Как учить математике современных старшеклассников

Тиунова Елена Петровна

учитель математики

МБОУ «Карагайская СОШ№1»

Кто не знает математики, не может узнать никакой другой науки и даже не может обнаружить своего невежества"

Мне захотелось начать свое эссе именно с этих слов, которые сказал еще в 1267 год, знаменитый английский философ Роджер Бекон, он этими словами сказал все. Математическое образование не может существовать отдельно, необходимо понимать, что мы формируем у детей целостную картину мира.  «Математика - царица наук!» Это ведь не просто брошенная фраза, и наши выпускники понимают это, просто на старшей ступени у них уже другие приоритеты, другие цели.

Наше математическое образование сегодня на старшей ступени нацелено  в-первую  очередь на сдачу  ЕГЭ. Об этом мы говорим на педагогических советах  и слышим с экранов телевизора. Сегодня считается тот хороший учитель тот, у которого дети сдали ЕГЭ по математике  на высокие баллы. Это же мнение складывается    и у родителей.

Все мы знаем, что важнейшей задачей математического образования является воспитание в человеке способности понимать смысл поставленной перед ним задачи, умение правильно, логично рассуждать, усвоить навыки алгоритмического мышления. Каждому надо научиться анализировать, отличать гипотезу от факта, критиковать, понимать смысл поставленной задачи, схематизировать, отчётливо выражать свои мысли и т. п., а с другой стороны - развить воображение и интуицию (пространственное представление, способность предвидеть результат и предугадать путь решения и т. д.). Иначе говоря, математика нужна для интеллектуального развития личности. Теперь кто измерил это,  произошло ли это развитие личности, имеет ли он логическое мышление и т.д. Когда детям в школе в 5, 6 классов задаешь вопрос, для чего тебе нужно математическое образование, отвечают «математика необходима для жизни, для интеллектуального развития». Наши выпускники  пишут, «чтобы получить аттестат», а примерно 30% из них «поступить в ВУЗ».  Теперь, что я учитель могу изменить в сознании моих старшеклассников?

Возвращаюсь к теме:   «Как учить математике современных старшеклассников»   

во-первых,  у них должна быть мотивация для изучения математики на старшей ступени;

во-вторых, урок математики должен быть современный;

 в-третьих, их необходимо оторвать от общения в сети, для того чтобы использовали интернет в образовательном процессе.

Все это вместе может дать хороший результат. Мы должны понимать, что результат это не только ЕГЭ. Для меня -  если наш выпускник успешен в жизни и это есть главный результат.

       Успех - это достижение поставленной цели. Сегодня я успешен как ученик, а завтра я успешен в профессиональной карьере. Успешен тот, кто смог себя найти и реализоваться в этом мире. Успешный человек - это тот, кто смог стать компетентным в своей области. Мы должны помочь нашим выпускникам стать успешными людьми в современном мире. Это значит быть конкурентоспособными, уметь делать правильный выбор, иметь свою точку зрения, конструктивно сотрудничать.

Ежедневное взаимодействие учителя и ученика происходит на уроке. Каким быть современному уроку? Как заинтересовать сегодня старшеклассника? Мы постоянно задумываемся над этими вопросами. Только тогда, когда формируем интерес на своем уроке, мы стимулируем на результат.

Проектная деятельность на уроке и во внеурочной деятельности, важный аспект сегодняшнего образования старшеклассников. Научить проектированию сегодня важно, так как это будет необходимо в их профессиональной деятельности. 

В прошлом учебном году использую поточно–групповой метод обучения, мы с 7-классниками изучали геометрию в проектах. Обучающиеся с удовольствием работали над проектами в группах и индивидуально, а в конце учебного года защитили итоговые практические проекты.

В этом учебном году  для 10-классников проводила курс «Индивидуальный проект». Ребята выполняли с удовольствием делают групповые проекты., придумывали и реализовывали в классе, выходили на проектирование в зимнем лагере «Профикампус», но очень сложно берутся за индивидуальные. Интересный формат получился сейчас, когда мы все находимся в дистанционном формате. Мой курс переместился в Google класс. Мы встречаемся в Zoom для консультаций и проводим там тьюториалы. Пробуем формат реализации онлайн проектов и защиты своих проектных и исследовательских   работ. Проводя опрос,   на вопрос что вы думаете про онлайн проекты  несколько ответов 10-класснико:

-«Если честно, я думаю, что это неплохая, так сказать, подготовка, разминка перед защитой серьёзных работ в ВУЗах, или, скажем, защитой диплома»,

-«Проект поможет мне в дальнейшем, при поступлении»,

-«Это отличная идея воплотить что-то в жизнь и попробовать что-то новое. Узнать в чём у тебя преимущества. Определиться в том, что тебе больше нравится. Возможно даже, понять будущую деятельность, в которой будешь работать. Но есть и минусы, например, время, которое ты тратишь на выполнение, и результат не всегда такой, который ты ожидаешь.»

Сегодняшние старшеклассники понимают, что важно заниматься проектированием и проводить исследования, так давайте это делать не только во внеурочной деятельности, но и на своих уроках математики.

Я давно в своей работе применяю Google инструменты, но сегодня для работы в дистанционном формате, я открыла Google класс, как для работы с профильной математической группой, так и для ведения своего курса.

Использование таких интернет ресурсов также повышают мотивацию,  формируют и развивают информационную компетентность у старшеклассников, чтобы они могли добиться успеха в решении поставленной задачи,  сдать успешно ЕГЭ по математике и поступить в ВУЗы.

Если будут успешны наши ученики, то и мы учителя можем сказать - мы успешны! Важное правило современного учителя – это нельзя стоять на месте, нужно искать и узнавать новое, внедрять новые идеи в работу, нужно идти вперёд, и рядом с нашими учениками и тогда с нашим образованием в стране будет все нормально,  в том числе и с математическим.

 

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: