Комитетом природных ресурсов, лесного хозяйства и экологии Волгоградской области (далее – комитет) в том числе реализуются полномочия по осуществлению регионального государственного экологического надзора на территории Волгоградской области, который включает в себя следующие направления надзорной деятельности:
в области обращения с отходами;
в области использования и охраны водных объектов;
в области охраны атмосферного воздуха;
за геологическим изучением, рациональным использованием
и охраной недр;
в области охраны и использования особо охраняемых природных территорий.
I. Региональный государственный экологический надзор
в области обращения с отходами.
В целях недопущения нарушений обязательных требований
в области обращения с отходами, организациям, осуществляющим деятельность по обращению с отходами и имеющим отходы 1-5 классов опасности необходимо:
1. В соответствии с приказом Минприроды России от 01.09.2011
№ 721 «Об утверждении Порядка учета в области обращения с отходами»:
- осуществлять учет отходов (для отходов 1-5 классов опасности).
2. В соответствии с приказом Минприроды России от 16.02.2010
№ 30 «Об утверждении Порядка представления и контроля отчетности
об образовании, использовании, обезвреживании и размещении отходов
(за исключением статистической отчетности)»:
- представлять отчет об образовании, использовании, обезвреживании о размещении отходов за предыдущий год (для отходов
1-5 классов опасности) 15 января года, следующего за отчетным.
3. В соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 03.09.2010 № 681 "Об утверждении Правил обращения
с отходами производства и потребления в части осветительных устройств, электрических ламп, ненадлежащие сбор, накопление, использование, обезвреживание, транспортирование и размещение которых может повлечь причинение вреда жизни, здоровью граждан, вреда животным, растениям
и окружающей среде":
- иметь инструкцию по организации накопления, учета, хранения, обезвреживания, транспортирования и размещения отработанных ртутьсодержащих ламп (при ртутных лампах).
4. В соответствии со статьями 14,15 Федерального закона
от 24.06.1998 № 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления":
- иметь паспорта на отходы I-IV класса опасности;
- иметь обученное лицо на право работы с отходами 1-4 класса опасности.
5. В соответствии со статьей 26 Федерального закона
от 24.06.1998 № 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления", статьей 67 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ "Об охране окружающей среды", с приказом Минприроды России от 28.02.2018 № 74
"Об утверждении требований к содержанию программы производственного экологического контроля, порядка и сроков представления отчета об организации и о результатах осуществления производственного экологического контроля":
- юридические лица и индивидуальные предприниматели осуществляют производственный контроль в области обращения
с отходами (для юридических лиц) и своевременно представляют отчет
об организации и о результатах осуществления производственного экологического контроля в установленном порядке и в установленные сроки в уполномоченный орган;
- юридические лица и индивидуальные предприниматели, осуществляющие хозяйственную и (или) иную деятельность на объектах
II и III категорий, разрабатывают и утверждают программу производственного экологического контроля, осуществляют производственный экологический контроль в соответствии
с установленными требованиями, документируют информацию и хранят данные, полученные по результатам осуществления производственного экологического контроля.
6. В соответствии с частью 2 статьи 18 Федерального закона
от 24.06.1998 № 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" нормативы образования отходов и лимиты на их размещение разрабатываются юридическими лицами или индивидуальными предпринимателями, осуществляющими хозяйственную и (или) иную деятельность на объектах II категории, определяемых в соответствии
с законодательством в области охраны окружающей среды.
7. В соответствии со статьей 16 Федерального закона
от 24.06.1998 № 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" в случае транспортирования отходов также нужно иметь:
- паспорта отходов; документацию для транспортирования
и передачи отходов с указанием количества транспортируемых отходов, цели и места назначения их транспортирования.
II. Региональный государственный надзор в области использования
и охраны водных объектов.
Право пользования поверхностными водными объектами
(озерами, ериками, протоками, реками, ручьями, родниками, прудами
и т.д., т.е. на объектах где имеется водный режим) или их частями приобретается физическими лицами и юридическими лицами
по основаниям, предусмотренным на основании статьи 11 Водного кодекса Российской Федерации (далее –ВК РФ) и другими федеральными законами.
На основании договоров водопользования право пользования поверхностными водными объектами, находящимися в федеральной собственности, собственности субъектов Российской Федерации, собственности муниципальных образований, приобретается в целях:
1) забора (изъятия) водных ресурсов из водных объектов
в соответствии с частью 3 статьи 38 ВК РФ;
2) использования акватории водных объектов, если иное
не предусмотрено частями 3 и 4 статьи 38 ВК РФ;
3) производства электрической энергии без забора (изъятия) водных ресурсов из водных объектов.
На основании решений о предоставлении водных объектов
в пользование, если иное не предусмотрено частями 2 и 4 статьи 38 ВК РФ, право пользования поверхностными водными объектами, находящимися
в федеральной собственности, собственности субъектов Российской Федерации, собственности муниципальных образований, приобретается
в целях:
1) обеспечения обороны страны и безопасности государства;
2) сброса сточных вод;
3) строительства и реконструкции гидротехнических сооружений;
4) создания стационарных и плавучих (подвижных) буровых установок (платформ), морских плавучих (передвижных) платформ, морских стационарных платформ и искусственных островов;
5) строительства и реконструкции мостов, подводных переходов, трубопроводов и других линейных объектов, если такие строительство
и реконструкция связаны с изменением дна и берегов поверхностных водных объектов;
6) разведки и добычи полезных ископаемых;
7) проведения дноуглубительных, взрывных, буровых и других работ, связанных с изменением дна и берегов поверхностных водных объектов, за исключением случаев, предусмотренных частью 2 статьи 47 ВК РФ;
8) подъема затонувших судов;
9) сплава древесины;
10) забора (изъятия) водных ресурсов из водных объектов
для гидромелиорации земель;
11) забора (изъятия) водных ресурсов из водных объектов и сброса сточных вод для осуществления аквакультуры (рыбоводства).
В соответствии с частью 3 статьи 67 Федерального закона
от 10.01.2002 № 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" программа производственного экологического контроля должна содержать сведения, в том числе об инвентаризации сбросов загрязняющих веществ
в окружающую среду и их источников.
III. Региональный государственный надзор в сфере охраны атмосферного воздуха.
В целях недопущения нарушений обязательных требований в сфере охраны атмосферного воздуха, необходимо:
- в соответствии со статьей 22 Федерального закона от 04.05.1999
№ 96-ФЗ "Об охране атмосферного воздуха", проводить инвентаризацию стационарных источников и выбросов вредных (загрязняющих) веществ
в атмосферный воздух;
- в соответствии с частью 3 статьи 19 Федерального закона
от 04.05.1999 № 96-ФЗ "Об охране атмосферного воздуха", при получении прогнозов неблагоприятных метеорологических условий юридические лица, индивидуальные предприниматели, имеющие источники выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух, обязаны проводить мероприятия по уменьшению выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух, согласованные с органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, уполномоченными на осуществление регионального государственного экологического надзора;
- в соответствии с частью 3 статьи 67 Федерального закона
от 10.01.2002 № 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" программа производственного экологического контроля должна содержать сведения, в том числе об инвентаризации выбросов загрязняющих веществ
в атмосферный воздух и их источников.
IV. Региональный государственный надзор в сфере недропользования в отношении участков недр местного значения.
В целях недопущения нарушений обязательных требований в сфере недропользования на участках недр, содержащих общераспространенные полезные ископаемые, необходимо:
- в соответствии с совместным распоряжением Минприроды России
№ 51-р, Администрации Волгоградской области № 29-р от 12.07.2005
"Об утверждении перечня общераспространенных полезных ископаемых по Волгоградской области" получить лицензию на пользование общераспространенными полезными ископаемыми.
Соблюдение данных обязательных требований оценивается
в соответствии со статьями 2.3, 11, 19, 22, 23 Закона Российской Федерации от 21.02.1992 г. №2395-1 «О недрах».
V. Государственный экологический надзор в области охраны
и использования особо охраняемых природных территорий регионального значения Волгоградской области.
В целях недопущения нарушений обязательных требований
в области охраны и использования особо охраняемых природных территорий регионального значения Волгоградской области,
в соответствии пунктами 3, 4 статьи 21 Федерального закона от 14.03.1995 № 33-ФЗ "Об особо охраняемых природных территориях", необходимо соблюдать запреты, установленные:
- Положением о природном парке "Волго-Ахтубинская пойма", утвержденного постановлением Администрации Волгоградской области
от 22.07.2016 № 389-п;
- Положением о природном парке "Донской", утвержденного постановлением Администрации Волгоградской области
от 22.08.2016 № 457-п;
- Положением о природном парке "Усть-Медведицкий", утвержденного постановлением Правительства Волгоградской области
от 01.10.2014 № 542-п;
- Положением о природном парке "Цимлянские пески", утвержденного постановлением Администрации Волгоградской области
от 22.08.2016 № 458-п;
- Положением о природном парке "Щербаковский", утвержденного постановлением Администрации Волгоградской области
от 22.08.2016 № 456-п;
- Положением о природном парке "Нижнехоперский", утвержденного постановлением Администрации Волгоградской области
от 22.08.2016 № 455-п;
- Положением о природном парке "Эльтонский", утвержденного постановлением Администрации Волгоградской области
от 23.10.2015 № 631-п.