Реферат: «Общая физическая подготовка в лёгкой атлетике».
Косинова Анастасия Сергеевна.
44.03.05 Педагогическое образование (с двумя профилями подготовки)
Русский язык и Литература
курс 1 группа – ЗБ-РЛ - 11
Форма обучения
заочная
Оренбург, 2020
Содержание
1. Введение
2. Основы обучения и тренировки
3. Техника упражнений
4. Заключение
5. Список литературы
Введение
Легкоатлетические упражнения имеют оздоровительное значение. Занятия производятся на воздухе, упражнения воздействуют на все группы мышц: укрепляют двигательный аппарат, улучшают деятельность дыхательных органов, сердечно - сосудистой системы.
Особенно большое значение имеет легкая атлетика для формирования растущего организма, физического воспитания подрастающего поколения.
Легкая атлетика не имеет себе равных. Качества - выносливость, сила, быстрота, ловкость, гибкость умение преодолевать трудности. Навыки - бег, прыжки, метания. Очень широко используются в трудовой деятельности, так и военном деле.
Воспитательное значение заключается в том, что занятия легкой атлетикой формируют характер, закаляют волю человека, приучат его не бояться трудностей, а смело их преодолевать.
Занятия легкой атлетикой в коллективе, участие в командных соревнованиях воспитывает ответственность за полученное дело.
Легкая атлетика - один из основных и наиболее массовых видов спорта, объединяющий ходьбу и бег на различные дистанции, прыжки в длину и высоту, метания диска, копья, молота, гранаты (толкание ядра), а также легкоатлетического. многоборья -десятиборье, пятиборье и др. В современной спортивной классификации насчитывается свыше 60 разновидностей легкоатлетических упражнений.
Общая физическая подготовка направлена на общее развитие и укрепление организма легкоатлета: повышение функциональных возможностей всех органов и систем, развитие двигательной мускулатуры, улучшение координационной способности, увеличение до требуемого уровня силы, быстроты, выносливости, ловкости, гибкости, исправление дефектов телосложения и осанки.
Для решения этих задач применяются разнообразные физические упражнения из указанных ранее трех групп, особенно общеразвивающие. Подбор таких упражнений осуществляется с учетом особенностей и требований легкоатлетической специализации, например, общая физическая подготовка у метателей значительно больше по объему и силовым упражнениям, чем у бегунов на длинные дистанции.
Сейчас легкая атлетика — самый распространенный вид спорта; в той или иной мере, к ней приобщены все, поскольку бег и ходьба — наши естественные, жизненно необходимые движения. В детстве все бегают наперегонки, играя в различные «догонялки». Бегают и прыгают на школьных уроках физкультуры. Не умея быстро бегать, нельзя, к примеру, рассчитывать на успех в футболе, хоккее или регби. Чтобы завладеть мячом или шайбой и прорваться затем к воротам соперников, прежде всего, нужно их обогнать. Поэтому необходима тренировка в спринте. А бег на длинные дистанции, воспитывающий выносливость, включается в тренировку боксеров, велосипедистов и гребцов, конькобежцев и лыжников.
Гимнасты занимаются различными прыжками, боксеры и любители различных спортивных игр тренируются в метаниях и т. д. Словом, каждый спортсмен независимо от специализации занимается легкой атлетикой. У нее же преимущество и в общедоступности. Например, многих привлекает фигурное катание на коньках или гимнастика. Но в этих видах спорта большого успеха, как правило, добиваются ребята среднего роста. Баскетбол, как известно, спорт «великанов»; штанга покоряется лишь коренастым силачам; ну а бокс, борьба, хоккей и многие спортивные игры доступны только парням и т. д. И только в царстве «королевы спорта» каждый может найти занятие по душе: мальчики и девочки, долговязые и низкорослые, полные и худые, — словом, каждый, кто захочет стать сильным, ловким и выносливым. Одних ждет беговая дорожка, других — сектора для прыжков, третьих — снаряды для метаний, а четвертых — все вместе взятое — многоборье.
Одними видами спорта можно заниматься только летом, другими — зимой, для третьих постоянно нужны закрытые залы. Легкая атлетика доступна в любое время года — на стадионах или в залах, на шоссе и даже в лесу.
В большинстве стран мира этот вид спорта называют атлетикой (от греческого «атлесис» — борьба). Однако во многих странах Европы, и в частности в России, еще с прошлого века укоренилось название «легкая атлетика», в отличие от «тяжелой атлетики», долгое время объединявшей упражнения со штангой, гирями, а также борьбу и бокс. Однако само название «легкая атлетика» весьма условное, поскольку бег на длинные дистанции и многоборье требуют, пожалуй, большей выносливости и большей затраты энергии, чем борьба и бокс.
Основы обучения и тренировки
Физическая подготовка подразделяется на общую и специальную.
Целью общей физической подготовки является общее развитие и укрепление организма.
Учебный процесс направлен на решение задач:
-повышение функциональных возможностей всех органов и систем занимающихся;
-развитие двигательной мускулатуры;
-улучшение координационных способностей;
-увеличение до требуемого уровня силы, быстроты, выносливости, ловкости, гибкости;
-исправление дефектов телосложения и осанки.
Для решения этих задач применяю разнообразные физические упражнения.
Тренировочный эффект упражнений в значительной степени зависит от условий их выполнения.
В числе этих условий материально-технические средства спортивной тренировки.
На занятиях использую современное оборудование и инвентарь:
-спортивные тренажёры;
-специализированные снаряды;
-контрольную и информационную аппаратуру;
-гантели;
-набивные мячи;
-скакалки;
-мешки с песком;
-утяжелённые пояса, жилеты и манжеты;
-гири;
-штанги;
-эспандеры;
-обручи;
-барьеры.
Средства общей физической подготовки направляю на равномерное и гармоничное развитие всех мышечных групп, органов и систем легкоатлетов.
Равномерность подготовки важна потому, что наличие хотя бы одного слабого звена в физическом развитии спортсмена может свести на нет весь процесс его тренировки.
Разносторонность физической подготовки достигаю осуществлением принципа многоборности в процессе тренировки, применением не только легкоатлетических упражнений, но и гимнастики, подвижных и спортивных игр, плавания и др.
Общая физическая подготовка необходима каждому занимающемуся лёгкой атлетикой
Все учащиеся, независимо от их одаренности, проходят курс разносторонней физической подготовки.
Средства общей физической подготовки включают подготовительные упражнения и общеразвивающие упражнения.
Подготовительные упражнения - гимнастические упражнения без предметов для мышц плечевого пояса, шеи, рук, туловища, ног.
Их использую для развития гибкости и подвижности в суставах, на расслабление мышц. Упражнения применяю избирательно-локально на определённую группу мышц занимающихся в течение всего годичного цикла.
Общеразвивающие упражнения:
-упражнения на гимнастических снарядах;
-упражнения с отягощениями;
-различные виды прыжков и метаний (набивных мячей, ядер, камней);
-занятия другими видами спорта, подвижными и спортивными играми.
На занятиях по общей физической подготовке в большей мере использую упражнения, оказывающие общее воздействие, а также иногда и точно направленные для устранения отдельных недостатков в физическом развитии.
Наибольший объём средств ОФП приходится на подготовительный период.
В системе тренировки обучающегося объём упражнений ОФП в значительной мере определяется уровнями компонентов его подготовленности. Если у учащегося недостаточно развита сила определённых групп мышц, мала подвижность в суставах или недостаточно развита работоспособность сердечно - сосудистой и дыхательной системы, то подбираются соответствующие средства ОФП.
С ростом спортивного мастерства средства общей физической подготовки все больше направляются на укрепление компонентов общей физической подготовленности. Среди них есть компоненты, общие для всех легкоатлетов. Прежде всего, это работоспособность сердечно-сосудистой и дыхательной системы, процессы обмена и выделения.
Большое значение имеют упражнения ОФП, применяемые в целях повышения функциональных возможностей применительно к спортивной специализации.
Для повышения функциональных возможностей организма широко применяю продолжительный бег, кроссы, ходьбу и бег на лыжах. Эти средства позволяют увеличить объём специальной тренировки, улучшить восстановительные способности организма.
Обязательны для всех обучающихся упражнения на укрепление мышц брюшного пресса.
В некоторых случаях возникает необходимость в упражнениях профилактического и корригирующего характера - исправление осанки, дефектов телосложения, укрепление малоработающих мышц при выполнении избранного вида лёгкой атлетики.
Это относится и к эластичности мышц, которые могут быть повреждены при случайных отклонениях в технике.
Ряд упражнений ОФП и «чужие» виды спорта использую на разгрузочном этапе тренировки, когда нужно дать мышцам работу, а психике, нервной системе - отдых, и кроме того, для активного отдыха (медленный бег в лесу после большой тренировочной нагрузки накануне).
С возрастом обучающихся и ростом их спортивного мастерства количество упражнений ОФП уменьшается, а подбираются такие, которые больше способствуют специализации. Это общая принципиальная линия.
Цель специальной физической подготовки – развитие отдельных мышечных групп, приобретение тех двигательных навыков, которые непосредственно обеспечивают успешное овладение техникой и рост результатов в избранном виде лёгкой атлетики.
Для специальной физической подготовки в большей мере использую строго направленные упражнения.
Упражнения по своей структуре и характеру близки к тем видам, которые изучаются в данное время или в которых учащиеся собираются соревноваться.
В целом, СФП легкоатлетов состоит из упражнений, схожих по амплитуде движений, характеру и величине мышечных усилий, нагрузке на сердечно-сосудистую и дыхательную системы, по психическим напряжениям с соревновательными упражнениями.
Учебно-тренировочный процесс направляю на развитие всех органов и систем, функциональных возможностей организма применительно к выполнению определенного вида лёгкой атлетики. Естественно, что для этого используются упражнения в избранном виде лёгкой атлетики. Это специально-подготовительные упражнения, включающие в себя элемент, часть или избранный вид лёгкой атлетики в целом.
В основе ОФП лежит комплексное развитие физических качеств. Физические качества легкоатлетов совершенствую параллельно.
Быстрота. Развитие быстроты - способности человека выполнять большое количество движений с максимальной скоростью - характеризуется увеличением подвижности нервных процессов, быстро следующих друг за другом, давая возможность быстрой смене сокращений и расслаблений мышц, направляя и координируя движения и уменьшая латентный (скрытый) период двигательной реакции.
Способность к быстроте движений у человека заложена генетически. Быстрота необходима во всех видах лёгкой атлетики.
Это качество связано с техникой выполнения упражнений, силой мышц, способностью к расслаблению, гибкостью, а также хорошей координацией движений.
Именно за счёт совершенствования этих качеств развивается быстрота. Однако спортсмены при одинаковой тренировке с целью развития быстроты добиваются различных результатов.
Это происходит от того, что максимальный уровень быстроты связан с подвижностью нервных процессов, а это качество в значительной степени врождённое.
Для развития быстроты на учебно-тренировочных занятиях применяю упражнения с большой частотой движений:
-бег на короткие отрезки с максимальными усилиями;
-семенящий бег;
-бег с опорой
-бег с высоким подниманием бедра;
-упражнения с применением большой силы (кратковременно), прыжков;
-упражнения в быстроте ответных действий на внезапный сигнал;
-упражнения на ускорение двигательной реакции;
-бег под уклон;
-некоторые спортивные игры.
Когда наступает стабилизация в уровне развития быстроты, применяю средства, повышающие уровень общей физической подготовки. ОФП проходит на новом, более высоком уровне. Упражнения скоростно-силового характера выполняются в большем количестве и с большей интенсивностью.
Как и быстрота, важнейшим качеством, необходимым для любого вида лёгкой атлетики является выносливость. Выносливость – способность человека выполнять какую-либо деятельность длительное время, не снижая ее эффективности.
Различают общую и специальную выносливость.
Общая выносливость определяется способностью человека длительное время выполнять работу малой и умеренной интенсивности.
Такой работой может быть медленный бег, ходьба и бег по пересеченной местности, многократное поднимание небольших тяжестей. Специальная выносливость – способность спортсмена выполнять специфическую работу без снижения её эффективности в заданное время.
Общая и специальная выносливость определяется способностью легкоатлета бороться с утомлением.
Утомление - результат не только мышечной работы, но и умственных напряжений, переживаний.
Развитие выносливости происходит лишь тогда, когда занимающиеся доходят до необходимой степени утомления. При этом организм адаптируется к подобному состоянию.
Упражнения, направленные на развитие выносливости, повышают физическую работоспособность легкоатлетов, что в дальнейшем помогает выполнять значительные объёмы тренировочных нагрузок.
Развитие аэробных способностей занимающихся приводит к повышению функций кислородно-транспортной системы:
-потребление кислорода;
-увеличение лёгочной вентиляции;
-повышение капилляризации мышц;
-утилизация кислорода;
-экономизация сердечной деятельности и укрепление сердечной мышцы.
Для развития общей выносливости в учебном процессе использую:
-длительные туристические прогулки;
-кроссы;
-длительный бег с умеренной скоростью;
-ходьбу и бег на лыжах;
-марш-броски;
-пробеги по шоссе;
-спортивные игры;
-плавание.
Выносливость – качество, которое совершенствуется поэтапно.
На первом этапе подготовительного периода удельное внимание преимущественно отводится развитию общей выносливости, затем на этом фоне развивается специальная выносливость.
Средствами повышения специальной выносливости легкоатлета являются упражнения, в которых он специализируется, и упражнения, близкие по своему характеру к избранному виду лёгкой атлетики.
В подготовительном периоде постепенно увеличивается объём специальных упражнений на выносливость, а затем и их интенсивность. Интенсивность тренировочной работы при развитии специальной выносливости возрастает с приближением соревновательного периода, поддерживается во время соревнований и снижается в переходном периоде.
Техника упражнений
Основной формой занятия легкой атлетикой является урок. В зависимости от характера и направленности поставленных задач, и подбора средств и методов обучения, приемов организации учащихся, а также этапа обучения различают следующие уроки легкой атлетики:
1. вводные, учебные, уроки повторения, совершенствования и закрепления усвоенного материала (тренировочный урок);
2. уроки проверки усвоенных знаний, умений и навыков, а также уровня физической и технической подготовленности (контрольный урок);
3. уроки смешанного типа (учебно-тренировочный урок).
Независимо от типа урока в каждом уроке по легкой атлетики принято различать:
1. вводную;
2. подготовительную;
3. основную;
4. заключительную.4
В вводную часть входит построение, организация внимания учащихся, проверка присутствующих, сообщение главных задач урока (2-3).
Подготовительная часть урока призвана подвести учащихся к решению основных задач урока. С этой целью проводится медленный бег и общеразвивающие упражнения, беговые упражнения.
Подбирая упражнения и их последовательность, нужно учитывать их преимущественное воздействие на основные мышечные группы.
Например: вслед за прыжками в длину с разбега не следует проводить бег на скорость, так как в обоих случаях основная нагрузка приходится на мышцы ног.
Целесообразней в след за прыжками в длину с разбега провести один из видов метаний, в которых основная нагрузка будет приходится на мышцы ног, плечевого пояса и туловища.
Средства и методы проведения легкоатлетических уроков могут существенно меняться в зависимости от задач и от конкретных условий, в которых урок проводится. Обычно уроки легкой атлетики планируются в I-IV четвертях (весна- осень)
Не менее важное значение в физической подготовке имеет развитие ловкости движений.
Ловкость – самое сложное многозначное качество.
Измерителями ловкости считаются координационная сложность усвоенного движения, точность выполнения пространственных, временных, силовых, ритмических характеристик, изменение двигательной деятельности в соответствии с изменившейся обстановкой.
Для развития ловкости использую подвижные игры, упражнения в необычных условиях, с изменённым исходным положением (например, прыжки спиной вперед, прыжки с неопределенного разбега, метание левой рукой, выполнение новых движений в полете).
Важным компонентом ловкости является «чувство равновесия», «чувство времени».
Параллельно с ловкостью развиваю гибкость.
Гибкость - способность человека выполнять движения с большей амплитудой.
Для развития гибкости на учебных занятиях применяю:
-упражнения на растягивание мышц, мышечных сухожилий и суставных связок с увеличенной амплитудой движения (простые, маховые, с внешней помощью, с отягощениями и без них);
-упражнения на растягивание (шпагаты, полушпагаты, мостики, упражнения в положении барьерного шага, различные наклоны сидя и стоя);
-барьерный бег;
-специальные упражнения с предметами;
-упражнения у гимнастической стенки;
-акробатические упражнения.
Упражнения для развития гибкости выполняются систематически, включаются во все учебно-тренировочные занятия.
Основное время при совершенствовании гибкости выделяется на домашние занятия (зарядка, индивидуальная тренировка).
Основу спортивного мастерства легкоатлета определяют силовые качества. Сила – способность человека преодолевать внешнее сопротивление или противодействовать ему посредством мышечных напряжений.
Уровень силовых способностей зависит:
-от структуры мышечной ткани;
-площади физиологического поперечника мышц;
-совершенства нервной регуляции;
-степени внутримышечной и межмышечной координации;
-эффективности энергообеспечения силовой работы и развитием скоростных качеств и гибкости.
Силовая подготовка содержит упражнения, обеспечивающие повышение силового потенциала без нарушения координационной структуры, присущей соревновательному упражнению, и сопровождается развитием гибкости - важным фактором, обеспечивающим рост спортивного мастерства.
Для развития силы в учебно-тренировочном процессе использую:
-акробатические упражнения;
-гимнастические упражнения;
-упражнения на снарядах
-упражнения с отягощениями.
Особое внимание уделяю развитию подвижности в суставах и эластичности мышц нижних конечностей
Развитие гибкости, силовых и скоростно-силовых качеств является предпосылкой для дальнейшего совершенствования технической подготовленности легкоатлетов.
Задачей учебно-тренировочного процесса по физической подготовке является - создание предпосылок для совершенствования всех качеств, которые определяют спортивный результат:
-скоростных способностей;
-аэробной работоспособности;
-быстрой и взрывной силы, избегая узкой специализации.
В спринтерском беге основная направленность занятий заключается в развитии:
-скоростно-силовых качеств
-абсолютной силы групп мышц, необходимых для выполнения соревновательного упражнения;
-быстроты движений, ловкости при несколько меньшем объёме средств, развивающих общую и специальную выносливость.
В беге на средние и длинные дистанции много времени отводится развитию выносливости и преимущественно аэробных возможностей в сочетании с анаэробными.
Почти в одинаковом объёме для всех видов лёгкой атлетики развивается гибкость и подвижность в суставах.
Постепенно в учебном процессе происходит увеличение доли специальной физической подготовки, которая направлена на развитие специальных физических качеств и совершенствование спортивной техники.
Формирование и совершенствование физических качеств и прикладных навыков во многом зависят от сознательного отношения спортсмена к тренировкам, в том числе и самостоятельным
На спортивные результаты в ходе многолетнего учебного процесса оказывает большое влияние постепенный прирост общего объёма всех параметров тренировочной нагрузки.
Заключение
В современной спортивной классификации насчитывается свыше 60 разновидностей легкоатлетических упражнений.
Основой легкой атлетики являются естественные движения человека. Занятия легкой атлетикой способствуют всестороннему физическому развитию, укреплению здоровья людей.
Популярность и массовость легкой атлетики объясняются общедоступностью и большим разнообразием легкоатлетических упражнений, простотой техники выполнения, возможностью варьировать нагрузку и проводить занятия в любое время года не только на спортивных площадках, но и в естественных условиях.
В РФ и других странах легкая атлетика - часть государственной системы физического воспитания.
Легкоатлетические упражнения входят в программы физического воспитания школьников, учащихся всех типов учебных заведений, в планы тренировочной работы во всех видах спорта, в занятия физической культурой трудящихся старших возрастов.
Легкоатлетические секции занимают ведущее место в деятельности коллективов физкультуры, спортивных клубов, добровольных спортивных обществ.
Список литературы
1. Алабин В.Г., Юшкевич Т.П. Спринт. Мн., 1977.С.6-26
2. Алабин В.Г., Кривоносов М.П. Тренажеры и специальные упражнения в легкой атлетике. М., 1976.С.70-86.
3. Вацула И. и др. Азбука тренировки легкоатлета. - Минск: Полымя, 1986, с.55-57.
4.Захарченко С.А., Ивочкин В.В. Методика воспитания силовой выносливости бегунов: Метод. рекомендации. М.: ВНИИФК, 1988. С -17.
5. Ивочкин В.В. Нормативные требования и планирование многолетней подготовки юных бегунов на средние дистанции. - М.ВНИИФК.,2003. -С.86-89.
6.Ивочкин В.В., Травин Ю.Г. и др. Легкая атлетика (бег на средние дистанции) Примерная программа спортивной подготовки для ДЮСШ. «Советский спорт» Москва, 2007.
7.Локтев С.А., Легкая атлетика в детском и подростковом возрасте. Практическое руководство для тренера «Советский спорт» Москва, 2007
8.Никитушкин В.Г., Чесноков Н.Н., Зеличенок В.Б. и др. Легкая атлетика (бег на короткие дистанции) Примерная программа спортивной подготовки для ДЮСШ. «Советский спорт» Москва, 2003
9.Озолин Н.Г., Травин Ю.Г.. Педагогические основы методики обучения легкоатлетическим упражнениям.- М., 1998. С -79.
10. Попов В.Б., Суслов Ф.П., Германов Г.Н. Легкая атлетика для юношества.- М._ Воронеж, 1999. С-220.