Основатель архитектуры итальянского Возрождения

Введение

Одна из первых построек Возрождения - Купол собора Санта Мария дель Фьоре во Флоренции (1420—1436). Архитектор Брунеллески Филиппо (Brunelleschi Phillipi. 1377-1446 гг.)

15-16-е века благодаря географическим открытиям стали переломным моментом в истории европейской цивилизации. Росла мировая торговля, развивались ремесла, увеличивалось городское население, увеличивались объемы строительства. Развитие получила наука, литература, искусство. Архитектура итальянского Возрождения тоже была обязана экономическому росту, а также ослаблению влияния церкви. Название стилю дал художник, исследователь итальянского искусства, написавший книгу «Жизнеописания наиболее знаменитых живописцев ваятелей и зодчих" (1568 г.) Джордано Вазари. С его точки зрения, которую поддержало большинство архитекторов того времени, Средневековье было периодом упадка, характеризовавшегося варварством племен, разрушившим Римскую империю, а вместе с ней и античное искусство. Именно он написал о возрождении искусства Италии, рассматривая эпоху Средневековья как период невежества, который пришел следом за крахом античного искусства. Позднее этот термин стал использоваться для обозначения эпохи появления нового стиля в искусстве, которое возникло в Италии в 16-м веке, а затем стало модным в других европейских странах. Эстетика Возрождения обратила взор человека к природе. Искусство Древнего Рима легло в основу художественной культуры того периода. Надо заметить, что отдельные элементы античного зодчества использовались и в Средние века. Например, отдельные фрагменты античности встречаются в строения периода Каролингского Ренессанса; [1]

Каролингское возрождение – это период, который пережило государство франков и близлежащие государства. Это расцвет не только в политической, но также в научной и культурной сфере. [2]
Каролингское возрождение напрямую связано с деятельностью короля франков Карла Великого и его последователей Людовика Благочестивого и Карла Лысого, принадлежавших к династии Каролингов, что и дало название периоду.
Причинами такого возрождения послужила любовь Карла к учености, наследию Римской империи и стремление во всем ровняться на нее. Им были проведены попытки возродить римские традиции и навыки строительства. Архитектурные стили переплетались между собой, связывая античную направленность со средневековой и ромейской. Сам термин “Каролингское возрождение” был введен французом Жан-Жаком Ампером в XIX веке, хотя он часто оспаривался из-за ограничения расцвета лишь в среде духовенства и отсутствия социальных движений. Были вновь освоены римские техники кладки арок, каменного строительства и возведение сводов. В империи развернулось широкое строительство церквей в соответствии с уставом преподобного Бенедикта. За период с 768 по 855 год в Европе было построено 417 монастырей, 100 королевских резиденций и 27 новых соборов. Развернулось широкое строительство школ, больниц, мостов, городов и крепостей. Яркий пример тому – монастыри Сен-Рикье и Сен-Дени, построенные с глубокой продуманностью организации внутреннего пространства церкви, создающего эффект непрерывности и имеющей форму базилики.
Бази́лика — тип строения прямоугольной формы, которое состоит из нечётного числа различных по высоте нефов. В многонефной базилике нефы разделены продольными рядами колонн или столбов, с самостоятельными покрытиями. Центральный неф — обычно более широкий и больший по высоте, освещается с помощью окон второго яруса.

Главной целью императора Карла являлось единство франкской церкви, которая полностью находилась под его контролем. До его правления древние рукописи переписывались монахами бездумно, без сохранения пунктуации, слова были написаны без интервалов, что делало расшифровку этих рукописей почти невозможным. В VII-VIII веке не было единых стандартов, академического языка и даже заглавных букв. При Карле Великом ситуация меняется кардинально. Все тексты стали досконально изучаться монахами, император ввел общий стандарт для средневековой латыни, которая претерпела множество изменений со времен падения Рима.

 

Есть они и в так называемый «оттоновский период» в конце 10 в. (это было время культурного подъёма в Германии при императорах Оттонах Саксонской династии). Элементы античности можно заметить и в готическом зодчестве Германии.

Для «Оттоновского Возрождения» характерно усиление культурных связей с Византией. Это особенно сказалось на расцвете книжного дела и миниатюристики, главным центром которых стал монастырь Райхенау.

В отличие от средневековых архитекторов, мастера архитектуры итальянского Возрождения старались отразить в зодчестве саму античную философию, характерную для Древней Греции и Древнего Рима: преклонение перед красотой природы и человека, реалистическое мировоззрение. Архитектура Возрождения в Италии характеризуется симметрией, пропорциональностью, строгостью ордерных систем. В этом стиле строятся не только храмы, но и общественные сооружения: учебные заведения, ратуши, дома купеческих гильдий, рынки. В 16 веке в Италии появляется новые типы городского и загородного дворца – палаццо (представляет собой тип городского дворца-особняка, характерный для итальянского Возрождения, сложился в XV в.) и вилла ((лат. Villa — усадьба, поместье) — загородный дом с садом или парком. В древнем Риме виллой называли загородное поместье, предназначенное для развлечений и отдыха). Изменился и состав заказчиков: в Средневековье основными заказчиками были церковь, феодалы, теперь заказы поступают от цеховых объединений, гильдий, властей города, знати. [4]

 

 



Основатель архитектуры итальянского Возрождения

Отцом-основателем архитектуры Возрождения считается архитектор и скульптор Филиппо Брунеллески.

Брунеллески Филиппо (Brunelleschi Phillipi. 1377-1446 гг.) Филиппо Брунеллески начал свою деятельность как победитель (вместе с Гиберти) конкурса на декорирование дверей Флорентийского баптистерия.

Первым сооружением архитектуры итальянского Возрождения стал купол Флорентийского собора (1420-1436 гг.) В конструкции этого купола Брунеллески воплотил новые идеи строительства, которые было бы трудно реализовать без специально разработанных механизмов. В этот же период, в 1419—1444 гг., Брунеллески занимался строительством Воспитательного дома для сирот - «Приюта для Невинных».

 

Воспитательный дом (1419—1444 гг.) Архитектор Брунеллески

Закон линейной перспективы означает особенность человеческого восприятия удаленных объектов, их пропорций и форм.

Это было одним из первых зданий в Италии по своей конструкции напоминавшее постройки античности. Именно Брунеллески приписывают открытие закона линейной перспективы, возрождение античных ордеров в архитектуре итальянского Возрождения. Благодаря его творчеству основой новой архитектуры снова стали пропорции, ему принадлежит возрождение использования «золотого сечения» в архитектуре, которое позволяло добиться гармонии в архитектурных конструкциях. Таким образом, Брунеллески возродил в архитектуре Возрождения в Италии античные традиции, взяв их за основу при создании нового типа зодчества. Идеи Брунеллески совпали с новыми направлениями философии общества: на смену средневековым запретам, презрению всего земного в этот период приходит интерес к реальности и человеку.

Золотое сечение – это математическое понятие, в архитектуре означает соотношение между двумя величинами (одной большей по размеру, другой - меньшей), заключенными в общей величине. При этом отношение большей величины к меньшей соответствует отношению общей величины к большей из двух соотносящихся величин. Впервые такое соотношение было открыто Евклидом (300 гг. до н.э.) В период Ренессанса соотношение называли «божественной пропорцией», современное название появилось в 1835 г. Соотношение между величинами в золотом сечении составляет постоянное число 1,6180339887.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: