Размер ВВП по ППС Бельгии, млрд. долларов США

СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ.......................................................................................................2

ГЛАВА 1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА СТРАНЫ...................................3

1.1. ГЕОГРАФИЧЕСКОЕ ПОЛОЖЕНИЕ СТРАНЫ....................................7

1.2. ПРИРОДНЫЕ УСЛОВИЯ И РЕСУРСЫ.................................................9

1.3. НАСЕЛЕНИЕ............................................................................................11

1.4. ГОСУДАРСВЕННОЕ УСТРОЙСТВО И ПОЛИТИЧЕСКАЯ СИСТЕМА БЕЛЬГИИ.....................................................................................13

ГЛАВА 2. ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА СТРАНЫ

2.1. ЭКОНОМИЧЕСКИЙ СТРОЙ..................................................................18

2.2. ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ПОКАЗАТЕЛИ.................................................................................................22

2.3. ОЦЕНКА ЭКОНОМИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ БЕЛЬГИИ

ЗАКЛЮЧЕНИЕ.................................................................................................24

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

   

 

Глава 1. Общая характеристика страны.

Правительство.

На данный момент королем Бельгии является Филипп Леопольд Людовик Мария (родился 15 апреля 1960 года — король бельгийцев с 21 июля 2013 года. Старший сын Альберта II и королевы Паолы).

Король Филипп является почётным председателем Бельгийской службы международной торговли. В 1998 году он основал фонд принца Филиппа, ставящий целью сближение различных языковых общин Бельгии.

В 2002 году Филипп стал почётным доктором Лёвенского католического университета. Он также является почётным членом Римского клуба.

В 2019 году стал Почётным гражданином города Сеул.

Титулы и обращения:

· с 15 апреля 1960 по 9 августа 1993 — Его Королевское Высочество принц Филипп Бельгийский

· с 9 августа 1993 по 21 июля 2013 — Его Королевское Высочество герцог Брабантский

· с 21 июля 2013 — Его Величество король бельгийцев.

 

Федеральное правительство Бельгии осуществляет исполнительную власть в Королевстве Бельгии. Он состоит из министров и государственных секретарей («младших», или заместителей министров, которые не сидят в Совете министров), взятые из политических партий, которые формируют правящую коалицию. Федеральное правительство во главе с премьер - министром Бельгии, а также министры ведущих министерств правительства. Министры вместе образуют Совет министров, который является высшим исполнительным органом правительства (эквивалент кабинета).

 

Формально исполнительная власть в короле, который официально назначает министр. Однако, согласно Конституции Бельгии, король не является политически ответственным за исполнение своих полномочий, и его действия должны быть скрепляются министром. Таким образом, на практике, министры делают фактическую работу изо дня в день правления.

 

На федеральном уровне исполнительной власти орудуют федеральное правительство, в то время как премьер - министр является главой правительства. Каждый министр возглавляет министерство, и государственные секретари, которые заместитель министра, помочь запустить эти министерства. Правительство отражает вес политических партий, составляющие нынешнюю правящую коалицию для Палаты. Ни одна партия или партия семьи по языковому признаку не имеет абсолютное большинство мест в парламенте.

Число министров ограничивается до 15, поровну между франко- и англо-говорящий министров, в соответствии со статьей 99 Конституции. Хотя премьер-министр официально освобожден от этой квоты, не франкоязычные занимал пост с 1979 по 2011 году заседаний Правительства Российской Федерации осуществляются через синхронист.

Премьер - министр и его министры управлять правительством и различными федеральными органами государственной службы (примерно эквивалентно министерств в административной организации других стран). Как и в Соединенном Королевстве, министры должны защищать свою политику и работу лично перед камерой.

После выборов, премьер - министр бывшего правительства (которое до сих пор служит в качестве временного правительства, пока не будет сформировано новое правительство) предлагает свою отставку королю, и процесс формирования нового правительства начинается. Этот процесс в значительной степени основывается на конституционной конвенции, а не писаный закон. Король первым консультируются с Председателем Палаты представителей и Председателем Сената. Король также встречает ряд видных политиков, чтобы обсудить результаты выборов. После этих встреч, Informateur назначен.

 

Informateur имеет задачу исследовать различные возможности для нового федерального правительства и оценок того, какие стороны могут сформировать большинство в федеральном парламенте. Он также встречается с видными людьми в социально-экономической сфере, чтобы узнать их взгляды на политику, что новое федеральное правительство должно вести. Informateur затем докладывает королю и советует ему о назначении Formateur. Однако король может также назначить второй Informateur или назначить королевскую посредника. Задача королевского посредника заключается в достижении соглашения по спорным вопросам, решение остающихся препятствий на пути формирования федерального

 

 

правительства и подготовить почву для Formateur. 5 июля 2007 король Альберт II назначил Дехан в качестве королевского посредника для достижения соглашения о новой государственной реформе.

Formateur назначается королем на основе доклада informateur в. Задача Formateur является формирование новой правительственной коалиции и вести переговоры о государственном соглашении и составе правительства. Если эти переговоры удастся, Formateur представляет новое федеральное правительство Королю. Как правило, Formateur также становится премьер - министром.

Назначенные министры принимают присягу перед королем. После того, как они приняли присягу, новый Совет министров собирается составить заявление правительства, в котором федеральное правительство устанавливает основные направления государственного соглашения и обрисовывает в общих чертах повестку дня правительства. Премьер - министр читает заявление правительства в Палату представителей, которая затем проводит дебаты по декларации правительства. После этой дискуссии, вотум доверия происходит. Если премьер - министр получает доверие большинства, он может приступить к реализации правительственного соглашения.

 

 

Символика Бельгии.

 

В центре большого герба Королевства Бельгия, в том виде, в котором он вошел в употребление с 17 марта 1837 года, мы прежде всего замечаем в черном поле стоящего на задних лапах золотого льва с червленым (есть темно-красным, багряным) вооружением и высунутым языком. В данном случае червленое вооружение – когти и язык.
Эта и есть «Leo belgicus» – «Бельгийский лев», бывший геральдический символ герцогства Брабант.»

Древний Брабант возник в результате наступательной политики графов фон Левен (в переводе означает «львы»), Левены завладели этой обширной и плодородной страной уже в XI веке и с 1187 года стали именоваться герцогами Брабатскими. В связи со звучанием их родового именем и владения (Левен) на их гербовом щите по­ явилось изображение льва – та есть перед нами вариант называемого «говорящего» герба.
Известность эта геральдическая эмблема со львом приобрела при­ мерно с 1190 года, когда впервые появилась на печати герцога Генри­ха I. Ее выдающееся место в бельгийском государственном горбе – знак почтения Бельгии к древней провинции Брабант и сознание своих корней и своей преемственности. Ведь, именно из древней резиденции и столицы Брабанта – Брюсселя – прозвучал первый сигнал и призыв к независимости Бельгии от Нидерландов, в состав которых она входила с 1815 года.

Гербовая мантия истекает из геральдической королевской короны. На ней, в свою очередь, вырастают традиционные гербовые флаги в форме штандартов девяти исторических провинций Бельгии.
Главный щит обвит цепыо ордена Леопольда с драгоценным Большим крестом. Орден Леопольда – самый высший орден бельгийского государства. Король Леопольд I основал его 11 июли 1832 года к качестве награды за заслуги перед Отечеством. Под орденской лентой находится красная лента с написанным на ней золотыми буквами государственным девизом: «L’union fait la force». – «Единство делает сильным». Этот девиз требуется доказывать в трехъязычной стране все снова и снова.
В маленьком государственном гербе мы находим этот лозунг также и на языке Нидерландов: «Eendracht maakt Macht»

 

 

1.1 Географическое положение страны.

Бельгия расположена в западной Европе, на восточном побережье Северного моря. Она граничит на севере с Нидерландами, на востоке - с Германией и Люксембургом, на юге и юго-западе проходят границы с Францией. Общая протяженность границы составляет 1 385 км. На северо-западе территория страны омывается водами Северного моря. Общая площадь территории Бельгии составляет 30,5 тыс. кв. км.

На территории страны традиционно принято выделять три основных географических региона: прибрежная равнина, центральное плато и Арденская возвышенность. Прибрежная равнина располагается на северо-западе Бельгии. Она представлена дюнами и польдерами. Польдеры представляют собой низменные участки земли, которые защищёны от наводнений при помощи дамб. Средняя высота над уровнем моря данного региона составляет около 10 метров. Центральное плато представляет собой невысокий участок территории страны, который сформирован плодородными равнинами. Арденская возвышенность – это плато, покрытое лесами. Его средняя высота составляет около 460 метров. Этот участок расположен на юго-востоке Бельгии.

Самой высокой точкой на территории страны является гора Ботранж высотой 694 метра. Крупнейшие реки Бельгии - Шельда и Маас, которые начинаются во Франции. Они соединены между собой при помощи каналов.

 

Брюссель - столица Бельгии и центр её крупнейшей городской агломерации. Это политический центр Европы, в котором размещена штаб-квартира Европейского союза. Несмотря на столичный статус, Брюссель - удивительно небольшой и спокойный город. В отличие от очаровательных Брюгге и Гента, которые постоянно заполнены полчищами туристов, столица Бельгии - это главный образовательный и экономический центр страны, который, создаётся ощущение, постоянно занят работой. В Брюсселе, возможно, нет великолепных древних достопримечательностей и памятников истории, но это точно отличное направление, чтобы познакомиться с жизнью бельгийцев, посетить великолепные рестораны, а также потрясающие музеи и художественные галереи.

 

Брюссель расположен в центре Бельгии, ближе к её северной части. Город находится на реке Сенне, которая в 19 веке была практически полностью перекрыта в процессе градостроительства. Столица Бельгии имеет умеренный морской климат. Погода в Брюсселе часто бывает серой и влажной. Лето здесь часто прохладное и дождливое. Зима примерно такая же, с редкими отрицательными температурами.

1. Население - 176 тысяч человек.

2. Площадь - 32,61 км².

3. Валюта - евро (€).

4. Язык - французский и нидерландский. Брюссель является официально двуязычным городом. Знаки и вывески имеют два названия, которые могут звучать совершенно по-разному. Хотя 85 % его жителей говорит на французском.

5. Время - центральноевропейское (UTC +1, летом +2).

6. Брюссель, в целом, очень безопасный город. Есть пара не очень благополучных районов, но обычный турист там никогда не окажется. Самая большая проблема здесь - карманники и мошенники. Поэтому соблюдайте элементарные правила безопасности и всё у Вас будет в Брюсселе хорошо.

7. Брюссель славится кружевом, шоколадом и пивом. Также здесь можно попробовать знаменитые вафли, картофель фри и мидии. Типичные сорта бельгийского пива: gueuze (с кислинкой) и kriek (сладкое, на основе вишни).

8. В Брюсселе можно попробовать коктейль, который представляет собой смесь белого вина и шампанского.

 

 

1.2. Природные условия и ресурсы страны.

Природа Бельгии в такой степени изменена человеком, что естественные ландшафты на ее территории почти не сохранились. Исключение составляет горный район Арденн. Природные условия Бельгия благоприятны как для населения, так и для хозяйственного освоения территории. Рельеф в целом равнинный и не препятствует развитию сельского хозяйства, транспорта и росту городов. Примерно 3/4 страны занято низменностью; слегка повышаясь от побережья вглубь материка к югу, она только на юго-востоке переходит в невысокий горный массив Арденны. Бельгийская низменность представляет собой часть среднеевропейской равнины между низменностями Франции и ФРГ.

Бельгийское морское побережье небольшое – оно протянулось всего на 65 км – и к тому же неудобное для судоходства, так как лишено естественных гаваней. В море здесь впадают только две небольшие реки, причем устья их закрыты шлюзами. Морской пологий берег сложен в основном из тонкого белого песка и представляет собой прекрасный естественный пляж, привлекающий туристов как из Бельгии, так и из других стран.

К юго-востоку прибрежная низменность повышается, сменяясь полосой пересеченных реками холмистых равнин с высотами от 100 до 200 м над уровнем моря. Это средняя Бельгия. Равнины сложены третичными глинами и песками, на которых сформировались плодородные лессовые почвы, по своим пахотным свойствам занимающие одно из первых мест в Европе. Это лучшие сельскохозяйственные угодья страны.

К югу от рек Самбры и Мааса начинается высокая Бельгия, заметно отличающаяся по природным условиям от остальных районов страны. Большая часть этой территории занята сильно разрушенными Арденнами и их предгорьями. Это горный массив с округленными вершинами и плоскими плато, сложенными сланцами, песчаниками и известняками.

Близость Северного моря и теплого Северо-Атлантического течения обуславливает формирование на территории Бельгии морского влажного климата с мягкой зимой и прохладным летом, с довольно благоприятной для сельского хозяйства режимом осадков и температур. Преобладают ветры, поэтому зимой и летом господствует пасмурная погода с частыми туманными дождями.

 

Мягкий климат способствует произрастанию широколиственных лесов, стоящих из дуба, бука, граба и ясеня. Однако высокая степень освоенности территории привела к сокращению лесных массивов.

Животный мир коренных лесов сохранился главным образом в Арденнах, где встречаются еще катаны, лани, косули, зайцы, белки, лесные мыши.

Природные условия Бельгии в целом благоприятны для развития сельского хозяйства. Однако страна относительно бедна полезными ископаемыми, необходимыми для промышленности. Единственный вид минеральных ресурсов, которыми Бельгия располагает в достаточном количестве – каменный уголь. Запасы каменного угля составляют около 6 млрд. т и сосредоточены в двух бассейнах: Северном, или Кампинском, являющимся продолжение Люксембургского бассейна в Нидерландах и Ахенского в ФРГ, и Южном, который тянется узкой полосой по долине Самбры, а затем Мааса от французской границы до границы с ФРГ. Качество углей низкое, мощность пластов невелика, условия добычи затруднены большой глубиной залегания и сложным геологическим расположением пластов.

Хозяйственное значение имеют запасы строительных материалов в долине Самбры и Мааса: гранита, извести, глин и кварцевых песков, послуживших основой создания крупной стекольной промышленности. Небольшие месторождения железных и свинцово-цинковых руд в Арденнах почти полностью выработаны.

 

 

1.3. Население страны.

Согласно оценке, на конец 2019 года, население Бельгии составляло 11 642 257 человек. За 2019 год население Бельгии увеличилось приблизительно на 76 910 человек. Учитывая, что население Бельгии в начале года оценивалось в 11 565 347 человек, годовой прирост составил 0.67 %.

Вот основные демографические показатели Бельгии за 2019 год:

· Родившихся: 134 042 человека

· Умерших: 113 340 человек

· Естественный прирост населения: 20 702 человек

· Миграционный прирост населения: 56 208 человек

· Мужчин: 5 702 330 человек (по оценке на 31 декабря 2019 года)

· Женщин: 5 939 927 человек (по оценке на 31 декабря 2019 года)

Более 1/2 населения Бельгии составляют фламандцы и около 2/5 – валлоны. Кроме того, в стране проживает около 700 тыс. лиц других национальностей – итальянцев, испанцев, немцев, поляков и др.

Почти все верующее население страны – политики. Религиозность бельгийцев довольно велика, во всяком случае ее внешние проявления весьма многообразны. В городах и селениях много католических храмов.

В Бельгии два католических языка: французский и фламандский. Применение их в общественной жизни во многом определяется делением страны на две языково-территориальные зоны – северную, фламандскую (провинции Антверпен, Лимбург, Западная и Восточная часть Брабанта) и южную, валлонскую (провинции Льепс, Эпо, Намюр, Люксембург, и округ Нивель провинции Брабант). В некоторых валлонских семья еще говорят на валлонском диалекте французского языка, однако в валлонских школах в качестве родного языка преподается литературный французский язык. Литературный фламандский язык схож с голландским, однако разговорный фламандский язык, делящийся на брабантско-франское и лимбургское наречия, несколько отличается от разговорного голландского.

Преимущественно издавна было за французским языком, распространение которого поддерживалось социально-культурным влиянием Франции.

 

Бельгия – одна из наиболее густонаселенных стран мира. Она занимает второе место в Европе после Нидерландов. Особенно населена центральная часть страны – долина Самбры и Мааса и полоса вдоль оси Антверпен – Брюссель – Шарлеруа, где концентрируется основная промышленная, торгово-транспортная жизнь страны и расположены крупнейшие города.

В Бельгии почти нет незаселенных территорий и неиспользуемых земель, много городов и поселков городского типа. Бельгия – одна из самых "традиционно городских" стран мира. В городах, к которым относят населенные пункты, проживает около 70% всего населения. Однако граница между городом и селом весьма условна. Некоторые села имеют внешние признаки города, да и значительная часть их жителей работает вне сельского хозяйства. Поэтому фактически городское население больше. Официально в стране насчитывается 5 больших (для Бельгии) агломераций: Брюссель, Антверпен, Льепе, Гент и Шарлеруа. В этих агломерациях проживает более четверти всего населения страны. Вместе с тем несколько высокоурбанизированных территорий, представляющих скопление сложившихся воедино мелких городов и промышленных поселков, также можно считать сравнительно значительными агломерациями, например, Боринаж-Моне, Центр-Эпо, Куртре, Алст-Нинове, Ла-Лувьер-Сенеф-Манаж. Такие скопления отличаются отсутствием четко выраженного единого центра, как бы поглощающего другие города и поселки. Городские агломерации так близко расположены друг от друга, что зоны их влияния и границы застроек соприкасаются.

Проносящиеся над Бельгией войны сравнительно слабо задели ее города, поэтому в них сохранилось много памятников старинной архитектуры, восходящей к раннему средневековью. В каждом городе довольно четко выделяется его старая, как правило, центральная часть и новая, обычно расположенные на окраинах промышленные и жилые кварталы с домами современного типа.

 

 

1.4. Государственное устройство и политическая система Бельгии.

Бельгия — страна федеративной парламентской демократии в условиях конституционной монархии. Действует Конституция, принятая 7 февраля 1831. Последние изменения вносились 14 июля 1993 (парламентом был одобрен конституционный пакет законов о создании федеративного государства). Административное деление: 3 региона (Фландрия, Валлония и столичный округ Брюсселя) и 10 провинций (Антверпен, Западная Фландрия, Восточная Фландрия, Флаамс-Брабант, Лимбург, Брабант-Валлон, Эно, Льеж, Намюр, Люксембург). Наиболее крупные города (2000): Брюссель, Антверпен (932 тыс. чел.), Льеж (586 тыс. чел.), Шарлеруа (421 тыс. чел.). Принципы государственного управления основаны на разделении властей. Высшим законодательным органом является двухпалатный парламент, который включает Сенат и палату депутатов (выборы в эти органы происходят одновременно каждые 4 года). Сенат состоит из 71 члена (40 избираются прямым народным голосованием, 31 — косвенным). В палату депутатов (150 мест) выборы происходят на основе пропорционального представительства путём прямого голосования. На выборах 1999 в состав Сената вошли представители 10 политических партий, палаты депутатов — 11.

Судебная власть опирается на прецедентное право. Судьи назначаются королём пожизненно, но подбираются правительством страны. Во главе действующей правительственной коалиции, которая в западной прессе обычно именуется как «радужная шестёрка», находится представитель Фламандской либерально-демократической партии (VLD) Г. Верхофстадт. На выборах 1999 она получила 15,4% голосов в Сенате и 14,3% — в палате депутатов. Далее следует Франкофонская социалистическая партия (PS) — 9,7 и 10,2%, две Партии «зелёных» — «ЭКОЛО» (Валлония) — 7,4 и 7,4% и «АГАЛЕФ» (Фландрия) — 7,1 и 7,0% и др.

Избирательная система и общественно-политическая структура Бельгии характеризуются рядом особенностей. Прежде всего в стране существует весьма характерный европейский набор политических партий (христианские демократы, социал-демократы, либеральные демократы и «зеленые»), но проблема состоит в том, что действует большое число и нетрадиционных партий, многие из которых не представлены в законодательных органах, поскольку не смогли преодолеть 5%-го барьера необходимого числа набранных голосов избирателей. Более того, и

 

 

традиционные партии оказались слишком небольшими, чтобы обеспечить солидное представительство. Такая ситуация сложилась в силу того, что в последние десятилетия происходил процесс серьёзной федерализации общественно-политической жизни, сменивший прежний по существу унитарный характер государственного устройства с преобладанием франкофонского меньшинства. За этот период в стране почти все общенациональные бельгийские партии разделились по языково-общинному признаку (фламандские и валлонские). Это привело к тому, что в законодательные органы страны стало входить не менее десятка сравнительно небольших партий. Для создания правительственной коалиции они вынуждены набирать не менее полдюжины партнёров различной социально-общественной ориентации. Достижение согласия в подобных альянсах становится поэтому проблемой весьма сложной. Ещё одна особенность общественно-политической структуры просматривается достаточно чётко в растущем разрыве показателей результатов всенародных выборов на федеральном, региональном и локальном уровнях. Так, например, праворадикальная фламандская партия «Флаамс блок» (VB) на федеральных выборах набрала лишь 5,6% голосов избирателей (она не была включена в правительственную коалицию). Но на выборах в крупных фламандских городах её показатели были в несколько раз выше (в Генте — около 20%, а в Антверпене — 33%). Эта националистическая партия выступает не только против притока иммигрантов в страну, но и против финансового субсидирования Валлонии за счёт растущей экономики Фландрии. Понятно, что в таких условиях федеральная вертикаль власти не всегда может функционировать достаточно эффективно.

Многие другие общественные организации и элементы гражданского общества также достаточно чётко разделены по региональному признаку. Но вполне определённое исключение просматривается в деловой сфере. Профсоюзы страны не едины, но их разделение происходит по религиозному признаку. Существуют христианские и социалистические профсоюзные объединения. Действует единая влиятельная Федерация бельгийских промышленников, а также многочисленные отраслевые ассоциации (банковские, страховые и пр.).

 

 

Внутренняя политика действующего коалиционного правительства направлена прежде всего на проведение крупномасштабных реформ общественной жизни в стране. Необходимость их обозначилась достаточно чётко, поскольку за Бельгией в течение уже не одного десятилетия в ЕС закрепился имидж страны с «вялой общественной структурой». Вполне определённая ответственность за сложившееся положение лежит на фламандских и валлонских христианских демократах, которые впервые за 40 лет были вытеснены в оппозицию. Основной тезис во внутренней политике — государственная федеративная структура страны может быть эффективной только тогда, когда она опирается на принцип нахождения необходимого баланса между солидарностью и финансовой автономностью её трёх основных регионов. Постоянные финансовые трансферты из Фландрии в Валлонию всегда считались спорными для более обеспеченных фламандцев (их среднедушевой ВВП на 10% выше). Основные регионы страны должны получить большую фискальную самостоятельность, с правом умеренного маневрирования ставками налогообложения. Коалиционному правительству в целом удалось существенно улучшить отношения между основными регионами. Это было достигнуто на базе регулярных совещаний представителей федерального, региональных и языково-общинных правительств. Именно на таком уровне и обсуждались проблемы внедрения большей автономии регионов в проведении налоговой политики, закрепление права на самостоятельное решение многих местных хозяйственных вопросов, проблем образования и общинной культуры. Впервые в рамках коалиционного правительства стали преобладать политические, а не языково-общинные различия. В результате проведения столь крупномасштабной административной реформы, которая была направлена на устранение напряжённости между двумя основными регионами, страна вступила в новую стадию формирования эффективной федеративной структуры. Однако эта проблема всё ещё остаётся одной из сложнейших. Согласно опросам, около 27% бельгийцев считают, что фактор присутствия инородцев всегда вызывает беспокойство. Это самый высокий показатель в ЕС. Правда, в стране существует мнение, что действующее коалиционное правительство, в состав которого вошли в основном профессиональные эксперты (т.н. сорокалетние), способно решать и эти проблемы.

 

 

Внешняя политика Бельгии во многом определяется её особым положением в системе европейской интеграции. Главный бельгийский город не случайно считается «европейской столицей», и не только потому, что в ней размещены многие исполнительные органы ЕС. Термин «брюссельские чиновники» уже давно стал синонимом руководящей элиты ЕС, что не лишено основания. Эта небольшая европейская страна превратилась в своего рода опытную лабораторию ЕС, поскольку пути решения многих её проблем становятся эталоном для выработки общей европейской стратегии. Не случайно согласно внешнеполитической концепции действующего коалиционного правительства Бельгии стремится выступать с масштабными планами постоянного расширения ЕС с его одновременной трансформацией в более централизованную организацию. Речь идёт прежде всего о создании новой государственной структуры, особенно в сфере формирования единой внешней политики Европы и боеспособных Вооружённых сил, с тем чтобы занять подобающее место в современной мировой политике. Бельгийцы полагают, что при европейском строительстве роль малых стран, выступающих вместе с несколькими ведущими державами, может быть уникальной. Они незаменимы как посредники между большими странами. Именно малые государства в подобных союзах могут выдвигать стратегические инициативы относительно перспектив развития, поскольку их трудно заподозрить в «имперских амбициях». Особая роль Бельгии в европейской интеграции основывалась на уникальном опыте сочетания в этой стране двух ключевых европейских культур — латинской и германской (позднее добавились англосаксонская и скандинавская, а скоро появится и славянская). Страна постепенно превращалась в «универсального посредника», без усилий которого принятие каких-либо решений затруднительно. Бельгийцы надеются получить для своей страны статус, соответствующий сегодняшнему положению Брюсселя, который уже давно живёт по «всемирному времени». Возвысить свой «собственный голос» в мировой политике страна стремится, опираясь на принципы «человечности, демократии, защиты слабых, толерантности». В рамках европейской интеграции Бельгия совместно со своими партнёрами по Бенилюксу выдвинула концепцию «продвинутой кооперации» (enhanced cooperation), обосновывающую для малых стран право формировать небольшие группы для «продвижения» определённых проектов в рамках реформирования ЕС.

 

Вооружённые силы страны состоят из сухопутной армии, Военно-воздушных сил, Военно-морского флота и федеральной полиции. Территория Бельгии поделена на три военных округа (Брюссель, Антверпен, Льеж). Ежегодное число призывников (мужчин) составляет 63,2 тыс. чел. Призывной возраст — 19 лет. Расходы на оборону достигли почти 3 млрд долл. (2002), их доля в ВВП составляет 1,4%. Бельгия имеет дипломатические отношения с РФ (установлены с СССР в 1925).

 


 

Глава 2. Экономическая характеристика страны.

2.1. Экономический строй.

Современная промышленность и сельское хозяйство в значительной мере ориентированы на экспорт, до 40 % промышленной продукции продается в другие страны, в основном Европейского союза. Отличительной особенностью является значительный удельный вес государственного сектора в энергетике, коммунальном хозяйстве и транспорте. Удобное географическое положение и высокоразвитая транспортная система позволили создать широко диверсифицированную экономику страны. Бельгия обеспечивает отличные транспортные услуги. Они важны для производства и сектора высоких технологий. Если говорить об экономике Бельгии кратко, то это высокотехнологичная постиндустриальная экономика с преобладающим сектором услуг (72,2 % в структуре ВВП), с эффективной промышленностью (22,1 %) и интенсивным сельским хозяйством (0,7 %). Отдельные регионы страны имеют свою специализацию, такие отрасли промышленности Бельгии, как сфера услуг и высокотехнологичные предприятия, в большей части сконцентрированы в северной, густонаселенной части Фландрии. Производство стали и угля размещено в южных районах Валлонии. Сфера услуг, особенно финансовый сектор, и переработка алмазов сосредоточены в столичном регионе.

Экономика Бельгии ориентирована на экспорт, в год на международном рынке продает товаров примерно на 300 млрд долл. США. Страна занимает лидирующие позиции в мировой торговле черными и цветными металлами. Один из ведущих европейских экспортеров угля. Имеет развитую автомобильную, радиотехническую и электронную промышленность. В мире также известна своими шерстяными коврами и синтетическими напольными покрытиями. Ключевые направления экспорта -Германия (16,6 % от объема), Франция (14,9 %) и Нидерланды (12 %). Имея незначительное число месторождений полезных ископаемых, страна вынуждена импортировать значительное количество сырья и экспортировать промышленные изделия. Это делает экономику зависимой от ценовых колебаний на глобальных рынках, чем характеризуется открытость экономики Бельгии и Нидерландов (имеющей схожую структуру экономики). Объем импорта составляет примерно 280 млрд долл. США. Основные продукты импорта - сырье, машины, необработанные алмазы и нефтепродукты.

 

Ключевые партнеры - Нидерланды (17,3 %), Германия (13,8 %) и Франция (9,5 %).

Бельгия является индустриально развитой страной, с преобладающим спектром услуг, с достаточно высокой долей промышленности и незначительной величиной сельскохозяйственного сектора. ВВП страны, по данным 2018 года, составляет 536,06 млрд. долл. США, 24-е место в мире. По уровню ВВП на душу населения в прошлом году находилась на 19-м месте с показателем в 46 978,65 долларов. Бельгия имеет существенные государственные расходы, составляющие более 50 % от ВВП.

В 2017 году экономика Бельгии выросла на 1,7 %, а в предыдущие два года ВВП рос по 1,4 % в год. Страна достаточно быстро оправилась от мирового финансового кризиса 2008 года, показав на следующий год рост ВВП в 7 %, однако в последующие годы темпы роста были невысокими. Уровень безработицы существенно отличается по регионам, что связано с различиями в структуре производства. Если во Фландрии показатель составляет 4,4 %, то в Валлонии он значительно выше и равен 9,4 %. В среднем по стране безработица достаточно высока и достигла уровня в 7,3 %. Промышленность и экономика Бельгии в целом достаточно быстро оправились от террористических актов весны 2016 года, которые в большей степени повлияли на индустрию гостеприимства и туризм столичного региона.

Дефицит бюджета составил около 1,5 % ВВП, по данным 2017 года. Правительство, сформированное правоцентристской партией, намерено и дальше сокращать дефицит государственного бюджета. Что в первую очередь связано с давлением со стороны Европейского союза, направленным на уменьшение достаточно высокого госдолга страны, который составляет 104 % ВВП, что значительно выше установленного Маастрихтским договором рекомендованного показателя в 60 %.

Дефицит бюджета страны связан с плохой собираемостью налогов и избытком занятых в государственном секторе. Кроме того, правительство субсидировало отдельные нездоровые отрасли экономики Бельгии, в том числе угольную, сталелитейную, судостроительную, текстильную и стекольную промышленность. Однако эти меры несут также и сдерживающее влияние на экономический рост.

 

 

Ограничить устойчивое восстановление частного потребления могут также: снижение государственных расходов, низкий рост доходов населения и относительно большая инфляция.

Правительство страны в ближайшей перспективе намерено проводить институциональные реформы для повышения эффективности экономики Бельгии в будущем планируемом периоде. Эти меры включают значительные изменения в правилах рынка труда и социальной политике, в частности выплаты социальных пособий. Что должно позитивно сказаться на конкурентоспособности бельгийской заработной платы на региональном рынке труда. Реформы ухудшили условия труда, что вызвало значительное напряжение в отношениях с профсоюзами, которые провели в ответ несколько продолжительных забастовок.

Страна полностью зависит от импорта иностранного ископаемого топлива, и плановое закрытие семи бельгийских атомных станций к 2025 году только значительно увеличит зависимость от зарубежных энергоносителей. Роль страны как регионального логистического цента делает ее уязвимой к колебаниям внешнего спроса, чем характеризуется открытость экономики Бельгии и Нидерландов, которые сильно зависят от международной торговли, особенно с торговыми партнерами по Европейскому союзу. Через морской порт Зебрюгге осуществляется около половины торговли с Великобританией и три четверти торговли с другими странами ЕС.

Экономическая политика страны сосредоточена на разработке новых форм участия в международном разделении труда. Конкуренция со стороны развивающихся стран усиливается в традиционных для Бельгии отраслях экономики. Они включают металлургию, химию и легкую промышленность. Поэтому основной тенденцией развития экономики Бельгии в ближайшей перспективе будет расширение роли высокотехнологичных отраслей. Правительство будет увеличивать поддержку секторов "новой экономики" - телекоммуникаций, микроэлектроники, цифровых технологий и биотехнологий. Что требует значительного притока инвестиций. Для этого страна намерена повысить инвестиционную привлекательность, на первом этапе за счет модернизации инфраструктурных объектов (морские и аэропорты, магистральные автодороги). Основное внимание будет сосредоточено на поддержание имиджа "золотых ворот Европы", которую страна выполняла в последние 500 лет, правда, с переменным успехом.

 

 

Государство также намерено снизить свое участие в производственной и предпринимательской сфере, постепенно приватизировав около 150 крупных компаний. Если говорить кратко об экономике Бельгии ближайших десятилетий, то она должна стать более высокотехнологичной и менее государственной.

 

2.2. Экономические показатели Бельгии.

Все экономические показатели исследуемой страны подробно представлены в презентации. Здесь я могу показать небольшие схемы по некоторым показателям:

Население страны

Темпы роста ВВП






Размер ВВП по ППС Бельгии, млрд. долларов США

Инфляция Бельгии

 

2.3. Оценка экономической безопасности страны.

Экономика Бельгии  
Валюта евро (=100 евроцентам)
Международные организации ЕС, ВТО
Статистика  
ВВП (номинальный) $465.7 млрд (2010 г.)
ВВП по ППС $394.3 млрд
Рост ВВП 2.1 % (оц. 2010 г.)
ВВП на душу населения по ППС $38,600
ВВП по секторам сельское хозяйство: 0.7 % промышленность: 21.9 % сфера услуг: 77.4 %
Инфляция (ИПЦ) 1,4 % (оц. 2010)
Экономически активное население 5.08 млн. (оц. 2010 г.)
Занятое население по секторам сельское хозяйство: 2 % промышленность: 25 % сфера услуг: 73 %
Уровень безработицы 7 % (оц. ноябрь 2011 г.)
Внешняя торговля  
Экспорт $284.2 млрд.
Партнёры по экспорту на 2009-й год: Германия - 19.6%, Франция - 17.7%, Нидерланды - 11.8%, Великобритания - 7,2%, США - 5,4%, Италия - 4.8%
Импорт $285.1 млрд. (2010 г.)
Партнёры по импорту на 2009-й год: Нидерланды - 17.9%, Германия - 17.7%, Франция - 11.7%, Ирландия - 6.3%, США - 5,1%, Китай - 4,1%,
Государственные финансы  
Государственный долг 100.9 % ВВП (2010 г.)
Внешний долг $1 241 млрд. (июнь 2010 г.)
Государственные доходы $227.8 млрд.
Государственные расходы $247,1 млрд.  

 

 

Бельгия — высокоразвитая индустриальная страна с интенсивным сельским хозяйством (около 40 % промышленной продукции экспортируется). Один из ведущих мировых экспортеров черных и цветных металлов, европейских экспортеров угля. Из отраслей машиностроения наиболее развиты автосборочная, электротехническая и радиоэлектронная. Известна производством шерстяных ковров и синтетических ковровых покрытий.

Экономика Бельгии сильно варьируется в зависимости от региона и не может быть описана без указания региональных различий. Фламандская и Валлонская экономики различаются по многим аспектам. Также города, такие как Брюссель, Антверпен, Льеж, Брюгге, Шарлеруа или Гент имеют собственные отличительные черты в экономике.

 

Заключение.

Бельгия — высокоразвитая индустриальная страна с интенсивным сельским хозяйством (около 40 % промышленной продукции экспортируется). Один из ведущих мировых экспортеров черных и цветных металлов, европейских экспортеров угля. Из отраслей машиностроения наиболее развиты автосборочная, электротехническая и радиоэлектронная. Известна производством шерстяных ковров и синтетических ковровых покрытий.

Экономика Бельгии сильно варьируется в зависимости от региона и не может быть описана без указания региональных различий. Фламандская и Валлонская экономики различаются по многим аспектам. Также города, такие как Брюссель, Антверпен, Льеж, Брюгге, Шарлеруа или Гент имеют собственные отличительные черты в экономике.

Бельгия проводит активную социальную политику, что предполагает значительные финансовые траты из государственного бюджета. В последние годы величина государственных расходов обычно превышает 50 % ВВП. Это обстоятельство способствует росту бюджетного дефицита и государственного долга. Уровень государственного долга Бельгии в 2015 г. составил 107 % по отношению к ВВП.

Особенностью государственного устройства Бельгии является наличие двух своеобразных частей:

северный Фламандский регион (Фландрия), в котором преобладает нидерландский язык;

южный Валлонский регион (Валлония), жители которого используют французский язык.

Указанное обстоятельство проявляется и в экономической плоскости. В настоящее время Фландрия является более прогрессивным регионом с экономической точки зрения. Во Фламандском районе сконцентрированы ключевые промышленные предприятия, которые обеспечивают экономический рост всего государства.

 

Опорной точкой экономической активности Валлонии выступает туристическая сфера. Экономическая слабость Валлонии вынуждает центральное правительство реализовывать меры по их финансовой поддержке, что предполагает постоянный переток средств из северных районов в южные регионы. В этой связи во Фландрии отмечается рост недовольства среди населения. Для решения указанной проблемы правительство активно стимулирует приток инвестиционных ресурсов в экономически отстающие районы страны.

Бельгия является активным субъектом международных экономических отношений, что выражается в значительном торговом обороте государства. Так, по итогам 2015 г. объем экспорта составил 282 млрд. долларов, а импорт – 280 млрд. долларов. Сальдо торгового оборота имеет в целом сбалансированный вид.

Бельгия является одной из стран-основательниц Европейского экономического и валютного союза. Бельгия выступает участницей международного объединения Бенилюкс, в которое также входят Нидерланды и Люксембург. Бенилюкс представляет собой политический, экономический и таможенный союз указанных государств.

Важной характеристикой экономики Бельгии является существенное место банковских структур в хозяйственной жизни государств, капитал которых преобладает в активах ключевых корпораций страны.

К проблемам экономического роста Бельгии следует отнести:

– ограниченность темпов роста верхней планкой на уровне 3,5%, что в целом характерно большинству развитых государств;

– существенные региональные различия в динамике экономического роста;

– стабильное снижение доли экономически активного населения;

– демографические ограничения и миграционные риски;

– значительная зависимость от сообщества стран Европейского союза, на торговлю с которыми приходится свыше 80 % торгового оборота;

– слабая обеспеченность запасами природных ресурсов;

 

 

– высокий уровень оплаты труда, что в условиях повышения экономической мощи развивающихся стран снижает уровень конкурентоспособности бельгийских производителей.

В стремлении создать «новую экономику» и новые точки экономического роста Бельгия решила сконцентрироваться на поддержке ряда перспективных отраслей, среди которых выделяются сферы биотехнологий и нанотехнологий, телекоммуникации, микроэлектроника.

Перспективы экономического роста Бельгии и её выхода из стагнации последних лет зависят от успешности решения указанных выше проблем, а также будущего мировой экономики.

 

 

Список использованной литературы.

https://yandex.ru/turbo?text=https%3A%2F%2Fnewsroyal.ru%2Ffilipp-korol-belgii%2F

https://dic.academic.ru/dic.nsf/ruwiki/1104319

https://belgiumlife.ru/flag-belgii/

https://www.saga.ua/36_countries_showdcountry_443.html

http://luckycamper.net/country/%D0%B1%D0%B5%D0%BB%D1%8C%D0%B3%D0%B8%D1%8F/%D0%B2%D1%81%D0%B5-%D0%BE-%D0%B1%D0%B5%D0%BB%D1%8C%D0%B3%D0%B8%D0%B8/6342-%D0%B3%D0%B5%D0%BE%D0%B3%D1%80%D0%B0%D1%84%D0%B8%D1%87%D0%B5%D1%81%D0%BA%D0%BE%D0%B5-%D0%BF%D0%BE%D0%BB%D0%BE%D0%B6%D0%B5%D0%BD%D0%B8%D0%B5-%D0%B1%D0%B5%D0%BB%D1%8C%D0%B3%D0%B8%D0%B8

https://vuzlit.ru/1068618/prirodnye_usloviya_resursy

http://www.ereport.ru/stat.php?razdel=country&count=belgium

http://newinspire.ru/lektsii-po-ekonomicheskomu-rostu/ekonomicheskiy-rost-belgii-2755

 

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: