Деятельность Рабкрина в 1920 г. началась, с одной стороны, в обстановке восстановления экономики и развертывания хозяйственного строительства, с другой стороны – при фактическом развале управления, учета и отчетности. В этих условиях Рабкрин направил свою деятельность в первую очередь на наведение порядка в учете, на борьбу с растратами и хищениями. На решение этих задач были направлены проводимые им фактические ревизии. Фактическая ревизия как форма контрольной работы была введена в практику органов государственного контроля еще в январе 1918 г. Однако порядок и методы осуществления такого рода ревизии получили законодательное оформление лишь в конце ноября 1918 г. в “Правилах о предварительной и фактической ревизии хозяйственной, финансовой и промышленной деятельности советских и общественных учреждений и предприятий” от 26 ноября 1918 г. Эти Правила вместе с «Общей инструкцией по Рабоче-крестьянской инспекции» стали регулировать ее ревизионную деятельность.
При этом «Общая инструкция по Рабоче-крестьянской инспекции» заостряла внимание на проведение ревизии технической и административной деятельности подконтрольных органов. В ней отмечалось, что “при ревизии центр тяжести работ ревизоров должен лежать в области фактического, а не документального контроля: без фактического контроля ревизия работ не только не дает существенных результатов, но и технически невыполнима, например, нельзя удостоверить правильность количества исполненных строительных работ по представлении на ревизию счета, не проверив последнего на месте производства работ” Фактической ревизии обычно сопутствовала документальная ревизия. Документальная ревизия как самостоятельный вид применялась РКИ для контроля за денежными и материальными расходами. Проверки хозяйственных планов, ревизии исполненных работ и израсходованных материалов являлись одновременно и фактическими, и документальными. Со временем центр тяжести работы РКИ стал перемещаться с чисто финансового контроля в сторону всесторонней оценки деятельности органов управления, особенно в области административно-хозяйственной. Чисто документальная ревизия в связи с этим стала утрачивать то место, которое она занимала ранее, до образования Рабкрина.
3. Описать разработки АО "Оргстрой" и Института техники управления по рационализации делопроизводства.
Для ведения практических работ в учреждениях на договорных началах в 1925 г. при НК РКИ СССР создается акционерное общество — Государственного бюро организационного строительства (Орг- строй). Главным направлением деятельности Оргстроя была рационализация делопроизводства. Для проведения подобной работы требовались научные разработки и теоретическое осмысление, поэтому в помощь Оргстрою в 1926 г. при НК РКИ создается институт техники управления (ИТУ). Таким образом, во второй половине 20-х — начале 30-х гг. Институт техники управления совместно с Оргстроем работают над проблемой совершенствования советского государственного аппарата. Научные методики обследования и совершенствования делопроизводства, разработанные ИТУ, Оргстрой внедрял в деятельность учреждений. В указанный период была разработана методика, получившая название методики «организационного проектирования». Она включала в себя: метод непосредственных наблюдений, методы опроса (интервьюирования), анкетирования, фотографии, самофоторафии рабочего дня, хронометража и т.д., которые и в настоящее время применяются при проведении рационализаторских работ по документационному обеспечению управления.
Охарактеризовать «Общие правила документации и документооборота» 1931 г.
В 1931 году ИТУ разработал проект «Общих правил документации и документооборота», посредством которого предполагалось установить единые правила делопроизводства в общесоюзном масштабе. Это была первая попытка создания единой системы делопроизводства, чтобы в дальнейшем на базе «Общих правил...», могли бы разрабатываться инструкции по делопроизводству для каждого советского учреждения и предприятия. Однако в 1932 г. ИТУ закрывают, и указанные «правила», несмотря на прогрессивность и потребность в них, предаются забвению.
Описать новый порядок документирования актов гражданского состояния после 1936 г.
В Конституции 1936 г. продолжается тенденция, наметившаяся в 1920-х гг., законодательной регламентации вопросов документирования. В ней была закреплена иерархия управленческих документов, т.е. установлено соответствие видов распорядительных документов издающим их органам власти и управления, а также учреждениям, организациям, предприятиям.