Задача №1. Ход белых. Выигрыш (играем до мата)

Тема 24. Пешечный эндшпиль. Занятие 1. Король с пешкой против короля. Теория.

 

 

Вот типичная элементарная позиция, в которой пешка неумолимо становится ферзем. Вне зависимости от того, где расположен король противника, он бессилен ей помешать. Обратите внимание на положение короля белых - с поля с7 он одновременно и защищает пешку и контролирует поле ее превращения. Кстати, подобным же свойством обладают поля е7 и d7, хотя последнее является промежуточным: чтобы освободить дорогу пешке, королю все равно придется перейти или на е7, или на с7.

Как видите, захват королем одного из таких полей очень важен: при этом автоматически достигается цель эндшпиля - пешка превращается в ферзя.

В теории эндшпиля три поля перед пешкой на 6-й горизонтали называют ключевыми полями этой пешки.

Первый вывод: чтобы пешка превратилась в ферзя, достаточно занять королем одно из ее ключевых полей.

Естественно, что защищающаяся сторона должна стремиться не допустить их захвата. Рассмотрим еще одну простую позицию.

Здесь все зависит от очереди хода. Начиная, белые играют 1. d6-d7 и ставят противника в положение цугцванга. После вынужденного 1...Kpd8-e7 2. Kpc6-c7, захватив ключевое поле, белые достигают успеха.

Совсем другое дело, если ход черных. Они, конечно, отвечают 1. Kpd8-c8, сохраняя контроль над полем с7. Теперь уже 2. d6-d7 не приносит успеха: после 2... Kpc8-d8 белые сами оказываются в цугцванге, и вынужденное 3. Kpc6-d6 приводит к пату.

Второй вывод: борьба за достижение конечной цели - превращение пешки в ферзя - в подобных ситуациях сводится к борьбе за ключевые поля. Тот, у кого проходная пешка, старается вторгнуться королем на одно из этих поле; защищающийся, маневрируя своим королем около ключевых полей, стремится не пропустить на них короля противника.

Ниже приводится примерный план розыгрыша ключевых позиций с пояснениями к каждому ходу. В задаче №1 при ходе белых - всегда выигрыш, в задаче №2 при ходе черных - всегда ничья.

 

 

Задача №1. Ход белых. Выигрыш (играем до мата).

Белые: Ученик                                                               Черные: Тренер

№ хода Белые Черные
1. Kpd4-e5 Первым ходом белые встают в оппозицию. Kpe7-d7 Черный король вынужден выйти из оппозиции.
2. Kpe5-f6 Белый король начинает лесенкой приближаться к ключевым полям (c7, d7 или e7). Kpd7-e8 Черный король самостоятельно не уйдет от поля превращения.
3. Kpf6-e6 Снова белый король становится в оппозицию. Kpe8-f8 Черный король вынужден выйти из оппозиции.
4. Kpe6-c7 +- Белый король занял одно из ключевых полей. Теперь пешка проходит беспрепятственно.  
  Белые Черные
Результат 1 0
Время 10 мин. 9 мин.
Подписи Ученик Тренер

 

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: