Предание о блаженной Параскеве

Царь Петр

Наехал царь Петр в лесу на мужика: мужик дрова секет. И говорит ему царь: «Божья ти помочь крестьянствовати!» - «А велико ли у тебя, старичок, семейство?» - «А семейство у меня две дочери да два сына». – «Не велико ж твое семейство. Куда же ты деньги кладешь?» - «Кладу я деньги на три статьи: во-первых — долг плачу, а в-других, в долг даю, а и-третьих, в воду мечу». Царь призадумался: что бы это значило, что старик и в долг дает, и долг платит, и в воду мечет. И говорит ему старик: «В долг даю — двух сыновей кормлю; долг плачу - старого отца и мать кормлю; а в воду мечу — двух дочерей кручу». — «Ну, — говорит ему царь, — умная ты голова, старичок.

 Сели они на одноколку и поехали. Дорогой стал царь мужичка распрашивать: «Далече ль, мужичок, бывал?» — «Кое-куда бывал, сударь». — «А видал ли царя?» — «Царя не видал, а надо б посмотреть: согласился бы и помереть». — «Так смотри: в степях царь будет». — «А как я царя узнаю?» — «Все будут без шапок бегать: один царь в шапке». Как приехали в степь, увидели люди царя, все шапки под пазухи, бегом бегают. А мужик ширит глаза: двое стоят в шапках; и спрашивает: «Кто же царь?» Говорит ему Петр Алексеевич: «Видно, кто-нибудь из нас царь!»

«Песни, собранные П. Н. Рыбниковым». Изд. 2, т. 2. М., 1910, с. 368, № 153. Записано П. И. Рыбниковым в 1860 г. от лодочника на р. Шале (Водле) в Заонежье.

Суворов и солдаты

Суворов совсем по-другому обучал солдат, чем прежнее начальство. Суворов не любил серебряной и медной посуды. Говорил: «В ней - яд». Кушал, как солдаты, из глиняной чашки деревянной ложкой. Ел немного, не переедал. Денщику наказывал:

- Ты мне не давай много есть!

- Да как же я могу не давать есть вам, ваше высокопревосходительство!

- А ты только скажи: «Суворов не велел».

И вот раз Суворов сел обедать. Есть очень захотел. Денщик видит, что Суворов уж достаточно покушал, и говорит:

- Нельзя больше, ваше высокопревосходительство!

- Да я есть хочу..

- Нельзя..

- Почему нельзя?

- Суворов не велел.

- А-а Суворов… Тогда не буду.

 

Часов не любил. Говорил:

- Все часы врут: одни отстают, а другие вперед бегут. А вотпетух… Он время знает…

И когда надо, если петуха нет, сам петухом запоет.

 

Пойдет ночью часовых проверять. Подходит к одному:

- Здорово, братец!

- Здравия желаю, ваше высокопревосходительство!

- А скажи, братец, сколько звезд на небе?

Солдат посмотрел на небо и говорит:

- Сейчас сосчитаю! – И давай считать: «Раз, два, три, четыре, пять».

- Хорошо, братец, я вижу, что ты можешь сосчитать.

Подходит к другому часовому:

- Здорово, братец!

- Здравия желаю, ваше высокопревосходительство!

- Скажи, братец, сколько от земли до луны верст?

-Два суворовских перехода, ваше высокопревосходительство!

 

Записано в г. Челябинске в 1947 г. со слов А.С. Свинцова, уроженца г. Челны бывш. Симбирской губернии.

 

О разбойнике Кудеяре.

Вот где Битюг, там около Битюга царская дорога шла на Бобров. Там ходили обозы, ездили купцы, и на этой дороге выходили разбойники, которыми, вроде, руководил Кудеяр. Лес специально назывался Лыгина Яруга, где у них было, так сказать, стартовое. Довели они до того всех этих проезжающих, что специально были выделены солдаты, сколько там, рата, я врать не буду. Ну, короче говоря, они этих разбойников прижали, окружили, деваться было некуда. И вот уже Кудеяру деваться было некуда и он на лодку погрузил все золото и на ней стал переплавляться в сторону, чтобы уйти в лес. Там есть озеро, называется Савушкино. Щас оно почти пересохло. А раньше оно было большое озеро и широкое. И вот, когда он переправлялся, и то ли в его лодку попали, то ли она у него оказалась худая, в общем, эта лодка затонула. Кудеяр убежал, лодка затонула и вон там этот клад до сего времени и лежит, где-то там, на дне этого озера.

Записано в с. Чесменка Бобровского р-она Воронежской обл. от Забродина Александра Александровича 1927г. р, в 2001 г.

 

 

4. Село Боровое Новоусманского района.

Боровое – старинное село, расположенное на левом берегу реки Усманки. Несколько веков назад являлось довольно крупным поселением, в котором жили большей частью казаки и атаманы. Названо это село по особенностям местности. Река, протекающая до этого по открытым полянам, вступает здесь в густой сосновый лес, бор.

Записано в с. Новая Ольшанка Нижнедевицкого р-на от Гончаровой Прасковьи Яковлевны 1922 г.р. в 1997 г.

Село Сухой Донец Богучарского района.

Название села Сухой Донец связано с рекой Дон. Рядом с этим селом находится старое высохшее русло Дона. Весной, когда Дон разливается, это русло заполняется водой.

Отсюда и пошло название села Сухой Донец.

Записано в с. Монастырщина Богучарского р-на Воронежской обл. от Пешеновой А.В. в 1998 г.

 

Село Краснополье Воробьёвского района.

Ранее на месте села Краснополье были выселки. Старые люди рассказывают, что сюда выселяли людей и здесь они поселялись и тут жили. Считается, что красное поле от маков. Было очень много маков. А жителей выселяли из Никольского (всех, кого раскулачивали, выселяли в Краснополье). Прежде было пустое поле, поросшее маками. Люди, поселившиеся здесь, уничтожили маки и обнаружили плодородную землю и чистые родники. Была здесь и своя церковь, позже превращённая в школу. Церковь носила название святой Троицы. Селу около двухсот тридцати лет.

Записано в с. Краснополье Воробьёвского р-на Воронежской обл. от Радюнкиной Р.П. 1946 г.р., в 2001 г.

 

Село Братки Терновского района.

Говорят, что первыми поселенцами в Братках были преследуемые московскими царями выходцы из Москвы, два брата. О том, что они были из Москвы, свидетельствует сохранившееся до сих пор прозвище Москвичёвы.

Записано в с. Братки Терновского р-на Воронежской обл. от Щербакова Петра Васильевича. в 1979 г.

8. О Богоматери  

У нас в церкви Иверская Божья Мать, эта, наверно, в год три раза плакала. Вот слёзы у неё прям. Она деревянная, а у ней слёзы. И вот она с дитём сидить. И слёзы. Это она один год тока три раза. Ещё батюшки не было, а Гриша открыл сам, двое их зашло, и она мироточила. Брали на ватку, мазали себе, у кого руки болять.

Записано от Долгих В.М., 1946 г.р., уроженки с. В. Байгора, в с. Н. Байгора Верхнехавского р-на студентками 1 к. Ворониной О. и Золотарёвой И. 4 07. 2008 г.

Предание о блаженной Параскеве.

В Козловке жила блаженная Параскева. Такие люди постоянно молятся, молитва согревает их. Она всегда ходила босиком. Когда Параскева стояла на снегу, от её ног валил пар – настолько сильна молитва.

Таким людям известно, что будет. К Параскеве приходили и спрашивали, жив ли человек, вернётся ли с войны. Она могла молча лечь на лавку в позу усопшего.

Записано от матушки Ирины из х. Израйского Эртильского р-на в 2005г.

О Николае Угоднике

Лежу я у хате. Я тогда больная была. И заходит старый человек, маленькой такой, с бородой. «Ты, - каже, - болеешь?» А я ему кажу: «Болею». А он наклонился ко мне и говорит: «Не скоро я тебе скажу, когда болеть перестанешь». Повернулся спиной и пошел. Тут мамка мне молочка в хату приносит. Я ей говорю: «Вы деда бачили?» А она мне отвечает: «Нет». Потом соседи мне сказали, что это был Николай Угодник. А я теперича желею, что у него здоровья попросить не успела.

Записано со слов Чебановой Надежды Павловны 1933 г.р. с. Титаревке Кантемировского р-на в 1997 г.

О ведьме

Один мужик ночью вышел во двор, а там свинья мечется. Он ей вилами в голову попал, и свинья исчезла. А на утро к соседке пошел, а она лежит с перевязанной головой. А через три дни померла.

 

Записано в с. Песковатка Бобровского р-на Воронежской обл.

от Тимашовой Екатерины Григорьевны, 1922 г.р. в 2002 г.

 

Этот случай произошел в деревне. Однажды ночью мой дядя возвращался из клуба домой. Идя по дороге, он заметил идущего рядом с собой кабана, который еще и подхрюкивал хриплым голосом. Он уже почти побежал, но кабан тоже не отставал. И только когда приблизился к воротам дома, в котором жил, кабан пропал, как будто его и не было. Дядя испугался. Закрыв ворота на засов, он перекрестился и пошел спать. А на утро все рассказал нам. Мы поначалу не поверили, думали - померещилось. Но как объяснить то, что как только рассвело, он с отцом вышел за двор и они увидели большие следы от копыт кабана, которые вели за болото в старую развалившуюся хижину, где давным-давно никто не живет, и там следы исчезли. Люди говаривали, будто много лет назад там жила ведьма, которая внезапно пропала, и никто не знал, куда она делась.

Записано в г.Бутурлиновка Бутурлиновского р-на Воронежской обл.

от Гайворонской О.Г., 1957 г.р. в 2001 г.

О домовом 

Бабушка Нина рассказывала, что однажды поздно ночью, около 12-ти часов, она кормила своего маленького сына. Было очень тихо в доме, и через некоторое время в трубе печки что-то очень сильно загремело. Бабушка Нина спросила: «К худу или к добру?» А ей хриплым голосом ответили три раза: «К худу, к худу, к худу!!!» И через четыре дня у нее тяжело заболел муж и в скором времени умер!

Записано в с. Луговатка Верхнехавского р-на Казьминой Н. М., 1931 г. р. в 2004 г. АКТЛФ

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: