Изучение словарного запаса

Задачи:

·  выявить соответствие или несоответствие словаря возрастной норме; охарактеризовать активный словарь (наличие существительных, глаголов, прилагательных, использование других частей речи);

· выяснить точность употребления лексических значений слов. В обследование необходимо включить:

§ Предметный словарь;

§  существительные, обозначающие предмет и его части (чайник, крышка, носик, донышко);

§  существительные со сходными лексическими значениями (платье — сарафан);

§ обобщающие слова (овощи, фрукты, посуда, одежда и т.п.);

§ названия времен года;

§ названия животных и их детенышей;

§ названия профессий. Глагольный словарь:

§ глаголы, обозначающие действия с предметами;

§ глаголы, обозначающие состояния, чувства, явления.

Словарь признаков: прилагательные, обозначающие:

ü величину предметов (высокий, низкий, узкий);

ü цвет (основной и его оттенки);

ü форму (круглый, овальный, квадратный);

ü качества (молочный, пушистый, гладкий);

ü сезонные признаки (летний, осенний, зимний, весенний). К словарю признаков относят и употребление наречий типа:

                                             быстро, медленно, громко, высоко.

Обследование грамматического строя.

Важный момент логопедического обследования — изучение сформированности грамматического строя речи.

Выявляются:

правильность построения грамматической структуры предложения;

характер использования падежных форм существительных;

правильность употребления рода существительных, форм единственного и множественного числа;

правильность согласования различных частей речи;

характер употребления предложных конструкций;

степень владения навыками словообразования и словоизменения.

При обследовании грамматического строя речи используются следующие задания:

 составить предложение по сюжетной картинке (при этом отмечается преобладающее количество слов в предложениях, соответствие последовательности слов в предложении грамматической норме);

 составить предложение по картинке, сюжет которой предусматривает употребление заданных грамматических форм («Дети видели в зоопарке слона, льва, обезьяну, белку»);

 вставить пропущенный предлог или слово в нужной падежной форме («Самолет летит... лесом»; «Мяч лежит... столом»);

 преобразовать заданную грамматическую форму единственного числа во множественное («Один стол, а много...?»);

 образовать формы родительного падежа единственного и множественного числа («На этой картинке есть дерево, а на этой нет чего?» (дерева, деревьев);

 согласовать имена прилагательные и числительные с существительными.

Основные виды словообразования.

o  образование существительных с помощью уменьшительно-ласкательных суффиксов (стульчик, ложечка, глазки и т.п.);

o  образование прилагательных от существительных (стакан из стекла — стеклянный, стол из дерева — деревянный и т.п.);

o  образование названий детенышей животных в единственном и множественном числе (у белки — бельчонок, бельчата; у лошади — жеребенок, жеребята);

o  образование глаголов с помощью приставок.

Обследование связной речи.

Обследование связной речи может проводиться в ходе беседы и включает серию заданий по углубленному изучению развернутого самостоятельного высказывания:

v  беседа;

v  составление рассказа по сюжетной картинке;

v  составление рассказа по серии сюжетных картинок;

v  пересказ;

v  составление рассказа-описания;

v  составление рассказа по представлению.

Характерные особенности связной речи при речевом недоразвитии:

Ø  бедность и однообразие синтаксических конструкций; в самостоятельной речи ребенок пользуется в основном простыми предложениями;

Ø  неумение распространять предложение однородными членами;

Ø  ребенок ограничивается перечислением предметов или действий;

Ø  нарушение логики рассказа: рассказывая о несущественном, ребенок опускает главное.

 




double arrow
Сейчас читают про: