Система оценки перспективности детей для занятий плаванием в ходе первичного отбора
(по истечении первого года занятий)
Критерий | Ответственный за оценку | Методические указания | Оценка, баллы |
Желание заниматься плаванием | тренер | Оценивается на основе педагогических наблюдений, опроса новичка и его родителей | От 2 до 5 |
Состояние здоровья | врач | Оценивается по результатам комплексного медицинского обследования | 5 – здоров; 4 – отклонения в состоянии здоровья не препятствуют успешному спортивному совершенствованию; 3 - отклонения в состоянии здоровья могут воспрепятствовать спортивному совершенствованию; 2 – имеются явные медицинские противопоказания к целенаправленным занятиям спортом. |
Темп биологического развития | врач | Определяется по вторичным половым признакам | 5 – при среднем биологическом развитии или меньшем биологическом возрасте по сравнению с паспортным; 4 – при меньшем биологическом возрасте по сравнению с паспортным, но не более чем на один год; 3 – не более чем на 2 года; 2 – на 3 года и более. |
Соответствие морфотипа требованиям плавания | врач, тренер | Определяются: - длина тела | Мальчики (10-11 лет): 5 – больше 155 см; 4 – 148-155 см; 3 – меньше 148 см. Девочки (9-10 лет): 5 – больше 150 см; 4 – 142-150 см; 3 – меньше 142 см. |
- длина кисти | Мальчики (10-11 лет): 5 – больше 17,5 см; 4 – 17,0-17,5 см; 3 – меньше 17,0 см. Девочки (9-10 лет)6 5 – больше 16,5 см; 4 – 16,0-16,5 см; 3 – меньше 16,0 см. | ||
- длина стопы | Мальчики (10-11 лет): 5 – больше 25,5 см; 4 – 24,5-25,5 см; 3 – меньше 24,5 см. Девочки (9-10 лет): 5 – 24,0 см; 4 – 23,0-24,0 см; 3 – меньше 23,0 см. | ||
- отношение обхвата грудной клетки к длине тела | Мальчики (10-11 лет): 5 – больше 0,47; 4 – 0,45-0,47; 3 – меньше 0,45. Девочки (9-10 лет): 5 – больше 0,45; 4 – 0,43-0,45; 3 – меньше 0,43. Учитывается средняя оценка по четырем показателям. | ||
Общая выносливость | тренер | Определяется по результату бега на 600 м. | Мальчики (10-11 лет): 5 – 2.30,0 и меньше; 4 – 2.30,1 – 2.40,0; 3 – 2.40,1 и больше. Девочки (9-10 лет): 5 – 2.40,0 и меньше; 4 – 2.40,1 – 2.50,0 3 – 2.50,5 и больше. |
Гибкость | тренер | Определяется по: - ширине хвата (на линии больших пальцев) при «выкруте» прямыми руками | Мальчики (10-11 лет): 5 – 35,0 см и меньше; 4 – 35,1-45 см; 3 – больше 55 см. Девочки (9-10 лет): 5 – 30,0 см и меньше; 4 – 30,1-40,0 см; 3 – больше 50 см. |
- расстоянию от кончиков пальцев рук до гимнастической скамейки при максимально возможном наклоне из и.п. стоя на скамейке с выпрямленными в коленях ногами. | Мальчики (10-11 лет): 5 – от 11 см и больше; 4 – 0,5-10,5 см; 3 – от 0 до -14,5 см; 2 – от – 15 см. Девочки: 5 – от 16 см и больше; 4 – от 5,5 до 15,5 см; 3 – от 5,0 до -5,0 см; 2 – от -5,5 см. | ||
Гидродинамические качества | тренер | Определяется по длине скольжения от бортика бассейна | 5 – больше 8 м; 4 – 6-8 м; 3 – меньше 6 м. |
Чувство воды | Экспертная бригада, не менее 3-х квалифицированных тренеров | Оценивается при выполнении заданных упражнений | От 2 до 5 баллов (учитывается средняя оценка экспертов) |
Спортивная наследственность | тренер | Оценивается по спортивному опыту родителей | От 2 до 5 |
Отношение к спорту в семье | тренер | Определяется в результате наблюдений и опроса новичка и его родителей | От 2 до 5 |
Интегральная оценка новичка тренером | Экспертная бригада | Ввиду прогностической значимости такой оценки вводится двойной поправочный коэффициент, т.е. оценка осуществляется из 10 баллов | От 4 до 10 |
Система оценки перспективности пловцов на второй ступени многолетнего отбора
Критерий | Ответственный за оценку | Методические указания, единицы измерения, оценка |
Состояние здоровья | врач | Оценивается по результатам диспансеризации: 5 – здоров; 4 – отклонения в состоянии здоровья не могут заметно повлиять на спортивное совершенствование; 3 - отклонения в состоянии здоровья могут воспрепятствовать спортивному совершенствованию; |
Биологический возраст | врач | Определяется по вторичным половым признакам: 5 – средний темп или ретардация; 4 – при большем биологическом возрасте по сравнению с паспортным, но не более чем на один год; 3 – не более чем на 2 года; 2 – на 2 года и более. |
Мотивация к целенаправленной спортивной подготовке | тренер | Оценивается в диапазоне от 1 до 5 баллов на основе наблюдений и опроса учеников и их родителей. |
Отношение к спорту в семье юного пловца | тренер | Определяется в результате наблюдений и опроса спортсмена и его родителей от 1 до 5 баллов |
Визуальная оценка соответствия морфотипа требованиям плавания | экспертная бригада | От 1 до 5 баллов |
Прогноз длины тела | тренер | Осуществляется по формулам Каркуса. Показатель служит лишь для ориентации: на спринт – мальчиков при 187 см и больше, девочек при 174 см и более; на среднюю дистанцию – мальчиков при 183-186 см, девочек – при 171-173 см; на стайерские дистанции – мальчиков при 182 см и меньше, девочек при 170 и меньше. |
Общая и вспомогательная техническая подготовленность | экспертная бригада | Оценивается в диапазоне от 1 до 5 баллов при выполнении комплекса из 10 общеподготовительных и вспомогательных упражнений. |
Специальная техническая подготовленность | экспертная бригада | Оценивается в диапазоне от 1 до 5 баллов техника плавания кролем на груди, на спине (общая оценка), старт с тумбочки и из воды, повороты при плавании кролем на груди и на спине (общая оценка). Учитывается средняя оценка общей и вспомогательной, а также технической подготовленности. |
Чувство воды | Экспертная бригада, не менее 3-х квалифицированных тренеров | Оценивается в диапазоне от 1 до 5 баллов (эксперты во многом ориентируются на длину шага при проплывании 2×25 м с максимальной и умеренной интенсивностью. |
Максимальная сила | тренер | Оценивается по величине силы тяги при имитации спортсменом гребкового движения при плавании баттерфляем на тренажере конструкции Мертенса-Хюттеля, сопряженным с динамометром, которая регистрируется в середине гребка и служит для ориентации на спринт девочек, при показателе 17 кг и больше и мальчиков – при 19 кг и больше; на среднюю дистанцию - девочек - при 15-16 кг и мальчиков при 17-18 кг; на стайерские дистанции – девочек при 14 кг и меньше и мальчиков при 16 кг и меньше. |
Взрывная сила | тренер | Оценивается по высоте выпрыгивания вверх двумя ногами вместе (по Абалакову). Показатель служит для ориентации на спринт девочек при 40 см и больше и мальчиков при 42 см и больше; на среднюю дистанцию – девочек – при 37-39 см и мальчиков при 39-41 см; на длинные дистанции – девочек при 36 см и меньше и мальчиков при 38 см и меньше. Ориентиры этого и других показателей физической подготовленности рассчитаны на 10-11 летних девочек и 11-12 летних мальчиков. |
Силовая выносливость | тренер | Оценивается по количеству повторений имитационных движений на тренажере Мертенса-Хюттеля с нагрузкой 50% от максимума. Показатель служит для ориентации мальчиков и девочек на спринт пр 22 и меньшем количестве повторений, на среднюю – при 23-24 и на длинные дистанции – при 25 и большем количестве повторений. |
Скоростные способности (специальные) | тренер | Оценивается по времени проплывания 25-метрового отрезка. Для мальчиков: 5 – 13,5 с. и меньше; 4 – 13,6-14,4 с; 3 – 14,5-15,5 с. Для девочек: 5 – 14,3 с. И меньше; 4 – 14,4-15,3 с.; 3 – 15,4 с и больше. |
Гибкость | тренер | Оценивается по той же программе, что и на первой ступени отбора и с учетом тех же оценочных шкал. |
Координационные способности | тренер | Оценивается по разнице высоты выпрыгивания двумя ногами вместе с хлопком руками и без него. Независимо от пола: 5 – 3 см и меньше; 4 – 4-7 см; 3 – 8-12 см. |
Общая выносливость | тренер | Определяется по результату бега на 600 м. Для мальчиков: 5 – 2.30,0 и меньше; 4- 2.30,1-2.40,0; 3 – 2.40,1 и больше. Для девочек: 5 – 2.40,0 и меньше; 4 – 2.40,1-2,50,0; 3 – 2.50,1 и больше. |
Оценка спортсмена тренером | тренер | Оценка осуществляется безотносительно к каким-либо конкретным признакам в диапазоне от 2 до 10 баллов. |
Оценка спортсмена экспертной бригадой | экспертная бригада | Так же. |