Технология критического мышления

Технологическая карта

 

Тема: Л.Н. Толстой «После бала»

Предмет: Литература

Класс: 8

Цели:

1)познакомить учащихся с рассказом Л.Н. Толстого «После бала» с помощью приёма «чтение с остановками»;

2)формирование у обучающихся мотивации, заинтересованности в дальнейшем изучении рассказа «После бала»;

3) актуализация знаний об эпохе, отраженной в произведении.

Учебник: Литература. 8 класс: Учебник для общеобразовательных учреждений. / Под ред. В.Я. Коровиной. М: Просвещение, 2010.

Тип урока: Урок объяснения нового материала

Форма урока: фронтальная, групповая

Технология: критическое мышление

Методы и приемы: «ассоциирование», «словесное рисование», «кластер», «тонкие и толстые вопросы», «чтение с остановками», составление сюжетных таблиц ЗХУ (знаю, хочу узнать, узнал), заполнение таблиц, организация диспута, написание творческих работ, синквейн.

Оборудование и материалы: учебник литературы, презентация

 

Этапы урока Деятельность учителя Деятельность учащихся УУД
1.Первая стадия – вызов (Мотивация к учебной деятельности). Цель: включение в учебную деятельность с помощью использования приёмов «ассоциирование», «словесное рисование», «кластер», «тонкие и толстые вопросы»   2. Стадия осмысления Цель: организация активного восприятия текста, поддержка усилиями детей степени понимания информации. Используемые приёмы: «чтение с остановками», составление сюжетных таблиц ЗХУ (знаю, хочу узнать, узнал)     3. Стадия «рефлексия» Цель – обеспечение закрепления полученных знаний, создание условий, способствующих самостоятельной систематизации материала, соотнесение цели урока и его результатов, самооценка работы на уроки, осознание метода построения нового знания. Приёмы: заполнение таблиц, организация диспута, написание творческих работ, синквейн.     Домашнее задание     Приветствие учащихся (учитель стимулирует интерес учащихся к предлагаемой для осмысления ситуации с помощью ассоциаций, вызываемых мелодией). Звучит музыка (Чайковский «Вальс цветов» из балета «Щелкунчик») -Послушайте музыку и представьте ситуацию: где и когда мы можем слышать эту музыку? Какие ассоциации у вас возникли? -Что это за музыка? Охарактеризуйте её, подберите эпитеты. Учитель предлагает окунуться в атмосферу бала 19 века (это первый бал Наташи Ростовой из романа «Война и мир»). Видеоролик. -Что ещё можно услышать на балу? Когда, на ваш взгляд, и где может звучать мазурка? Почему музыка меняется? -Это как-то связано с текстом, который будем рассматривать на уроке?  (Музыка, определяющая рассказ, жестокая эпоха, которая описана в произведении.) Давайте обратимся к жанру произведения. Почему вы считаете, что этот текст является рассказом?  -Не оговорилась ли я: действительно ли это рассказ? Докажите. -Почему Толстой так назвал рассказ? Автор много раз изменял название: «Рассказ о бале и сквозь строй», «Дочь и отец», «А вы говорите…» … Как вы думаете, почему он все-таки остановился на таком варианте заголовка, ведь каждое слово в теме что-либо значит? Давайте поговорим об эпохе, отраженной в рассказе. Сегодня на уроке мы попробуем окунуться в эпоху 19 века.   На этапе осмысления текста учитель предлагает учащимся «чтение с остановками», организуя дискуссию по значимым для прояснения скрытого смысла текста фрагментам, ибо без этого разговора нам не понять идейного замысла автора.   Первая остановка (до слов «Бал был чудесный») Вопросы к классу: -Каким мы видим Ивана Васильевича? -Предположите, что произойдёт дальше? Вторая остановка (до слов «Жили мы тогда одни с покойным братом») Вопросы к классу: -Какое настроение у Ивана Васильевича, гостей? -Что этому способствует? -Что чувствовал Иван Васильевич, когда наблюдал за танцем Вареньки и полковника? -Предположите, что было дальше? Третья остановка (до слов «Что это такое? – подумал я…») Вопросы к классу: -Что мог увидеть Иван Васильевич? (чтение до конца) -Почему любовь к Вареньке «сошла на нет»? -Как на этот вопрос отвечает сам герой? -Изменилось ли настроение Ивана Васильевича после бала и как? Что этому способствовало? На этапе рефлексии учитель предлагает учащимся сравнить их предположения до чтения рассказа и после, обозначить части рассказа и выявить приём построения, используемый Толстым (контраст). Предлагает написать (в парах) синквейн, представив его для обсуждения. Таким образом, в результате чтения текста и письменного его осмысления ученики создают продукт своей деятельности, что и предусматривалось типом и целями урока. Предполагаемые вопросы: -Случай или среда виновны в том, что мир героя рухнул? -Что управляет человеком? -Случай, который может оказать влияние на всю жизнь, или всё-таки среда, которая диктует законы жизни, определяет его жизненный путь? -Какие выводы можно сделать из этих наблюдений? -Что, на ваш взгляд, удалось нам на уроки? -Довольны ли вы своей работой и как её оцениваете? Попробуйте составить синквейн, характеризующий эпоху правления Николая I, исходя из информации, услышанной на уроке. Пример: Николай I Властный, жестокий Наказывал, казнил, унижал Его эпоха была бесчеловечной Несправедливость.     1) Составьте синквейн: «Варенька», «Полковник» 2)Напишите ЭССЕ «Моё мнение о полковнике» Урок закончен! Учащиеся высказывают предположение, свое мнение о прослушанной музыке, о том, что её можно услышать на балу. Словесно рисуют атмосферу представленного. Ребята составляют «кластер» со словом «бал». Подбирают эпитеты (волшебная, волнующая, воздушная, легкая, добрая, жестокая, грустная и т.д), работают индивидуально. Учащиеся пытаются представить ту эпоху, которую Л.Н.Толстой отразил в своем рассказе, использую материал, полученный на уроках истории.   Групповая работа: обучающиеся записывают ответы в тетрадь, работают над тестом.   Составляют таблицы ЗХУ (знаю, хочу узнать, узнал).     Дают свои определения слову «контраст», слушают товарищей, взаимодействуют с ними и с учителем, составляют сводную таблицу. Сравнивают отобранный материал, доказывая, что именно контрастное изображение действий помогло передать перелом в душе рассказчика.
  Первая часть рассказа Вторая часть рассказа
Место действия   зала у предводителя Описание улицы
Эмоциональное состояние героя      
Портрет отца Вареньки      
краски,цветовая гамма    
звуки    

 

Учащиеся делают выводы. Значение рассказа «После бала» огромно! Писатель своим произведением выразил не только отношение к обращению с солдатами, но и ставил широкие гуманистические проблемы, которые волновали и волнуют не одно поколение русского общества.

Развитие познавательных интересов, учебных мотивов Построение речевого высказывания в устной форме. Способность и умение производить простые логические действия (анализ, сравнение, обобщение). Формирование умения строить фразы, отвечать на поставленный вопрос, аргументировать. Планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками. Формулирование собственного мнения. Умение выражать свои чувства через цвет, символ, слово.   Умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации. Построение речевого высказывания в устной форме. Формулирование собственного мнения, прогнозирование. Умение планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей. Владение диалогической формой речи. Анализ объектов с целью выделения признаков. Составление таблиц для решения поставленных задач.     Поиск информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы. Умение приходить к общему решению в совместной деятельности. Использование таблиц, синквейна для решения поставленной задачи. Умение слушать и понимать речь других. Общение и взаимодействие с партнёрами по совместной деятельности или обмену информации. Учёт разных мнений и стремление к координации различных позиций в сотрудничестве. Адекватное восприятие оценки учителя. Формирование границ собственного знания и незнания. Самооценка личности.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: