Лексика и фразеология

1. В предложениях 1-6 найдите антонимы (антонимическую пару). Выпишите эти антонимы.

1)Тут мне разом припомнилась одна сцена, и я поняла всё. 2)В тот день, когда Жюли получила единицу за урок, дядя был в очень дурном настроении. 3) Жюли, боясь, что ей достанется, попросила Матильду Францевну не говорить о её единице, и та обещала. 4)Но Жорж не выдержал и нечаянно или нарочно объявил во всеуслышание за вечерним чаем:

 - А Жюли поучила кол!

5)Девочку наказали. 6)И в тот же вечер, ложась спать, Жюли погрозила кому-то кулаками (я зашла в эту минуту случайно в их комнату) и сказала: - Ну уж я ему припомню за это. 

2.  В предложениях 1-5 найдите слово со значением «пренебрегать чем-нибудь ради показной храбрости». Выпишите это слово.

1) С этого времени я начал даже бравировать. 2) Каждый день я выходил на улицу с деревянной лопатой и разгребал снег, колол дрова, топил печи и не только не уклонялся от грубой работы, но всячески на нее напрашивался. 3)А мальчишка Самохин еще долго, завидев меня, прятался за калитку и кричал оттуда: - Синяя говядина! 4)"Синей говядиной" звали гимназистов за их синие фуражки. 5) Но эти выпады Самохина уже не производили на меня впечатления.

3. Укажите варианты ответов, в которых средством выразительности речи является фразеологизм.

1. К дяде Коле приходил штабс-капитан Иванов – чистенький, белорукий, с тщательно заострённой светлой бородкой и тонким голосом.

2. Мы сели на извозчика, заваленного овощами, и поехали по главной московской улице.

3. Под этим взглядом они смущались, переставали усмехаться и в конце концов даже приветливо нам кивали.

4. Но эти выпады Самохина уже не производили на меня впечатления.

5. Я знал, конечно, что Иванов прав, но всё же мне было неприятно под обстрелом насмешливых глаз.

 

4. В предложениях 1-4 найдите контекстный синоним к словосочетанию «велосипедная камера». Выпишите это слово.

1)Меня обволакивала обморочная слабость. 2)Но – вот ведь какая гнусность! – я тоже... хотел. 3)Понимал в глубине души, какое это грязное дело, но щекочущее желание было сильнее. 4)Злости на Турунчика у меня не было ни малейшей, и, чтобы оправдать себя, я мысленно повторял: «Он же сам виноват, он же сам виноват...».

В резину вцепился Гаврилов... И в этот миг я услышал тяжёлый топот.

5. В предложениях1-4 найдите антонимы (антонимическую пару). Выпишите эти антонимы.

1)Наступило воскресенье. 2)И вот — при громе аплодисментов показался на эстраде Энрико Спаргетти, несколько бледный, несколько взволнованный, но решительный и прекрасный в своей смелости. 3)При первых же звуках чарующего голоса, превратившего всё земное в небесное, два осла сразу взревели, беспомощно захлёбываясь и стеная, в середине возвышая голос почти до раскатов пророческого крика и кончая теми же беспомощными и страдальческими выдыхами. 4)Энрико сделал аккомпаниатору знак переждать и дать господам ослам откричаться.

6. В предложениях 1-4 найдите фразеологизм. Напишите этот фразеологизм.

1)Сегодня утром Павлик, Олег и Галка решили строить телескоп. 2)Не какую-нибудь трубку с очковыми стёклами, а громадный, длиной метра в четыре, чтобы не только Луна, но и все планеты были видны как на ладони. 3)Три больших листа фанеры для раздвижной трубы обещал достать Олег. 4)Галка сказала, что принесёт линзу от фильмоскопа, нужную для окуляра.

7. В предложениях 1-9 найдите устаревшее слово со значением «телеграмма, экстренное уведомление». Выпишите это слово.

1)То мне казалось, что Лёля совершенно права. 2) То, наоборот, я думал, что всё, о чём она говорила — ханжество и притворство. 3)И кто это выдумал, будто работа на госпитальном корабле – увеселительная прогулка. 4)Нет, я ни за что не откажусь, не сдамся.

5)Наутро я спустился в Карантинную гавань, но на том месте, где стоял вчера «Португаль», была причалена железная баржа с каменным углём. 6)Человек, сидевший на борту баржи, сказал мне, что «Португаль» снялся ночью и ушёл в Трапезунд. 7) Вызвали депешей. 8) Срочно. 9) Дело, приятель, военное.

 

8. В предложениях 1-3 найдите просторечное слово и замените его стилистически нейтральным синонимом. Напишите этот синоним.

1) Валить такие деревья — занятие очень весёлое, но и опасное: куском дерева, если не увернёшься, может сильно хватить тебя по голове. (2)Но всё-таки мы, охотники, не очень боимся и когда попадаем к таким березам, то друг перед другом начинаем их рушить. (3)Так пришли мы к полянке с такими берёзами и обрушили довольно высокую берёзу.

 

9. В предложениях 1-10 найдите слово со значением «ряд полок в несколько ярусов». Выпишите это слово.

 

1) Дедушка Журки Юрий Григорьевич за свою жизнь собрал множество книг. (2)В Журкиной комнатке между стенкой и высоким окном стоял узкий стеллаж. (3)Полок семь или восемь. (4)Мама сказала: - Эти книги дедушка оставил тебе, именно тебе. (5)Специально... (6)Дедушка их очень любил. (7)Журка растерянно оглядел полки... (8)На них стояли Пушкин и Джек Лондон, Купер и Катаев, «Легенда об Уленшпигеле» и «Алиса в Стране чудес». 9) Он видел облезлые кожаные корешки без надписей, края разлохмаченных обложек. 10)Некоторые книжки были совсем без корочек.

 

10.   В предложения 1-6 найдите синонимы (синонимическую пару). Выпишите эти синонимы.

1)Калитка тоже была старая. 2)Она оказалась запертой, но Борька просунул в щель руку и отодвинул засов. (3)По двору ходили куры и петух Гарька. (4)Из фанерного ящика выкатился толстопузый Родька, тявкнул и помчался к разведчикам, виляя хвостиком, похожим на указательный палец. (5)В углу двора из ветхого сарайчика появилась бабка Наташа. (6)Бабка была ещё крепкая.

 

11.  В предложениях 1-12 найдите фразеологизм со значением «вылечить, избавить от болезни». Выпишите этот фразеологизм.

1)Смотришь, у меня мать-казначейша и захрапела. 2)А на меня кто сон нагонит? 3)И вот только тем и спасалась, что выбегу в сад да с птичками поговорю. 4) — Бабушка у нас доктор Айболит, — восторженно сказал Вовка.

 

— (5) Да уж, бессловесная тварь на меня не пообидится, — не без гордости сказала Олёна Даниловна. — (6)Грача — лапка была сломана — выходила, больше месяца костылик носил. (7)Скворушек, тех за свою жизнь без счёта спасала, может, десятка два или три, журку — хромой был — тоже на ноги поставила...

— (8)А зверюшек-то, бабушка, забыла? — напомнил Вовка.

— (9)Ну, про тех что и говорить. (10)Тех и вспоминать не вспомнить. (11)У меня дома всегда свой зоопарк был. (12)Да и здесь не одни с Владимиром живём...

12.   В предложениях1-7 найдите слово со значением «ярко-красный». Выпишите это слово.

1)На следующий день я ходил вместе с Анютой в Моховой лес, видел заросли кипрея в молодых посадках, и с тех пор я начал относиться к цветам кипрея и к молодым сосенкам как к своим верным друзьям.

 (2) Перед отъездом я сорвал кисть кипрея. (3)Анюта высушила её мне в сухом песке. (4)От этого цветы сохранили свою яркую пунцовую окраску. (5)У себя в Москве я заложил эту сухую кисть кипрея в толстую книгу. (6)Называлась она «Русские народные сказки». (7)И каждый раз, когда я раскрывал эту книгу, я думал о том, что жизнь, окружающая нас, хотя бы жизнь вот этого простого и скромного цветка, бывает интереснее самых волшебных сказок.

13. В предложениях 1- 10 найдите слово, которое является синонимом к словам «достойный похвалы, славный». Выпишите это слово.

(1)У них кулаки как гири, нужно протянуть телефонные нити и к ним. (2)В нашем классе я считался чемпионом диктовки. (3)Я писал без единой ошибки самые дремучие фразы. (4)В запятых не ошибался никогда. (5) Вот распахнулась дверь, и в класс вошёл какой-то дубоватый незнакомец с неподвижным, топорным лицом и немедленно начал диктовать.

 

(6) Пришлось поработать моей правой ноге! (7)Всё время, пока длилась диктовка, я дёргал ногою так, что у меня даже в глазах потемнело. (8)Диктовка была такая (я запомнил её от слова до слова): «(9)В тот день (дёрг!), когда доблестный Игорь (дёрг!), ведущий войска из лесов и болот (дёрг!), увидел (дёрг!), что в поле (дёрг!), где стояли враги (дёрг!), поднялось зловещее облако пыли (дёрг!), он сказал (дёрг! дёрг! дёрг! дёрг!): „Как сладко умереть за Отчизну!» (дёрг! дёрг!)». (10) Наши парты дрожали, как в судороге. (30)Я без устали передавал свои сигналы товарищам.

14. В предложениях 1-8 найдите слово со значением «одинаковые по размеру, равные предметы, наложенные один на другой». Выпишите это слово.

(1)Учёный Эгмонт Дрэп поселился в городе Коменвиль ради тишины и покоя. (2) Лет пятнадцать назад он начал писать двухтомное научное исследование. (3) Он не интересовался ничем, кроме сочинения и своей дочери Тавинии Дрэп. (4) Она жила у родственников. (5)Ей было шесть лет, когда умерла мать. (6)Раз или два в год её привозили к нему. (7) Год от года беспорядок в тесной квартире Дрэпа увеличивался. (8) Но увеличивалась также и стопа его рукописи.

15. В предложениях 1-11 найдите фразеологизм. Выпишите этот фразеологизм.

1)До порта было ещё далеко. (2)Ветер дул с бессмысленной яростью. (3)Он наскакивал порывами, круто бросался в стороны, кружился и злорадно свистел в вёслах. (4)Волны с размаху били в нос, шлюпка взлетала в темноте, и я слышал, как море тяжёлыми бросками швыряет в неё вёдра воды. (5)Ноги у меня были уже по косточку в воде. (6)Надо было её отлить. (7)Я бросил вёсла и нащупал черпак. (8)Но волны тотчас повернули лодку бортом, меня закружило, и я понял, что первый же большой вал накроет шлюпку и перевернёт её. (9)Я схватил вёсла и снова начал грести из последних сил. (10)Мокрая рубаха прилипла к телу и очень мешала. 11)Руки жгло, должно быть, я сорвал на них кожу.

 

                                                                           

 

 

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: