Предмет | Литература | |||||||||||||||||||||||||||||||
Класс | 11 класс | |||||||||||||||||||||||||||||||
Тема | В.В. Маяковский – автор нового словаря (На материале лингвистического анализа стихотворения «Необычайное приключение, бывшее с Владимиром Маяковским летом на даче») | |||||||||||||||||||||||||||||||
Тип урока | Урок-проект | |||||||||||||||||||||||||||||||
УУД | Познавательные УУД 1. Умение добывать, преобразовывать информацию. Регулятивные УУД 1. Самостоятельно определять цели, формулировать задачи, выбирать пути достижения цели, сопоставлять полученный результат деятельности с поставленной заранее целью. Коммуникативные УУД 1. При осуществлении групповой работы быть как руководителем, так и членом команды в разных ролях. 2. Развёрнуто, логично и точно излагать свою точку зрения с использованием адекватных языковых средств. | |||||||||||||||||||||||||||||||
Планируемые результаты | Предметные: уметь находить неологизмы в художественном тексте. Личностные: уважение к истории и культуре русского народа. Метапредметные: умение организовывать свою деятельность, определять цели и задачи, выбирать средства реализации и применять их на практике, оценивать достигнутые резльтаты.
| |||||||||||||||||||||||||||||||
Цель урока | На основе лингвистического анализа текста художественного произведения создать проект «Словарь неологизмов В. Маяковского» | |||||||||||||||||||||||||||||||
Задачи урока | · Образовательная: работать над формированием у обучающихся исследовательских умений и навыков, закрепить и углубить знания учащихся о неологизмах как средстве художественной выразительности, определить роль авторских неологизмов в тексте стихотворения В. Маяковского, отработать навыки лингвистического анализа художественного текста, совершенствовать навык монологической речи. · Развивающая: развивать творческие и коммуникативные способности учащихся, содействовать развитию личности ученика. · Воспитывающая: воспитывать интерес к слову, внимательное отношение к своей речи, умение ценить красивую и правильную речь, воспитывать толерантность, умение работать в группе. | |||||||||||||||||||||||||||||||
Основные понятия | Неологизмы, словарная статья | |||||||||||||||||||||||||||||||
Оборудование урока: | Презентация, раздаточный материал с заданиями для работы в группах, лист оценивания работы проектной группы, план работы по составлению словарной статьи, справочный материал «Функции авторских неологизмов в художественном тексте», магнитная доска, на которой будут фиксироваться результаты исследования. | |||||||||||||||||||||||||||||||
Конспект урока | ||||||||||||||||||||||||||||||||
Этапы урока | Содержание | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | УУД | ||||||||||||||||||||||||||||
I. МОТИВАЦИОНО-ОРИЕНТИРОВАЧНАЯ ЧАСТЬ | ||||||||||||||||||||||||||||||||
1.Организационный момент. Формулирование замысла проекта | Акцентирование внимания на предстоящем исследовании. | 1.Создаёт условия для вхождения в проект. 2.Создание проблемной ситуации. – Сегодня мы с вами продолжаем изучение и анализ стихотворения В.Маяковского «Необычайное приключение, бывшее с Владимиром Маяковским летом на даче», в финале которого поэт утверждает мысль о высоком назначении поэта и поэзии. Предыдущий урок был посвящен анализу содержания стихотворения. Этот урок мы с вами посвятим особенностям языка этого произведения. – Мы сегодня с вами разбились на группы, и вы, конечно, догадались, что сегодня у нас урок-проект, и мы будем выполнять задания исследовательского характера. | Делятся на группы | Умение отвечать за себя и других участников учебного процесса. | ||||||||||||||||||||||||||||
2.Актуализация опорных знаний | Обсуждение вопроса с целью перехода к использованию проектного метода
| 1.Предлагает прослушать стихотворение, название которого начинается со слова «необычайное», и ответить на вопрос, в чем его необычность.
2.Предлагает самостоятельно определить в группах выбор стратегии для составления проекта.
– В начале урока я предлагаю вам еще раз прослушать это стихотворение, название которого начинается со слова «необычайное», и ответить на вопрос, в чем его необычность.
(Выразительное чтение стихотворения по ролям.)
После прочтения стихотворения учащиеся замечают, необычно и содержание, и язык стихотворения.
– В чем необычность стихотворения с точки зрения языка?
– Чем необычен язык стихотворения? (Одна из особенностей языка – использование авторских неологизмов)
В статье «Как делать стихи» В.Маяковский писал, что поэту необходимо «постоянное пополнение хранилищ, сараев черепа, нужными, выразительными, редкими, изобретенными, обновленными, произведенными и всякими другими словами»
Он утверждал: «Новизна в поэтическом произведении обязательна. Материал слов, словесных сочетаний, попадающих поэту, должен быть переработан. Если для делания стиха пошел старый словесный лом, он должен быть в строгом соответствии с количеством нового материала. От количества и качества этого нового будет зависеть – годен ли будет такой сплав в употребление.
Новизна, новизна материала и приема обязательна для каждого поэтического произведения».
– Как вы понимаете эти слова поэта?
– Зачем Маяковскому понадобилось создавать новые слова? (Определение цели исследования)
– Авторские неологизмы могут выполнять в художественном произведении разные функции. (Роль неологизмов в художественном тексте)
| 1.Прослушивают стихотворение. 2.Замечают, что необычно и содержание и язык стихотворения. | Умение анализировать особенности языка художественного произведения. Закрепление навыка работы в группе на основе принципов взаимоуважения и поддержки. | ||||||||||||||||||||||||||||
3.Целеполагание | Формулирование учебной цели и задач проекта
| Создаёт условия для постановки цели и задач проекта. –Вы сейчас выдвигали много гипотез. Для проверки этих гипотез я вам предлагаю разбиться на группы. Каждая группа получает задание найти неологизмы в тексте (отрывке) стихотворения, определить их лексическое значение и роль в тексте. Оформить результаты исследования нам помогут операторы. Результатом нашей совместной работы на уроке будет создание «Словаря неологизмов Маяковского» | 1.Мозговой штурм 2.Формулируют цели и задачи проекта 3.Предлагают варианты конечного результата | Формирование навыка добиваться результата при ограниченном времени | ||||||||||||||||||||||||||||
II. ОПЕРАЦИОНАЛЬНО-ИСПОЛНИТЕЛЬНАЯ ЧАСТЬ | ||||||||||||||||||||||||||||||||
4.Начало реализации проекта | Планирование этапов выполнения проекта | Задание: – Найдите неологизмы – новые слова, созданные поэтом, и объясните их значение. – Мог ли В.Маяковский обойтись без новых слов? – Какую роль они играют в тексте? (Работа в проектных группах. Подготовка к выступлению – защите творческих проектов.) | 1.Планируют свою деятельность в группах, распределяют роли 2.Разрабатывают критерии оценивания и форму защиты проекта | Самостоятельно организовывать собственную деятельность | ||||||||||||||||||||||||||||
5.Реализация проекта | Работа с информацией | 1.Предлагает познакомиться со статьёй В. Маяковского «Как делать стихи» 2.Предлагает найти неологизмы в тексте, определить их лексическое значение, оформить результаты в виде проекта. 3.Предлагает план составления словарной статьи для «Словаря неологизмов В. Маяковского». | 1.Знакомятся со статьёй В. Маяковского «Как делать стихи» 2.Выделяют ключевые слова в статье. 3.Составляют словарную статью одного неологизма по плану. 4.Оформляют результаты в виде проекта. | Переработка информации Выделение главного | ||||||||||||||||||||||||||||
6.Проверка гипотез. | Работа с информацией | Предъявление результатов групповой проблемной работы. Обсуждение результатов групповой проблемной работы.
(Выступление групп.)
Во время выступления каждой из групп результаты исследования фиксируются в виде таблицы:
Во время выступления каждой группы остальные оценивают ее работу, заполняя таблицу:
Лист оценивания работы проектной группы
| 1.Знакомятся со статьёй В. Маяковского «Как делать стихи» 2.Выделяют ключевые слова в статье. 3.Составляют словарную статью одного неологизма по плану. 4.Оформляют результаты в виде проекта. | Переработка информации Выделение главного | ||||||||||||||||||||||||||||
7.Презентация проекта | Защита проекта | 1.Приглашает каждую группу учащихся выступать.
2.Предлагает соблюдать регламент выступления.
3.После выступления каждой группы задаёт дополнительные вопросы
Создание «Словаря неологизмов В.Маяковского»
Каждая из групп получает задание составить словарную статью о каждом из неологизмов, над которым работала, по заданию.
Задание.
– Составьте словарную статью для «Словаря неологизмов В.Маяковского» о каждом из авторских неологизмов по плану:
| 1.Каждая группа презентует свою работу. 2.Комментируют проделанную работу друг друга. 3.Взаимооценка | Контроль и инициативность, самостоятельность. Оценивать результат Умение вести диалог на основе равноправных отношений и взаимного уважения и принятия | ||||||||||||||||||||||||||||
8.Контрольно-оценочная деятельность | Выставление оценок | – Зачем Маяковскому понадобилось создавать новые слова – неологизмы?
– О чем говорит многообразие функций неологизмов?
Оценка работы каждого участника группы руководителем проектной группы с помощью таблицы:
Лист оценивания работы участников проектной группы.
Выставление учителем оценок за урок. | Комментируют результаты оценивания по листам взаимоконтроля. | Позитивная моральная самооценка Доброжелательное отношение к окружающим. Умение подбирать аргументы для подтверждения собственной позиции. | ||||||||||||||||||||||||||||
III.РЕФЛЕКСИВНО-ОЦЕНОЧНАЯ ЧАСТЬ | ||||||||||||||||||||||||||||||||
9.Рефлексия | Подведение итогов | Предлагает вспомнить цель работы над проектом Обсуждение выступлений групп. Оценка групповой работы с помощью таблицы. | 1.Вспоминают цель работы над проектом 2.Обсуждают проблемные зоны 3.Выдвигают предложения по использованию словарей данного типа | Формулирование выводов | ||||||||||||||||||||||||||||
9.Домашнее задание |
| Продолжение работы над учебным исследовательским проектом:
| ||||||||||||||||||||||||||||||