случае, если родители осознают трудности, возникающие в семье в связи с взрослением ребенка, адекватной формой психологической помощи будет семейное консультирование.

 

Вариант 2.

Подросток и родители обращаются за помощью, но проблема заключается не в их взаимоотношениях, а в сложностях подростка вне семьи (например, в общении со сверстниками, учителями). Работа проводится с самим подростком. Родители могут быть приглашены на консультацию отдельно от ребенка.

 

Вариант 3.

Родитель обращается за психологической помощью по поводу проблем ребенка, но сообщает при этом, что ребенок не мотивирован сотрудничать с психологом. В этой ситуации речь идет о нарушении взаимоотношений и отсутствии доверия между родителем и ребенком. В подобной ситуации рекомендуется встретиться отдельно с подростком и родителем. Психолог выясняет причины двойственных чувств к ребенку, уточняет характер недовольства родителя. В это же время, психолог переориентирует подростка на более искреннее взаимодействие с родителем. После этого наиболее адекватно проведение совместного консультирования.

 

Вариант 4.

Родитель обращается по поводу проблем ребенка, но выясняется, что в психологической помощи нуждается он сам. При достижении ребенком подросткового возраста у родителей могут актуализироваться такие феномены как тревога расставания, страх одиночества, страх надвигающейся старости, а также и их собственные нерешенные подростковые проблемы (сепарация от родительской семьи, и обретение идентичности). В данной ситуации необходима психологическая работа с родителем.

 

Вариант 5.

Полная потеря контакта и доверия между подростком и родителями. Ребенок отказывается идти к психологу, так как все взрослые воспринимаются как преследователи. В такой ситуации консультации проводятся с родителя, в ходе которых первоочередной задачей является обнаружение и корректировка родительского вклада в такое поведение ребенка.


Заключение.
Психологу важно осознавать, что консультативная работа с подростками, особенно затрагивающая их отношения с родителями, имеет множество «подводных камней».
Проблема взаимоотношения подростков с родителями была и остается всегда актуальной. Возраст человека - один из основных критериев его психической жизни и особенностей характера. В зависимости от возраста человек по-разному воспринимает различные жизненные ситуации.

В отношениях с родителями подросток поставлен в довольно сложные условия: с одной стороны, он занимается формированием собственной индивидуальности, с другой - в связи с новым своим положением налаживает новые связи с родителями. Это противоречие во взаимоотношениях подростка и взрослого характерно именно для подросткового возраста. Отношения подростка с родителями и конфликтность этих отношений, связанная со стремлением подростка освободиться от родительской опеки и контроля, зависит от многих факторов. Это, во-первых, условия, связанные с материальным положением семьи, ее психологической атмосферой, стилем воспитания, уровнем образования, социальным положением и родом занятий родителей. Во-вторых, сформировавшиеся к этому времени индивидуальные особенности подросткового возраста. Проблема взаимоотношений родителей и детей существовала во все времена. Но наиболее напряженные отношения присущи именно подростковому возрасту, когда ребенок переживает кризис, связанный с половым созреванием и психологическим взрослением. В этот период подросток стремиться быть независимым от взрослых, освободиться от их опеки, контроля.

Поэтому для подростка характерна конфликтность взаимоотношений с родителями.

Список используемых источников.

 1.Абрамова Г.С. Возрастная психология. - М., 1997.
2. Абрамова Г.С. Психологическое консультирование. Теория и опыт. - М.: Академия, 2001 - 240с.
 3. Анзорг Линда «Дети и семейный конфликт» М.: «Просвещение», 1997
4. Губкина Т.К. Подросток и взрослый: Пути взаимопонимания // Вестник практической психологии и образования. 2004. № 1. C.80-95
5. Дубровина И.В. Рабочая книга школьного психолога / Под ред. И.В. Дубровина. - М.: Просвещение, 2010. - 324 с.
6. Жинот Х. Родители и подросток / Х. Жинот. - Ростов н/Дону: Феникс, 2009. - 224 с.
 7. Поливанова Л.Б. Психологическое содержание подросткового возраста //Вопросы психологии. № 5. 2002
8. Регуш Л.А. Психология современного подростка / Под ред. Л.А. Регуш. - СПб.: Речь, 2005. - 400 с.
9. Ремшмидт X. Подростковый и юношеский возраст // Мир 1994.
10. Хухлаева О. В. Основы психологического консультирования и психологической коррекции: Учеб. пособие для студентов высш. пед. учеб, заведений. – М.: Издательский центр «Академия», 2001. – 208 с

 

























Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: