Упражнение «Невидимое сделать видимым»

ВИДЕО – Пантомима «Жизнь человека».

- Вы поверили?

— Вам было понятно происходящее на экране?

— Что изобразил актёр?

— Вы слышали какие-нибудь слова?

— Что помогло вам понять происходящее?

Я думаю, движение рук (жесты) и выражение его лица (мимика).

У пантомимы есть нечто такое, что составляет ее оригинальность, особенность, особое эстетическое наслаждение, прелесть этого жанра, непохожесть на другие виды искусства, выразительность. Что же составляет зерно пантомимы?

Во- первых: это оригинальная фантазия мима как автора.

Второе: сильное воображение как у актера.

Третье: пластическая выразительность мима, его жеста, позы, движения, мимики.

Четвертое: владение мимом техники создания иллюзии.

Пятое: хорошая наблюдательность.

Но если сказать, что же самое главное для искусства мима, то, конечно, это фантазия. Фантазия как пространство для творчества мима. Мим творит фантазийный мир и живет в нем, погружая в него зрителя.

Классическая пантомима пришла к нам из древнегреческого театра, где представления давались на огромную аудиторию. И порой зрители могли догадываться о том, что происходит на сцене, только по движениям, жестам. Это искусство является достаточно сложным, ведь главная задача актера состоит в том, чтобы донести зрителю всю глубину разыгрываемой сцены.

Из истории театров…. Первый театр в мире был построен в греческом городе Афины. В театре была сцена, зрители сидели на склонах холмов очень далеко от сцены.

В России искусство пантомимы берёт начало в народных обрядах и праздниках, которые не обходились без игры, пляски и песни. Люди рядились в животных, пародировали различных персонажей. Игры часто сопровождались элементами пантомимы, когда движениями и жестами пояснялись слова песен. Такие сценки часто встречались в обрядах, приуроченных к праздникам: Масленице, Святкам, Рождеству. Примеры игры-пантомимы можно увидеть в самодеятельных представлениях, посвящённых различным событиям: концу жатвы, сватовству, свадьбе и т. д. Постепенно элементы пантомимики стали проникать в различные сферы искусства. Пантомимика стала широко применяться в театральной среде во время обучения актёров мастерству перевоплощения. С её помощью они учатся выражать мысли и чувства без слов, делая упор на внутренние ощущения. Очень ярко выражая ту или иную эмоцию.

А сейчас давайте вспомним уже пройденный ранее материал. Вспомните, что же такое эмоция?

 Эмоция – это беспокойство различной глубины, нарушение равновесия. Это беспокойство может быть сильным, влекущим за собой повышенную оживленность, например, гнев, или же, наоборот, спад оживления, например, страх, Эмоция, таким образом, действует или как возбудитель, или же, наоборот, вызывает оцепенение.

А теперь вспомним, что же такое мимика?

Мимика - «выразительные движения мышц лица, являющиеся одной из форм проявления тех или иных чувств человека». Таким образом, мимика является прямым выражением наших чувств и эмоций. Она может осуществляться естественно, а может быть искусственно создана, усилием актера, для более достоверного состояния на сцене, как одно из выразительных средств.

Кстати, уважаемые студенты, почему мимы на сцене обычно выступают в тёмной одежде?.  -  

- Правильно на фоне тёмной одежды очень хорошо видна работа мимики нашего лица.

Попробуйте, ярко изобразить такие эмоции как радость, грусть, страх, гнев, равнодушие, презрение, плач. Это основные маски.

А сейчас вспомите, что такое жест?

Жест - движения рук, сопровождающие речь актёра или заменяющие её.

А знаете, ребята, сколько разных движений можно сделать руками?

У нас десять пальцев, и каждый палец сгибается в трех местах. Да, кроме того, рука подвижна в запястье. А если двигать к тому же локтем и предплечьем, то можно придать руке и пальцам еще больше разных положений.

Один специалист подсчитал, сколько различных движений и положений доступно рукам. Он утверждает, что их 700 000!

Давайте попробуем хоть немного убедиться, что может наша рука.

 

Упражнение «Жест»

«Летит муха». Какой жест? Покажите, как работает рука. Какое выражение лица при этом?

«Нам очень жарко». (Рука спокойно обмахивает лицо.)

«Вижу вдалеке подругу. Зову ее». (Широкий взмах руки к себе.)

«Снег хлопьями повалил». (Рука слегка прикрывает лицо.)

«Град пошел». (Присели, руки на голову.)

«На конфетку!» (Рука вперед, ладонь раскрыта, радость.)

«Полощем в тазике платочек». (Рука двигается легко, свободно.)

Очень важно,  в работе актера в показе пантомимы невидимое сделать видимым. Как сделать так, чтобы зритель поверил, что перед вами действительно стенка, что вы несете зонт или держите какой-то другой предмет. Вспомните, а чём мы говорили в начале, что актёру необходимо воображение, необходимо поверить самому.

Упражнение «Невидимое сделать видимым»

Я предлагаю несколько упражнений на беспредметные действия.

В дальнейшем такие упражнения вы должны придумывать сами. Это будет развивать вашу фантазию.

 - Вылепите из воображаемого теста (или пластилина) бусы. Попробуйте нанизать их на нитку. Из того же «материала» сделайте цепь, крендель.

- Откройте: книгу, зонтик.

- Намотайте на локоть и кисть руки (не забудьте отвести при этом большой палец) длинную веревку.

- Забинтуйте партнеру палец, руку, голову.

- Расчешите волосы.

В работе с воображаемыми предметами важное значение имеет характер и свойства предмета твёрдый, шершавый, круглый или липкий, колючий или острый. С твердым предметом, скажем с поленом, вы будете работать иначе, чем с мягким, например, с подушкой. Необходимо помнить и о температурных свойствах предметов — к примеру, при действии с горячей кастрюлей или с куском льда.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: