МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ, НАУКИ И МОЛОДЕЖИ РЕСПУБЛИКИ КРЫМ
ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ РЕСПУБЛИКИ КРЫМ
«КРЫМСКИЙ ИНЖЕНЕРНО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ»
ИМЕНИ ФЕВЗИ ЯКУБОВА
Факультет истории, искусств, крымскотатарского языка и литературы
Кафедра вокального искусства и дирижирования
Реферат по предмету
«Социология»
Тема: «О. Конт о трех стадиях эволюции общества»
Выполнила студентка
3 курса, группы З-МИД - 17
Пахомова Алёна
Преподаватель:
к.соц и доц Куртсеитов Р.Д.
Симферополь, 2020
Содержание
Введение …………………………………………………………….3
Биография …………………………………………………………..4
Три стадии эволюции общества ………………………………...6
Заключение …………………………………………………………8
Список используемой литературы ……..………………………10
|
|
Введение
Наша работа связана с осмыслением учения О. Конта о трех стадиях эволюции общества и его актуальностью для истории социологии.
Огюст Конт (1798 - 1857), французский философ и социолог, - остался в истории науки как основатель позитивизма и позитивной социологии. При жизни Конта его философские и общественно-политические темы были не очень влиятельны. Однако, начиная с 60-х годов XIX в. интерес к позитивизму как философской доктрине возрос.
Исследователи отмечают, что роль Конта в истории социологии весьма противоречива. Почти полностью синтезировав многие основные идеи обществоведения своего времени, он заострил их против спекулятивно-умозрительного подхода к общественной жизни и теологических концепций, которые были характерны для общественных наук вплоть до середины XIX века. Апелляция к положительному знанию, признание закономерности исторического процесса, внимание к изучению социальных институтов и структуры общества — все это оказало в свое время сильное влияние на развитие обществоведения.
Многие идеи и понятия, выдвинутые Контом, прочно вошли в оборот западной социологической мысли. К таким идеям принадлежит взгляд на общество как на органически целую субстанцию. Плодотворным было разграничение законов развития и функционирования общества, поиски факторов, определяющих историческое развитие, социальную интеграцию и стабильность социальных систем. Большое влияние на общественные науки оказала Контовская идея объективности социологии как науки, развивающейся по принципам естественнонаучного знания. Также в социологии весьма популярна идея О. Конта о трех стадиях развития общества - концепции, из которой родилась так называемая «позитивистская социология», которая до наших дней очень популярна в социологической науке (особенно западной). Этим определяется актуальность моего реферата.
|
|
Основная цель моего реферата - изучить учение Конта о трех стадиях эволюции общества в контексте социологической науки его времени. Это объект исследования. Предметом являются проблемы социологии контовского этапа развития социологии.
Для решения поставленной общей цели, было необходимо изучить следующие задачи:
- изучить формирование, становление и развитие мировоззрения О. Конта как основателя современной социологии; выявить основные особенности его взглядов на общественные явления.
- выявить сущность и понять принципы и значение учения О. Конта о трех стадиях развития общества для современной социологии, определить значение взглядов О. Конта для современной социологии.
Указанные цели и задачи формируют структуру нашей работы, которая состоит из введения, основной части, заключения и списка использованной литературы.
При решении задач настоящей работы мы пользовались определенной научной литературой. Можно отметить, что монографических изданий по социологии О. Конта на русском языке относительно мало, а специализированные исследования по его социологии представлены, в основном, научными статьями.
Начнем с биографии ученого
Огюст Конт (1798-1857) родился во французском городе Монпелье и семье финансового чиновника. С 1807-го по 1814 г. учится в лицее; этого города.
В последние годы учебы, несмотря на юный возраст, он увлекается либеральными и революционными идеями. Затем он переезжает в Париж, одним из лучших проходит по конкурсу в Высшую политехническую школу. В1816 его исключают за вольнодумство, а учебное заведение правительство Франции эпохи Реставрации закрывает как рассадник якобинских настроений. Затем он возвращается на несколько месяцев в Монпелье, слушает курсы по медицине и физиологии в университете этого города и вновь уезжает в Париж, где зарабатывает на жизнь уроками математики.
Следующий важный этап в жизни Конта — 1817-1824 гг., когда он работает секретарем Сен-Симона, являясь и его сотрудником и другом. В этот период Конт печатает несколько небольших статей, касающихся различных социальных проблем.
Одна из них - «План необходимых научных работ, чтобы реорганизовать общество». Она стала базой для первого крупного труда - «Система позитивной политики». Первая часть первого тома этой работы была продана Сен-Симону и опубликована им в 1824 г. без подписи автора в серии «Катехизис промышленников». Этот факт послужил причиной для протеста Конта и его ссоры с патроном, от которого он уходит.
В 1825 г. Конт заключил брак «по благородному расчету» с бывшей проституткой Каролин Массэн. Последующие два года его жизни омрачены серьезным психическим заболеванием и даже попыткой самоубийства. Ценой невероятных внутренних усилий, придерживаясь сурового режима как умственной, так и физической деятельности, Конт все же выходит из кризиса.
С 1829-го по 1842 г. он пишет главный труд своей жизни «Курс позитивной философии» в шести томах. Первый том вышел в 1830 г. В этой книге он разрабатывает принципы классификации наук, позитивной философии и социологии. Отмечу, что в последних трех томах «Курса» излагаются основы «социальной физики» (социологии). В четвертом томе говорится о необходимости изучения социологических законов, а в пятом и шестом формулируется главный (по Конту) из них — закон трех стадий.
В 1844 г. социолог публикует «Рассуждение о духе позитивной философии», в 1848-1851 гг. — «Рассуждение о позитивизме в целом», в 1851 г. — «Позитивистский катехизис» (наставление, поучение, чаще всего в виде вопросов и ответов), в 1851-1854 гг. — «Систему позитивной политики».
|
|
В 1848 г. Конт создает «Позитивистское общество», задачей которого было обучение и воспитание народа в духе позитивистского мировоззрения. В последние годы жизни он часто выступает с лекциями для рабочих, в которых в резкой форме осуждает революционные действия парижского пролетариата.
Необходимо отметить, что О. Конт не занимал сколько-нибудь прочных позиций в академической системе тогдашней Франции. Его попытки получить кафедру или занять должность штатного преподавателя в Политехнической школе и в Коллеж де Франс оказались безуспешными, и он вынужден был довольствоваться скромной ролью репетитора и экзаменатора в Политехнической школе. Это обеспечивало ему весьма скудные средства существования. Последние годы жизни он жил на средства, собираемые по подписке его сторонниками-позитивистами.
Конт был человеком чрезвычайно неуравновешенным и страдал периодическими психическими недугами, хотя в целом его, несомненно, нельзя считать умалишенным. Серьезные жизненные неудачи компенсировались у него чрезвычайным самомнением и непреклонной верой в свою исключительную миссию. Чувство юмора и остроумие, по-видимому, были ему чужды.
Умер Конт 5 сентября 1857 г. в Париже.
Три стадии эволюции общества
Основные положения учения о трех стадиях эволюции общества
Охарактеризуем главную концепцию О. Конта - его учение о трех стадиях эволюции общества. Фактически это учение доказывало необходимость создания отдельной науки об обществе - социологии.
В системе О.Конта это обоснование осуществляется поэтапно, на основе сформулированного им закона о трех последовательных стадиях. "Закон трех стадий", согласно Конту, прежде всего, определяет те этапы, которые проходит человечество в своем умственном развитии, в своем стремлении познать окружающий мир.
Т.к. в основе науки, по Конту, лежит наблюдение, а наблюдать мы можем только явления или то, что дается нашим чувствам, то понятно, что научное знание не может проникнуть к предполагаемой основе явлений, не может иметь дело с их сущностью. Поэтому по своему характеру научное знание является преимущественно описательным.
Первая стадия - теологическая. Находясь на этой стадии своего духовного развития, человек стремится все явления объяснить вмешательством сверхъестественных сил, понимаемых по аналогии с ним самим: богов, духов, душ, ангелов, героев и т.п. Теологическая стадия - до 1300 года - делится на три этапа: фетишизм, политеизм и монотеизм. Метафизическая стадия охватывает период от 1300 до 1800 года и является переходной - здесь происходит разложение традиционных верований и общественного порядка в результате философской критики (Реформация, Просвещение, Революция). Постепенное рождение "промышленной" ("позитивной") стадии в начале 19 века привело к распространению идей альтруизма, социальности и "позитивной" философии.
|
|
Вторая стадия, которую проходит человечество в своем умственном развитии - метафизическая. Для нее, как и для теологической стадии, характерно стремление достигнуть исчерпывающего абсолютного знания о мире. Но в отличие от первой стадии, объяснение явлений мира достигается не путем обращения к божественным началам и силам, а сводится к ссылке на различные выдуманные первосущности, якобы скрывающиеся позади мира явлений, позади всего того, что мы воспринимаем в опыте, основу которого они составляют.
Третья стадия, по Конту, - позитивная. Поднявшись на эту стадию, человечество оставляет безнадежные и бесплодные попытки познать первые и конечные причины, познать абсолютную природу или сущность всех вещей, т.е. отказывается и от теологических, и от метафизических вопросов и притязаний и устремляется по пути накопления положительного знания, получаемого частными науками.
На третьей стадии, по Конту, полностью вступает в силу закон постоянного подчинения воображения наблюдению, потому что именно наблюдение рассматривается Контом как универсальный метод приобретения знаний.
Основное внимание Конт уделял третьей стадии. Согласно Конту, в новом позитивном обществе, которое наступит на третьем этапе, будут классы предпринимателей (управляющих) и рабочих. Внутри этого общества - строгая иерархия. Собственность находится в руках фабрикантов, земледельцев, банкиров, купцов, для которых она есть долг, обязанность, а не право. На них ложится «необходимая социальная функция» по созданию и управлению капиталами, формированию рабочих мест.
Главный методологический принцип О. Конта при изучении мира общества, — целостный и системный подход. Общество выступает как своего рода организм, социальная система, элементы которой выполняют специфические функции и служат ее требованиям. Социология же призвана открывать законы функционирования и развития этой системы. Конт имеет в виду законы умственного, точнее говоря, духовного развития общества, но никак не касается его социально-экономической организации, особенностей труда и производства, профессиональной структуры. Социология Конта не игнорирует проблематику труда.
Конт имеет в виду законы умственного, точнее говоря, духовного развития общества, но никак не касается его социально-экономической организации, особенностей труда и производства, профессиональной структуры.
Духовно-идеологическими проблемами общества занимаются философы-позитивисты и учёные. Политическая власть принадлежит банкирам, которые пользуются советами профессионалов. Конт исходил из того, что при такой организации общество будет самосовершенствоваться и самокорректироваться. Это жёсткая, замкнутая, саморегулирующаяся система, где каждый элемент выполняет свою функцию.
Сам Конт говорит так: "Истинный позитивный дух состоит преимущественно в замене изучения первых или конечных причин явлений изучением их непреложных законов.
Такова сущность учения О. Конта о трех стадиях развития общества. Можно отметить, что эти идеи легли в основу так называемой «позитивной социологии», которая до сих пор является актуальной, в первую очередь для зарубежных школ социологии. В дальнейшем изложении мы ознакомимся на значении взглядов О. Конта для современной науки.
Заключение
Сформулируем основные выводы нашей курсовой работы. Они таковы:
- Огюст Конт (1798 - 1857), французский философ и социолог, - остался в истории науки как основатель позитивизма и позитивной социологии;
- О. Конт внес серьезный вклад в формирование ключевых представлений о социальной реальности. Он доказывал тезис о том, что социальная реальность - часть всеобщей системы мироздания. Он обосновал идею автономии «социального существования» по отношению к индивидуальному. Он одним из первых разрабатывал такие понятия, как «социальный организм» и «социальная система»;
- «закон трех стадий», прежде всего, определяет те этапы, которые проходит человечество в своем умственном развитии, в своем стремлении познать окружающий мир;
- первая стадия - теологическая. Находясь на этой стадии своего духовного развития, человек стремится все явления объяснить вмешательством сверхъестественных сил, понимаемых по аналогии с ним самим: богов, духов, душ, ангелов, героев и т.п.
- вторая стадия, которую проходит человечество в своем умственном развитии - метафизическая. Для нее, как и для теологической стадии, характерно стремление достигнуть исчерпывающего абсолютного знания о мире.
- третья стадия, по Конту, - позитивная. Поднявшись на эту стадию, человечество оставляет безнадежные и бесплодные попытки познать первые и конечные причины, т.е. отказывается и от теологических, и от метафизических вопросов и притязаний и устремляется по пути накопления положительного знания, получаемого частными науками.
В целом, можно заключить, что значение О. Конта для социологической науки обосновывается многими факторами. Многое из его наследия в настоящий момент вызывает ожесточенные дискуссии, некоторые его идеи рождали и рождают неприятие. В то же время можно утверждать, что его идея о трех стадиях развития общества не потеряла свою актуальность и поныне.
Список используемой литературы
1. Климашов Н.А. Эволюция общества в сочинениях О. Конта // Вопросы философии. - 2003. - № 2. - С. 56-72.
2. Эфендиев А.Г. Основы социологии. М.: Знание, 2003. - 430 с.
3. Осипов В.Г. История социологии в Западной Европе и США. Учебник для вузов. - М.: ИНФРА.- М,1999. - 576 с
4. Блинников Л.В. Великие философы: Учебный словарь-справочник. - М.: Логос, 1998. - 432 с.