Единый государственный экзамен по физике
Тренировочный вариант № 1
Инструкция по выполнению работы
Для выполнения экзаменационной работы по физике отводится 3,5 часа (210 минут). Работа состоит из 3 частей, включающих 36 заданий.
Часть 1 содержит 25 заданий (А1–А25). К каждому заданию дается 4 варианта ответа, из которых правильный только один.
Часть 2 содержит 5 заданий (В1–В5), на которые следует дать краткий ответ. Для заданий В1 и В2 ответ необходимо записать в виде набора цифр, а для заданий В3–В5 в виде числа.
Часть 3 состоит из 6 заданий (С1–С6), на которые требуется дать развернутый ответ.
При выполнении заданий В3–В5 части 2 значение искомой величины следует выразить в тех единицах физических величин, которые указаны в условии задания. Если такого указания нет, то значение величины следует записать в Международной системе единиц (СИ). При вычислении разрешается использовать непрограммируемый калькулятор.
Внимательно прочитайте каждое задание и предлагаемые варианты ответа, если они имеются. Отвечайте только после того, как вы поняли вопрос и проанализировали все варианты ответа.
Выполняйте задания в том порядке, в котором они даны. Если какое-то задание вызывает у вас затруднение, пропустите его. К пропущенным заданиям можно будет вернуться, если у вас останется время.
За выполнение различных по сложности заданий дается один или более баллов. Баллы, полученные вами за выполненные задания, суммируются. Постарайтесь выполнить как можно больше заданий и набрать наибольшее количество баллов.
Желаем успеха!
Ниже приведены справочные данные, которые могут понадобиться вам при выполнении работы.
Десятичные приставки
| Наименова-ние | Обозначение | Множитель | Наименова-ние | Обозначение | Множитель |
| гига | Г | 10 9 | санти | с | 10–2 |
| мега | М | 10 6 | милли | м | 10–3 |
| кило | к | 10 3 | микро | мк | 10–6 |
| гекто | г | 10 2 | нано | н | 10–9 |
| деци | д | 10–1 | пико | п | 10–12 |
| Константы | |
| число p | p = 3,14 |
| ускорение свободного падения на Земле | g = 10 м/с2 |
| гравитационная постоянная | G = 6,7·10–11 Н·м2/кг2 |
| универсальная газовая постоянная | R = 8,31 Дж/(моль·К) |
| постоянная Больцмана | k = 1,38·10–23 Дж/К |
| постоянная Авогадро | N А = 6·1023 моль–1 |
| скорость света в вакууме | с = 3·108 м/с |
| коэффициент пропорциональности в законе Кулона | k = = 9·109 Н·м2/Кл2
|
| модуль заряда электрона (элементарный электрический заряд) | e = 1,6·10–19 Кл |
| постоянная Планка | h = 6,6·10–34 Дж·с |
| Соотношение между различными единицами | ||||||
| температура | 0 К = – 273°С | |||||
| атомная единица массы | 1 а.е.м. = 1,66×10–27 кг | |||||
| 1 атомная единица массы эквивалентна | 931,5 МэВ | |||||
| 1 электронвольт | 1 эВ = 1,6×10–19 Дж | |||||
|
|
| |||||
| Масса частиц |
| |||||
| электрона | 9,1×10–31кг» 5,5×10–4 а.е.м. | |||||
| протона | 1,673×10–27 кг» 1,007 а.е.м. | |||||
| нейтрона | 1,675×10–27 кг» 1,008 а.е.м. | |||||
|
|
| |||||
| Плотность | подсолнечного масла | 900 кг/м3 | ||||
| воды | 1000 кг/м3 | алюминия | 2700 кг/м3 | |||
| древесины (сосна) | 400 кг/м3 | железа | 7800 кг/м3 | |||
| керосина | 800 кг/м3 | ртути | 13600 кг/м3 | |||
| Удельнаятеплоемкость |
| ||||||||
| воды | 4,2×10 3 | Дж/(кг×К) | алюминия | 900 | Дж/(кг×К) | ||||
| льда | 2,1×10 3 | Дж/(кг×К) | меди | 380 | Дж/(кг×К) | ||||
| железа | 460 | Дж/(кг×К) | чугуна | 500 | Дж/(кг×К) | ||||
| свинца | 130 | Дж/(кг×К) |
|
| |||||
|
|
|
|
|
| |||||
| Удельнаятеплота |
| ||||||||
| парообразования воды | 2,3×10 6 Дж/кг | ||||||||
| плавления свинца | 2,5×10 4 Дж/кг | ||||||||
| плавления льда | 3,3×10 5 Дж/кг | ||||||||
|
| |||||||||
| Нормальные условия: давление 105 Па, температура 0°С | |||||||||
|
|
|
|
| |||||||||
| Молярная маcса |
|
|
| |||||||||
| азота | 28×10–3 | кг/моль | кислорода | 32×10–3 | кг/моль | |||||||
| аргона | 40×10–3 | кг/моль | лития | 6×10–3 | кг/моль | |||||||
| водорода | 2×10–3 | кг/моль | молибдена | 96×10–3 | кг/моль | |||||||
| воздуха | 29×10–3 | кг/моль | неона | 20×10–3 | кг/моль | |||||||
| гелия | 4×10–3 | кг/моль | углекислого газа | 44×10–3 | кг/моль | |||||||
|
|
|
|
| |||||||||
Часть 1
| При выполнении заданий части 1 в бланке ответов № 1 под номером выполняемого вами задания (А1–А25) поставьте знак «´» в клеточке, номер которой соответствует номеру выбранного вами ответа. |
| A1 |
Тело свободно падает из состояния покоя с высоты 50 м. На какой высоте окажется тело через 3 с падения? Сопротивлением воздуха пренебречь.
| 1) | 0 м | 2) | 5 м | 3) | 10 м | 4) | 45 м |
| A2 |
Материальная точка равномерно движется со скоростью u по окружности радиусом r. Как изменится модуль ее центростремительного ускорения, если скорость точки будет втрое больше?
| 1) | уменьшится в 3 раза |
| 2) | уменьшится в 9 раз |
| 3) | увеличится в 3 раза |
| 4) | увеличится в 9 раз |
| A3 |
У поверхности Земли на космонавта действует гравитационная сила 720 Н. Какая гравитационная сила действует со стороны Земли на того же космонавта в космическом корабле, который находится на расстоянии двух ее радиусов от земной поверхности?
| 1) | 360 Н | 2) | 240 Н | 3) | 180 Н | 4) | 80 Н |
| A4 |
По гладкой горизонтальной плоскости по осям x и y движутся две шайбы с импульсами, равными по модулю p 1 = 2 кг×м/с и p 2 = 3 кг×м/с, как показано на рисунке. Чему равен модуль импульса системы этих двух тел после их абсолютно неупругого удара?
| 1) | кг×м/с
| 2) | 5 кг×м/с | 3) | кг×м/с
| 4) | 1 кг×м/с |
| A5 |
Легковой автомобиль и грузовик движутся по мосту через реку со скоростями u 1 = 108 км/ч и u 2 = 54 км/ч. Масса легкового автомобиля m 1 = 1000 кг, а грузовика m 2 = 4500 кг. Каково отношение потенциальной энергии грузовика к потенциальной энергии легкового автомобиля, если отсчитывать их потенциальную энергию от уровня воды?
| 1) | 0,5 | 2) | 2 | 3) | 4,5 | 4) | 2,25 |
| A6 |
Период колебаний потенциальной энергии пружинного маятника 1 с. Каким будет период ее колебаний, если массу груза маятника увеличить в 2 раза, а жесткость пружины вдвое уменьшить?
| 1) | 8 с | 2) | 6 с | 3) | 4 с | 4) | 2 с |
Камень массой m = 4 кг падает под углом α = 30° к вертикали со скоростью 10 м/с в тележку с песком общей массой M = 16 кг, покоящуюся на горизонтальных рельсах. Скорость тележки после падения в нее камня равна
| 1) | 1,0 м/с | 2) | 1,25 м/с | 3) | 1,73 м/с | 4) | 2,0 м/с |
| A7 |
| A8 |
Средняя кинетическая энергия теплового движения молекул разреженного газа уменьшилась в 4 раза. Как изменилась при этом абсолютная температура газа?
| 1) | увеличилась в 4 раза |
| 2) | увеличилась в 2 раза |
| 3) | уменьшилась в 2 раза |
| 4) | уменьшилась в 4 раза |
| A9 |
Идеальный газ сначала охлаждался при постоянном давлении, потом его давление увеличивалось при постоянном объеме, затем при постоянной температуре объем газа увеличился до первоначального значения. Какой из графиков в координатных осях V–T соответствует этим изменениям состояния газа?
| 1) |
| 2) |
| 3) |
| 4) |
|
| A10 |
Температура медного образца массой 100 г повысилась с 20 °С до 60 °С. Какое количество теплоты получил образец?
| 1) | 760 Дж | 2) | 1520 Дж | 3) | 3040 Дж | 4) | 2280 Дж |
| A11 |
Газ получил количество теплоты 400 Дж, и его внутренняя энергия увеличилась на 200 Дж. При этом
| 1) | над газом совершили работу 200 Дж |
| 2) | над газом совершили работу 600 Дж |
| 3) | газ совершил работу 200 Дж |
| 4) | газ совершил работу 600 Дж |
| A12 |
В сосуде находится некоторое количество идеального газа. Как изменится температура газа, если он перейдет из состояния 1 в состояние 2 (см. рисунок)?
| 1) | Т 2 = 4 Т 1 |
| 2) | Т 2 = Т 1
|
| 3) | Т 2 = Т 1
|
| 4) | Т 2 = Т 1
|
| A13 |
Модуль силы воздействия одного неподвижного точечного заряженного тела на другое равен F. Чему станет равен модуль этой силы, если увеличить заряд одного тела в 2 раза, а второго – в 3 раза?
| 1) | 5 F | 2) | F
| 3) | 6 F | 4) | F
|
| A14 |
По участку цепи, состоящему из резисторов R 1 = 2 кОм и R 2 = 4 кОм (см. рисунок), протекает постоянный ток I = 100 мА. Какое количество теплоты выделится на этом участке за время t = 1 мин?
| 1) | 3,6 кДж |
| 2) | 60 кДж |
| 3) | 360 Дж |
| 4) | 60 Дж |
Прямолинейный проводник длиной L с током I помещен в однородное магнитное поле перпендикулярно линиям магнитной индукции B. Как изменится сила Ампера, действующая на проводник, если силу тока уменьшить в 2 раза, а индукцию магнитного поля увеличить в 3 раза?
| A15 |
| 1) | уменьшится в 1,5 раза |
| 2) | уменьшится в 6 раз |
| 3) | увеличится в 1,5 раза |
| 4) | увеличится в 6 раз |
| A16 |
Плоская электромагнитная волна распространяется в вакууме вдоль оси Oz. На каком минимальном расстоянии друг от друга (выраженном в единицах длины волны λ) находятся точки, для которых разность фаз колебаний вектора магнитной индукции составляет
?
| 1) | λ
| 2) | λ
| 3) | 2λ | 4) | λ
|
| A17 |
Луч света падает на плоское зеркало. Угол между падающим лучом и отраженным увеличили на 30°. Угол между зеркалом и отраженным лучом
| 1) | увеличился на 30° |
| 2) | увеличился на 15° |
| 3) | уменьшился на 30° |
| 4) | уменьшился на 15° |
| A18 |
В инерциальной системе отсчета свет от неподвижного источника распространяется со скоростью c. Источник света движется в этой системе отсчета со скоростью u, а зеркало – со скоростью u в противоположную сторону. С какой скоростью распространяется в этой системе отсчета свет, отраженный от зеркала?
| 1) | c + u + u | 2) | c | 3) | c + u | 4) | c – u |
| A19 |
Две частицы с одинаковыми зарядами и отношением масс
= 4 влетели в однородные магнитные поля, векторы магнитной индукции которых перпендикулярны их скоростям: первая - в поле с индукцией В1, вторая - в поле с индукцией В2. Найдите отношение времен
, затраченных частицами на один оборот, если радиус их траекторий одинаков, а отношение индукций
= 2.
| 1) | 1 | 2) | 2 | 3) | 8 | 4) | 4 |
| A20 |
На рисунках А, Б, В приведены спектры излучения атомарных газов А и В и газовой смеси Б. На основании анализа этих участков спектров можно сказать, что смесь газов содержит

| 1) | только газы А и В |
| 2) | газы А, В и другие |
| 3) | газ А и другой неизвестный газ |
| 4) | газ В и другой неизвестный газ |
| A21 |
На рисунке изображены схемы четырех атомов, составленные в соответствии с теорией Резерфорда. Черными точками обозначены электроны. Атому
Не соответствует схема
| 1) |
| 2) |
| 3) |
| 4) |
|
| A22 |
Ядро изотопа урана
U после нескольких радиоактивных распадов превратилось в ядро изотопа
U. Какие это были распады?
| 1) | один a и один b |
| 2) | один a и два b |
| 3) | два a и один b |
| 4) | такое превращение невозможно |
| A23 |
В некоторых опытах по изучению фотоэффекта фотоэлектроны тормозятся электрическим полем. Напряжение, при котором поле останавливает и возвращает назад все фотоэлектроны, называется задерживающим напряжением.
В таблице представлены результаты одного из первых таких опытов, в ходе которого при освещении одной и той же пластины светом разной частоты было получено значение h = 5,3×10–34 Дж×c.
| Задерживающее напряжение U, В | 0,6 | |
| Частота n, 1014 Гц | 5,5 | 6,1 |
Каково опущенное в таблице первое значение задерживающего напряжения?
| 1) | 0,8 В | 2) | 0,7 В | 3) | 0,5 В | 4) | 0,4 В |
| A24 |
Была выдвинута гипотеза, что размер мнимого изображения предмета, создаваемого рассеивающей линзой, зависит от оптической силы линзы.
Необходимо экспериментально проверить эту гипотезу. Какие два опыта можно провести для такого исследования?

| 1) | А и Б | 2) | А и В | 3) | Б и В | 4) | В и Г |
| A25 |
В
схеме, показанной на рисунке, ключ К замыкают в момент времени t = 0. Показания амперметра в последовательные моменты времени приведены в таблице.
| t, мс | 0 | 50 | 100 | 150 | 200 | 250 | 300 | 400 | 500 | 600 | 700 |
| I, мА | 0 | 23 | 38 | 47 | 52 | 55 | 57 | 59 | 59 | 60 | 60 |
Определите ЭДС источника, если сопротивление резистора R = 100 Ом. Сопротивлением проводов и амперметра, активным сопротивлением катушки индуктивности и внутренним сопротивлением источника пренебречь.
| 1) | 1,5 В | 2) | 3 В | 3) | 6 В | 4) | 7 В |
Часть 2
| Ответом к каждому из заданий В1–В2 будет некоторая последовательность цифр. Эту последовательность надо записать в бланк ответов № 1 справа от номера соответствующего задания без пробелов и каких-либо символов, начиная с первой клеточки. Каждую цифру пишите в отдельной клеточке в соответствии с приведенными в бланке образцами. |
В1. Одноатомный идеальный газ в изотермическом процессе совершает работу А > 0. Как меняются в этом процессе объем, давление и внутренняя энергия газа, если его масса остается неизменной?
Для каждой величины определите соответствующий характер изменения:
1) увеличилась
2) уменьшилась
3) не изменилась
Запишите в таблицу выбранные цифры для каждой физической величины. Цифры в ответе могут повторяться.
| Объем газа | Давление газа | Внутренняя энергия газа |
В2. Фотон с энергией Е движется в вакууме. Пусть h – постоянная Планка, c – скорость света в вакууме. Чему равны частота и импульс фотона?
Установите соответствие между физическими величинами и формулами, по которым их можно рассчитать. К каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию второго и запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами.
ФИЗИЧЕСКАЯ ВЕЛИЧИНА Формула
А) Частота фотона 1) 
Б) Импульс фотона 2) 
3) 
4) 
| А | Б |
| Ответом к каждому из заданий В3–В5 будет некоторое число. Это число надо записать в бланк ответов № 1 справа от номера соответствующего задания, начиная с первой клеточки. Каждый символ (цифру, запятую, знак минус) пишите в отдельной клеточке в соответствии с приведенными в бланке образцами. Единицы физических величин писать не нужно. |
В3. Мимо остановки по прямой улице проезжает грузовик со скоростью 10 м/с. Через 5 с от остановки вдогонку грузовику отъезжает мотоциклист, движущийся с ускорением 3 м/с2. На каком расстоянии от остановки мотоциклист догонит грузовик?
В4. Нагреваемый при постоянном давлении идеальный одноатомный газ совершил работу 400 Дж. Какое количество теплоты было передано газу?
В5. Три медных шарика диаметром 1 см каждый расположены в воздухе в вершинах правильного треугольника со стороной 20 см. Первый шарик несет заряд q 1 = 4 нКл, второй q 2 = 3 нКл, а третий q 3 = 2 нКл. С какой силой второй шарик действует на первый? Ответ выразите в микроньютонах (мкН), округлив до десятых.
| Не забудьте перенести все ответы в бланк ответов № 1 |
Часть 3
| Задания С1–С6 представляют собой задачи, полное решение которых необходимо записать в бланке ответов № 2. Рекомендуется провести предварительное решение на черновике. При оформлении решения в бланке ответов № 2 запишите сначала номер задания (С1 и т.д.), а затем решение соответствующей задачи. |
С1. В цилиндрическом сосуде под поршнем длительное время находятся вода и ее пар. Поршень начинают вдвигать в сосуд. При этом температура воды и пара остается неизменной. Как будет меняться при этом масса жидкости в сосуде? Ответ поясните, указав, какие физические явления и закономерности вы использовали.
Полное правильное решение каждой из задач С2–С6 должно включать законы и формулы, применение которых необходимо и достаточно для решения задачи, а также математические преобразования, расчеты с численным ответом и, при необходимости, рисунок, поясняющий решение.
С2. Кусок пластилина сталкивается со скользящим навстречу по горизонтальной поверхности стола бруском и прилипает к нему. Скорости пластилина и бруска перед ударом направлены противоположно и равны vпл = 15 м/с и vбр = 5 м/с. Масса бруска в 4 раза больше массы пластилина. Коэффициент трения скольжения между бруском и столом m = 0,17. На какое расстояние переместятся слипшиеся брусок с пластилином к моменту, когда их скорость уменьшится на 30%?
|
|
С3. Газ с температурой Т = 300 К и давлением р = 2·105 Па находится в цилиндрическом сосуде с сечением S = 0,1 м2 под невесомым поршнем, который удерживается пружиной с жесткостью k = 1,5∙104 Н/м на высоте h = 2 м над дном сосуда (см. рис.). Температуру газа увеличили на D Т = 15 К. Чему равно при этом смещение поршня D h?
С4. Маленький шарик с зарядом q и массой m, подвешенный на невесомой нити с коэффициентом упругости k, находится между вертикальными пластинами плоского воздушного конденсатора. Расстояние между обкладками конденсатора d. Какова разность потенциалов между обкладками конденсатора, если удлинение нити ∆l?
С5. Тонкий металлический брусок прямоугольного сечения, имеющий длину L и массу m, соскальзывает из состояния покоя по гладкой наклонной плоскости в вертикальном магнитном поле индукцией В. По стержню протекает электрический ток I в направлении, указанном на рисунке. Плоскость наклонена к горизонту под углом a. Продольная ось бруска при движении сохраняет горизонтальное направление. Найдите время, в течение которого брусок пройдет по наклонной плоскости расстояние l.
С6. В вакууме находятся две покрытые кальцием пластинки, к которым подключен конденсатор емкостью С = 8000 пФ. При длительном освещении одной из пластинок светом фототок, возникший вначале, прекращается, а на конденсаторе появляется заряд q = 11×10–9 Кл. Работа выхода электронов из кальция
А = 4,42×10–19 Дж. Определите длину волны l света, освещающего пластинку.
Инструкция по проверке и оценке работ учащихся по физике
Часть 1
За правильный ответ на каждое задание части 1 ставится 1 балл.
Если указаны два и более ответов (в том числе правильный), неверный ответ или ответ отсутствует – 0 баллов.
| № задания | Ответ | № задания | Ответ |
| А1 | 2 | А14 | 1 |
| А2 | 4 | А15 | 3 |
| А3 | 4 | А16 | 1 |
| А4 | 1 | А17 | 4 |
| А5 | 3 | А18 | 2 |
| А6 | 4 | А19 | 2 |
| А7 | 1 | А20 | 1 |
| А8 | 4 | А21 | 2 |
| А9 | 3 | А22 | 2 |
| А10 | 2 | А23 | 4 |
| А11 | 3 | А24 | 2 |
| А12 | 1 | А25 | 3 |
| А13 | 3 |
Часть 2
Задание с кратким ответом считается выполненным верно, если в заданиях В1, В2 правильно указана последовательность цифр, в заданиях В3, В4, В5 – число.
За полный правильный ответ на задания В1, В2 ставится 2 балла, 1 балл – допущена одна ошибка; за неверный ответ или его отсутствие – 0 баллов.
За правильный ответ на задания В3, В4, В5 ставится 1 балл, за неверный ответ или его отсутствие – 0 баллов.
| № задания | Ответ |
| В1 | 123 |
| В2 | 43 |
| В3 | 150 |
| В4 | 1000 |
| В5 | 2,7 |
Часть 3
КРИТЕРИИ ОЦЕНКИ ВЫПОЛНЕНИЯ ЗАДАНИЙ
С РАЗВЕРНУТЫМ ОТВЕТОМ
Решения заданий С1–С6 части 3 (с развернутым ответом) оцениваются экспертной комиссией. На основе критериев, представленных в приведенных ниже таблицах, за выполнение каждого задания в зависимости от полноты и правильности данного учащимся ответа выставляется от 0 до 3 баллов.
Внимание! При выставлении баллов за выполнение задания в «Протокол проверки ответов на задания бланка № 2» следует иметь в виду, что, если ответ отсутствует (нет никаких записей, свидетельствующих о том, что экзаменуемый приступал к выполнению задания), то в протокол проставляется «Х», а не «0».
С1. В цилиндрическом сосуде под поршнем длительное время находятся вода и ее пар. Поршень начинают вдвигать в сосуд. При этом температура воды и пара остается неизменной. Как будет меняться при этом масса жидкости в сосуде? Ответ поясните, указав, какие физические явления и закономерности вы использовали.
| Образец возможного решения | |
| 1. Вода и водяной пар находятся в закрытом сосуде длительное время, поэтому водяной пар является насыщенным. При вдвигании поршня происходит изотермическое сжатие пара, давление и плотность насыщенного пара в этом процессе не меняются. Следовательно, будет происходить конденсация паров воды. 2. Значит, масса жидкости в сосуде будет увеличиваться. | |
| Критерии оценки выполнения задания | Баллы |
| Приведено полное правильное решение, включающее правильный ответ (в данном случае – увеличение массы жидкости, п. 2), и полное верное объяснение (в данном случае – п. 1) с указанием наблюдаемых явлений и законов (в данном случае – водяной пар становится насыщенным, независимость плотности (давления) насыщенного пара от объема при данной температуре). | 3 |
| Приведено решение и дан верный ответ, но имеется один из следующих недостатков: — В объяснении содержатся лишь общие рассуждения без привязки к конкретной ситуации задачи, хотя указаны все необходимые физические явления и законы. ИЛИ — Рассуждения, приводящие к ответу, представлены не в полном объеме или в них содержатся логические недочеты. ИЛИ — Указаны не все физические явления и законы, необходимые для полного правильного решения. | 2 |
| Представлены записи, соответствующие одному из следующих случаев: — Приведены рассуждения с указанием на физические явления и законы, но дан неверный или неполный ответ. ИЛИ — Приведены рассуждения с указанием на физические явления и законы, но ответ не дан. ИЛИ — Представлен только правильный ответ без обоснований. | 1 |
| Все случаи решения, которые не соответствуют вышеуказанным критериям выставления оценок в 1, 2, 3 балла. | 0 |
С2. Кусок пластилина сталкивается со скользящим навстречу по горизонтальной поверхности стола бруском и прилипает к нему. Скорости пластилина и бруска перед ударом направлены противоположно и равны vпл = 15 м/с и vбр = 5 м/с. Масса бруска в 4 раза больше массы пластилина. Коэффициент трения скольжения между бруском и столом m = 0,17. На какое расстояние переместятся слипшиеся брусок с пластилином к моменту, когда их скорость уменьшится на 30%?
| Образец возможного решения | |
| Пусть m – масса куска пластилина, M – масса бруска, u0 – начальная скорость бруска с пластилином после взаимодействия. Согласно закону сохранения импульса: Mvбр – mvпл = (M + m)u0. Так как M = 4m и vбр = 4mvпл – 3mvпл = 15mu0 Þ u0 = По условию конечная скорость бруска с пластилином u = 0,7 u0. Изменение механической энергии бруска с пластилином равно работе силы трения, откуда:
Þ S = Ответ: S = 0,15 м. | |
| Критерии оценки выполнения задания | Баллы |
| Приведено полное правильное решение, включающее следующие элементы: 1) правильно записаны формулы, выражающие физические законы, применение которых необходимо для решения задачи выбранным способом (в данном решении – закон сохранения импульса, связь изменения механической энергии с работой силы трения); 2) проведены необходимые математические преобразования и расчеты, приводящие к правильному числовому ответу, и представлен ответ (с указанием единиц измерения). При этом допускается решение «по частям» (с промежуточными вычислениями). | 3 |
| Представленное решение содержит п.1 полного решения, но и имеет один из следующих недостатков: — В необходимых математических преобразованиях или вычислениях допущена ошибка. ИЛИ — Необходимые математические преобразования и вычисления логически верны, не содержат ошибок, но не закончены. ИЛИ — Не представлены преобразования, приводящие к ответу, но записан правильный числовой ответ или ответ в общем виде. ИЛИ — Решение содержит ошибку в необходимых математических преобразованиях и не доведено до числового ответа. | 2 |
| Представлены записи, соответствующие одному из следующих случаев: — Представлены только положения и формулы, выражающие физические законы, применение которых необходимо для решения задачи, без каких-либо преобразований с их использованием, направленных на решение задачи, и ответа. ИЛИ — В решении отсутствует ОДНА из исходных формул, необходимая для решения задачи (или утверждение, лежащее в основе решения), но присутствуют логически верные преобразования с имеющимися формулами, направленные на решение задачи. ИЛИ — В ОДНОЙ из исходных формул, необходимых для решения задачи (или утверждении, лежащем в основе решения), допущена ошибка, но присутствуют логически верные преобразования с имеющимися формулами, направленные на решение задачи. | 1 |
| Все случаи решения, которые не соответствуют вышеуказанным критериям выставления оценок в 1, 2, 3 балла. | 0 |
|
|
С3. Газ с температурой Т = 300 К и давлением р = 2·105 Па находится в цилиндрическом сосуде с сечением S = 0,1 м2 под невесомым поршнем, который удерживается пружиной с жесткостью
k = 1,5∙104 Н/м на высоте h = 2 м над дном сосуда (см. рис.). Температуру газа увеличили на D Т = 15 К. Чему равно при этом смещение поршня D h?
| Образец возможного решения | |
| Использование уравнения Клапейрона–Менделеева для начального и конечного состояний газа:
Использование закона Гука для определения силы, действующей на поршень: Определение условия равновесия поршня: приращение силы давления газа равно приращению силы упругости: Переход к одному уравнению для искомой величины
Использование малости отношения Δ h» 4×10–2 м = 4 см. | |
| Критерии оценки выполнения задания | Баллы |
| Приведено полное правильное решение, включающее следующие элементы: 1) правильно записаны формулы, выражающие физические законы, применение которых необходимо для решения задачи выбранным способом (в данном решении – уравнение Клапейрона–Менделеева, закон Гука, условие равновесия поршня); 2) проведены необходимые математические преобразования и расчеты, приводящие к правильному числовому ответу, и представлен ответ (с указанием единиц измерения). При этом допускается решение «по частям» (с промежуточными вычислениями). | 3 |
| Представленное решение содержит п.1 полного решения, но и имеет один из следующих недостатков: — В необходимых математических преобразованиях или вычислениях допущена ошибка. ИЛИ — Необходимые математические преобразования и вычисления логически верны, не содержат ошибок, но не закончены. ИЛИ — Не представлены преобразования, приводящие к ответу, но записан правильный числовой ответ или ответ в общем виде. ИЛИ — Решение содержит ошибку в необходимых математических преобразованиях и не доведено до числового ответа. | 2 |
| Представлены записи, соответствующие одному из следующих случаев: — Представлены только положения и формулы, выражающие физические законы, применение которых необходимо для решения задачи, без каких-либо преобразований с их использованием, направленных на решение задачи, и ответа. ИЛИ — В решении отсутствует ОДНА из исходных формул, необходимая для решения задачи (или утверждение, лежащее в основе решения), но присутствуют логически верные преобразования с имеющимися формулами, направленные на решение задачи. ИЛИ — В ОДНОЙ из исходных формул, необходимых для решения задачи (или утверждении, лежащем в основе решения), допущена ошибка, но присутствуют логически верные преобразования с имеющимися формулами, направленные на решение задачи. | 1 |
| Все случаи решения, которые не соответствуют вышеуказанным критериям выставления оценок в 1, 2, 3 балла. | 0 |
С4. Маленький шарик с зарядом q и массой m, подвешенный на невесомой нити с коэффициентом упругости k, находится между вертикальными пластинами плоского воздушного конденсатора. Расстояние между обкладками конденсатора d. Какова разность потенциалов между обкладками конденсатора, если удлинение нити ∆l?
| Образец возможного решения (рисунок не обязателен) | ||
| Условия равновесия: Возведем оба равенства в квадрат и сложим их: ( откуда Напряженность электрического поля в конденсаторе: | |
| Таким образом, | ||
| Критерии оценки выполнения задания | Баллы | |
| Приведено полное правильное решение, включающее следующие элементы: 1) правильно записаны формулы, выражающие физические законы, применение которых необходимо для решения задачи выбранным способом (в данном решении — формулы для силы упругости, напряженности электрического поля в конденсаторе и условие равновесия шарика); 2) проведены необходимые математические преобразования, приводящие к правильному ответу, и представлен ответ. | 3 | |
| Представленное решение содержит п.1 полного решения, но и имеет один из следующих недостатков: — В необходимых математических преобразованиях допущена ошибка. ИЛИ — Необходимые математические преобразования логически верны, не содержат ошибок, но не закончены. ИЛИ — Не представлены преобразования, приводящие к ответу, но записан правильный ответ в общем виде. | 2 | |
| Представлены записи, соответствующие одному из следующих случаев: — Представлены только положения и формулы, выражающие физические законы, применение которых необходимо для решения задачи, без каких-либо преобразований с их использованием, направленных на решение задачи, и ответа. ИЛИ — В решении отсутствует ОДНА из исходных формул, необходимая для решения задачи (или утверждение, лежащее в основе решения), но присутствуют логически верные преобразования с имеющимися формулами, направленные на решение задачи. ИЛИ — В ОДНОЙ из исходных формул, необходимых для решения задачи (или утверждении, лежащем в основе решения), допущена ошибка, но присутствуют логически верные преобразования с имеющимися формулами, направленные на решение задачи. | 1 | |
| Все случаи решения, которые не соответствуют вышеуказанным критериям выставления оценок в 1, 2, 3 балла. | 0 | |
С5. Тонкий металлический брусок прямоугольного сечения, имеющий длину L и массу m, соскальзывает из состояния покоя по гладкой наклонной плоскости в вертикальном магнитном поле с индукцией В. По стержню протекает электрический ток I в направлении, указанном на рисунке. Плоскость наклонена к горизонту под углом a. Продольная ось бруска при движении сохраняет горизонтальное направление. Найдите время, в течение которого брусок пройдет по наклонной плоскости расстояние l.
| Образец возможного решения | |
| Брусок движется вниз под действием силы тяжести, горизонтально направленной силы Ампера и силы реакции опоры, направленной перпендикулярно опоре. Второй закон Ньютона в проекциях на ось х, направленную вниз вдоль наклонной плоскости:
Так как начальная скорость бруска равна нулю, то Решая систему уравнений (1) и (2), находим время:
| |
| Критерии оценки выполнения задания | Баллы |
| Приведено полное правильное решение, включающее следующие элементы: 1) правильно записаны формулы, выражающие физические законы, применение которых необходимо для решения задачи выбранным способом (в данном решении — выражение для силы Ампера, второй закон Ньютона, формула перемещения при равноускоренном движении); 2) проведены необходимые математические преобразования и расчеты, приводящие к правильному числовому ответу, и представлен ответ (с указанием единиц измерения). При этом допускается решение «по частям» (с промежуточными вычислениями). | 3 |
| Представленное решение содержит п.1 полного решения, но и имеет один из следующих недостатков: — В необходимых математических преобразованиях допущена ошибка. ИЛИ — Необходимые математические преобразования логически верны, не содержат ошибок, но не закончены. ИЛИ — Не представлены преобразования, приводящие к ответу, но записан правильный ответ в общем виде. | 2 |
| Представлены записи, соответствующие одному из следующих случаев: — Представлены только положения и формулы, выражающие физические законы, применение которых необходимо для решения задачи, без каких-либо преобразований с их использованием, направленных на решение задачи, и ответа. ИЛИ — В решении отсутствует ОДНА из исходных формул, необходимая для решения задачи (или утверждение, лежащее в основе решения), но присутствуют логически верные преобразования с имеющимися формулами, направленные на решение задачи. ИЛИ — В ОДНОЙ из исходных формул, необходимых для решения задачи (или утверждении, лежащем в основе решения), допущена ошибка, но присутствуют логически верные преобразования с имеющимися формулами, направленные на решение задачи. | 1 |
| Все случаи решения, которые не соответствуют вышеуказанным критериям выставления оценок в 1, 2, 3 балла. | 0 |
С6. В вакууме находятся две покрытые кальцием пластинки, к которым подключен конденсатор емкостью С = 8000 пФ. При длительном освещении одной из пластинок светом фототок, возникший вначале, прекращается, а на конденсаторе появляется заряд q = 11 нКл. Работа выхода электронов из кальция А = 4,42×10–19 Дж. Определите длину волны l света, освещающего пластинку.
| Образец возможного решения | |
| Уравнение Эйнштейна для фотоэффекта: Фототок прекращается, когда максимальная кинетическая энергия фотоэлектрона равна модулю работы электростатического поля при торможении электрона: Поскольку | |
| Критерии оценки выполнения задания | Баллы |
| Приведено полное правильное решение, включающее следующие элементы: 1) правильно записаны формулы, выражающие физические законы, применение которых необходимо для решения задачи выбранным способом (в данном решении — уравнение фотоэффекта, условие прекращения вылета фотоэлектронов, связь заряда конденсатора с его емкостью и напряжением на пластинах); 2) проведены необходимые математические преобразования и расчеты, приводящие к правильному числовому ответу, и представлен ответ (с указанием единиц измерения). При этом допускается решение «по частям» (с промежуточными вычислениями). | 3 |
| Представленное решение содержит п.1 полного решения, но и имеет один из следующих недостатков: — В необходимых математических преобразованиях или вычислениях допущена ошибка. ИЛИ — Необходимые математические преобразования и вычисления логически верны, не содержат ошибок, но не закончены. ИЛИ — Не представлены преобразования, приводящие к ответу, но записан правильный числовой ответ или ответ в общем виде. ИЛИ — Решение содержит ошибку в необходимых математических преобразованиях и не доведено до числового ответа. | 2 |
| Представлены записи, соответствующие одному из следующих случаев: — Представлены только положения и формулы, выражающие физические законы, применение которых необходимо для решения задачи, без каких-либо преобразований с их использованием, направленных на решение задачи, и ответа. ИЛИ — В решении отсутствует ОДНА из исходных формул, необходимая для решения задачи (или утверждение, лежащее в основе решения), но присутствуют логически верные преобразования с имеющимися формулами, направленные на решение задачи. ИЛИ — В ОДНОЙ из исходных формул, необходимых для решения задачи (или утверждении, лежащем в основе решения), допущена ошибка, но присутствуют логически верные преобразования с имеющимися формулами, направленные на решение задачи. | 1 |
| Все случаи решения, которые не соответствуют вышеуказанным критериям выставления оценок в 1, 2, 3 балла. | 0 |
= 9·109 Н·м2/Кл2
кг×м/с
кг×м/с
Т 1
Т 1
Т 1
F
F
λ
λ
λ

vпл, то 4m
vпл.
=
+ m(M + m)gS Þ
=
+ 5mmgS Þ
×vпл2 –
×vпл2 = mgS Þ
×
= 0,15 (м).
.
, где
– смещение поршня из положения, в котором пружина не деформирована.
.
:
.
для получения приближенного уравнения
.

)2 = (
)2 + (
)2,
.
(1)
. (2)
.
. Следовательно,
.
, то
= 300 нм.





