Содержание учебного пособия

СБОРНИК СХЕМ, ТАБЛИЦ, АЛГОРИТМОВ

ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ.

 

Орфография. Пунктуация.

Иркутск

2009



ББК 81.2Р

    З 26

Замятина С.В., Шеметова О.Г. Сборник схем, таблиц, алгоритмов по русскому языку (орфография, пунктуация): Учебное пособие. – Иркутск, 2009.

Сборник составлен в соответствии с утвержденной программой по русскому языку и рекомендован методическим советом ФГОУ СПО «Сибирский государственный межрегиональный колледж строительства и предпринимательства» в качестве учебного пособия для студентов 1 курса колледжей, лицеев и учащихся старших классов средней школы.

 

Рецензент: д.ф.н. ИГПУ Корбут А.Ю.

 

«Сборник схем, таблиц и алгоритмов» предназначен для студентов 1 курса лицеев и колледжей, слушателей подготовительных курсов, для использования на факультативных занятиях в старших классах средней школы и всех, кто желает иметь под рукой краткий справочник по правописанию.

Цель сборника – дать в сжатой форме по возможности полный свод основных правил по орфографии и пунктуации русского языка, снабдив их краткими примерами или пояснениями в виде примечаний или образцов рассуждения к алгоритмам.

Данное пособие состоит из двух основных разделов: орфографии и пунктуации – и сопровождается сводной схемой «Части речи и члены предложения», а также словарём наречий.

Схемы и таблицы в обучении правописанию давно зарекомендовали себя как экономный и удобный способ применения правил орфографии и пунктуации.

Использование алгоритмов – относительно новый прием применения правил русского языка и заслуживает пристального внимания преподавателей. Алгоритм – схема рассуждения с вариантами ответов и выводами. Метод алгоритмизации обычно применяется в сводных правилах правописания, способствует развитию логического мышления и осознанному применению знаний по орфографии и пунктуации.

 

 

С предложениями и замечаниями, а также по вопросам приобретения «Сборника» обращаться по адресу: Иркутск, ул. Лермонтова 80. e-mail: zamyatina_sveta@inbox.ru или shemetova@yandex.ru

 

© Замятина С.В., Шеметова О.Г., 2001



СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПОСОБИЯ

Схема 1. Части речи и члены предложения

       Примечания к схеме № 1. Правописание местоимений.

                   ОРФОГРАФИЯ.

Схема 2.   Правописание корней с чередованием гласных

Схема 3А. Буквы О - Ё после шипящих

Схема 3А. Буквы О - Ё после Ц

Схема 4.   Правописание приставок

Схема 5.   Употребление букв Ь и Ъ

Схема 6.   Правописание окончаний имен существительных

Схема 7.    Правописание сложных слов с ПОЛ-, ПОЛУ-

Схема 8.    Правописание суффиксов имен существительных

Схема 9.    Правописание суффиксов имен прилагательных

Схема 10. Правописание сложных слов

Схема11А. Разряды имен числительных

Схема11Б.  Правописание имен числительных

Схема11В. Склонение имен числительных

Схема12.    Правописание окончаний глаголов

Схема13.    Правописание суффиксов глаголов

Схема14.    Правописание суффиксов причастий

Схема15А. Правописание наречий (суффиксы -о, -а на конце наречий, дефис)

Схема15Б. Правописание наречий (слитно, раздельно)

         Словарь наречий

Схема16.  Правописание предлогов, союзов, частиц

Схема17.  Алгоритм правописания частицы НЕ

            Примечания к схеме № 17

       Образец рассуждения к схеме № 17

Образец рассуждения к схеме № 19А

Схема18.   Правописание частицы НИ

Схема19А.  Алгоритм правописания -Н- -НН- во всех частях речи

Схема19Б.  Алгоритм правописания -Н- -НН- в кратких формах прилаг. и причастий

Примечания (к схемам № 19А, 19Б)

ПУНКТУАЦИЯ.

Схема 20А.   Случаи употребления запятой

Примечание к схеме 20А. Обращения. Междометия. Слова ДА, НЕТ

Схема 20Б.  Тире (свод правил)

Схема 20В. Двоеточие (свод правил)

Схема 20Г.  Точка с запятой (свод правил)

Схема 21.  Тире между подлежащим и сказуемым

Схема 22. Обособление обстоятельств

Схема 23. Запятые в конструкциях с союзом КАК

Схема 24. Обособление определений и приложений

Схема 25. Вводные слова и вставные конструкции

Схема 26. Знаки препинания в бессоюзных сложных предложениях

Схема 27. Знаки препинания при прямой речи, в цитатах и диалогах

Схема 28. Знаки препинания при однородных членах

Схема 29. Основные группы сложных предложений


             
 

 

 

ПРИМЕЧАНИЕ к схеме № 1.

Местоимение — это самостоятельная часть речи, которая указывает на предмет, признак, количество, но не на­зывает их.

Синтаксическая функция местоимения зависит от того, с какой частью речи соотносится данное слово.

Местоимения-существи­тельные указывают на лицо или предмет, отвечают на вопросы КТО? ЧТО? и выполняют в предложении функции существи­тельных (я, ты, он, кто, что некто, кто-то, ничто и др.).

  Местоимения-прилагательные указывают на признаки предметов, отвечают на вопросы КАКОЙ? КОТОРЫЙ? ЧЕЙ? и выполняют в предложении функции прилагательных (мой, твой, чей, его, её, какой, такой, который, чей-либо, иной и др.).

Местоимения-числительные указывают на количество предметов и отвечают на вопрос СКОЛЬКО? (несколько, столько, сколько)

Сочетание местоимения-числительного и существи­тельного, к которому оно относится, является одним членом предложения. На берегу стояло несколько изб. Ты сколько жалованья получаешь?

Разряд местоимений Примеры
1. Личные Я, ты, он (она, оно), мы, вы, они.
2. Возвратное Себя.
3. Притяжательные Мой, твой, свой, наш, ваш, его, её, их.
4. Относительные Кто, что, какой, каков, который, чей, сколько.
5. Неопределённые Некто, нечто, некий, некоторый, несколько, кто-то, что-то, какой-то, чей-то, сколько-то, кое-кто, кое-что, кое-какой, кто-нибудь, что-нибудь, какой-нибудь, чей-нибудь, сколько-нибудь, кто-либо, что-либо, какой-либо, чей-либо.
6. Отрицательные Никто, ничто, никакой, ничей, некого, нечего.
7. Вопросительные Кто, что, какой, каков, каковой (устар.), который, чей, сколько.
8. Указательные Тот, этот, такой, таков, столько, этакий (устар.), экий (устар.), сей (устар.), оный (устар.).
9. Определительные Сам, самый, весь, всякий, каждый, иной, любой, всяк, другой, всяческий.

У мест. 3-го л. он, она, оно, они в косвенных падежах после предлогов пишется начальная Н:

у н его (н ее, н их), к н ему (н ей, н им), о н ем (н ей, н их), с н им (н ей, н ими) и т. д.

Примечание. Буква Н не присоединяется, если личные местоимения употребляются после производных предлогов благодаря, наперекор, вопреки, согласно, навстречу: благодаря ему (ей, им) Нет наращения Н, если указанные местоимения следуют за сравнительной ст. прилагательного: моложе его (ее, их), ближе их.

Правописание о трицательных местоимений:

· под ударением пишется не, а без ударения – ни, (ср., никтó-нéкто, нискóлько - нéсколько);

· если в отрицательных местоимениях нет предлога, то они пишутся слитно, а если есть - то в три слова (ср.: некто - не у кого, нечем - не за чем),

· сочетания не кто иной, как, не что иное, как имеют значение противопоставления и пишутся раздельно, а сочетания никто иной, ничто иное не имеют этого значения и пишутся слитно

(Это может разрешить не кто иной, как директор школы. - никто иной не мог бы это сделать лучше.).

Правописание неопределенных местоимений:

· неопределенные местоимения, имеющие в своем составе частицы кое-, кой-, -то, -либо-, -нибудь пишутся через дефис (кое-кто, что-нибудь, кто-либо),

· если после частицы есть предлог, то мест. пишется в три слова (кое с кем, кое из-за кого).
Правописание корней




Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: