Д.А. Соколов, В.И. Гребенщиков
Продолжение.
Грудные дети русского населения Казанской губ., оставленные или вовсе без призора, или же под присмотром детей же, слепых, стариков и старух и других калек, валяются в жарко натопленной избе в заскорузлых, неменяющихся, немоющихся пелёнках...
Далее автор даёт вычисления числа умерших на 1.000 родившихся в течение года:
до 1 мес. | 1–3 мес. | 3–6 мес. | 6 мес. — 1 г. | всего до 1 г. | |
у русских | |||||
Свияжского уезда | 170 | 102 | 78 | 82 | 432 |
Юматовской вол. | 165 | 111 | 89 | 102 | 467 |
у татар | |||||
Свияжского уезда | 64 | 25 | 30 | 56 | 135 |
Косяковской вол. | 100 | 30 | 47 | 75 | 252 |
Д-р Жбанков в докладе своём также на XII международном съезде в Москве под заглавием «Oeffentliches Medicinalwesen in Russland»[67][1], описывая постановку врачебной помощи в земских губерниях[68][2], говорит, что «мы далеки от идеала земской медицины. Желательно, чтобы врач имел участок такой величины, чтобы он мог объехать его в один день» (стр.356). Итак, если врачебная помощь в земских губерниях ещё недостаточна, то что же говорить про губернии не земские? Для сравнения постановки дела в тех и других приведу данные из труда того же почтенного земского деятеля д-ра Жбанкова, представленные им в докладе на VI Пироговском съезде в Киеве[69][3].
|
|
Губернии
земские не земские
врачебный участок
квадратных вёрст 1.590 7.630
жителей 42.060 101.800
врачебных пунктов 1,6 5,6
на 10.000 жителей:
кроватей в больницах 8,0 4,2
искали врачебной помощи 3.210 1.594
лечились в больницах 123 47
истрачено на врачебную
помощь на 1 жителя 34,0 коп. 16,6 коп.
Из приводимой далее таблицы видим колебание детской смертности по отдельным годам.
На 100 родившихся умирало детей до 1 года:
1875 | 1876 | 1877 | 1878 | 1879 | 1880 | 1881 | 1882 | 1883 | 1884 | |
у русских | 38 | 43 | 42 | 48 | 37 | 46 | 40 | 49 | 43 | 42 |
у татар | 13 | 18 | 19 | 19 | 15 | 19 | 11 | 16 | 22 | 19 |
Таким образом, из всех этих цифр для населения Казанской губ. видим огромную разницу между смертностью детей до 1 года между русским и татарским населением. И, например, смертность, доходившая среди русских детей до 1 года в 1871 г. до 58%, у татар только в одном 1883 г. дошла до 22%, спускаясь даже до 11% в 1881 г.
Аналогичные же цифры для Казанской губ. получаем и для позднейшего времени из статистических данных земства[70][4], причём всюду % общей смертности у татар ниже, чем у православных. В Свияжском уезде на 1.000 христиан умирало 44, у татар — 33, в Тетюшском — христиан 39,3, татар 29,1; в Цивильском — христиан 39,8, татар 23,9. Даже в неурожайный 1891 г. в Казанском уезде христиан умерло 40‰, татар же 22,8‰.
|
|
Прирост татарского населения, несмотря на меньшую рождаемость, по мнению д-ра Ершова (l.c., стр.113), указывает, что регистрация рождаемости и смертности татарского населения муллами ведётся достаточно точно, и, следовательно, столь низкая цифра показанных умершими детей не зависит от недостатков и пропусков записей, чем можно бы было объяснить такую разницу между татарами и русскими.
Далее автор также разбирает другие возможные причины подобного явления и, доказав, что причины кроются не в экономических и гигиенических условиях, так как татарская часть населения наименее обеспечена и жилища их так же негигиеничны, приходит к заключению (стр.144), что разница в силе смертности детей двух народностей обусловливается различием во времени и способах прикармливания, в различии веками сложившихся привычек и обычаев ухода за детьми. Грудные дети русского населения Казанской губ. (стр.116), оставленные или вовсе без призора, или же под присмотром детей же, слепых, стариков и старух и других калек, валяются в жарко натопленной избе в заскорузлых, неменяющихся, немоющихся пелёнках, покрытые зачастую с ног до головы калом, мочой и облепленные тысячами мух, и кормятся обыкновенно, отнятые перед страдой от груди, вонючим рожком, набитой жёвкой; татарские же дети кормятся грудью, причём татарки всюду возят ребёнка с собой и до 1–2 лет не отнимают его, начиная прикармливание со 2-го года коровьим молоком, козьим и т.п. Поэтому, по мнению этого очевидца, русские дети поголовно страдают поносом, у татар же здоровы.
Совершенно к аналогичным выводам приходит на основании своих вычислений и для Симбирской губ. д-р Кудрявцев[71][5], уже цитированный нами выше. Представляемые им цифры также указывают, что общая смертность среди татар меньше таковой среди православных:
Умерло на 1.000 населения православных магометан
1896 38,5 29,4
1897 36,5 23,5
1898 43,3 34,5
1899 39,7 34,5
среднее за 4 года 39,5 30,4
Автор, разбирая более подробно все цифровые данные, приходит к тому же заключению, что главное зло в санитарном смысле составляет детская смертность, от которой зависит чрезмерная высота и общей смертности.
Сравнивая далее (стр.19) смертность детей православного и татарского населения, автор приводит следующую весьма демонстративную таблицу.
Умерло среди детей до 10 лет на тысячу
От детских поносов | От других эпидемий (оспа, скарлатина, дифтерит, корь, коклюш) | От всех детских эпидемий | ||||
правосл. | магом. | правосл. | магом. | правосл. | магом. | |
1896 | 21,7 | 13,0 | 26,6 | 22,9 | 48,5 | 35,9 |
1897 | 22,6 | 14,8 | 26,5 | 27,0 | 49,1 | 41,8 |
1898 | 31,4 | 18,3 | 30,4 | 38,5 | 61,8 | 56,8 |
1899 | 18,6 | 10,7 | 29,5 | 30,9 | 48,1 | 41,6 |
Среднее за год | 23,6 | 14,3 | 28,4 | 29,9 | 52,0 | 44,2 |
Из этих цифр ясно видно, что б о льшая детская смертность среди православных обусловливается исключительно смертностью от детских поносов, причём смертность татарских детей до 1 года, сравнительно ещё более незначительна и оказывается в 3 раза меньше (стр.18), чем среди грудных православных. Таким образом, детское население у татар в возрасте до 1 года не вымирает так сильно (курсив автора), как оно вымирает среди православных.
«Причина сильного развития детских поносов зависит у православных, по личным наблюдениям автора, от того, что крестьяне (Симбирской губ., как и во всей России), всецело преданные земледелию, в страдную пору вполне игнорируют состояние здоровья детей вообще, а тем более грудных, как в силу хозяйственной необходимости, так и по невежеству. Татарские же грудные дети находятся в значительно лучших условиях питания, благодаря чему и выживают в 3 раза чаще, чем православные грудные дети. Питают же грудных детей татарки, в силу правил Корана, исключительно грудью, тогда как русские дети, заброшенные с соской-жёвкой, угасают от искусственного голода, от постепенного истощения[72][6].
|
|
Итак, вот уже у двух авторов, личных наблюдателей, выводы относительно разницы между смертностью православных и татар, для двух различных губерний совершенно тождественны.
Посмотрим теперь на других инородцев. Относительно башкир мы находим сравнительные указания д-ра Смородинцева[73][7], который, давая краткие сведения о движении населения в Осинском уезде Пермской губ., и в частности у башкир, указывает, что смертность у раскольников доходит на 1 году до 60%, у православных до 50%, тогда как у башкир не превышает 15%, причём у башкир не замечается летнего повышения смертности, как у русских. Совершенно аналогичные же цифры находим и в цитированном уже докладе д-ра Русских, который говорит, что в некоторых приходах Пермской губ. смертность до 1-го года доходит до 60% родившихся (например, Карагайский приход Оханского уезда), тогда как у магометан башкир caeteris paribus[74][8] (+ грудь) за 4 года только 15,8%.
Подробное исследование жизни и обычаев башкир даёт д-р Д.П.Никольский в своей весьма обстоятельной диссертации, озаглавленной им «Башкиры». В этой работе, написанной также на основании личного глубокого знакомства с народностью[75][9], автор делает тщательные вычисления смертности[76][10] между башкирами и, сравнивая смертность между ними с таковой между православными, выводит следующее заключение (стр.193): общая смертность в башкирском населении также находится в зависимости от детской, хотя в общем, по сравнению с другими народностями в России, она ниже[77][11], обусловливаясь гораздо меньшей смертностью детей до 1 года, и подходя таким образом к смертности в магометанском населении вообще. Причина этого, по наблюдениям автора, кормление исключительно грудью (стр.122 и след.) до 9–10 месяцев, не отнимая вовсе до 1 1/2 лет и дольше, причём башкирки, как и татарки, всюду возят с собой своих детей в закрытых тележках, и, следовательно, всегда имеют возможность кормить детей свежим грудным молоком. «В виду этого, — добавляет автор, — в башкирских селениях летние детские поносы, составляющие настоящий бич русских детей, никогда не достигают той силы, как у русских», а местами в летнее время русские дети поголовно страдают поносом, тогда как у живущих в том же селении (напр., Екатеринбургском уезде) башкир все дети здоровы.
|
|
Совершенно аналогичные с этим указания даёт д-р Тезяков относительно вотяков в своём очерке «Вотяки Больше-Гондырской волости»[78][12], говоря, что смертность среди вотяцких детей до года невелика, несмотря на плохие санитарные условия жизни населения и его низкое культурное развитие. Существенное отличие вотяков от русских состоит в том, что у вотяков-язычников существует обычай прикармливать детей не ранее года, до того же времени вотячки-матери считают своей первой священной обязанностью вскормить ребёнка собственным грудным молоком. Соска, без которой не обходится, к несчастью детей, ни одна русская женщина, по наблюдениям автора, почти совершенно неизвестна вотякам.
Точно так же и причину меньшей смертности детей на 1-м году у евреев Грузенберг[79][13] видит между другими моментами, главным образом, в кормлении детей грудью матери и в особенной любви родителей к детям, которые считаются Божьим благословением. Несмотря на то, что у еврея-родителя малый рост, плохое физическое сложение и слабость, причём развита центральная нервная система в ущерб физической, говорит автор, евреи, для уравновешения чрезвычайно тяжёлых условий наследственности, которая могла бы сильно мешать размножению рода, устроили в своём религиозно-семейном быту много очень разумных факторов, охраняющих слабый народный организм от гибели. Обязательное кормление ребёнка грудью момент один из самых важных.
Итак, все рассмотренные авторы существенно сходятся между собой в своих выводах и чрезвычайно рельефно указывают на благодетельное влияние кормления детей материнской грудью и на пагубный среди русских обычай кормить сосками.
Совершенно аналогичные данные получают и в Западной Европе для детей, вскармливаемых грудью и искусственно. Не буду приводить в доказательство этого соответственную обширную иностранную литературу, ограничусь только следующими чрезвычайно демонстративными указаниями покойного д-ра Покровского, из его известного уже цитированного мною труда[80][14], относительно кормления грудью на Западе. В Швеции, говорит автор, почти все матери, даже богатых классов, кормят детей сами. Кормление нередко продолжается до 2 лет. «Замечательно, что в некоторых округах Ботнического залива в прошлом столетии вошло в обычай давать детям соску, и тотчас же смертность детей, обыкновенно весьма малая в Швеции, значительно усилилась, так что для устранения этого вреда понадобился Королевский эдикт, обязывающий матерей кормить детей своим собственным молоком».
Те же сведения имеются из Норвегии и Дании.
В Ирландии, вопреки всем неблагоприятным условиям экономическим и социальным, относительная смертность детей весьма незначительна, так как искусственное кормление здесь почти совершенно неизвестно. В современной Германии часто лишают ребёнка груди матери, особенно Саксония, Бавария и Вюртемберг, как наиболее фабрично-промышленные, благодаря чему в этих провинциях смертность достигала особенно высокой цифры; что же касается Англии, то англичанки кормят детей грудью сами и их королева подаёт им пример этого.
В заключение, для более полной демонстрации влияния национальности, приведу вычисления д-ра Гребенщикова, указывающие особенно резко эту разницу в смертности детей у людей различного вероисповедания. В России на 1.000 родившихся умирало детей до 1 года[81][15]:
м. д.
православных 306 270
католиков 158 126
протестантов 196 167
евреев 140 126
магометан 175 156
Конечно, в этиологии высокой детской смертности, помимо перечисленных моментов, играет весьма большую роль также и значительное распространение заразных заболеваний, в виде дифтерита, скарлатины, кори и т.п.; но эти заболевания захватывают более старших детей, обыкновенно после 2-х лет[82][16]. При этом в распространении этих заболеваний, равно как и в смертности от них мы видим полное отсутствие какого-либо влияния национальности или вероисповедания[83][17] — все в одинаковой мере заболевают и умирают, и даже сравнивая с западной Европой, мы найдём далеко не такую разницу в смертности детей в возрасте выше 1-го года и именно от заразных заболеваний, как мы то видели для возраста ниже 1-го года для заболеваний кишечника. Только в отношении оспы эта разница с западной Европой более рельефна, но причина этого, конечно, совершенно понятна и лежит в ещё недостаточном развитии оспопрививания у нас в России[84][18].
Следовательно, не распространяясь о путях развития заразных болезней, достигающих в случаях эпидемий весьма широкого распространения у нас в России, можно сказать, что главные причины постоянной ненормальной по сравнению с западной Европой смертности в России лежат не в этих заболеваниях заразными формами[85][19].
Понятно, что главные условия широкого распространения заразных форм лежат в несвоевременном, позднем распознавании эпидемий, в отсутствии изоляции и обеззараживания. Упоминая об этом, мы таким образом сталкиваемся с вопросом о врачебном вмешательстве и потому остановимся вообще на вопросе о медицинской помощи в России.