Технологическая карта урока

Предмет

Литература

Класс

11 класс

Тема

В.В. Маяковский – автор нового словаря (На материале лингвистического анализа стихотворения «Необычайное приключение, бывшее с Владимиром Маяковским летом на даче»)

Тип урока

Урок-проект

УУД

Познавательные УУД

1. Умение добывать, преобразовывать информацию.

Регулятивные УУД

1. Самостоятельно определять цели, формулировать задачи, выбирать пути достижения цели, сопоставлять полученный результат деятельности с поставленной заранее целью.

Коммуникативные УУД

1. При осуществлении групповой работы быть как руководителем, так и членом команды в разных ролях.

2. Развёрнуто, логично и точно излагать свою точку зрения с использованием адекватных языковых средств.

Планируемые результаты

Предметные: уметь находить неологизмы в художественном тексте.

Личностные: уважение к истории и культуре русского народа.

Метапредметные: умение организовывать свою деятельность, определять цели и задачи, выбирать средства реализации и применять их на практике, оценивать достигнутые резльтаты.

Цель урока

На основе лингвистического анализа текста художественного произведения создать проект «Словарь неологизмов В. Маяковского»

Задачи урока

· Образовательная: работать над формированием у обучающихся исследовательских умений и навыков, закрепить и углубить знания учащихся о неологизмах как средстве художественной выразительности, определить роль авторских неологизмов в тексте стихотворения В. Маяковского, отработать навыки лингвистического анализа художественного текста, совершенствовать навык монологической речи.

· Развивающая: развивать творческие и коммуникативные способности учащихся, содействовать развитию личности ученика.

· Воспитывающая: воспитывать интерес к слову, внимательное отношение к своей речи, умение ценить красивую и правильную речь, воспитывать толерантность, умение работать в группе.

Основные понятия

Неологизмы, словарная статья

Оборудование урока:

Презентация, раздаточный материал с заданиями для работы в группах, лист оценивания работы проектной группы, план работы по составлению словарной статьи, справочный материал «Функции авторских неологизмов в художественном тексте», магнитная доска, на которой будут фиксироваться результаты исследования.

Конспект урока

Этапы урока

Содержание

Деятельность учителя Деятельность учащихся УУД

I. МОТИВАЦИОНО-ОРИЕНТИРОВАЧНАЯ ЧАСТЬ

1.Организационный момент. Формулирование замысла проекта

Акцентирование внимания на предстоящем исследовании.

1.Создаёт условия для вхождения в проект. 2.Создание проблемной ситуации. – Сегодня мы с вами продолжаем изучение и анализ стихотворения В.Маяковского «Необычайное приключение, бывшее с Владимиром Маяковским летом на даче», в финале которого поэт утверждает мысль о высоком назначении поэта и поэзии. Предыдущий урок был посвящен анализу содержания стихотворения. Этот урок мы с вами посвятим особенностям языка этого произведения. – Мы сегодня с вами разбились на группы, и вы, конечно, догадались, что сегодня у нас урок-проект, и мы будем выполнять задания исследовательского характера.   Делятся на группы Умение отвечать за себя и других участников учебного процесса.
2.Актуализация опорных знаний

Обсуждение вопроса с целью перехода к использованию проектного метода

1.Предлагает прослушать стихотворение, название которого начинается со слова «необычайное», и ответить на вопрос, в чем его необычность. 2.Предлагает самостоятельно определить в группах выбор стратегии для составления проекта. – В начале урока я предлагаю вам еще раз прослушать это стихотворение, название которого начинается со слова «необычайное», и ответить на вопрос, в чем его необычность. (Выразительное чтение стихотворения по ролям.) После прочтения стихотворения учащиеся замечают, необычно и содержание, и язык стихотворения. – В чем необычность стихотворения с точки зрения языка? – Чем необычен язык стихотворения? (Одна из особенностей языка – использование авторских неологизмов) В статье «Как делать стихи» В.Маяковский писал, что поэту необходимо «постоянное пополнение хранилищ, сараев черепа, нужными, выразительными, редкими, изобретенными, обновленными, произведенными и всякими другими словами» Он утверждал: «Новизна в поэтическом произведении обязательна. Материал слов, словесных сочетаний, попадающих поэту, должен быть переработан. Если для делания стиха пошел старый словесный лом, он должен быть в строгом соответствии с количеством нового материала. От количества и качества этого нового будет зависеть – годен ли будет такой сплав в употребление. Новизна, новизна материала и приема обязательна для каждого поэтического произведения». – Как вы понимаете эти слова поэта? – Зачем Маяковскому понадобилось создавать новые слова? (Определение цели исследования) – Авторские неологизмы могут выполнять в художественном произведении разные функции. (Роль неологизмов в художественном тексте)
  • передает ироническое отношение автора как к предмету, явлению, обозначаемому по-новому, так и к самому языку;
  • автор использует неологизм, когда традиционные средства оказываются либо недостаточно точными, либо недостаточно лаконичными для передачи оттенков смысла, чувств автора;
  • образование неологизма становится у писателя почти самоцелью, своеобразной словесной игрой, в процессе которой обнаруживается заинтересованное, восхищенное отношение к слову, как к таковому, возможность отстраниться, посмотреть на слово иным взглядом и обнаружить в нем нечто неожиданное, новое, как бы "вытянуть" из слова то, что есть в нем нераскрытого;
  • дает образную характеристику предметам, которые уже имеют названия;
  • дает образное описание предмета;
  • придает сатирическую окраску художественному тексту;
  • помогает точно выразить мысль;
  • помогает автору подчеркнуть свое отношение к предмету речи, дать ему свою характеристику, оценку;
  • употребление неологизма вызвано необходимостью сохранить ритм стиха, обеспечить рифму.
 
1.Прослушивают стихотворение. 2.Замечают, что необычно и содержание и язык стихотворения. Умение анализировать особенности языка художественного произведения. Закрепление навыка работы в группе на основе принципов взаимоуважения и поддержки.
3.Целеполагание

Формулирование учебной цели и задач проекта

Создаёт условия для постановки цели и задач проекта. –Вы сейчас выдвигали много гипотез. Для проверки этих гипотез я вам предлагаю разбиться на группы. Каждая группа получает задание найти неологизмы в тексте (отрывке) стихотворения, определить их лексическое значение и роль в тексте. Оформить результаты исследования нам помогут операторы. Результатом нашей совместной работы на уроке будет создание «Словаря неологизмов Маяковского» 1.Мозговой штурм 2.Формулируют цели и задачи проекта 3.Предлагают варианты конечного результата Формирование навыка добиваться результата при ограниченном времени

II. ОПЕРАЦИОНАЛЬНО-ИСПОЛНИТЕЛЬНАЯ ЧАСТЬ

4.Начало реализации проекта

Планирование этапов выполнения проекта

Задание: – Найдите неологизмы – новые слова, созданные поэтом, и объясните их значение. – Мог ли В.Маяковский обойтись без новых слов? – Какую роль они играют в тексте? (Работа в проектных группах. Подготовка к выступлению – защите творческих проектов.)   1.Планируют свою деятельность в группах, распределяют роли 2.Разрабатывают критерии оценивания и форму защиты проекта Самостоятельно организовывать собственную деятельность
5.Реализация проекта

Работа с информацией

1.Предлагает познакомиться со статьёй В. Маяковского «Как делать стихи» 2.Предлагает найти неологизмы в тексте, определить их лексическое значение, оформить результаты в виде проекта. 3.Предлагает план составления словарной статьи для «Словаря неологизмов В. Маяковского». 1.Знакомятся со статьёй В. Маяковского «Как делать стихи» 2.Выделяют ключевые слова в статье. 3.Составляют словарную статью одного неологизма по плану. 4.Оформляют результаты в виде проекта. Переработка информации   Выделение главного
6.Проверка гипотез.

Работа с информацией

Предъявление результатов групповой проблемной работы. Обсуждение результатов групповой проблемной работы. (Выступление групп.) Во время выступления каждой из групп результаты исследования фиксируются в виде таблицы:
Авторский неологизм Лексическое значение Роль неологизма в художественном тексте

Во время выступления каждой группы остальные оценивают ее работу, заполняя таблицу:

Лист оценивания работы проектной группы
(по каждому критерию проставьте баллы от 1 до5)

Группа Охват материала Полнота представления материала Умение анализировать текст Исчерпывающие ответы на вопросы Умение сотрудничать Общий балл
             
             

 

1.Знакомятся со статьёй В. Маяковского «Как делать стихи» 2.Выделяют ключевые слова в статье. 3.Составляют словарную статью одного неологизма по плану. 4.Оформляют результаты в виде проекта. Переработка информации   Выделение главного
7.Презентация проекта

Защита проекта

1.Приглашает каждую группу учащихся выступать. 2.Предлагает соблюдать регламент выступления. 3.После выступления каждой группы задаёт дополнительные вопросы Создание «Словаря неологизмов В.Маяковского» Каждая из групп получает задание составить словарную статью о каждом из неологизмов, над которым работала, по заданию. Задание. – Составьте словарную статью для «Словаря неологизмов В.Маяковского» о каждом из авторских неологизмов по плану:
  1. Авторский неологизм.
  2. Его лексическое значение.
  3. Пример из текста (контекст, в котором употреблен данный неологизм).
Образец выполнения задания: Число или величина, на которую делится делимое. Общий делитель (Словарные статьи о каждом из авторских неологизмов вывешиваются на магнитную доску.)
1.Каждая группа презентует свою работу. 2.Комментируют проделанную работу друг друга. 3.Взаимооценка Контроль и инициативность, самостоятельность. Оценивать результат Умение вести диалог на основе равноправных отношений и взаимного уважения и принятия
8.Контрольно-оценочная деятельность

Выставление оценок

– Зачем Маяковскому понадобилось создавать новые слова – неологизмы? – О чем говорит многообразие функций неологизмов? Оценка работы каждого участника группы руководителем проектной группы с помощью таблицы: Лист оценивания работы участников проектной группы.
Фамилия, имя ученика Количество баллов
1    
2    
3    
4    
5    

Выставление учителем оценок за урок.

Комментируют результаты оценивания по листам взаимоконтроля. Позитивная моральная самооценка Доброжелательное отношение к окружающим. Умение подбирать аргументы для подтверждения собственной позиции.

III.РЕФЛЕКСИВНО-ОЦЕНОЧНАЯ ЧАСТЬ

9.Рефлексия

Подведение итогов

Предлагает вспомнить цель работы над проектом Обсуждение выступлений групп. Оценка групповой работы с помощью таблицы.   1.Вспоминают цель работы над проектом 2.Обсуждают проблемные зоны 3.Выдвигают предложения по использованию словарей данного типа Формулирование выводов
9.Домашнее задание

 

Продолжение работы над учебным исследовательским проектом:
  • Выразительное чтение стихотворение В.Маяковского «Хорошее отношение к лошадям».
  • Продолжить работу над составлением «Словаря неологизмов В.Маяковского», используя материалы этого стихотворения.
Индивидуальное задание: Обложка «Словаря»  
   
             


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: