Концепция «Системное построение процесса воспитания» (В.А. Караковский, Л.И. Новикова, Н.Л. Селиванова)

ЗБ-РА-21, Суркова О. Ю.

Я пара. Дисциплина «Педагогика (теории и технологии обучения и воспитания)». ПЗ, ЗаО.


Задание 1.
Дайте характеристику одной из концепций воспитания (на выбор): концепция «Системное построение процесса воспитания» (В.А. Караковский, Л.И.Новикова, Н.Л.Селиванова); концепция «Формирование образа жизни, достойной каждого человека» (Н.Е. Щуркова); концепция «Воспитание ребенка как человека культуры» (Е.В. Бондаревская); модель ступеней роста личности обучающихся (Н.В. Белобородов); концепция системно-ролевой теории воспитания личности ребенка (Н.М. Таланчук); концепция «Самовоспитание школьников» (Г.К. Селевко); концепция «Воспитание как педагогический компонент социализации ребенка» (Л.В. Байбородова, О.С Гребенюк, М.А. Ковальчук, С.Л. Паладьев, В.Б. Успенский и др.)

 


Концепция «Системное построение процесса воспитания» (В.А. Караковский, Л.И. Новикова, Н.Л. Селиванова)

Понятие «воспитание» Цель воспитания Принципы воспитания Содержание воспитательного процесса Механизм воспитания Критерии и показатели эффективности воспитательного процесса
В этой концепции воспитание рассматривается как целенаправленное управление процессом развития личности. Оно является частью процесса социализации и протекает под определенным социальным и педагогическим контролем. Главное в нем – это создание условий для целенаправленного систематического развития человека как субъекта деятельности, как личности и как индивидуальности. Разработчики концепции полагают, что и в современном российском обществе воспитание должно быть направлено на всестороннее гармоничное развитие личности. «Из глубины веков, – пишет В.А. Караковский, – дошла до нас мечта человечества о свободной, всесторонне развитой, гармонической личности, и нет оснований и сегодня отказываться от нее как от сверхцели». Однако каждый педагогический коллектив, ориентируясь в своей деятельности на эту цель-идеал, должен конкретизировать ее применительно к своим условиям и возможностям. 1) Личностный подход в воспитании: признание личности развивающегося человека высшей социальной ценностью; уважение уникальности и своеобразия каждого ребенка; признание их социальных прав и свобод; ориентация на личность воспитуемого как цель, объект, субъект, результат и показатель эффективности воспитания; отношение к воспитаннику как к субъекту собственного развития; опора в воспитательной деятельности на всю совокупность знаний о человеке, на естественный процесс саморазвития формирующейся личности, на знание закономерностей этого процесса;   б) гуманистический подход к построению отношений в воспитательном процессе, ведь только уважительные отношения между педагогами и детьми, терпимость к мнению детей, доброе и внимательное отношение к ним создают психологический комфорт, в котором растущая личность чувствует себя защищенной, нужной, значимой;   в) средовой подход в воспитательной деятельности, т. е использование возможностей внутренней и внешней среды школы в развитии личности ребенка;   г) дифференцированный подход к воспитанию детей, в основе которого лежит отбор содержания, форм и методов воспитательной работы, во-первых, в соответствии с этническими и региональными культурно-историческими, социально-экономическими и социально-психологическими условиями, во-вторых, в связи с особенностями номинальных и реальных групп, в-третьих, согласно ведущим функциям институтов воспитания, в-четвертых, с учетом уникальной неповторимости участников воспитательного процесса;   д) природосообразность воспитания, которая предполагает обязательный учет половозрастных особенностей учащихся и реализацию таких положений, как:   – определение возможного для данного пола и возраста учащихся уровня развития личностных свойств, на формирование которых следует ориентироваться;   – опора в их формировании на мотивы и потребности учащихся конкретного пола и возраста;   – преодоление противоречий, характерных для данного возраста и проявляющихся в социальной ситуации развития и в ведущем виде деятельности школьника;   – изучение и воспитание индивидуально-личностных свойств учащегося в общей структуре возрастно-половых проявлений;   – построение психолого-педагогической диагностики и коррекции поведения с учетом принятой в науке периодизации возрастов;   – обеспечение взаимосвязи психолого-педагогической диагностики, консультации и коррекции;   е) культуросообразность воспитания, т.е. опора в воспитательном процессе на национальные традиции народа, его культуру, национально-этническую обрядность, привычки;   ж) эстетизация среды жизнедеятельности и развития ребенка. Основу содержания воспитания составляют общечеловеческие ценности. Один из авторов концепции В.А. Караковский полагает, что в процессе воспитательной деятельности необходимо обратиться к ценностям фундаментальным, ориентация на которые и должна рождать в человеке добрые черты, высоконравственные потребности и поступки. Из всего спектра общечеловеческих ценностей он выделяет восемь, таких, как Человек, Семья, Труд, Знания, Культура, Отечество, Земля, Мир, и показывает их значение для содержания и организации воспитательного процесса следующим образом:   «Человек – абсолютная ценность, высшая субстанция, “мера всех вещей”». Проблема человека всегда была главной проблемой философии, как понятие личности всегда являлось главным понятием педагогики. Но ни в одном вопросе не было столько путаницы, лицемерия и демагогии, как в этом. Сегодня гуманизму возвращается его индивидуальное начало, из средства человек становится целью. Личность ребенка из сверхзадачи, мало влияющей на практику воспитания, становится действительно реальной ценностью. Главный механизм воспитания – это функционирование воспитательной системы учебного заведения, в рамках которой проектируются и создаются наиболее благоприятные условия для всестороннего развития учащихся. Разработчики разделили критерии на две группы с условными названиями: «критерии факта» и «критерии качества». Первая группа позволяет ответить на вопрос, есть ли в данной школе воспитательная система или ее нет; а вторая помогает сформировать представления на уровне раз­вития воспитательной системы и ее эффективности.   1 группа — критерии факта   1. Упорядоченность жизнедеятельности школы: соответствие содержания, объема и характера воспитательной ра­боты возможностям и условиям данной школы; разумное размещение во времени и пространстве всех целенаправленных воспитательных воздействий; скоординированность всех школьных воспитательных мероприятий, их педагогическая целесообразность, необходимость и достаточность; согласованность планов и действий всех коллективов, организаций и объединений, работающих в школе; связь учебной и внеучебной деятельности школьников и учителей; четкий ритм и разумная организация школьной жизни.   2. Наличие сложившегося единого школьного коллектива, сплоченность школы «по вертикали», устойчивые межвозрастные связи и общение. Педагогическая часть коллектива представляет союз единомышленников, воспитателей-профессионалов, способных к реальному самоанализу и постоянному творчеству. В ученической среде высоко развито коллективное самосознание, «чувство школы». Школьный коллектив живет по выработанным им самим законам, правилам, привычкам, традициям.   3. Интегрированность воспитательных воздействий в комплексы, концентрация педагогических усилий в крупные «дозы воспитания», в крупные организационные формы (центры, клубы, ключевые дела, тематические программы). Дискретность воспитательного процесса, чередование периодов относительного покоя, повседневной черновой работы с периодами повышенного коллективного напряжения, яр­кими, праздничными событиями, фокусирующими глав­ные черты системы.   II группа — критерии качества   1. Степень приближенности системы к поставленным целям, реализация педагогической концепции, лежащей в основе воспитательной системы.   2. Общий психологический климат школы, стиль отношений в ней, самочувствие ребенка, его социальная защищенность, комфорт.   3. Уровень воспитанности выпускников школы.   Перечисленные критерии и подобранные в соответствии с ними диагностические методики, безусловно, позволяют оценить уровень развития и эффективности созданной в образовательном учреждении воспитательной системы.

 

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: