Манжула Анастасия Васильевна

 

 

1. Сведения об авторах произведения. Краткие сведения об авторе музыки, основные направления его творчества. Краткие сведения об авторе текста.

Цезарь Антонович Кюи - русский композитор (1835-1918), музыкальный критик, деятельность которого протекала в период невиданного развития русской музыкальной культуры в 70х- 80х годах 20-го века.

Музыкальное наследие Кюи чрезвычайно обширно и многообразно: 14 опер (из них 4 детских), несколько сот романсов, оркестровые, хоровые, ансамблевые произведения, сочинения для фортепиано. Он- автор свыше 700 музыкально- критических работ.

Ц. А. Кюи родился 6 января 1835 года в городе Вильно. Его отец, Антон Леонардович Кюи, выходец из Франции, служил в наполеоновской армии, волею случая остался жить в России и стал учителем гимназии. В возрасте 5 лет Кюи уже воспроизводил на фортепиано мелодию слышанного им военного марша. В десять лет сестра начала его учить фортепианной игре; затем учителями его были Герман и скрипач Дио. Учась в виленской гимназии, Кюи, под влиянием мазурок Шопена, оставшегося навсегда любимым его композитором, сочинил мазурку на смерть одного учителя. Живший тогда в Вильне Монюшко предложил давать талантливому юноше бесплатно уроки гармонии, продолжавшиеся, впрочем, всего семь месяцев.

В 1851-55 гг. Кюи учился в Главном инженерное училище в Петербурге. Впоследствии, в 1904 году, Ц. А. Кюи был произведен в чин инженер-генерала.

Самые ранние романсы Кюи написаны около 1850 года («6 Польских песен», изданы в Москве, в 1901 г.), но серьёзно развиваться композиторская его деятельность начала лишь после окончания им академии. Громадное значение в развитии таланта Кюи имела дружба с Балакиревым (1857), являвшимся в первом периоде творчества Кюи его советником, критиком, учителем и отчасти сотрудником (главным образом, по части оркестровки, оставшейся навсегда наиболее уязвимой стороной фактуры Кюи), и близкое знакомство с его кружком: Мусоргским (1857), Римским-Корсаковым (1861) и Бородиным (1864), а также с Даргомыжским (1857), оказавшим большое влияние на выработку вокального стиля Кюи.

Белоусов Иван Алексеевич родился в Москве, в Зарядье, в семье портного, Алексея Фёдоровича Белоусова. Втайне от отца Иван Белоусов писал стихи и под псевдонимом публиковал их в разных газетах и журналах, начиная с 1882 года. Его произведения появлялись в журналах «Вестник Европы», «Русское Богатство», «Русская Мысль» и др.

В 1899 году Белоусов принял активное участие в создании литературного объединения «Среда».

Издавал журналы «Путь» и «Наш журнал».

После смерти отца, 18 августа 1906 года, семья переехала на Соколиную улицу: в 1910—1911 годах жили в доме № 18; затем, по сведениям справочников «Вся Москва», И. А. Белоусов — владелец домов № 22 и № 24.

Белоусову принадлежит полный перевод «Кобзаря» Тараса Шевченко (во второе издание, вышедшее в 1919, были включены и запрещённые ранее стихотворения). Главным итогом его творчества стали две книги воспоминаний — «Литературная Москва» и «Ушедшая Москва», где он рассказал о многих своих современниках и друзьях — Толстом, Чехове, Короленко, Златовратском, Горьком, Дрожжине, Глаголе, Грузинском и др.

 

2. Общие сведения о произведении: полное название произведения, год (период) написания музыки и текста.

«Весеннее утро» («Загорелась в небе зорька золотая») это первое произведение в цикле «Семь хориков» Op.77(1908) на стихи Ивана Алексеевича Белоусова (1863-1930) написаны для женского или детского хора a cappеlla.

Хорам Цезаря Антоновича Кюи (1835-1918) свойственны мелодичность, красивая гармонизация, законченность формы, изящество, умелое использование голосов и хоровых красок, выразительное прочтение текста.

Сам стих «Весеннее утро» был написан Белоусовым Иваном Алексеевичем в 1905 году.

 

3. Характеристика хорового жанра (хоровая миниатюра, хоровая песня, хор крупной формы, обработка или переложение народной песни и др.).

Хоровая миниатюра – это небольшое произведение для хора. В отличие от песни, в хоровой миниатюре более развита многоголосная хоровая фактура, часто используется полифонический склад. Многие хоровые миниатюры написаны для хора без сопровождения.

В «Весеннем утре» композитор выделяет сопрано как главную мелодию, остальные поддерживают партию первых сопрано подобно инструментальному аккомпанементу, однако временами ведущая мелодическая линия появляется в альтах. Всё произведение поётся аккордами, что соответствует аккордовой (гармонической) фактуре.

4. Разбор произведения: содержание, характер, форма.

Содержание литературного текста:

Загорелась в небе

Зорька золотая,

Звёзды тихо гаснут,

Ясный день встречая.

 

Поднялись туманы

Белыми клубами

Над речной осокой

И над лозняками.

 

Свеж и ароматен

Утра воздух чистый,

Скоро из-за леса,

Бросив взгляд лучистый,

 

Выйдет в небо солнце

Землю пригревая,

Пахарей к работе

В поле призывая.

 

Форма произведения куплетная. Автор стихотворения раскрывает тему пробуждения природы с рассветом, которому радуется всё. Главная мысль стихотворения заключается в сопоставлении состояния природы и человека с началом нового дня. Поэт воспринимает намерение человека трудиться в новом дне с новыми силами как часть естественного порядка вещей, неминуемо следующем за пробуждением природы.

Условно стихотворение можно разделить на две части: в первых двух четверостишиях автор описывает предрассветные сумерки, неизбежный уход ночи, который вселяет в читателя надежду и тихую радость от природной красоты; во вторых двух четверостишиях поэт утверждает полную победу над темнотой и провозглашает начало нового дня, согретого лучами солнца.

Музыкальный материал полностью соответствует главной мысли и идее выраженной в стихотворении. Музыка изменяется в соответствии с развитием художественного образа природы.

 

5. Выразительные средства произведения: характер мелодии, тональность, темп. Взаимосвязь литературного текста и музыки.

Жанровая особенность произведения a capella, хоровая миниатюра. Характер музыки: возвышенный, лирический, одухотворённый, напевный. Произведение «Весеннее утро» написано в трёхчастной форме повторного строения. Тональность произведения F-dur. Преобладающая динамика mezzo-forte, переходящая в forte в 5 такте и в piano в 9 такте, которое приёмом crescendo преобразовывается в mezzo-forte для создания яркой кульминации в 24 такте.

Почти всё произведение звучит в темпе Allegretto (оживлённо), лишь в 24 и 33 тактах в момент кульминации темп замедляется (rit.), далее и до конца произведения a tempo – в прежнем темпе.

Литературный текст и музыка тесно связаны в ритмическом, мелодическом и смысловом плане.

6. Тип и вид хора, характеристика фактуры, характер мелодической линии каждой партии. Диапазон всего хора и хоровых партий в отдельности.

Тип хора – однородный (женский или детский), вид – трёхголосный. Характеристика фактуры: основная форма фактуры данного произведения гармоническая (аккордовая) с элементами гармонической. Используется общехоровой приём изложения с передачей мелодической линии из партии первых сопрано в альты.

В произведении присутствуют две каденции, обе полные совершенные (тт. 19-20 и 33-34).

Голосоведение удобное, технически сложные скачки наблюдаются в партии вторых сопрано между 10 и 11 тактом (e1-c2), а так же в партии первых сопрано в 32 такте (d2-e1). Ритмика произведения связана с естественным произношением слов.  

7. Особенности гармонического языка, тональные отклонения, модуляции. Особенности ритмического строения мелодии, аккомпанемента.

Автор стремится к простоте, ясности, и прозрачности гармонического изложения. Гармоническая вертикаль обусловлена линеарным развитием составляющих ее голосов, в основном первых сопрано.  В произведении используются традиционные гармонические переходы в параллельную тональность d-moll (в 19 такте), а также ходы по основным гармоническим функциям. Поступенное мелодическое развитие соответствует образной сфере покоя.

Размер произведения , ровное движение восьмыми и четвертями, пунктирный ритм появляется лишь в конце произведения в 29 и 31 тактах.

 

8. Вокально-хоровые трудности (интонационные, ритмические, дикционные, вокальные и другие трудности), которые могут возникнуть при работе над произведением. Пути преодоления этих трудностей.

9. Исполнительский план.

При работе над хоровым произведением рекомендуются следующие методы разучивания:

-  ознакомление хорового коллектива с исполнительским планом;

 

-  использование музыкального инструмента в работе с хором;

 

- деление произведения на небольшие, имеющие относительную законченность отрезки и изучение их с каждой хоровой партией в отдельности, а также в различных сочетаниях партий, учитывая основные типы голосов, типы дыхания (пофразовое, цепное, при котором необходимо правильно расходовать дыхание, стараться петь на одном дыхании более длинные музыкальные фразы);

 

- соединение выученных отрезков в заключенные построения в пении, как отдельных партий, так и всего хора;

 

- работа над вокально-хоровыми навыками: культура звука, дикция, артикуляция, ансамбль, мелодический и гармонический строй и др. (активное прослушивание произведения с помощью внутреннего слуха, сольфеджирование, вокализация, пение на различные слоги, пение в разных тональностях, пение с сопровождением и без сопровождения, пение с закрытым ртом, пение гармонических последовательностей партитуры вне ритма);

 

- применение специальных вокальных и музыкально-слуховых упражнений при разучивании сложных фрагментов;

 

- работа над художественным исполнением произведения: фразировка, нюансировка, соблюдение темповых обозначений, эмоциональная подача текста произведения;

 

 - критическая оценка и корректировка хорового исполнения.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: