Причастие в поэзии Андрея Белого

Товмасян Ю.А.

Филологический факультет

ФГБОУ ВО «Оренбургский государственный педагогический университет»

г. Оренбург, Россия

Русский писатель, этнограф, а также составитель «Толкового словаря живого великорусского языка» Владимир Иванович Даль называл причастие «частью речи, причастной глаголу, в образе прилагательного» [6, с. 440]. Исходя из этого определения, мы видим, что у причастий больше функций в речи, чем у других частей речи, а именно у глагола и прилагательного по отдельности.

Но причастия редко применяются в разговорной речи, используются более простые синтаксические конструкции. Это их свойство отмечал ещё Александр Сергеевич Пушкин: «Причастия обыкновенно избегаются в разговоре. Мы не говорим: карета, скачущая по мосту; слуга, метущий комнату; мы говорим: которая скачет, который метет, заменяя выразительную краткость причастия вялым оборотом» [5, с. 152].

Стилистическая особенность причастий заключается в том, что они добавляют тексту торжественность, выразительность, насыщенность, тем самым придают высказыванию книжный характер.

Высоко оценивают стилистические возможности причастий все современные лингвисты, которые утверждают, что эта глагольная форма позволяет вкладывать большое содержание в сжатую по форме речь. Ученые отмечают, что причастия при умелом их употреблении дают возможность выразительно передать детали, живописно рисующие действие, а это усиливает образность художественного повествования.

Актуальность данного исследования обусловлена своеобразием положения причастий в системе частей речи и его широким функциональным диапазоном в поэзии Андрея Белого. Обращение к текстам поэта расширит литературный кругозор школьников, познакомит их с употреблением причастий и их категорий в поэтической речи, а также позволит взглянуть по-новому на их значимость в русском языке.

Причастия - средство художественной изобразительности. Благодаря им писатель описывает цвет, действие, показывает своё отношение к изображаемому предмету. Причастные обороты делают художественный текст образным, выразительным, красочным и насыщенным. Они помогают эмоционально - эстетическому воздействию на читателя.

Причастия, как отглагольные формы, занимают значительную часть в системе языковых средств и способов, обладающих изобразительными функциями. Также они имеют определенную стилистическую окраску – книжную, поскольку отсутствуют в диалектах и весьма редко встречаются в разговорной речи.

Борис Николаевич Бугаев, литературный псевдоним которого является Андрей Белый, – поэт, прозаик, философ и литературный критик, один их ведущих деятелей русского символизма.

Андрей Белый сделал огромный вклад в литературу, вошел в историю культуры под символическим названием Серебряного века, он жил и творил на рубеже двух веков.

В результате сплошной выборки, проделанной нами в поэзии Андрея Белого, было найдено 200 причастий, относящихся к различным группам.

Все обнаруженные причастия мы разделили на 6 тематические группы. При этом оказалось, что найденные причастия разных тематических групп представлены в нашей картотеке количественно неравномерно – приводим в порядке убывания тематические группы:

1. Причастия с неблагозвучными суффиксами -ши-, -вши-;

2. Причастия, употребляющиеся в роли определения;

3. Причастия как источник возвышенного образа речи;

4. Причастия в переносном значении;

5. Причастия как источник сниженного образа речи;

6. Причастия, обозначающие цвета для выразительности и точности речи.

Далее опишем все причастия этих отмеченных нами тематических групп, выявленные в поэзии Андрея Белого.

1. Причастия с неблагозвучными суффиксами -ши-, -вши- представлены наиболее активно. В отдельных случаях они служат для передачи резких на слух впечатлений, тем самым неблагозвучие может стать выразительным средством фоники: Из родников проговорившей ночи («Антропософия»);...обезглавлен в набежавшем свете («Антропософия»).

А. Белый употребляет причастия этой тематической группы для того, чтобы передать резкие, явные звуковые впечатления, которые не ласкают слух.

2. Также активно в своей поэзии А.Белый употребляет причастия, употребляющиеся в роли определения:...бегом развернутых крылий («Асе»); друг он сказал, преисполненный муки («Безумец»).

Автор употребляет причастия этой тематической группы, чтобы такие причастия наглядно выражали изобразительную функцию в тексте, выражали энергию русского языка.

3. Причастия, обозначающие источник возвышенного образа речи создаются словами, которые лишены бытовых смыслов и связаны с высокими иерархиями. В поэзии такие причастия используются в сниженной активности, например: ...визжащий в воздухе («Больница»); ...дозирающие очи («Бессонница»).

Писатель употребляет причастия этой группы, чтобы выразить торжественный тон и сказать о чем-то важном, значительном. 

4. Нередко из-за утраты глагольных признаков у причастий развивается переносное значение. Тем самым причастия, получившие метафорическое значение, обычно становятся языковыми тропами. Эта тематическая группа также снизилась в употреблении: ...мерцающие ночи («Антропософия»);...слепую мглу бунтующей стихии («Антропософия»).

А. Белый использует причастия этой тематической группы для того, чтобы показать, что эти слова потеряли признак по действию, они стали обозначать чистый признак, также к ним можно привести синонимичное качественное прилагательное.

5. Причастия сниженного образа речи создаются словами, обладающими бытовыми смыслами и связанными в лингвистическом значении с низкими уровнями иерархий: ...дробящий кости молот («Больница»); Засыпающий там у грудей («Из окна вагона»).

Писатель употребляет такие причастия, чтобы показать, что речь идет о возвышенном, но используются такие средства языка, которые создают контраст между предметом речи и речевым образом, выделяя пренебрежительные и небрежные слова.

6. Причастия, обозначающие цвета для выразительности и точности речи применяются очень редко, с помощью цветообозначений Андрей Белый передает краски и тончайшие оттенки, которыми наполнена природа: ...голубеющий бархат эфира («Бальмонту»); ...зеленеющие кочки («Ночью на кладбище»).

Самыми частотными цветами оказались обозначения белого цвета. Вторым по частоте употребления стал зеленый цвет, остальные использовались реже.

Автор использует причастия этой тематики, чтобы показать практически всю цветовую гамму, которая отражает его цветовидение и тональность восприятия окружающей действительности. Поэт стремился к символическому познанию мира, следовательно, у него проявляется интерес к цвету как источнику символики в поэзии.

В данной работе было проанализировано и показано, что причастия, которые употребляет Андрей Белый в своих произведениях, могут относиться к разным тематическим группам. Некоторые причастия используются в большей степени, а некоторые применяются реже.

В исследовании темы «Причастия в поэзии Андрея Белого» были решены задачи, поставленные в соответствии с целью данной работы с применением указанных методов.

В результате исследования получены следующие выводы:

 1) Андрей Белый является ярким представителем русского символизма, литературным критиком и философом, человеком удивительной культурной эпохи, который получили название «серебряный век». Малоизвестный современникам автор интересен изобретениями и открытиями, во многом определившими облик литературы начала ХХ века.

2) Все слова можно условно разделить на несколько групп. Есть такие группы, которые используют не все писатели в своих художественных текстах. Некоторые причастия можно поделить лишь косвенно. Большую часть занимают слова с неблагозвучными суффиксами, а также можно выявить случаи переносного значения слова, когда причастие переходит в прилагательное, что подтверждает потерю словом признака по действию и принадлежность к другой части речи.

3) Характеристика причастий описывает взаимодействие с другими частями речи, также совмещает в себе свойства прилагательного и глагола, которые обладают постоянными и непостоянными признаками. Морфологические признаки представляют собой грамматические категории, благодаря которым данная часть речи отличается от иных словоформ. Причастия являются неглагольными словоизменениями, они образуют падежные формы по адъективному склонению, изменяются по родам и числам, а страдательные причастия образуют краткие формы.

4) Причастия делают нашу речь художественной, создают образы и украшают наш язык, они не только характеризуют предмет, но и представляют его признак в динамике, в процессе его становления, формирования и изменения, также причастия активны и экспрессивны, служат для лаконичности, глубины раскрытия какого-либо предмета. Авторы в своих художественных текстах используют причастия для того, чтобы воздействовать на чувства читателей или слушателей.

5) Современные лингвисты, утверждающие, что эта глагольная форма позволяет вкладывать большое содержание в сжатую по форме речь, высоко оценивают стилистические возможности причастий. Было отмечено, что причастия при грамотном их употреблении выразительно передают детали, что в свою очередь показывает образность художественного повествования.

 

Список литературы:

1. Антонова, Е. С. Русский язык и культура речи: учебник / Е. С. Антонова, Т. М. Воителева. // Москва: Академия, 2007 – 319 с.

2. Бахмутова, Е. А. Выразительные средства русского языка. Лексика и фразеология: учебное пособие / Е. А. Бахмутова // Казань: Изд-во Казанского ун-та, 1967 – 164 с.

3. Белый, А. Стихи о России [Текст] / А. Белый // Берлин - Эпоха, 1992 – 50 с.

4. Белый, А. Стихотворения [Текст] / А. Белый // Петербург – Москва: Изд-во З.И. Гржебина, 1992 – 50 с.

5. Виноградова, В. Н. Стилистика русского языка. Жанрово-коммуникативный аспект стилистики текста / В. Н. Виноградова, Т. Г. Винокур, Л. И. Еремина // Москва: Наука, 1987 – 236 с.

6. Ожегов, С.И. Толковый словарь русского языка / С.И. Ожегов // Издательство: Оникс, 2010 – 736 с.

 

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: