Материалы для индивидуальной работы

Тема 5. Самооценка и уровень притязания личности

Узловые вопросы темы:

1. Понятие самооценки и уровня притязания в психологии.

2. Самооценка и уровень притязаний как регуляторы деятельности.

3. Роль самооценки в развитии личности.

4. Факторы (объективные/субъективные) влияющие на формирование самооценки и уровня притязания.

5. Защитные механизмы личности

 

Ключевые слова

Самосознание, самопознание, самооценка, образ «Я», «Я-концепция».

Самооценка: личностная, текущая; адекватная, неадекватная; завышенная, заниженная; прогностическая, ретроспективная.

Уровень притязаний: адекватный, нереалистичный; частный, общий.

Защитные механизмы личности.

 

Задания для дистанционной работы

Задание 1. В материалах для индивидуальной работы приведено описание взаимодействия родителей и учителей с детьми разного возраста (Жутикова Н.В.). Ознакомьтесь с отрывками и ответьте на вопросы:

· Какие ошибки были допущены взрослыми?

· Какие действия взрослых в этих ситуациях могут рассматриваться как стимулирующие развитие адекватности самооценки?

· В чем заключаются особенности оказания психолого-педагогической помощи тревожным, неуверенным, самоуверенным детям?

Используя рекомендуемую литературу, составьте рекомендации для родителей и(или) учителей по формированию у детей адекватной самооценки, которые можно будет использовать на родительском собрании, педагогическом совете.

Материалы для индивидуальной работы

 

Жутикова Н.В. Учителю о практике психологической помощи. М.- 1988, с. 7,31,120

(дано с сокращением и некоторыми изменениями)

«Вот ее (учителя начальных классов) слова: «Ребенок у вас хороший. Но она постоянно не уверена в себе. Ранима. Самолюбива. Не понимает юмора». И что же? Я стала смотреть на дочь иными глазами… Я ведь всеми силами старалась воспитать в ней общительность, аккуратность, послушание, рассудительность… По сравнению с детьми, с которыми она общается у нас дома, она не неряха, довольно умна… Но вот она попала в общество, где окружающие оказались умнее ее, и сразу она замолчала, стала отвечать: «Не знаю. Не умею. Забыла». Замкнулась. Перестала отвечать на вопросы. А дома даже сказала: «Мама, я знаю мало сказок и стихов. Я не умею так рисовать, как Дима. Я больше не пойду в школу никогда». Стала очень болезненно реагировать на замечания. Учительница мне говорит: «Делайте ей замечания почаще, и она к ним привыкнет». А в садике мне о ней говорили так: «Все бы такими были! Ни одного замечания за день! Все понимает сразу, ей повторять не надо. Все делает сама. Спокойненькая. Умненькая». Вот и думаю сейчас: должно быть, я слишком люблю свою дочь и потому не вижу в ней никаких минусов и все считаю, что она маленькая. А ведь нужно подготавливать ее к жизни…»

<…>

«Однажды на перемене, играя во дворе, Анна не заметила, как зацепилась за что-то, порвала себе сзади платье. На следующем уроке она, как нарочно, была вызвана к доске и вдруг спиной почувствовала ту внезапную тишину, которая сейчас разрядится ударом. Девочка втянула голову в плечи... И вот жесткая рука крепко повернула ее лицом к классу, а другая рука, схватив подол ее платья, ткнула им Анну в нос: «Это что такое?!»

Девочка онемела. «Чувствую – погибаю. Все смотрят на меня, а я как голая перед ними. Помню все до мелочей. Вот учительница задрала мой подол, растягивает его перед классом, показывает. А я в ужасе еще от того, что трусики видно, а в классе много мальчишек. И вдруг она вызывает самого неряшливого из них: «Бакин! Как теперь ее надо называть?!» И Сашка Бакин, вечный грязнуля, встает и говорит: «Неряха…»

Кажется, уже конец всему, ужаснее быть ничего не может. Оказывается, еще не конец. Она послала этого Бакина сходить за моей матерью в ее класс (она работала в этой же школе учителем). Я жду с таким ужасом, как перед казнью. И вот она входит… После этого я ничего не помню. Только уже вечером, дома лежу в кровати и ничего мне не хочется, совсем ничего. Жить больше не хочется, а только уснуть и чтобы никогда больше не просыпаться…»

<…>

«Родители Аркадия имеют высшее образование и занимают очень «престижные» должности. С Аркадием у них были связаны «большие надежды». Уже в младших классах музыкальной школы он выделялся среди маленьких скрипачей особой музыкальностью и «взрослым звуком». Это был один из признанных «вундеркиндов» и в общеобразовательной школе: он всегда знал много больше того, что было задано, а его сочинения входили в «золотой фонд» школы. Ему нравилось познавательное чтение. Но в средних классах ему все больше стало навиться еще и уважительное удивление, которое он читал в глазах окружающих. Его родители тоже привыкли слышать похвалы в его адрес и пророчество в «большое будущего». Он был огражден от деревни, от деда, от лазанья на крыши и через заборы, от хоккея и футбола.

После 8-го класса Аркадий поступил в музыкальное училище. Здесь все было другим. Самым непривычным было то, что никто уже не видел в нем исключительность, никто не удивлялся ему. Мало того, его понуждали делать что-то, что ему не нравилось совершенно. Преподаватель по специальности не принимал всерьез его суждений, его интерпретации музыкального произведения. Педагога раздражала самонадеянность подростка, заносчивость, и он «одергивал» его довольно резко, не скрывал своего мнения по поводу того, кем Аркадий является на самом деле, требовал беспрекословного выполнения всех указаний. Аркадия это возмущало, тем более, что ему казалось: уж он-то лучше знает!..

Отношения между преподавателем и учеником приняли откровенно конфликтный характер. Аркадию был предъявлен ультиматум: или он примет и учтет все указания преподавателя, или не будет допущен к экзамену… И это после стольких лет сплошного триумфа! Дома он объявил, что больше не намерен терпеть «эту бездарность», «этого безмозглого тупицу»… И вообще не намерен «ценою таких унижений добиваться сомнительной чести играть перед невежами!». Короче - он заявил, что ноги его больше не будет в музучилище. Мать примчалась к директору училища, но тот сообщил ей: «Преподаватели часто жалуются на Аркадия, что на уроках он выискивает повод уличить преподавателя в ошибке, в неточности, в недостаточном знании своего предмета. Иногда он отнимает пол-урока… В связи с этим администрация училища хотела бы обратить внимание родителей…» Но мать перебила: «А разве плохо, что мальчик так много знает? И разве он виноват в том, что преподаватели училища не знают того, что знает он?» А что до специальности, то «в музыкальной школе с мнением Аркаши считались, ведь он был самым лучшим учеником!»

 

Литература

Основная

Маралов В.Г. «Основы самопознания и саморазвития». – М., 2002.

Липкина А.И. Самооценка школьника. М., 1976. 64 с.

Слободчиков В.И., Исаев Е.И. Психология человека: Введение в психологию субъективности. М., 1995. С. 190 -204

Дополнительная

Бернс Р. Развитие Я-концепции и воспитание. М., 1986. С. 30-66.

Бороздина Л.В. Исследование уровня притязании. Учебн. пособие. - М.: 1993.

Жутикова Н.В. Учителю о практике психологической помощи. М.- Просвещение, 1988

Защитные механизмы личности: Методические рекомендации. / Сост. проф. В.В.Деларю. - Волгоград, 2004. - 48 с.

Кулагина И.Ю., Колюцкий В.Н. Полный жизненный цикл развития человека. Учебное пособие для студентов высших учебных заведений. — М.: ТЦ «Сфера», 2004

 

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: