Заикание появилось. Что делать?

Заикание появилось. Что делать?

Семинар - практикум для родителей и учителей-логопедов

          Составила: учитель-логопед  

         Зинченко Светлана Ивановна

Заикание появилось. Что делать?

 

Данный семинар практикум поможет учителю-логопеду правильно проконсультировать родителей в свежих случаях возникновения заикания.

 

Как часто специалистам приходится быть свидетелями таких сцен.    Молодые родители, заметив запинку малыша, впадают в отчаяние, превращают это в настоящую трагедию. Тем самым они преждевременно привлекают внимание ребенка к речевому нарушению, что, в свою очередь, не только усугубляет заикание, но и способствует невротическому развитию личности.

К сожалению, иногда приходится сталкиваться и с другой крайностью, когда родители с полным безразличием относятся к появлению заикания у детей.

Заикание — одно из самых распространенных расстройств детской речи. На планете заикается каждый пятидесятый ребенок. Чаще всего заикание возникает в возрасте 3—5-ти лет, когда малыш начинается усваивать слова сложной слоговой структуры, расширяется словарный запас, совершенствуется фразовая речь. На фоне имеющегося органического заболевания центральной нервной системы, инфекционного заболевания, психической травмы (испуг), эмоционального стресса, наследственной предрасположенности нарушается согласованная работа органов дыхания, голосоведения и органов речевого аппарата. Это связано с нарушением слаженной работы полушарий головного мозга. Феномен заикания состоит в том, что вне речи судорог, как правило, не наблюдается.

Заикание проявляется по-разному. На начальном этапе это может быть судорожный вдох или прерывистый выдох, когда перед каждым словом ребенок делает паузу. В некоторых случаях дети начинают тянуть гласный в начале слова, или с трудом «выталкивают» первый звук или слог. Чаще встречается многократное повторение первого слога или слова (ма — ма — ма — шина...).

В результате страдает темп речи, ритм и плавность. Но только на начальном этапе заикание — это судорожное расстройство ритма и плавности речи. Если родители вовремя не обратили внимание на заикание и не приняли меры для его преодоления, считая, что оно пройдет само собой, то уже к моменту поступления в школу заикающийся ребенок достаточно фиксирован на речи, появляется страх перед речевым общением.

Что делать категорически нельзя:

ü Прежде всего, не паниковать, ни в коем случае нельзя показывать

свою озабоченность по поводу заикания и даже употреблять при ребенке само слово «заикание».

ü Нельзя требовать от ребенка плавной речи, стыдить и наказывать

 его, сообщать, что он «сказал плохо», и не настаивать, чтобы он повторил фразу «правильно». Никогда не просить вдохнуть побольше воздуха, а потом говорить. Вдох должен быть рефлекторным, неосознаваемым. И, конечно, недопустимы передразнивания и насмешки.

 

Какие меры нужно принять в первую очередь:

ü Желательно забрать ребенка из детского сада на 1-2 месяца. Весь

этот период ребенок должен находиться не с бабушкой, тетей или папой, а только с мамой. В ее любви и заботе в данный момент он нуждается больше всего.

ü Снять с ребенка все домашние запреты и ограничения (конечно,

в пределах разумного).

ü Готовьте ребенку только любимую еду (ее можно готовить и

вместе с ребенком) и не заставляйте его есть то, чего он не любит. Еда должна приносить удовольствие и вызывать у ребенка только положительные эмоции. Это тоже расслабляет.

ü Наладьте режим дня; больше ходите и гуляйте в спокойных,

 малолюдных местах; пусть ребенок помогает маме по хозяйству; можно кататься на велосипеде, заниматься плаванием. Тогда у ребенка будет крепкий, здоровый дневной и вечерний сон.

ü Необходимо ограничить собственную речь ребенка. Но это

сделать не так уж легко. Для этого много говорить должна мама (речь мамы должна опережать возможные вопросы ребенка). Мама комментирует все действия и события, которые происходят или произойдут в ближайшее время. Это ребенка тормозит, притупляет и ограничивает речевую мотивацию. У ребенка нет вопросов и, как следствие, нет потребности вступать с вами в диалог. У ребенка должна быть предсказуемая жизнь.

ü Ограничиваем все внешние контакты (сами в гости не ходим и

никого к себе не приглашаем). Ребенок нуждается в теплой, спокойной, семейной обстановке.

ü Долой все новые впечатления, даже если вам хочется сводить

ребенка в цирк или парк развлечений -  лучше от таких походов какое-то время воздержаться. Слишком бурные, пусть даже положительные эмоции в данном случае не нужны. Всё должно быть ровно, без каких- либо положительных или отрицательных всплесков.

ü Просмотр телепередач: мультики и передачи только с хорошим

концом - новые или те, которые ребенок любит смотреть довольно часто.

ü Но и самое главное! Вам нужно перевести ребенка на

замедленную речь. Для этого сначала вся семья начинает говорить на порядок медленнее, короткими и понятными фразами, употребляя простые, знакомые ребенку слова. Ваша речь должна быть четкой, ясной, лаконичной. Дети подражают речи окружающих взрослых и, спустя какое-то время, Вы увидите, что ребенок начал  включаться в этот процесс, подражая Вашей неторопливой, размеренной и четкой речи.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: