Особенности погрузки (выгрузки) опасных грузов

Тема 2.8 Переработка опасных грузов

1.Классификация опасных грузов и основные требования при хранении и перегрузке.

2. Особенности погрузки (выгрузки) опасных грузов.

Порядок ликвидации аварийных ситуаций с опасными грузами.

1.Классификация опасных грузов и основные требования при хранении и перегрузке.

Опасный груз груз, который в силу присущих ему свойств при определенных условиях при перевозке, выполнении маневровых, погрузочно-разгрузочных работ и хранении может стать причиной взрыва, пожара, химического или иного вида заражения либо повреждения технических средств, устройств, оборудования и других объектов железнодорожного транспорта и третьих лиц, а также причинения вреда жизни или здоровью граждан, вреда окружающей среде (ст. 2 Устава). Вследствие этого при перевозке и хранении таких веществ, материалов, изделий и отходов необходимо соблюдать меры предосторожности и особые условия перевозок.

Эти условия и меры определены в Правилах перевозок железнодорожным транспортом опасных грузов и в Правилах безопасности и порядке ликвидации аварийных ситуаций с опасными грузами при перевозке их по железным дорогам. Руководящие работники, специалисты предприятий и организаций магистрального и промышленного железнодорожного транспорта независимо от форм собственности, причастные к перевозкам опасных грузов, должны сдавать экзамены на знание этих правил не реже одного раза в три года. Грузоотправители и грузополучатели представляют на станцию приказы по предприятию о назначении ответственных за работу с вагонами и перевозочными документами на опасные грузы.

Классификация и маркировка» разделяются на следующие классы:

– Класс 1 — взрывчатые материалы (ВМ);

– Класс 2 — газы сжатые, сжиженные и растворенные под давлением;

– Класс 3 — легковоспламеняющиеся жидкости (ЛВЖ);

– Класс 4 — легковоспламеняющиеся твердые вещества (ЛВТ);

– самовозгорающиеся вещества (СВ), вещества, выделяющие воспламеняющиеся газы при взаимодействии с водой;

– Класс 5 — окисляющие вещества (ОК) и органические перок-

сиды (ОП);

– Класс 6 — ядовитые вещества (ЯВ) и инфекционные вещества (ИВ);

– Класс 7 — радиоактивные материалы (РМ);

– Класс 8 — едкие и (или) коррозийные вещества (ЕК);

– Класс 9 — прочие опасные вещества.

Опасные грузы каждого класса в соответствии с их физико-химическими свойствами, видами и степенью опасности при транспортировании разделяются на подклассы, категории и группы, указанные в Приложении 1 к Правилам перевозок опасных грузов.

Каждому наименованию опасного груза присвоен классификационный шифр из четырех цифр: первая обозначает класс, вторая — подкласс, третья — категорию опасности, четвертая — степень опасности.

Классификационный шифр — это численный код опасного груза, характеризующий его транспортную опасность.

Опасные грузы в соответствии с их физико-химическими свойствами и видами опасности при транспортировании разделяют согласно ГОСТ 19433-88 на подклассы (всего 24 подкласса). Первая и вторые цифры классификационного шифра обозначают подкласс (в приведенном выше примере сера относится к подклассу 4.1).

Взрывчатые материалы в каждом подклассе (шесть подклассов) в зависимости от их свойств, назначения и возможности совместной перевозки разделяются на группы совместимости, обозначенные буквами от А до N, а также S. Для опасных грузов класса 1 классификационный шифр состоит из номера класса, подкласса и группы совместимости.__

Например, для пороха бездымного классификационный шифр по ГОСТ 19433-88 1.3 С, что обозначает: первый класс, третий подкласс (ВМ пожароопасные, не взрывающиеся массой), группа совместимости С.

Отнесение опасных грузов к определенному классу, подклассу, категории и группе производится в соответствии с ГОСТ 19443-88. Класс (подкласс) опасного груза, обладающего более чем одним видом опасности, устанавливается в соответствии с таблицей приоритета видов опасности. Для таких грузов должны соблюдаться требования, предписанные как для класса приоритетной опасности, так и для классов дополнительной опасности.

 

Особенности погрузки (выгрузки) опасных грузов.

Вагоны (цистерны) и контейнеры должны подаваться под погрузку в очищенном и обезвреженном изнутри и снаружи виде.

После выгрузки опасных грузов необходимо осмотреть кузов вагона или контейнера, собрать и удалить из них остатки перевозимого груза с соблюдением мер предосторожности и безопасности.

При отправках ядовитых и едких веществ всех классов получатель грузов обязан после выгрузки тщательно очистить вагон от остатков перевозимых грузов, промыть горячей водой, а при необходимости обезвредить или дезактивировать его.

При обнаружении во время выгрузки поврежденной тары, рассыпанного или разлитого груза, наличии в вагоне запаха опасного вещества следует вызвать представителя грузополучателя и решить с ним вопрос обезвреживания вагона, а также сотрудника центра госсанэпиднадзора на железнодорожном транспорте в целях определения и выполнения необходимых профилактических мероприятий.

Опасные наливные грузы с учетом их биологической опасности можно разделить на три группы: нефтепродукты (нефть и первичные продукты ее переработки), химические вещества (продукты органического и неорганического синтеза, жидкие минеральные удобрения, кислоты и щелочи), сжиженные и сжатые газы.

Перед началом налива цистерна должна быть тщательно осмотрена. Налив производится только в специально отведенных местах. Подготовка грузов к наливу (разбавление, смешивание, увлажнение) осуществляется в специально приспособленных емкостях.

При обнаружении течи налив прекращается, и грузоотправитель обязан перекачать содержимое неисправной цистерны в емкость.

По окончании налива необходимо протереть или промыть наружную поверхность котла цистерны, чтобы не было следов наливаемого груза. После слива грузов цистерны подлежат обработке на промывочно-пропарочных предприятиях.

На цистерны, предназначенные для перевозки опасных грузов, должны наноситься знаки опасности.

Погрузочно-разгрузочные работы следует производить в специально отведенных местах, удаленных от зданий, сооружений и других объектов на расстояние не менее 500 м.

Погрузка, выгрузка и сортировка грузов должны производиться с применением погрузочно-разгрузочных машин и механизмов. При ручных работах переносить на спине, плече или перед собой, а также бросать или волочить опасные грузы воспрещается.

Погрузка и выгрузка опасных грузов производится в специально отведенных и оборудованных для этих целей местах.

Погрузочно-разгрузочные работы с разрядными грузами в местах общего пользования запрещаются.

Перед началом работ с опасными грузами во всех складских помещениях и в вагонах необходимо организовать сквозное проветривание в течение 30 минут (открывание дверей и люков). Погрузочно-разгрузочные работы навалочных химических грузов на открытом воздухе не допускаются при скорости ветра более 3 м/сек.

Перед выгрузкой опасных грузов вагоны должны быть проветрены принудительной или естественной вентиляцией через открытые двери и люки. При естественной вентиляции проветривание вагонов должно производиться не менее 30 минут.

По окончании погрузки опасного груза в вагон должны быть проверены правильность загрузки, надежность крепления груза, после чего вагон должен быть немедленно опломбирован. При внутреннем осмотре вагонов, загруженных опасными грузами, или непосредственно после выгрузки грузов разрешается пользоваться только взрывобезопасными фонарями. Включать и выключать эти фонари в вагоне запрещается.

Места погрузки и выгрузки кислот оборудуются электрическими лампами напряжением не более 12 В во взрывобезопасном исполнении.

 

3. Порядок ликвидации аварийных ситуаций с опасными грузами.

Аварийная ситуация - условия, отличные от условий нормальной перевозки грузов, связанные с загоранием, утечкой, просыпанием опасного вещества, повреждением тары или подвижного состава с опасным грузом, которые могут привести или привели к взрыву, пожару, отравлению, облучению, заболеваниям, ожогам, обморожениям, гибели людей или животных, опасным последствиям для природной среды, а также случаи, когда в зоне аварии на железной дороге оказались вагоны, контейнеры или грузовые места с опасными грузами.

Действия работников железнодорожного транспорта и привлеченных формирований при возникновении аварийной ситуации должны быть максимально оперативными, соответствовать характеру и масштабам аварийной ситуации и проводиться с учетом свойств грузов (пожаровзрывоопасность, токсичность, коррозионность, окисляющее действие и др.), с соблюдением мер безопасности и профилактики, предусмотренных Правилами перевозок опасных грузов.

При возникновении аварийной ситуации с опасными грузами, сопровождаемыми проводниками или специалистами грузоотправителя (грузополучателя), последние обязаны:

а) принять все необходимые меры к предотвращению угрозы людям, повреждения подвижного состава, сооружений, грузов, других последствий;

б) установить возможность и условия дальнейшего следования грузов и при необходимости совместно с локомотивной бригадой принять меры к прекращению движения поездов, маневровой работы и к недопущению доступа посторонних лиц в опасную зону;

в) после осмотра места происшествия доложить о создавшейся обстановке и мероприятиях по обеспечению безопасности: на перегоне - машинисту локомотива, на станции - дежурному по станции;

г) по прибытии на место аварийной ситуации аварийно-восстановительных и пожарных подразделений сообщить их руководителям о состоянии груза, подвижного состава и мерах безопасности при ведении аварийно-восстановительных и спасательных работ.

Осуществление мероприятий по ликвидации последствий аварийных ситуаций в части мер безопасности при выполнении работ с указанными грузами или вагонами, содержащими сопровождаемый груз, производится по согласованию с сопровождающими их проводниками или специалистами и при их участии.

Восстановительные и пожарные поезда железных дорог к месту происшествия направляются в порядке, действующем на железнодорожном транспорте. Личный состав указанных поездов и другие работники железных дорог, привлеченные к ликвидации аварийных ситуаций с опасными грузами, должны быть обучены правилам пользования средствами индивидуальной защиты и обеспечены ими в соответствии с порядком, установленным МЧС Беларуси и БЧ. Восстановительные и пожарные поезда осуществляют ликвидацию аварийных ситуаций с опасными грузами в пределах своих тактико-технических возможностей. Исходя из конкретной обстановки в состав восстановительного поезда может быть включен вагон с медицинским оборудованием. Медицинский персонал направляется в составе восстановительных и пожарных поездов в установленном БЧ порядке. Для ликвидации последствий аварийных ситуаций с опасными грузами привлекаются силы и средства грузоотправителя (грузополучателя), которые после получения требования от железной дороги должны быть направлены немедленно таким видом транспорта, который обеспечил бы прибытие их к месту происшествия в возможно короткий срок.

Начальник отделения железной дороги (начальник железной дороги) при аварийной ситуации, представляющей угрозу населению или окружающей среде, совместно со специалистами причастных служб, а в необходимых случаях совместно с представителями местных органов власти, территориальных служб МЧС Беларуси, здравоохранения, внутренних дел, промышленных предприятий, организаций и специалистами грузоотправителя (грузополучателя) должны оперативно выполнить следующий комплекс мероприятий:

а) провести санитарно-химическую разведку очага аварии и территории, находящейся под угрозой поражения от факторов аварии, определить границы опасной зоны, принять меры по ее ограждению и оцеплению;

б) при необходимости провести эвакуацию населения близлежащих территорий (радиус зоны эвакуации определяется исходя из свойств и количества груза, особенностей местности и погодно-климатических условий);

в) оценить пожарную обстановку;

г) выявить людей, подвергшихся воздействию ядовитых (токсичных) и едких веществ, биологически опасных препаратов, и организовать оказание им медицинской помощи;

д) разработать план ликвидации аварийной ситуации, в котором предусмотреть порядок действий.

Такие мероприятия, как тушение ординарных пожаров, восстановление сквозного движения, расчистку завалов, подъем подвижного состава, разделку вагонов осуществляет железная дорога; оцепление зоны чрезвычайной ситуации, развертывание пунктов управления, организацию связи между подразделениями в месте ликвидации аварийной ситуации, нейтрализацию ядовитых веществ, перекачку жидкостей, сбор и вывоз зараженного грунта, обваловку и засыпку проливов, участие в тушении сложных пожаров (например, при горении ядовитых веществ или при образовании токсичных продуктов горения), организацию действий по ликвидации загрязнений местности и утилизации остатков опасных грузов осуществляют аварийные бригады предприятий, другие подразделения, входящие в территориальную подсистему РСЧС, войска и формирования гражданской обороны.

Отправление на место аварии восстановительного поезда (ВП) должно быть обеспечено не позднее чем через 40 минут после получения приказа дежурного по отделению (управлению) железной дороги. Начальник ВП получает приказ поездного диспетчера с указанием мер предосторожности, исходя из предписываемых аварийной карточкой мер.

Организация восстановительных работ включает:

- выявление объемов работ, определение необходимых сил и средств;

- выбор схемы и установление очередности их производства, разработку планов по организации восстановления;

- обеспечение охраны и ограждение мест работы;

- обеспечение привлеченных лиц средствами индивидуальной защиты;

- принятие необходимых мер пожарной безопасности;

- оценку принимаемых решений с позиций ущерба окружающей природной среде.

Работы должны выполняться в определенной последовательности, соответствующей принятому плану. По мере освобождения земляного полотна от сошедшего подвижного состава работника восстановительных поездов приступают к ремонту пути, установке поврежденных опор контактной сети, восстановлению средств связи и устройств СЦБ. Начальник ВП отвечает за строгое выполнение оперативного плана восстановления в части подъема сошедшего с рельсов подвижного состава. Дополнительные повреждения подвижного состава и контейнеров с опасными грузами не допускаются.

Руководитель работ должен в плане работ предусмотреть возможность обследования компетентными лицами зоны аварии (видеосъемка, фотографирование объектов, составление схем, отбор образцов и т.п.).

По окончании восстановительных работ привлеченные работники должны пройти медицинское освидетельствование.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: