В данном руководстве описывается ускоренная обработка результатов образных субтестов, предложенная Е. Торренсом в 1984 году. Предыдущая система обработки занимала слишком много времени. Кроме этого, она недостаточно улавливала суть творческих способностей. Поэтому Е. Торренсом была предпринята попытка создать новую систему обработки для образных субтестов, которая бы обеспечила максимум информации о творческой деятельности обследуемого при минимуме усилий, затрачиваемых на подсчет результатов.
Ускоренная обработка результатов предполагает оценку пяти показателей: «Беглость», «Оригинальность», «Разработанность», «Абстрактность названий» и «Сопротивление замыканию».
Содержание показателей «Беглость», «Оригинальность», «Разработанность», которые оценивались и в первоначальном варианте обработки, не изменилось. Беглость так же, как и раньше, раскрывает «способность человека создавать большое количество осмысленных идей (рисунков)». Оригинальность — «способность давать необычные, уникальные ответы, требующие «творческой силы». Разработанность — «способность детально разрабатывать возникшие идеи».
|
|
В новом варианте обработки подсчет параметра «Оригинальность» несколько упрощен. Вместо трехбалльной Е. Торренс ввел двухбалльную шкалу оценки: 0 баллов — банальные, часто встречающиеся ответы, 1 балл — все остальные ответы.
Показатели «Абстрактность названий» и «Сопротивление замыканию» являются новыми, они были введены Е. Торренсом в 1983 году. Новые показатели отражают еще две креативные способности, которые не были учтены в предыдущем варианте обработки теста. Введение показателя «Абстрактность названий» было основано на идее о том, что творческий подход предполагает понимание сути проблемы, того, что действительно существенно. В тесте об этом можно судить по уровню абстрактности названий к выполненным рисункам. Кроме этого, процесс называния отражает способность к трансформации образной информации в словесную форму.
Показатель «Сопротивление замыканию» отражает способность не следовать стереотипам и длительное время «оставаться открытым» для разнообразной поступающей информации при решении проблем. В тесте об этом можно судить по способности сопротивляться образованию привычных образных гештальтов. Новые показатели оцениваются не во всех образных субтестах.
Перейдем к описанию принципов оценки отдельных показателей образной креативности.
Беглость.
Показатель «Беглость» отражает «способность человека создавать большое количество осмысленных идей (рисунков)» (Дж. Гилфорд).
|
|
Показатель «Беглость» оценивается в Субтесте №2 «Незаконченные фигуры» и Субтесте №3 «Повторяющиеся линии» в соответствии со следующими правилами:
1. Для оценки Беглости необходимо подсчитать общее количество ответов (идей в форме рисунков), данных обследуемым. В Субтесте №2 — это количество рисунков, получившихся в результате завершения предложенных незаконченных фигур. В Субтесте №3 — это количество рисунков, в основу которых были положены предложенные стимулы — пары параллельных линий.
2. При подсчете Беглости учитываются только адекватные ответы.
Если какой-либо рисунок из-за своей неадекватности не получает оценку по параметру «Беглость», он вообще исключается из всех дальнейших подсчетов.
Неадекватными признаются следующие ответы:
а. Рисунки, при создании которых предложенный стимул (незаконченная фигура или пара параллельных линий) не был использован (рис. 1а, 16).
б. Рисунки, представляющие собой бессмысленные абстракции, имеющие бессмысленное название или не имеющие названия вообще (рис. 2а, 26). (Однако, прежде чем отнести рисунок к бессмысленной абстракции, важно подробно расспросить обследуемого о том, что он нарисовал. Часто при этом обнаруживается совершенно определенный смысл рисунка.)
в. Осмысленные, но повторяющиеся несколько раз рисунки считаются за один ответ (рис. 3).
3. Если две (или более) незаконченные фигуры в Субтесте №2 использованы обследуемым при создании одной картинки (объединены в одну картинку), то за Беглость начисляется количество баллов, соответствующее числу использованных незаконченных фигур, так как это необычный ответ.
4. Если две (или более) пары параллельных линий в Субтесте №3 использованы обследуемым при создании одной картинки (объединены в одну картинку), то за Беглость начисляется только один балл, так как выражена одна идея.
Объединение нескольких пар линий, а также нескольких незаконченных фигур может быть осуществлено путем создания на их основе одного рисунка, а также нескольких рисунков, объединенных последовательностью развития единого сюжета или с помощью названия (см. п. 3.3.3).
Вернуться к оглавлению
Оригинальность.
Показатель «Оригинальность» отражает «способность давать необычные, уникальные ответы, требующие «творческой силы» (Дж. Гилфорд).
Оригинальность оценивается только в тех ответах, которые при подсчете показателя «Беглость» были признаны адекватными.
Показатель «Оригинальность» подсчитывается во всех образных субтестах в соответствии со следующими правилами:
1. Оценка за Оригинальность основывается на статистической редкости ответа. Обычные, часто встречающиеся ответы оцениваются в 0 баллов. (Списки таких ответов для каждого субтеста, полученные на американской и российской выборках, приводятся в конце данного раздела.) Все остальные ответы оцениваются в 1 балл.
2. При сравнении ответов обследуемого с приведенными списками банальных, часто встречающихся ответов внимание акцентируется на том, как использован стимул (незаконченная фигура или пара параллельных линий), а не на названии. Е. Торренс иллюстрирует это положение следующим примером. Если в списке неоригинальных ответов приводится ответ «лицо человека» и соответствующая незаконченная фигура превращается у обследуемого в лицо, то данный рисунок получает за Оригинальность оценку 0 баллов. Однако, если эта же незаконченная фигура превращается у обследуемого в губы или усы, которые затем становятся частью лица, то ответ оценивается положительно в 1 балл. При этом названия рисунков и в том, и в другом случаях могут быть одинаковыми.
Аналогично, если первая незаконченная фигура превращается у обследуемого в птицу — часто встречающийся ответ (см. список), — то рисунок получает оценку 0 баллов (рис. 4а). Но если этот же стимул станет какой-то частью головы птицы, то оценка за Оригинальность будет 1 балл (рис. 46). При этом названия рисунков могут быть одинаковыми.
|
|
3. Оценка за Оригинальность в каждом субтесте равна количеству ответов, получивших 1 балл. Общая оценка за Оригинальность получается в результате сложения оценок по всем невербальным субтестам.
4. За Оригинальность предусматривается начисление поощрительных баллов (бонуса), если при создании рисунка объединяются несколько исходных стимульных фигур. Рассматриваются три способа объединения:
а) ЕДИНЫЙ РИСУНОК: при создании одного рисунка используются сразу несколько стимульных фигур (несколько незавершенных фигур или несколько пар линий) (Рис. 5).
б) ПОСЛЕДОВАТЕЛЬНЫЙ СЮЖЕТ: на основе двух или нескольких стимульных фигур (незаконченных фигур или пар параллельных линий) нарисовано несколько картинок, последовательно развивающих единый сюжет (Рис. ба, б, в).
в) ОБЩЕЕ НАЗВАНИЕ: на основе двух или нескольких стимульных фигур (незаконченных фигур или пар параллельных линий) нарисовано несколько картинок, объединенных общим названием (Рис. 7а, б, в).
5. Количество поощрительных баллов (бонус) зависит от количества объединенных стимулов (незаконченных фигур или пар параллельных линий) (Таблицы №№5 и 6, стр. 135).
6. Поощрительные баллы начисляются за Оригинальность, даже если отдельные рисунки, входящие в комбинированный сюжет, не являются оригинальными (Рис. 8).
Количество объединенных стимулов | Бонус |
0 | 3 |
3 | 4 |
4 | 5 |
5 | 6 |
Таблица №6. Начисление поощрительных баллов в Субтесте №3.
Количество объединенных стимулов | Бонус |
2 | 1 |
3-5 | 2 |
6-10 | 3 |
11-15 | 4 |
16 | 5 |
Вернуться к оглавлению