Глава 1. Зарождение и основные этапы развития экономических знаний

Имени В. И. Вернадского»

(ФГАОУ ВО «КФУ им. В. И. Вернадского»)

ИНСТИТУТ ЭКОНОМИКИ И УПРАВЛЕНИЯ

 

Кафедра экономической теории

 

Абибуллаева Ресуде Серьяновна

Контрольная работа

по дисциплине «Экономика»

Вариант 1

 

 

Обучающегося (-ейся) 2 курса

Направления подготовки 06.03.01 Биология

Форма обучения очная

Группа Б -б-о-182

Научный руководитель: старший преподаватель

кафедры экономической теории Андрющенко Е.С.

 

Дата сдачи_______ 25.05.2020 _________________

Оценка (балл) ______________________________

 

 

Симферополь, 2020


Вариант 1

Теоретическая часть

1. Зарождение и основные этапы развития экономических знаний.

2. Сущность рынка и условия его развития..

3. Совокупный спрос и факторы на него влияющие.

Практическая часть

Задача 1.

Заполните таблицу исходя из приведенных данных:

 

Q P TR TC MR МС Pr NPr

Года

Объем продукции тыс. изд. Цена, тыс.руб. Валовой доход тыс.руб. Валовые издержки тыс.руб. Предельный доход тыс.руб. Предельные издержки тыс. руб. Прибыль тыс.руб. Норма прибыли

1

60 80   1200        

2

70 75   1500        

3

75 75   4500        

4

80 80   7700        

5

85 80   4650        

О чем свидетельствует величина нормы прибыли?

Задача 2.

Рассчитайте объем ВНП на основании данных таблицы (все показатели – в млрд. ден. ед.) Найти: показатели ЧНП, НД, ЛД. Какой из методов расчета ВНП можно применить в данном случае?

 № Показатели Млрд. ден. ед.
1 Зарплата и жалование 1573
2 Экспорт  96
3 Рента 38
4 Процентный доход 121
5 Доходы индивидуальных собственников 134
6 Доходы от перепродажи товаров 117
7 Налоги на прибыль 67
8 Дивиденды 56
9 Трансфертные платежи 145
10 Нераспределенные прибыли корпораций 53
11 Амортизация 237
12 Косвенные налоги 206
13 Сделки с ценными бумагами 49
14 Государственные закупки товаров и услуг 148
15 Взносы на соц. Страхование 21

 


СОДЕРЖАНИЕ

Теоретическая часть

Глава 1. Зарождение и основные этапы развития экономических знаний.. 4
Глава 2. Сущность рынка и условия его развития ………………………..... 7
Глава 3. Совокупный спрос и факторы на него влияющие …...................... 9

Практическая часть

Задача 1 ……………………………………………………………………….. 15
Задача 2 ……………………………………………………………………….. 16
Список использованной литературы ……………………………………….. 17

 


ГЛАВА 1. ЗАРОЖДЕНИЕ И ОСНОВНЫЕ ЭТАПЫ РАЗВИТИЯ ЭКОНОМИЧЕСКИХ ЗНАНИЙ

Первые известные попытки систематизации экономических знаний связаны с греческими мыслителями, в первую очередь Аристотелем (364 −322 до н. э.) и Платоном (428 − 348 до н. э.), которые рассматривали в своих исследованиях вопросы экономической жизни. Аристотель смог глубоко проникнуть в вопросы хозяйственной деятельности, именно он определил экономику как науку о богатстве и внес ценный вклад в теорию стоимости, цены и денег.

Развитие общественного разделения труда и обмена привели к преодолению натуральной замкнутости и формированию экономики как единого целого в масштабе того или иного государства. Возникает потребность в знаниях о народном хозяйстве всей страны. В 1615г. французский экономист Антуан де Монкретьен (1575-1621) публикует «Трактат политической экономии», в котором предлагает проводить экономическую политику всемерного поощрения торговли, доказывает, что последняя является главной целью производства. Работа А. Монкретьена дала название нарождавшейся тогда науке, которая сохранилась и по сей день. Вначале она трактовалась как политическая экономия, а позже получила свое современное название − экономика.

В XVI − XVIII вв. основным направлением экономической мысли был меркантилизм − концепция, которая видела основу национального процветания в накоплении благородных металлов (золота и серебра), считавшимися главными формами богатства. К числу виднейших представителей этого направления можно отнести уже упоминавшегося выше А. Монкретьена, английского экономиста Томаса Мэна (1571− 1641), французского экономиста и политика Жана Батиста Кольбера (1619 − 1683), российского экономиста и публициста Ивана Тихоновича Посошкова (1652 − 1726). Французские ученые Франсуа Кенэ (1694 − 1774) и Анн Тюрго (1727 − 1781) явились основателями школы физиократов, представители которой считали, что только земля продуктивна и что только труд сельскохозяйственных работников способен создать чистый продукт, то есть доход, превышающий затраты. Все другие виды деятельности (промышленность, торговля) являются «бесплодными», поскольку они лишь перерабатывают продукты, не увеличивая их количество. Свои доходы, по мнению физиократов, промышленники и купцы получают из «вторых рук».

В формировании и развитии классической политической экономии как науки выдающуюся роль сыграли такие ученые, как уже названный нами Франсуа Кенэ, английские экономисты Уильям Петти (1623 − 1687), Адам Смит (1723 − 1790), Давид Рикардо (1772− 1823), Джон Стюарт Миль (1806 − 1873), французский экономист Жан-Батист Сэй (1762 − 1832). Несмотря на различия их взглядов, иногда существенные, все они относятся к классикам политической экономии. Классиков объединял ряд общих предпосылок, который, несмотря на расхождения по многим отдельным вопросам, был присущ всем названным авторам. Прежде всего, классики − сторонники экономического либерализма, суть которого нередко выражается словами «laissez faire» (буквально «оставьте делать» − фр.). Принцип «laissez faire» − политическое требование, сформулированное еще школой физиократов: полная экономическая свобода личности и свободная конкуренция, не ограниченная вмешательством государства. Классическая школа рассматривает человека, прежде всего, как «человека экономического». Его стремление к максимизации своего богатства ведет и к приумножению богатства всего общества. «Невидимая рука», как назвал автоматический механизм самонастройки экономики Адам Смит, направляет разрозненные действия отдельных производителей и потребителей таким образом, что вся система находится в состоянии долгосрочного экономического равновесия. А. Смит и его последователи разработали экономическую теорию, в основе которой лежала концепция трудовой стоимости.

На основе теории трудовой стоимости немецкий экономист и социолог Карл Маркс (1818 − 1883) создал учение об эксплуататорском характере рыночного хозяйства (Маркс использовал термин «капитализм»). Только труд наемных рабочих создает богатство общества. Прибыль капиталистов представляет собой неоплаченный труд рабочего класса. Идеи Маркса способствовали появлению нового направления в экономике − марксизма.

В дальнейшем, в результате развития общественных отношения, в обществе с различной периодичностью появлялись и новые экономические направления.

Свое новое имя экономическая наука получила в вышедшей в 1890 г. книге выдающегося английского экономиста, основоположника неоклассического направления, главы «кембриджской школы» Альфреда Маршалла (1842 − 1924). В центре внимания представителей неоклассического направления находился анализ условий, при которых потребители и производители максимизируют свое благосостояние. Как показал А. Маршалл, такая максимизация возможна лишь в условиях свободной конкуренции, и именно тогда, когда рынок приходит в состояние сбалансированности, равновесия.

В 20 − 30 годы XX в. на авансцену экономической мысли поднимается новое направление научного анализа − кейнсианство, поставившее в центр внимания проблемы макроэкономики. Вышедшая в 1936 г. книга выдающегося английского экономиста Джона Мейнарда Кейнса (1883 − 1946) «Общая теория занятости, процента и денег» произвела подлинную революцию в экономической теории и дала ответы на многие вопросы, которые не могли быть решены в рамках только микроэкономического анализа. Двигателем экономики, по мнению Кейнса, является не предложение, а спрос, и именно он выступает решающим фактором развития производства и предложения. Для повышения совокупного спроса Кейнс рекомендовал использовать налогово-бюджетную и кредитно-денежную политику государства.

Монетаризм представляет собой такое течение экономической мысли, которое ставит деньги в центр макроэкономической политики, отводя им решающую роль в колебательном движении национального хозяйства. В современном виде концепция монетаризма наиболее ярко выражена в работах лауреата Нобелевской премии по экономике за 1976 г. профессора Чикагского университета Милтона Фридмена.

В целом на протяжении XX века в экономической теории сложилось господствующее положение так называемого «основного течения» (mainstream). Этим термином принято называть неоклассическую теорию, в том современном ее виде, который наиболее отчетливо представлен в зарубежных стандартных учебниках и ряде ведущих теоретических журналов по экономической теории.

Таким образом, современная экономическая теория не является набором раз и навсегда установленных ею законов и теорем, а исключительно гибким и постоянно совершенствующимся инструментом познания, способным давать ответы на вопросы, возникающие при исследовании различных экономических систем.


 



Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: