МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ
ПО ВЫПОЛНЕНИЮ ПРАКТИЧЕСКИХ РАБОТ
В ПРОЦЕССЕ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ ПРАКТИКИ
УП 03. Учебная практика (изучение памятников искусства в других городах)
Профессионального модуля
ПМ 02. Производственно-технологическая деятельность
Специальность 54.02.02. Декоративно-прикладное искусство и народные промыслы (по видам) углубленной подготовки
Вид: Художественное ткачество и ковроткачество
Вид: Художественная роспись ткани
Вид: Художественная роспись по дереву
Очная форма обучения
Самара
2019
«Утверждено»
на заседании предметно-цикловой комиссии
декоративно-прикладного искусства и народных промыслов
Протокол № __________ от______________ 2019 г.
Председатель ПЦК _____________________________Андреева Л.В.
Рассмотрено и одобрено на заседании научно - методического совета
Протокол № _____ от ____________20_____ г.
Старший методист______________________________ Гаршина Ю. П.
Заместить директора по учебной работе ___________Дерябина Н.К.
Составители:
|
|
Андреева Людмила Васильевна – преподаватель ГБПОУ Самарской области
«Самарское областное училище культуры и искусств», член ВТОО Самарского отделения «Союз художников России»
Рецензенты:
Краснощекова Татьяна Владимировна- профессор, к.ф.н., заведующий кафедры ФГБОУ ВО «Самарский государственный педагогический университет», член ВТОО самарского отделения «Союз художников России»
Князь Михаил Александрович- преподаватель ГБПОУ Самарской области «Самарское областное училище культуры и искусств»
Учебная практика: Методические указания по выполнению практических работ в процессе освоения УП 03. Учебная практика (изучение памятников искусства в других городах)
специальности 54.02.02 Декоративно-прикладное искусство и народные промыслы (по видам) / Сост. Л.В. Андреева.- г. Самара: ГБПОУ «СОУКИ», 2019.
Аннотация
Методические рекомендации по выполнению практических заданий УП 03. Учебная практика (изучение памятников искусства в других городах)- являются частью основной профессиональной образовательной программы по подготовке специалистов среднего звена ФГОУ СПО «ПГК» по специальности СПО 54.02.02 Декоративно-прикладное искусство и народные промыслы (по видам), разработанные в соответствие с примерной и рабочей программами.
Методические рекомендации учебной практики адресованы студентам 3 курса очной формы обучения для более успешной практической аудиторной работы.
Методические рекомендации УП 03. Учебная практика (изучение памятников искусства в других городах) включают перечень практических заданий, методических рекомендаций по выполнению заданий, перечень точек рубежного контроля, иллюстративные приложения, перечень литературы для углубленного изучения.
|
|
ВВЕДЕНИЕ
Уважаемый студент!
Методические указания по УП 03. Учебная практика (изучение памятников искусства в других городах) по выполнению практических занятий созданы Вам в помощь как для работы на учебных занятиях, так и подготовки к практическим работам.
Приступая к выполнению практической работы, Вы должны внимательно прочитать цель и задачи занятия, ознакомиться с требованиями к уровню Вашей подготовки в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами, краткими теоретическими и учебно-методическими материалами по теме практической работы, ответить на вопросы для закрепления теоретического материала.
Наличие положительной оценки по практическим работам необходимо для получения промежуточной и итоговой аттестации по УП 03. Учебная практика (изучение памятников искусства в других городах) и/или допуска к экзамену, поэтому в случае отсутствия на уроке по любой причине или получения неудовлетворительной оценки за практическую работу Вы должны найти время для ее выполнения или пересдачи.
Внимание! Если в процессе подготовки к практическим работам при решении практических заданий у Вас возникают вопросы, разрешить которые самостоятельно не удается, необходимо обратиться к преподавателю для получения разъяснений или указаний.
Желаем Вам успехов!!!
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Методические указания по выполнению практических работ разработаны для студентов 2-3 курсов специальности 54.02.02 Декоративно-прикладное искусство и народные промыслы (по видам) и предназначены студентам очной формы обучения при освоении УП 03. Учебная практика (изучение памятников искусства в других городах).
Цельметодических указаний: изучение памятников искусства в других городах, определения стиля, направления в искусстве, определения вида и типа искусства, определения времени создания произведений искусства.
Для достижения данной цели необходимо решить следующие задачи:
-овладеть основами аналитической деятельности;
- ознакомиться с памятниками архитектуры и искусства в других городах;
- освоить средства поиска информации из различных источников.
Методические рекомендации являются частью основной профессиональной образовательной программы и составлены на основании материала примерной, рабочей программ по дисциплине УП 03. Учебная практика (изучение памятников искусства в других городах).
Включают в себя перечень практических заданий, методических рекомендаций по их выполнению, вопросы для самоконтроля, литературу для углубленного изучения материала, формы и методы контроля и оценивания результатов деятельности студентов.
Методические рекомендации по выполнению практических заданий будут способствовать повышению уровня подготовки специалиста в области аналитической деятельности сферы изобразительного, аналогов декоративно-прикладного искусства и народных промыслов, памятников архитектуры.
В процессе работы над практическими заданиями студенты получат знания: основ аналитической деятельности памятников искусства в других городах, определения стиля, направления в искусстве, определения вида и типа искусства, определения времени создания произведений искусства. Они будут активно использоваться в практической профессиональной деятельности.
Содержание практических работ предусматривает комплексное решение задач, связанное с освоением приемов анализа произведений искусства в других городах, поиска информации из различных источников, работы с информацией.
|
|
Среднее профессиональное образование сегодня ориентировано на активное включение студентов в учебный процесс и формирование у них следующих общих и профессиональных компетенций:
ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.
ОК 2. Организовывать собственную деятельность, определять методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество.
ОК 3. Решать проблемы, оценивать риски и принимать решения в нестандартных ситуациях.
ОК 4. Осуществлять поиск, анализ и оценку информации, необходимой для постановки и решения профессиональных задач, профессионального и личностного развития.
ОК 5. Использовать информационно-коммуникационные технологии для совершенствования профессиональной деятельности.
ОК 6. Работать в коллективе, обеспечивать его сплочение, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями.
ОК 7. Ставить цели, мотивировать деятельность подчиненных, организовывать и контролировать их работу с принятием на себя ответственности за результат выполнения заданий.
ОК 8. Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение квалификации.
ОК 9. Ориентироваться в условиях частой смены технологий в профессиональной деятельности.
ПК 2.1. Копировать бытовые изделия традиционного прикладного искусства.
ПК 2.2. Варьировать изделия декоративно-прикладного и народного искусства с новыми технологическими и колористическими решениями.
ПК 2.3. Составлять технологические карты исполнения изделий декоративно-прикладного и народного искусства.
ПК 2.4. Использовать компьютерные технологии при реализации замысла в изготовлении изделия традиционно-прикладного искусства.
ПК 2.5. Планировать работу коллектива исполнителей и собственную деятельность.
ПК 2.6. Контролировать изготовление изделий на предмет соответствия требованиям, предъявляемым к изделиям декоративно-прикладного и народного искусства.
|
|
ПК 2.7. Обеспечивать и соблюдать правила и нормы безопасности в профессиональной деятельности.
Формирование навыков анализа включает групповую форму работы со студентами. При этом обучение направлено на совершенствование исполнительского мастерства в определении стиля, направления в искусстве, творчества художников, архитекторов, мастеров декоративно-прикладного искусства.
Перед выполнением заданий практической работы студент получает инструктаж, который включает цель задания, алгоритм его выполнения, методические рекомендации для организации работы, контроль деятельности и критерии оценки.
Содержание практических заданий носит учебно-творческий характер. Они составлены с учетом практической направленности занятий и способствуют освоению приемов работы с информацией и анализа произведений и творчества мастеров искусств
Критериями оценки результатов практической работы студентов:
знать:
-особенности графических, живописных, пластических решений при изготовлении изделий декоративно-прикладного искусства;
-основные методы и способы проектирования и моделирования изделий декоративно-прикладного искусства;
-происхождение, содержание и виды народного орнамента;
-специальную литературу по декоративно-прикладному искусству и народному искусству, профессиональную терминологию;
уметь:
-использовать основные изобразительные материалы и техники при проектировании изделий декоративно-прикладного искусства;
-применять основные композиционные законы и понятия при проектировании и исполнении изделий декоративно-прикладного искусства;
-включать теоретические знания о художественно-прикладного искусства;
-включать теоретические знания о художественно-стилистических особенностях конкретного вида декоративно-прикладного искусства в практическую учебно-познавательную деятельность;
-разрабатывать авторские композиции на основе традиций и современных требований декоративно-прикладного искусства;
-адаптироваться к условиям работы в художественно-творческом коллективе.
Методами контроля результатов освоения учебной практики является защита практики.
Учебным планом на выполнение практических работ студентов в процессе освоения учебной практики отводится 72 часа на 2-3 курсах: 2 курс 4 семестр-36 часов: 3 курс 6 семестр-36 часов.
ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
УП 03. Учебная практика (изучение памятников искусства в других городах) | |||||
№ п/п | Наименование учебной дисциплины и тем изучаемого раздела | Всего (час) | Практические работы (час) | ||
72 | 72 | ||||
2 курс 4 семестр | |||||
Тема 1. Памятник архитектуры города Самары. | 12 | 12 | |||
1 | Выбор объекта. Определение композиции кадра. Выполнение фотосессии крупного масштаба. | 4 |
| ||
2 | Выполнение поиска информации об авторе памятника архитектуры. Описание архитектурного стиля. | 4 |
| ||
3 | Выполнение поиска информации об исторической ценности этого здания, его первоначальное назначение и современное видение. | 4 |
| ||
Тема 2. Анализ музейной экспозиции размещённой в музеях города Самары. | 12 | 12 | |||
1 | Выполнение фотосессии крупного масштаба. Выполнение письменного анализа музейной экспозиции. Указать автора, где и когда была создана картина. | 4 |
| ||
2 | Определение направлений в искусстве представленного экспоната. Описать изображение картины. | 4 |
| ||
3 | Определение жанра, стиля и направления в искусстве по аналогам и экспонатам выставки. | 4 |
| ||
Тема 3.Памятник искусства(скульптуры) города Самары. | 12 | 12 | |||
1 | Выбор объекта. Определение композиции кадра. Выполнение фотосессии крупного масштаба. | 4 |
| ||
2 | Выполнение письменного анализа творчества художника,автора памятника. | 4 |
| ||
3 | Выполнение описания скульптурного изображения. | 4 |
| ||
Всего | 36 часов | 36 часов | |||
3 курс 6 семестр | |||||
Тема 4.. Памятник архитектуры любого города мира. | 12 | 12 | |||
1 | Выполнение фотосессии крупного масштаба. Выполнение письменного анализа творчества архитектора. | 4 |
| ||
2 | Выполнение письменного анализа памятника архитектуры, | 4 |
| ||
3 | Современное назначение этого объекта | 4 |
| ||
Тема 5. Анализ картины из экспозиции музея этого города. | 12 | 12 | |||
1 | Выполнение фотосессии крупного масштаба. | 4 |
| ||
2 | Выполнение письменного анализа картины художника. | 4 |
| ||
3 | Выполнение письменного анализа творчества художника. | 4 |
| ||
Тема 6. Памятник искусства(скульптуры) выбранного города. | 12 | 12 | |||
1 | Выполнение фотосессии крупного масштаба. | 4 |
| ||
2 | Выполнение письменного анализа творчества скульптора,автора памятника. | 4 |
| ||
3 | Выполнение описания скульптурного изображения. | 4 |
| ||
Всего | 36 часов | 36 часов | |||
Итого | 72 часа | 72 часа | |||
Вопросы для самоконтроля:
1. Какие стили архитектуры вы знаете?
2. Как вы используете информационные источники в аналитической деятельности?
3. Какие средства выразительности вы знаете и используете в анализе памятника архитектуры?
Литература для углубленного изучения темы:
1. Беляева, С.Е. Основы изобразительного искусства и художественного проектирования. [Текст]: учебное пособие / С.Е. Беляева. -М.: Издательский центр «Академия», 2009.-345 с.
2. Брунов, Н.И. Пропорции античной и средневековой архитектуры. [Текст]: учебное пособие/ Н.И. Брунов. -М.: Издательский центр «Академия», 2010. -345 с.
3. Визер, В. Система цвета в живописи. [Текст]: учебное пособие / В. Визер.– М.: ПИТЕР, 2011. -247 с.
4. Кашекова, И.Э. Изобразительное искусство. [Текст]: Учебник для вузов. / И.Э. Кашекова.– М.: Академический Проект, 2009. – 853 с.
5. Котляров, А.С. Композиционная структура изображения. [Текст]: учебное пособие./ А.С. Котляров. -М.: Издательство «Архитектура-С», 2009. -267 с.
6. Костин, В.И. Что такое художественный образ. [Текст]: учебное пособие./ В.И. Костин. -М.: Издательство «Архитектура-С», 2011. -312 с.
7. Свешников, А.В. Композиционное мышление. [Текст]: учебное пособие./ А.В. Свешников.–М.: Университетская книга, 2012.- 345 с.
8. Соловьев В. Золотая книга русской культуры. –М.: Белый город, 2007, С-560.
9. Филиппов, Ю.И. Композиция в живописи. [Текст]: учебное пособие./ Ю.И. Филиппов. -Самара – Издательство СГПУ, 2005. -257 с.
10. Цифровая фотография. Мастер-класс Автор: Дейвид Д. Буш Год: 2015
Интернет – ресурсы:
http://www.demiart.ru/forum
http://www.fotofront.ru/lesson/lesson001.html
http://balbesof.net/info/photoshop_map.html
Электронно-библиотечная система: znanium.com:
1.Основы художественного конструирования: Учебник / Л.И. Коротеева, А.П. Яскин. - М.: НИЦ ИНФРА-М, 2015.