Тема: Профессиональная характеристика социального педагога.
План:
1. Особенности работы социального педагога, его роль и назначение в системе социальной помощи населению.
2. Профессиональный портрет социального педагога, его функции.
3. Требование квалификационных характеристик социального педагога и социального работника.
4. Гуманистические ценности личности социального педагога. Социальное служение как основа его деятельности.
5. Профессиональная компетентность. Профессиональные знания. Базовые профессиональные умения.
Вопросы и задания:
1. Каковы наиболее важные профессионально-личностные качества социального педагога? Как вы думаете, почему?
2. Какие профилактические мероприятия можно осуществить для предупреждения деформации личности социального педагога? Ответ обоснуйте.
3. Что важнее в профессиональной подготовке социального педагога –теоретические знания или профессиональные умения? Как вы думаете? Ответ обоснуйте.
4. Изобразить схематично сферы профессиональной деятельности социального педагога.
|
|
Семинарское занятие № 2
Тема: Особенности содержания, форм и методов социального воспитания в воспитательных организациях.
План:
1. Роль сверстников в социальном формировании личности.
2. Развитие детского движения в России в современных условиях.
3. Классификация детских организаций и объединений по составу, интересам, моделям поведения.
4. Социализация ребенка в деятельности детских организаций.
5. Официальные и неформальные объединения детей и подростков.
6. Криминогенные группировки: типология членов.
Вопросы и задания:
1. Подготовить сообщение по теме: «Детская субкультура» (на примере определенного возраста, пола, региона).
2. Какова роль семьи в формировании социально отклоняющегося поведения детей и подростков?
3. Назовите основные направления педагогической деятельности по профилактике и преодолению девиантного поведения детей и подростков.
4. Раскройте содержание педагогической деятельности, направленной на повышение воспитательной роли семьи в предупреждении и преодолении отклоняющегося поведения детей.
Семинарское занятие № 3
Тема: Социально-педагогическая деятельность с семьей.
План:
1. Семья и ее основные функции.
2. Проблемы социализации ребенка в семье.
3. Социальный статус семьи и ее типология.
4. Особенности социально-педагогической деятельности с благополучной семьей, семьей группы риска, неблагополучной семьей, асоциальной семьей, семьей ребенка-инвалида
5. Кризис современной семьи.
6. Особенности взаимодействия школы и семьи в современных условиях.
|
|
7. Типичные ошибки семейного воспитания и возможности их коррекции.
Вопросы и задания:
1. Каковы характерные проблемы, с которыми сталкиваются родители в процессе воспитания детей на разных этапах их возраста?
2. Каковы основные знания, которые необходимы родителю как воспитателю?
3. Каковы типичные ошибки семейного воспитания и их последствия?
4. Какова взаимосвязь семьи и школы в воспитании ребенка?
5. Каковы основные пути повышения воспитательных возможностей семьи?
6. Подготовить сообщение (или презентацию – на выбор) по одной из тем:
· Влияние семейных конфликтов па воспитание детей, на самих родителей.
· Типичные ошибки семейного воспитания и их влияние па растущую личность.
· Морально-психологический климат семьи и его значение в воспитании детей.
· Основные направления семейного воспитания.
· Методы воспитания детей в семье.
· Проблемы воспитания детей в приемной семье.
Лабораторная работа № 1
Тема: Особенности содержания, форм и методов социального воспитания в воспитательных организациях.
Цель: Выявление возможностей социального воспитания в воспитательных организациях.
Инструкция:
1. Составьте паспорт пространства развития ребенка в школе, образовательном пространстве (по предложенной схеме).
2. Составьте паспорт пространства развития в одном из микрорайонов города. Сделайте вывод о наличии или отсутствии воспитательных организаций в выбранном вами микрорайоне. Сформулируйте выводы о возможностях социального воспитания в воспитательных организациях на примере выбранного микрорайона.
3. Сделайте общий вывод об уровне социального воспитания в воспитательных организациях вашего микрорайона.
Паспорт пространства развития ребенка в школе, образовательном пространстве
1. Удаленность школы от места жительства ребенка и характеристика пути.
2. Школьные программы обучения.
3. Дополнительное образование внутри школы.
4. Наличные формы социальной самореализации ребенка, его свободной предметной и социальной деятельности (общественные образования, акции и т.п.).
5. Стиль общения и воспитания в школе.
6. Организация и оформление школьного пространства: теснота, регламентированность, эстетичность, изменчивость и т.п.
7. Способы организации досуга в школе.
8. Школьные традиции, обычаи, нормы и правила.
9. Информационная база школьного образования: компьютеры, библиотека и т.п.
Паспорт пространства развития в микрорайоне
1. Карта-схема м/р (жилые дома, торговые точки, объекты культуры, отдыха, образования, предприятия, новостройки, зеленые насаждения).
2. Характеристика природной среды: зеленые насаждения, уровень экологического загрязнения, наличие предприятий с вредными производственными отходами.
3. Материальная среда: градообразующие предприятия, образовательные учреждения (дошкольные, школы, дополнительное образование), детские спортивные площадки и места отдыха, торговые точки, развлекательные учреждения (кафе, рестораны и пр., культовые учреждения, наличие учреждений социального обслуживания, различные дома-интернаты, приюты, другие учреждения.
4. Характеристика жилого фонда (благоустроенное жилье, частный сектор, общежития, коттеджи и т.п.).
5. Насыщенность маршрутами общественного транспорта.
6. Степень удаленности от центра города
7. Характеристика населения: по возрасту, роду занятий, образованию, национальному составу, условиям жизни.
8. Характеристика семей: неблагополучных семей, материальному обеспечению, молодых семей и т.д.
9. Характеристика несовершеннолетних и молодежи: по возрасту, роду занятий, национальной принадлежности, принадлежности к определенному типу семей, криминогенности.
|
|
10. Информационно-культурная насыщенность пространства: библиотечный фонд и посещаемость библиотек, доступность различных телевизионных программ, выписываемые и покупаемые газеты, содержание деятельности культурно-образовательных учреждений).