Смертность в России и борьба с нею (ч.4)

Д.А. Соколов, В.И. Гребенщиков

Продолжение.

Грудные дети русского населения Казанской губ., оставленные или вовсе без призора, или же под присмотром детей же, слепых, стариков и старух и других калек, валяются в жарко натопленной избе в заскорузлых, неменяющихся, немоющихся пелёнках...

Далее автор даёт вычисления числа умерших на 1.000 родившихся в течение года:

  до 1 мес. 1–3 мес. 3–6 мес. 6 мес. — 1 г. всего до 1 г.
у русских          
Свияжского уезда 170 102 78 82 432
Юматовской вол. 165 111 89 102 467
у татар          
Свияжского уезда 64 25 30 56 135
Косяковской вол. 100 30 47 75 252

 

Д-р Жбанков в докладе своём также на XII международном съезде в Москве под заглавием «Oeffentliches Medicinalwesen in Russland»[67][1], описывая постановку врачебной помощи в земских губерниях[68][2], говорит, что «мы далеки от идеала земской медицины. Желательно, чтобы врач имел участок такой величины, чтобы он мог объехать его в один день» (стр.356). Итак, если врачебная помощь в земских губерниях ещё недостаточна, то что же говорить про губернии не земские? Для сравнения постановки дела в тех и других приведу данные из труда того же почтенного земского деятеля д-ра Жбанкова, представленные им в докладе на VI Пироговском съезде в Киеве[69][3].

                                                          Губернии

                                                земские не земские

врачебный участок

квадратных вёрст                      1.590          7.630

жителей                                    42.060      101.800

врачебных пунктов                       1,6              5,6

на 10.000 жителей:

кроватей в больницах                   8,0              4,2

искали врачебной помощи      3.210          1.594

лечились в больницах                 123               47

истрачено на врачебную

помощь на 1 жителя           34,0 коп.   16,6 коп.

 

Из приводимой далее таблицы видим колебание детской смертности по отдельным годам.

На 100 родившихся умирало детей до 1 года:

  1875 1876 1877 1878 1879 1880 1881 1882 1883 1884
у русских 38 43 42 48 37 46 40 49 43 42
у татар 13 18 19 19 15 19 11 16 22 19

 

Таким образом, из всех этих цифр для населения Казанской губ. видим огромную разницу между смертностью детей до 1 года между русским и татарским населением. И, например, смертность, доходившая среди русских детей до 1 года в 1871 г. до 58%, у татар только в одном 1883 г. дошла до 22%, спускаясь даже до 11% в 1881 г.

Аналогичные же цифры для Казанской губ. получаем и для позднейшего времени из статистических данных земства[70][4], причём всюду % общей смертности у татар ниже, чем у православных. В Свияжском уезде на 1.000 христиан умирало 44, у татар — 33, в Тетюшском — христиан 39,3, татар 29,1; в Цивильском — христиан 39,8, татар 23,9. Даже в неурожайный 1891 г. в Казанском уезде христиан умерло 40‰, татар же 22,8‰.

Прирост татарского населения, несмотря на меньшую рождаемость, по мнению д-ра Ершова (l.c., стр.113), указывает, что регистрация рождаемости и смертности татарского населения муллами ведётся достаточно точно, и, следовательно, столь низкая цифра показанных умершими детей не зависит от недостатков и пропусков записей, чем можно бы было объяснить такую разницу между татарами и русскими.

Далее автор также разбирает другие возможные причины подобного явления и, доказав, что причины кроются не в экономических и гигиенических условиях, так как татарская часть населения наименее обеспечена и жилища их так же негигиеничны, приходит к заключению (стр.144), что разница в силе смертности детей двух народностей обусловливается различием во времени и способах прикармливания, в различии веками сложившихся привычек и обычаев ухода за детьми. Грудные дети русского населения Казанской губ. (стр.116), оставленные или вовсе без призора, или же под присмотром детей же, слепых, стариков и старух и других калек, валяются в жарко натопленной избе в заскорузлых, неменяющихся, немоющихся пелёнках, покрытые зачастую с ног до головы калом, мочой и облепленные тысячами мух, и кормятся обыкновенно, отнятые перед страдой от груди, вонючим рожком, набитой жёвкой; татарские же дети кормятся грудью, причём татарки всюду возят ребёнка с собой и до 1–2 лет не отнимают его, начиная прикармливание со 2-го года коровьим молоком, козьим и т.п. Поэтому, по мнению этого очевидца, русские дети поголовно страдают поносом, у татар же здоровы.

Совершенно к аналогичным выводам приходит на основании своих вычислений и для Симбирской губ. д-р Кудрявцев[71][5], уже цитированный нами выше. Представляемые им цифры также указывают, что общая смертность среди татар меньше таковой среди православных:

Умерло на 1.000 населения православных  магометан

                    1896                            38,5                 29,4

                    1897                            36,5                 23,5

                    1898                            43,3                 34,5

                    1899                            39,7                 34,5

         среднее за 4 года                 39,5                 30,4

Автор, разбирая более подробно все цифровые данные, приходит к тому же заключению, что главное зло в санитарном смысле составляет детская смертность, от которой зависит чрезмерная высота и общей смертности.

Сравнивая далее (стр.19) смертность детей православного и татарского населения, автор приводит следующую весьма демонстративную таблицу.

Умерло среди детей до 10 лет на тысячу

 

От детских поносов

От других эпидемий (оспа, скарлатина, дифтерит, корь, коклюш)

От всех детских эпидемий

  правосл. магом. правосл. магом. правосл. магом.
1896 21,7 13,0 26,6 22,9 48,5 35,9
1897 22,6 14,8 26,5 27,0 49,1 41,8
1898 31,4 18,3 30,4 38,5 61,8 56,8
1899 18,6 10,7 29,5 30,9 48,1 41,6
Среднее за год 23,6 14,3 28,4 29,9 52,0 44,2

 

Из этих цифр ясно видно, что б о льшая детская смертность среди православных обусловливается исключительно смертностью от детских поносов, причём смертность татарских детей до 1 года, сравнительно ещё более незначительна и оказывается в 3 раза меньше (стр.18), чем среди грудных православных. Таким образом, детское население у татар в возрасте до 1 года не вымирает так сильно (курсив автора), как оно вымирает среди православных.

«Причина сильного развития детских поносов зависит у православных, по личным наблюдениям автора, от того, что крестьяне (Симбирской губ., как и во всей России), всецело преданные земледелию, в страдную пору вполне игнорируют состояние здоровья детей вообще, а тем более грудных, как в силу хозяйственной необходимости, так и по невежеству. Татарские же грудные дети находятся в значительно лучших условиях питания, благодаря чему и выживают в 3 раза чаще, чем православные грудные дети. Питают же грудных детей татарки, в силу правил Корана, исключительно грудью, тогда как русские дети, заброшенные с соской-жёвкой, угасают от искусственного голода, от постепенного истощения[72][6].

Итак, вот уже у двух авторов, личных наблюдателей, выводы относительно разницы между смертностью православных и татар, для двух различных губерний совершенно тождественны.

Посмотрим теперь на других инородцев. Относительно башкир мы находим сравнительные указания д-ра Смородинцева[73][7], который, давая краткие сведения о движении населения в Осинском уезде Пермской губ., и в частности у башкир, указывает, что смертность у раскольников доходит на 1 году до 60%, у православных до 50%, тогда как у башкир не превышает 15%, причём у башкир не замечается летнего повышения смертности, как у русских. Совершенно аналогичные же цифры находим и в цитированном уже докладе д-ра Русских, который говорит, что в некоторых приходах Пермской губ. смертность до 1-го года доходит до 60% родившихся (например, Карагайский приход Оханского уезда), тогда как у магометан башкир caeteris paribus[74][8] (+ грудь) за 4 года только 15,8%.

Подробное исследование жизни и обычаев башкир даёт д-р Д.П.Никольский в своей весьма обстоятельной диссертации, озаглавленной им «Башкиры». В этой работе, написанной также на основании личного глубокого знакомства с народностью[75][9], автор делает тщательные вычисления смертности[76][10] между башкирами и, сравнивая смертность между ними с таковой между православными, выводит следующее заключение (стр.193): общая смертность в башкирском населении также находится в зависимости от детской, хотя в общем, по сравнению с другими народностями в России, она ниже[77][11], обусловливаясь гораздо меньшей смертностью детей до 1 года, и подходя таким образом к смертности в магометанском населении вообще. Причина этого, по наблюдениям автора, кормление исключительно грудью (стр.122 и след.) до 9–10 месяцев, не отнимая вовсе до 1 1/2 лет и дольше, причём башкирки, как и татарки, всюду возят с собой своих детей в закрытых тележках, и, следовательно, всегда имеют возможность кормить детей свежим грудным молоком. «В виду этого, — добавляет автор, — в башкирских селениях летние детские поносы, составляющие настоящий бич русских детей, никогда не достигают той силы, как у русских», а местами в летнее время русские дети поголовно страдают поносом, тогда как у живущих в том же селении (напр., Екатеринбургском уезде) башкир все дети здоровы.

Совершенно аналогичные с этим указания даёт д-р Тезяков относительно вотяков в своём очерке «Вотяки Больше-Гондырской волости»[78][12], говоря, что смертность среди вотяцких детей до года невелика, несмотря на плохие санитарные условия жизни населения и его низкое культурное развитие. Существенное отличие вотяков от русских состоит в том, что у вотяков-язычников существует обычай прикармливать детей не ранее года, до того же времени вотячки-матери считают своей первой священной обязанностью вскормить ребёнка собственным грудным молоком. Соска, без которой не обходится, к несчастью детей, ни одна русская женщина, по наблюдениям автора, почти совершенно неизвестна вотякам.

Точно так же и причину меньшей смертности детей на 1-м году у евреев Грузенберг[79][13] видит между другими моментами, главным образом, в кормлении детей грудью матери и в особенной любви родителей к детям, которые считаются Божьим благословением. Несмотря на то, что у еврея-родителя малый рост, плохое физическое сложение и слабость, причём развита центральная нервная система в ущерб физической, говорит автор, евреи, для уравновешения чрезвычайно тяжёлых условий наследственности, которая могла бы сильно мешать размножению рода, устроили в своём религиозно-семейном быту много очень разумных факторов, охраняющих слабый народный организм от гибели. Обязательное кормление ребёнка грудью момент один из самых важных.

Итак, все рассмотренные авторы существенно сходятся между собой в своих выводах и чрезвычайно рельефно указывают на благодетельное влияние кормления детей материнской грудью и на пагубный среди русских обычай кормить сосками.

Совершенно аналогичные данные получают и в Западной Европе для детей, вскармливаемых грудью и искусственно. Не буду приводить в доказательство этого соответственную обширную иностранную литературу, ограничусь только следующими чрезвычайно демонстративными указаниями покойного д-ра Покровского, из его известного уже цитированного мною труда[80][14], относительно кормления грудью на Западе. В Швеции, говорит автор, почти все матери, даже богатых классов, кормят детей сами. Кормление нередко продолжается до 2 лет. «Замечательно, что в некоторых округах Ботнического залива в прошлом столетии вошло в обычай давать детям соску, и тотчас же смертность детей, обыкновенно весьма малая в Швеции, значительно усилилась, так что для устранения этого вреда понадобился Королевский эдикт, обязывающий матерей кормить детей своим собственным молоком».

Те же сведения имеются из Норвегии и Дании.

В Ирландии, вопреки всем неблагоприятным условиям экономическим и социальным, относительная смертность детей весьма незначительна, так как искусственное кормление здесь почти совершенно неизвестно. В современной Германии часто лишают ребёнка груди матери, особенно Саксония, Бавария и Вюртемберг, как наиболее фабрично-промышленные, благодаря чему в этих провинциях смертность достигала особенно высокой цифры; что же касается Англии, то англичанки кормят детей грудью сами и их королева подаёт им пример этого.

В заключение, для более полной демонстрации влияния национальности, приведу вычисления д-ра Гребенщикова, указывающие особенно резко эту разницу в смертности детей у людей различного вероисповедания. В России на 1.000 родившихся умирало детей до 1 года[81][15]:

                             м.      д.

православных   306   270

католиков          158   126

протестантов     196   167

евреев                140   126

магометан          175   156

Конечно, в этиологии высокой детской смертности, помимо перечисленных моментов, играет весьма большую роль также и значительное распространение заразных заболеваний, в виде дифтерита, скарлатины, кори и т.п.; но эти заболевания захватывают более старших детей, обыкновенно после 2-х лет[82][16]. При этом в распространении этих заболеваний, равно как и в смертности от них мы видим полное отсутствие какого-либо влияния национальности или вероисповедания[83][17] — все в одинаковой мере заболевают и умирают, и даже сравнивая с западной Европой, мы найдём далеко не такую разницу в смертности детей в возрасте выше 1-го года и именно от заразных заболеваний, как мы то видели для возраста ниже 1-го года для заболеваний кишечника. Только в отношении оспы эта разница с западной Европой более рельефна, но причина этого, конечно, совершенно понятна и лежит в ещё недостаточном развитии оспопрививания у нас в России[84][18].

Следовательно, не распространяясь о путях развития заразных болезней, достигающих в случаях эпидемий весьма широкого распространения у нас в России, можно сказать, что главные причины постоянной ненормальной по сравнению с западной Европой смертности в России лежат не в этих заболеваниях заразными формами[85][19].

Понятно, что главные условия широкого распространения заразных форм лежат в несвоевременном, позднем распознавании эпидемий, в отсутствии изоляции и обеззараживания. Упоминая об этом, мы таким образом сталкиваемся с вопросом о врачебном вмешательстве и потому остановимся вообще на вопросе о медицинской помощи в России.




Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: