Семинар. Россия в ХХ - начале XXI века

1. Гражданская война и формирование Советского государства. Место РСФСР и СССР в мире.

2. Особенности политического устройства СССР.

3. Внешняя и внутренняя политика СССР в 1920-1930-е гг.

4. СССР во II Мировой и Великой Отечественной войнах.

5. Конец сталинской эпохи. СССР во второй половине ХХ века.

6. Перестройка и распад Советского Союза.

7. Российская Федерация с 1991 года по настоящее время

 

Основная литература:

1. Барсенков, Александор Сергеевич. История России. 1917-2004: рек. УМС по истории и искусствоведению УМО по классич. ун-ому образ. в кач-ве учеб. пособия для студ. высш. учеб. заведений, обуч. по спец-сти 020700 История / А. С. Барсенков, А. И. Вдовин.— М.: Аспект Пресс, 2005.— 816 с.

2. Данилов, Александр Анатольевич. История России с древнейших времен до наших дней. В вопросах и ответах: учебное пособие [для вузов] / А. А. Данилов.— М.: ТК Велби, 2004.— 317 с.

4. История России: в 2 т.: [учебное пособие] / под ред. чл.-кор. А. Н. Сахарова; РАН, Ин-т рос. истории.— М.: АСТ: Астрель: Ермак, 2003.— (Учебник для вузов).

5. Нарочницкая, Наталия Алексеевна. Россия и русские в мировой истории / Н. А. Нарочницкая. — М.: Международные отношения, 2004.— 536 с.

6. Павленко, Николай Иванович. История России с древнейших времен до 1861 года: рек. М-вом образования Рос. Федерации в качестве учебника для студентов вузов, обучающихся по направлению и специальности "История" / Н. И. Павленко, И. Л. Андреев, В. А. Федоров; под ред. H. И. Павленко.— 3-е изд., перераб. — М.: Высшая школа, 2004.— 536 [16] с.: ил.

7. Русская история с древнейших времен до наших дней: рек. М-вом общего и проф. образования Рос. Федерации в качестве учеб. пособия для студентов вузов / А. Ю. Дворниченко, Е. В. Ильин, Ю. В. Кривошеев, Ю. В. Тот.— 5-е изд. — СПб. [и др.]: Лань, 2004.— 446 с.: ил.

8. Словарь терминов и понятий по отечественной истории XX века: доп. М-вом образования Рос. Федерации в качестве учеб. пособия для 9-11 классов / Е. Е. Вяземский, В. Ф. Кривошеев, А. П. Ненароков [и др.]; науч. ред. В. Кривошеев.— М.: Русское слово - РС, 2003.— 240 с.: ил.

9. Шикман, Анатолий Павлович. Кто есть кто в российской истории: биографический словарь- справочник: [ок. 700 статей] / А. П. Шикман.— М.: Вагриус, 2003.— 656 с.

Методические рекомендации:

1. Прежде всего, определите, какие силы действовали в России в конце 1917 г. В каких отношениях они находились с различными иностранными государствами? В чем причины Гражданской войны? Какова ее периодизация? Почему нет единого мнения о начале и конце Гражданской войны в России? Рассмотрите силы, вовлеченные в Гражданскую войну: большевиков и их союзников, монархистов, национальные и сепаратистские движения, различные буржуазные и либеральные силы, в том числе состоящие из представителей Учредительного собрания, анархистов и т.д. Как развивались события на национальных окраинах? Как складывались отношения советской власти с Польшей, Финляндией, Прибалтикой? Как развивалось Белое движение? Обратите особое внимание на 1919 год - переломный момент в ходе Гражданской войны. Не упустите из виду два важнейших обстоятельства: интервенцию и внутренние противоречия между участниками Белого движения (в частности, между А.В. Колчаком и Г.М. Семёновым). Определите факторы, позволившие большевикам одержать победу над противниками и удержать власть. Обратите также внимание на белый и красный террор в ходе Гражданской войны, восстание моряков в Кронштадте в 1921 году и тамбовское восстание 1920­1921 гг.

Рассматривая формирование советского государства в 1918-1920 гг. обратите внимание на первые законодательные акты советской власти. Следует изучить проблему взаимоотношений органов государственного управления и руководства партии во внутренней и особенно во внешней политике (в частности, различия в политике, проводимой Народным комиссариатом иностранных дел (сокращенно - НКИД) и III коммунистическим интернационалом (сокращенно - Коминтерном).

Необходимо детально ознакомиться с особенностями экономической политики советской России, выявить предпосылки продразверстки (первые случаи применения которой приходятся еще на годы царствования Николая II) и ее место в политике военного коммунизма. Требуется выделить сильные и слабые стороны политики военного коммунизма: как сказались предпринимаемые меры на развитии страны, жизни людей в городах и на селе, почему в дальнейшем было решено отказаться от проведения этой политики? В чем ее слабые места? Не забудьте обратиться к первым актам СНК - декрету о мире и декрету о земле, Декларации прав трудящегося и эксплуатируемого народа, конституции РСФСР 1918 г. Какие идеи были заложены в этих документах?

Во внешней политике необходимо рассмотреть обстоятельства выхода РСФСР из I Мировой войны. Чем было обусловлено это решение? Насколько оно отражало стремления населения страны и отвечало ее насущным интересам? Еще одна важнейшая проблема - обеспечение международного признания РСФСР. Рассмотрите опыт первых дипломатических миссий РСФСР за рубежом. С какими трудностями приходилось сталкиваться советским полпредам и РСФСР в целом? Почему процесс признания нового государства был столь труден и долог?

2.    Приступая к изучению истории советского государства, прежде всего следует обратить внимание на отношения между партией и правительством. Хотя формально РСФСР, а позднее и СССР управлялись Советом Народных комиссаров (сокращенно - СНК), огромную роль в формировании как внутренней, так и внешней политики играли партийные органы, порой вступавшие в противоречие с правительственными учреждениями. Проследите эволюцию органов государственного управления РСФСР-СССР и их взаимоотношения с партийными учреждениями на протяжении ХХ века. Как сказалась эта ситуация на развитии государства, какое влияние оказала на политическое и экономическое развитие государства? Не забудьте обратить внимание на обстоятельства образования СССР и существовавшие варианты объединения советских республик. Постарайтесь объяснить, почему был принят именно федеративный вариант устройства, как оно эволюционировало с течением времени? Почему принципы формирования СССР явились своего рода бомбой замедленного действия под самим существованием Советского Союза?

3.    Рассматривая внутреннюю политику СССР в 1920-1930-е гг. необходимо понять, почему В.И. Ленин настоял на отказе от политики военного коммунизма. Чем она не устраивала председателя СНК? В чем принципиальные отличия Новой экономической политики (НЭПа) от политики военного коммунизма? Сравните продразверстку и продналог. Почему вскоре после введения НЭПа советское государство начинает проводить политику индустриализации и коллективизации? Какие цели преследовали эти направления экономической политики? Почему коллективизация и индустриализация привели к фактическому свертыванию политики НЭПа? Рассмотрите формирование системы планирования в СССР, оцените итоги первых пятилеток. Какие положительные и отрицательные результаты принесли Советскому Союзу сплошная коллективизация и ускоренная индустриализация. Какую цену заплатило городское и сельское население страны за реализацию этих программ? Были ли другие альтернативы, которые могли бы позволить добиться аналогичных результатов с меньшими издержками? Как вы оцениваете политику продажи культурных ценностей за рубеж в целях приобретения станков и оборудования для советской промышленности? Как повлияла на советскую экономику Великая депрессия? Как Вы оцените результаты советской внутренней политики 1920-1930-х гг. с учетом будущих событий II Мировой войны? Нельзя обойти вниманием и репрессивную политику 1920-1930-х годов, направленную против любой оппозиции в партии и правительстве, а также против существенной части высшего командного состава армии и флота. Как сказалась репрессивная политика на развитии государства и его готовности к грядущей войне?

Внешняя политика СССР требует особенно пристального изучения в этот период. Во-первых, следует обратить самое тщательное внимание на Генуэзскую конференцию 1922 г. и заключение между РСФСР и Германией Рапалльского договора. Каким был статус Германии на международной арене в эти годы, и в каком положении находилась РСФСР (чуть позже - СССР)? Были ли основания полагать, что спустя какое-то десятилетие на месте Веймарской республики появится Третий Рейх? Каковы были принципы военного и экономического сотрудничества между Германией и Советским Союзом? Насколько обоснован тезис о том, что «фашистский меч ковался в СССР»? Изучите участие Советского Союза в попытках обеспечения мира (в том числе присоединение к пакту Бриана-Келлога). Какие меры предпринимал СССР для создания антинацистского блока? Обратите внимание на отношение мирового сообщества к гражданской войне в Испании. Особое внимание следует уделить Мюнхенскому сговору 1938 г. и попыткам достичь советско-англо-французского соглашения о совместных действиях против Гитлера в 1939 г. и заключению пакта Молотова-Риббентропа. Как вы оцениваете политику СССР накануне II Мировой войны? Обратите внимание на советско-финляндскую войну и конфликты с Японией на Дальнем Востоке.

4. Приступая к рассмотрению Второй мировой и Великой Отечественной войн необходимо определиться с терминологией - разобраться, какие хронологические рамки у Великой Отечественной войны, какие хронологические рамки у Второй мировой войны и чем они определяются. Одной из первых проблем является соотношение сил воюющих сторон перед началом войны - какими силами и какой техникой обладала Германия? Что ей могли противопоставить СССР и другие страны? Рассмотрите обстоятельства начала Второй мировой войны. Почему первый этап событий на франко-германском фронте получил название «странной войны»? Как повлияла политика Советского Союза на начальный этап Второй мировой войны. Рассмотрите обстоятельства начала Великой Отечественной войны. В чем причина побед Германии над войсками Советского Союза? Проведите аналогии между наступлением Германии против Франции в 1940 и против Советского Союза в 1941 г. Что общего в обеих кампаниях, и чем они различались? Проследите основные события на различных фронтах Второй мировой и Великой Отечественной войны. Где происходили основные события исходя из концентрации людских и материальных ресурсов? Проследите основные этапы Великой Отечественной войны. Какие события определяют рубежи этих этапов? Проанализируйте внутреннюю и внешнюю политику СССР в годы войны, развитие науки и техники в 1939-1945 гг. Какие факторы способствовали победе СССР над Германией? К каким последствиям для Советского Союза привела победа в войне? Оцените внешнеполитический и внутриполитический аспекты.

5. Приступая к рассмотрению СССР во второй половине ХХ века, рассмотрите особенности политики, проводимой И.В. Сталиным после победы в Великой Отечественной войне. Какие тенденции, берущие начало в 1930-х годах, нашли свое продолжение после 1945 года, а какие не имели аналогов в довоенный период? Чем это объясняется? Почему возникла потребность переименования наркоматов в министерства, а ВКП(б) - в КПСС? Какие внутренние и внешние изменения в положении Советского Союза отразились в этих преобразованиях?

Обратите внимание на обстоятельства смерти Сталина. Как проходила борьба за власть после его смерти, и за счет чего победу одержал Н.С. Хрущев? Как изменилась внешняя и внутренняя политика Советского Союза? Чем руководствовался Н.С. Хрущев при проведении своей политики? Что привело мир к Карибскому кризису, и благодаря чему удалось избежать начала третьей мировой войны? Почему политика Н.С. Хрущева встретила оппозицию со стороны многих членов партии и правительства? Объясните, почему Н.С. Хрущев считал обстоятельства своего смещения одним из достижений своей политики? Как это связано с разоблачением культа личности И.В. Сталина на ХХ съезде КПСС?

Чем объясняется приход к власти после отстранения Н.С. Хрущева Л.И. Брежнева? Чем отличалась проводимая им внешняя и внутренняя политика от политики Н.С. Хрущева? Почему этот период принято именовать застоем? Отдельного внимания заслуживает вопрос о реформаторской деятельности А.Н. Косыгина. Рассмотрите смену правителей в 1982-1985 гг. Почему это время вошло в историю как «бег на катафалках по Красной площади»? Каковы особенности политики, проводимой каждым из генеральных секретарей за это время?

6. Приступая к рассмотрению «перестройки» для начала требуется понять, почему проводимая М.С. Горбачевым политика получила название «перестройки». Что означает политика разрядки? Что принципиально нового появилось в Советском Союзе и проводимой им внутренней и внешней политике? К каким последствиям для СССР привела политика М.С. Горбачева? Как повлиял на ситуацию в СССР «сухой закон»? Постарайтесь ответить на вопрос, почему несмотря на в целом либеральный курс политика М.С. Горбачева встретила широкую оппозицию, которая привела в конечном итоге к отставке первого и последнего Президента СССР и распаду Советского Союза?

7. Проследите эволюцию России от распада СССР до кризиса 1993 года, от парламентского государства к сильной президентской власти в стране. В чем причина внутренней нестабильности Российской Федерации в первое десятилетие своего существования? Оцените внешнюю и внутреннюю политику Б.Н. Ельцина. Как повлияли экономические преобразования начала 1990-х на жизнь большинства населения страны? Рассмотрите взаимоотношения федеральных властей и регионов, уделив особое внимание событиям на Северном Кавказе. Как это повлияло на настроения в обществе? Обратите особое внимание на обстоятельства ухода первого Президента Российской Федерации со своего поста и приход к власти В.В. Путина. Что нового принес стране новый президент? Как изменилась экономическая, социальная, внешняя политика страны с приходом нового главы государства? О чем говорят внесенные после 2000 г. в Конституцию Российской Федерации изменения


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: