Система органов, властные полномочия, должностные лица, представительная демократия, компетенция, исполнительно-распорядительные органы, органы охраны общественного порядка

СЛ-18 Дифференцированный зачет

По учебной дисциплине «Обществознание»

Предисловие

Данные материалы представляют собой задания для итоговой аттестации за курс среднего полного образования в форме дифференцированного зачета. Структура и типология заданий соответствует структуре демонстрационной версии Единого государственного экзамена, опубликованной в открытой печати и помещенной и интернете.

Работа состоит из трех частей, каждая из которых включает задания определенного типа.

       В части 1 (А) зачетной работы представлены 15 заданий с выбором ответа. Задача учащегося состоит в том, чтобы выбрать единственный правильный ответ из четырех предложенных. Задания уровня 1(А) проверяют знания базового уровня сложности, знание основных понятий, терминов, умение анализировать и оценивать суждения. Каждый правильный ответ оценивается в 1 балл.

       Вторую часть работы – 2(В) образуют 4 задания с кратким ответом. Этот тип задания требует самостоятельно определить или сформулировать ответ и записать его в виде одного или двух слов, ряда букв или определенной последовательности цифр. Задания уровня 2(В) проверяют комплекс знаний и умений: умение самостоятельно сформулировать ответ и выразить его соответствующей записью в виде слова, словосочетания, набора букв или последовательности цифр; установить соответствие позиций, представленных в двух перечнях; отобрать необходимые позиции из предлагаемого списка. Каждый правильный ответ оценивается от 1 до 2 баллов.

Часть 3(С) состоит из 3 заданий со свободным развернутым ответом. Он формулируется учащимся в соответствии с заданием в свободной форме, с опорой на понятия изученного курса, аргументацией, изложением собственного мнения. Задания части 3(С) позволяют проверить качественное овладение содержанием курса и сложными интеллектуальными умениями: делать выводы; логично и последовательно излагать свои мысли; применять теоретические знания для обоснования социальных явлений и процессов; определять оптимальные способы практической деятельности. Каждый правильный ответ оценивается от 3 до 5 баллов.

 

Инструкция по выполнению работы

На выполнение зачетной работы по обществознанию дается 90 минут. Работа состоит из 3 частей, включающих 22 задания.

Часть 1(А) включает 15 заданий с выбором ответа. К каждому заданию дается 4 варианта ответа, из которых только один правильный.

       Часть 2(В) состоит из 4 заданий, на которые надо дать краткий ответ в виде числа, слова, словосочетания или последовательности букв, цифр.

       Часть 3 включает 3 задания с развернутым ответом. Эти задания требуют полного ответа (дать объяснение, описание или обоснование, высказать и аргументировать собственное мнение). Выполняя последнее задание работы, вы можете проявить свои знания и умения на том содержании, которое для вас более привлекательно.

       Советуем выполнять задания в том порядке, в котором они даны. Для экономии времени пропускайте задание, которое не удается выполнить сразу, и переходите к следующему. Если после выполнения всей работы у вас останется время, то вы можете вернуться к пропущенным заданиям.

       За каждый правильный ответ в зависимости от сложности задания дается от одного до пяти баллов. Баллы, полученные вами за все выполненные задания, суммируются. Постарайтесь выполнить как можно больше заданий и набрать наибольшее количество баллов.

Желаем успеха!

Выполняете один вариант на выбор

Вариант 1

Часть 1(А)

А1. Способность человека брать ответственность на себя характеризует его как

       1) индивида                                  3) созидателя                    

       2) индивидуальность                   4) личность

А2. Практика как критерий истины включает

1) научный эксперимент             3) теоретические обобщения

2) научные понятия                     4) статистические методы

А3. К национальным религиям относится

       1) буддизм                                    3) конфуцианство

2) христианство                           4) ислам

А4. Верны ли следующие суждения о массовой культуре?

А. Коммерциализация массовой культуры позволяет ее творцам не учитывать в своей деятельности вкусы и запросы массовой аудитории.

Б. В массовой культуре произведения литературы, живописи кинематографа рассматриваются, прежде всего, как предметы потребления, приносящие при продаже прибыль.

1) верно только А                      3) верны оба суждения

2) верно только Б                       4) оба суждения неверны

А5. Из 92 римских императоров 36 достигли этого статуса благодаря службе в армии. Этот факт иллюстрирует вывод о том, что

       1) служба в армии в древнеримском государстве была уделом высшего класса

2) в определенные периоды армия выступает одним из основных каналов социальной мобильности

3) основным типом социальной мобильности в Древнем Риме была вертикальная мобильность

4) государство поощряло социальную мобильность в обществе

А6. Нарушение правил дорожного движения – это пример

       1) социальной нормы                        3) конформного поведения

       2) формальной негативной санкции 4) отклоняющегося поведения

А7. Верны ли следующие суждения о социальных институтах?

       А. Современное общество отличается низкой степенью институализации.

Б. Социальный институт – это устойчивый комплекс норм, регулирующих определенные сферы деятельности.

1) верно только А                      3) верны оба суждения

2) верно только Б                       4) оба суждения неверны

А8. Признак нации – это:

       1) наличие конституции             3) единое гражданство

       2) общность исторического пути 4) общность идеологии

А9. Политическая партия, отстаивающая, прежде всего ценность прав и свобод человека, приоритет частной собственности и частной жизни граждан, равенство возможностей, является:

       1) анархистской                             3) консервативной

       2) социал-демократической         4) либеральной

А10. Формулируя политические программы, требования, лозунги и доводя их до властных структур, политические партии выполняют в первую очередь функцию

       1) представительства интересов социальных групп

       2) воспитания кадров

       3) политической социализации

       4) участия в разработке законов

А11. К характеристике политического режима относится термин

       1) авторитаризм                           3) федерация

       2) президентская республика     4) конституционная монархия

А12. Верны ли следующие суждения о политических идеологиях?

А. Характерная черта демократического режима – конституционное закрепление какой-либо идеологии в качестве государственной.

Б. Современная либеральная идеология не отрицает важной роли государства в экономике

1) верно только А                      3) верны оба суждения

2) верно только Б                       4) оба суждения неверны

А13. Принцип демократии проявляется в:

       1) запрете политических партий 3)участии граждан в альтернативных выборах

       2) отмене выборов в парламент 4) усилении контроля за личной жизнью граждан

А14. Одним из основных признаков правового государства является:

       1) публичная власть                             3) система правоохранительных органов

       2) система государственных законов 4) разделение властей

А15. Верны ли следующие суждения об основах конституционного строя РФ?

       А. В Российской Федерации гарантируется единство экономического пространства.

Б. Государственная власть в Российской Федерации осуществляется на основе разделения на законодательную, исполнительную и судебную.

1) верно только А                      3) верны оба суждения

2) верно только Б                       4) оба суждения неверны

Часть 2(В)

В1. Запишите слово, пропущенное в схеме

Уровни научного познания

 

Теоретический                                  …………………….

В2. Ниже приведен ряд характеристик. Все они, за исключением одной, относятся к понятию «государственный аппарат».

Система органов, властные полномочия, должностные лица, представительная демократия, компетенция, исполнительно-распорядительные органы, органы охраны общественного порядка.

Найдите и укажите характеристику, относящуюся к другому понятию.

В3. Найдите в приведенном списке средств массовой коммуникации, возникшие в XX веке. Запишите цифры, под которыми они указаны.

1) кинематограф                                      4) газеты

2) Интернет                                              5) радио

3) телевидение

В4. Прочитайте приведенный ниже текст, каждое положение которого пронумеровано.

(1) Политики и общественность ряда стран высказываются за ужесточение требований к претендентам на гражданство. (2) Уже сейчас в ряде стран необходимо продемонстрировать знание языка, в некоторых государствах претендент на гражданство должен отвечать критериям материально-финансового и уголовно-правового характера. (3)В Российской Федерации для потенциальных граждан вводится только ценз оседлости. (4)Однако либерализм законодателя в значительной мере сводится на нет правоприменительной практикой.

Определите, какие положения текста носят

А) фактический характер

Б) характер оценочных суждений

Запишите рядом с номером положения букву, обозначающую его характер.

Часть 3(С)

С1. Назовите три общественных института, способствующих социализации личности.

С2. Подготовьте развернутый ответ по теме «Человек как духовное существо».

       Составьте сложный план, в соответствии с которым вы будете освещать эту тему. План должен содержать не менее трех пунктов, из которых два или более детализированы в подпунктах.

С3. Выберете одно из предложенных ниже высказываний и изложите свои мысли (свою точку зрения, отношение) по поводу поднятой проблемы. Приведите необходимые аргументы для обоснования своей позиции.

       Выполняя задание, используйте знания, полученные при изучении курса обществознания, соответствующие понятия, а также факты общественной жизни и собственный жизненный опыт.

С3.1. Философия «История сама по себе не может ни принудить человека, ни вовлечь его в грязное дело» (П.Сартр).

С3.2. Социальная психология «Нам надо стоять на своих собственных ногах и глядеть прямо в лицо миру… видеть мир таким, как он есть, и не боятся его» (Б.Рассел).

С3.3. Экономика «Без конкурентов даже очень богатая страна может быстро прийти в упадок» (Э.Гроув).

С3.4. Социология «Точное знание общества принадлежит к числу наших самых недавних изобретений» (Э.Гильденс).

С3.5. Политология «Политическая культура – всего только проявление того, как люди воспринимают политику, и как они интерпретируют увиденное» (С.Верба).

С3.6. Правоведение «Цель наказания – не мщение, а исправление» (А.Н.Радищев).

 

 

Вариант 2

Часть 1(А)

А1. Отличительным признаком понятия «личность» является(ются)

       1) членораздельная речь                   

       2) наличие физических потребностей  

3) способность брать ответственность на себя

4) сознание и мышление

А2. Несомненное, раз и навсегда установленное знание – это

       1) научное понятие

       2) относительная истина

       3) народная мудрость

       4) абсолютная истина

А3. Наука отражает мир в

       1) понятиях и терминах

       2) художественных образах

       3) символах веры

       4) обыденных представлениях

А4. Верны ли следующие суждения о современной культуре?

А) В современной культуре представлены многочисленные формы и разновидности культуры: массовая, элитарная, народная, экранная и другие.

Б) Произведения современной культуры доступны только узкому кругу знатоков искусства, высокообразованных интеллектуалов.

1) верно только А                           3) верны оба суждения

2) верно только Б                            4) оба суждения неверны

А5. К среднему классу в экономически развитых странах относятся

       1) неквалифицированные работники

2) менеджеры крупных предприятий

3) владельцы небольших фирм

4) лица, занятые физическим трудом

А6. Человек, вышедший из одной страты, но не занявший устойчивого положения в другой, относится к

       1) маргиналам                                  3) «синим воротникам»

       2) социальным низам                      4) пролетариям

А7. В книге «Юности честное зерцало» молодым дворянам рекомендовалось чистить ногти, мыть руки, «не дуть в ушное». Это примеры

       1) народной мудрости                   3) традиций

       2) норм этикета                              4) норм морали                               

А8. Верны ли следующие суждения о тенденциях развития социальной сферы?

       А. Для постиндустриального общества характерен рост среднего класса.

Б. Социальная дифференциация общества при переходе от командной экономики к рыночной уменьшается.

1) верно только А                           3) верны оба суждения

2) верно только Б                            4) оба суждения неверны

А9. Племена и народности – это

       1) социальные страты                   3) этнические общности                    

2) исторические типы общества  4) демографические группы

А10. Политические партии

       1) принимают законы, общеобязательные для населения

       2) участвуют в борьбе за власть

       3) устанавливают и взимают налоги

       4) представляют собой суверенную организацию власти

А11. К отличительным признакам правового государства относится

       1) принудительный характер государственной власти

       2) подчинение закону государства его органов

       3) общеобязательность решений государственной власти

       4) наличие института гражданства (подданства)

А12. Верны ли следующие суждения о политическом режиме?

       А) Тип политического режима определяет и тип политической системы в целом

       Б) При демократическом режиме реализуется принцип разделения властей

1) верно только А                           3) верны оба суждения

2) верно только Б                            4) оба суждения неверны

А13. Правило поведения, установленное и поддерживаемое государством, называется

       1) политической нормой               3) религиозной нормой

       2) моральной нормой                    4) правовой нормой

А14. Высшим представительным органом Российской Федерации является

       1) Федеральное Собрание            3) Верховный Суд

       2) правительство                           4) Президент

А15. Верны ли следующие суждения?

А) Традиционное общество выше всего ценит свободу личности, права отдельного человека.

В) В индустриальном обществе традиции и обычаи сохраняют значение норм, регулирующих общественную жизнь.

1) верно только А                           3) верны оба суждения

2) верно только Б                            4) оба суждения неверны

Часть 2(В)

В1. Запишите слово, пропущенное в схеме.

Исторические типы общества

Традиционное     ……………..     Постиндустриальное

                        (аграрное)                                            (информационное)

В2. Ниже приведен ряд терминов. Все они, за исключением одного, относятся к понятию «структура деятельности».


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: