Что характерно для художественного стиля речи?

Задание по русскому языку. Тема: ФУНКЦИОНАЛЬНЫЕ СТИЛИ РЕЧИ.

Посмотрите видеопрезентацию или прочитайте параграф №2 с. 5-8 (учебник В.Ф.Грекова) и сделайте краткий конспект в тетради.

Выполните тренировочные задания I-IV в тетради.

Задание I. Узнайте стили по их характеристикам. Запишите их виды.

1. Непринуждённо, без особых забот о литературной правильности речи выражается личное отношение к чему-либо или сообщается что-либо в процессе общения людей.

2. Логично (последовательно и аргументировано), беспристрастно, точно (исключая приблизительность) передаётся информация для сообщения знаний.

3. Опосредованно, через систему художественных образов в отшлифованной форме речевого произведения как вида словесного искусства повествуется о чём-либо для воздействия авторской поэтической мыслью на читателя.

4. Прямо и призывно, с целью воздействия на читателя (слушателя) выражается гражданская позиция автора в связи с чем-либо.

5. Точно (исключая двусмысленность), официально, по общепринятому стандарту, в виде документа излагается что-либо.

Задание II.  Выберите правильный ответ.

1. Определите, к каким функциональным стилям речи относятся приведённые отрывки:

           1) Почти (11 %) всей земной суши скрыто под блестящим ледяным панцирем. Объём льда оценивается сейчас в (30 000 000 км³). Сюда входят и айсберги, и ледяные шапки Северного полюса, и материковые льды Антарктиды, и ледяные пики горных хребтов.
Ледники по своему объёму составляют примерно (80 %) всего льда на земле. Если ледниковый лёд равномерно распределить по земной поверхности, то он покроет её слоем толщиной в 60 м.
Самый толстый слой льда обнаружен в Антарктиде — свыше 5000 м. Ледники и их снежный покров обладают исключительной отражательной способностью. Если бы таким свойством обладала вся земная поверхность, то её внешний теплообмен уменьшился бы втрое, а средняя температура на земле была бы порядка –90°.

          2) Это был человек лет тридцати двух-трех от роду, среднего роста, приятной наружности, с темно-серыми глазами, но с отсутствием всякой определенной идеи, всякой сосредоточенности в чертах лица. Мысль гуляла вольной птицей по лицу, порхала в глазах, садилась на полуотворенные губы, пряталась в складках лба, потом совсем пропадала, и тогда во всем лице теплился ровный свет беспечности.

           3) Гоголь умер! Какую русскую душу не потрясут эти два слова?.. Да, он умер, этот человек, которого мы теперь имеем право, горькое право, данное нам смертью, назвать великим. Человек, который своим именем означал эпоху в истории нашей литературы; человек, которым мы гордимся, как одной из слав наших! Он умер, пораженный в самом цвете лет, в разгар сил своих, не окончив начатого дела, подобно благороднейшим из его предшественников.

           4) Ведь от любви родители и строги-то к вам бывают, от любви вас и бранят-то, все думают добру научить. Ну, а это нынче не нравится. И пойдут детки-то по людям славить, что мать ворчунья, что мать проходу не дает, со свету сживает. А, сохрани Господи, каким-нибудь словом снохе не угодить, ну и пошел разговор, что свекровь заела совсем.

           5) Пушкин родился б июня 1799 года в Москве, на Немецкой улице (ныне улица Баумана) в доме И. В. Скворцова, сослуживца отца Пушкина по Московскому военному комиссариату. Сейчас на месте бывшего владения Скворцова стоит здание школы № 353 (улица Баумана, 10), построенной к столетию со дня гибели поэта (1937 г.) и тогда же получившей его имя. На стене школы — мемориальная доска.

 

А) Художественный стиль Б) Научный стиль В) Публицистический стиль    Г) Официально-деловой стиль Д) Разговорный стиль



Какое это средство выразительности: «передо мной явилась ты, как мимолетное виденье»?

А. метафора  Б. сравнение  В. олицетворение

 

Определите, какие жанры не относятся к художественному стилю.

А. ода Б.  роман В. репортаж Г. рассказ  Д. элегия Е. очерк

 

Определите, в какую группу со словами публицистической лексики попали слова из других пластов речи. Вставьте пропущенные буквы.

А. Ко(р,рр)умпированный, журналис..ское ра(с,сс)ледование, пр..з..дентские выборы, милосердие,ц..вилизац..я.

Б. Прогре(с,сс), менталитет, просл..влять, кризис власт.., соц..альная спр..ведливость.

В. Обществе(н,нн)ое сознание, (выше)стоящие инстанции,в..ликодушие, рейтинг, интерференция волн.

Какой стиль речи используется в СМИ?

А. публицистический        Б. разговорный        В. Научный

 

Для какого стиля речи характерна стандартизованность?

А. научный    Б. публицистический      В. официально-деловой

 

Какое это средство выразительности: «золото волос»?

А. эпитет        Б. метафора           В. Олицетворение

 

Какому стилю речи присуща призывность?

А. разговорный        Б. публицистический         В. официально-деловой

 

Какие языковые средства характерны для разговорного стиля?

А. Итак, следовательно, во-первых, наоборот.  

Б. Толстенный, сестрица, лгунишка.

В. Акт милосердия, демократизация общества, народные избранники.

Г. Довожу до вашего сведения, принять меры. 

Д. Шепот деревьев, сердце тоскует, хоровод звезд.

Что характерно для художественного стиля речи?

А. объективность в изображении

Б. использование в сфере науки и техники

В. использование всех пластов стилей речи

 

Задание III. Определите, в каком функциональном стиле могут быть использованы приведенные ниже слова и словосочетания. Найдите слова и словосочетания, которые в равной степени могут быть употреблены во всех стилях. Выпишите их по группам (научные, официально-деловые, разговорные). Составьте небольшой текст (4-5 предложений) с использованием слов и сочетаний одной стилистической группы.

Уведомление, дубликат, город, рефлекс, симпозиум, ингредиент, иммунитет, экологический, бестия, книжка, пятый, ворчун, дрыхнуть, явление, нижеподписавшийся, синий, сорвиголова, строить, конституция, уполномочен сообщить, обоснованный вывод, вкалывать без обеда, обобщить сказанное, обвинительная речь, замотанный вконец, в соответствии с вышеизложенным, развалился на стуле, привести в соответствие, настоящий закон, коммуникативная компетенция, культура речи, без царя в голове.

Задание IV.  Прочитайте текст В. Пескова. Выполните стилистический анализ текста, придерживаясь плана:

-Определите тему текста, подтвердите примерами из текста.

-Определите основную мысль текста, кому адресован текст.

-Выделите микротемы.

-Определите тип текста (повествование, описание, рассуждение).

-Определите стиль текста.

-Укажите используемые для экспрессивности языковые средства.

-Найдите характерные для данного стиля слова и словосочетания.

Пример: Текст        Я вынул из ящика стола тяжелые списки романа и черновые тетради и начал их жечь. Это страшно трудно делать, потому что исписанная бумага горит неохотно. Ломая ногти, я раздирал тетради, стоймя вкладывая их между поленьями и кочергой, трепал листы. Пепел по временам одолевал меня, душил пламя, но я боролся с ним, и роман, упорно сопротивляясь, всё же погибал. Знакомые слова мелькали передо мной, они пропадали лишь тогда, когда бумага чернела, и я кочергой яростно добивал их. (По М.Булгакову) Примерный план ответа: Тема текста – решение писателя сжечь свою рукопись. Главная мысль – изображение события и состояния человека, уничтожающего свой сокровенный труд. Текст содержит одну микротему. Это образец художественного стиля. Слова в переносном значении помогают описать переживания человека, обилие глаголов и глагольных форм даёт ощущение динамизма, стремительности происходящего: ломая ногти, раздирал тетради; пепел душил пламя; сопротивляясь; мелькали; добивал. Данный текст типологически представляет собой повествование с элементами описания состояния человека. Событие показано в хронологической последовательности. Мы наглядно представляем начало, развитие и конец действия: вынул списки романа – раздирал тетради – вкладывал между поленьями - роман погибал – бумага чернела. Глаголы прошедшего времени, обозначая последовательно сменяющиеся события, помогают развёртыванию повествования.

Текст

    У каждого из нас «своя речка». Неважно какая, большая Волга или малютка Усманка. Все ли мы понимаем, какое это сокровище – речка? И как оно уязвимо, это сокровище?! Можно заново построить разрушенный город. Можно посадить новый лес, выкопать пруд. Но живую речку, если она умирает, как всякий живой организм, сконструировать заново невозможно.

      Последние годы во всем мире идет озабоченный разговор о воде. Вода становится одной из главных ценностей на земле. Но когда говорят: «Миссисипи мелеет» или: «Мелеет Дон», не все понимают, что корень проблемы лежит на берегах маленьких усманок и даже безымянных речек и ручейков. Жизнь зародилась, осела и развивается около рек. Только-только пробившийся из земли ключик без пользы уже не течёт. Но, кроме благ и радостей, отдаваемых всему живущему на её берегах, речонка упорно несёт свою воду в «общий котёл», из которого пьют сегодня огромные города и крупные промышленные центры. А если какой-нибудь город начинает страдать от жажды, если мелеют большие реки, первую из причин надо искать там, где расположены «капилляры» водной системы, - на малых речках.

                             В.Песков. Отечество

 

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: