Принудительный сбор и обработка персональных данных граждан в нарушение статьи 24 Конституции РФ

АНАЛИЗ ЗАКОНОПРОЕКТА № 759897-7

«О едином федеральном информационном регистре, содержащем сведения о населении Российской Федерации»

21 мая 2020 года Госдумой РФ в 3 чтении принят законопроект № 759897-7 «О едином федеральном информационном регистре, содержащем сведения о населении Российской Федерации».

Проект продвигался экстренно под предлогом борьбы с коронавирусом, несмотря на то, что никаких мер поддержки граждан или противодействия коронавирусу проект не содержит. Проект был внесен в 2019 г. и предусматривает 5-летний срок формирования Регистра. Причиной экстренного лоббирования проекта в Думе была возможность принятия законов без обсуждения депутатов и без общественного противодействия из-за самоизоляции населения.

Фракции КПРФ, Справедливая Россия, ЛДПР выступили в Госдуме с жесточайшей уничтожающей критикой проекта, многие депутаты требовали снять его с рассмотрения для переноса на период после снятия самоизоляции в целях проведения широкого общественного-экспертного обсуждения. Однако эти просьбы были проигнорированы. В профильный комитет Госдумы было до рассмотрения проекта в третьем чтении внесено два пакета поправок, также полностью проигнорированных профильным Комитетом.

Как снежный ком нарастает общественный протест против проекта. В Думу направлено более 32 тыс. обращений граждан, более 250 ученых подписали открытое обращение против законопроекта [1], авторитетные эксперты из разных областей науки категорически выступают против создания Единого регистра, более 143 тысяч подписей граждан собрано под петицией против проекта [2].

Несмотря на все это закон продвигается без полноценного обсуждения. Между тем данный проект коренным образом изменяет взаимоотношения гражданина и государства,нарушает многочисленные конституционные права граждан и представляет собой серьезную угрозу национальной безопасности.

Принудительный сбор и обработка персональных данных граждан в нарушение статьи 24 Конституции РФ.

В Единый федеральный информационный регистр, содержащий сведения о населении (далее - Единый регистр) будут собирать данные обо всех россиянах, иностранцах, лицах без гражданства, проживающих либо работающих в РФ (ст. 6 законопроекта).

По ст. 3 законопроекта регистр о населении ведется непрерывно и должен включать актуальные сведения. Все сведения о гражданах в постоянном режиме должны принудительно пересылаться из массы иных информационных баз в «Единый регистр»: органы власти «обязаны» передавать в регистр данные (ст. 10 законопроекта) вне зависимости от наличия согласия граждан.

При этом по ч. 11 ст. 8 законопроекта записи и сведения Единого регистра о населении «подлежат постоянному хранению, их изъятие и уничтожение не допускается».

Однако согласно части 1 статьи 24 Конституции РФ «Сбор, хранение, использование и распространение информации о частной жизни лица без его согласия не допускаются». Сейчас управление персональными данными принадлежит субъекту персональных данных, за некоторыми обоснованными исключениями, когда согласие субъекта по закону не требуется (например, при исполнении договора его сторонам не нужно подписывать отдельное согласие на обработку персональных данных).

А законопроект № 759897-7 полностью игнорирует существующие конституционные нормы и легализует беспредел - автоматизированный сбор и обработку персональных данных в постоянном режиме без согласия граждан.

В Единый информационный регистр планируют собирать огромное количество сведений: фамилия, имя и отчество (при наличии) и в случае их изменения иные фамилия, имя и отчество (при наличии); дата рождения; дата смерти; место рождения; место смерти; «пол и в случае его изменения иной пол»; сведения о семейном положении физического лица, в том числе о записях актов о заключении и расторжении брака; гражданство Российской Федерации и (или) гражданство (подданство) иностранного государства или иностранных государств; сведения о наличии у гражданина Российской Федерации документа на право постоянного проживания в иностранном государстве (при наличии); сведения об обращении гражданина Российской Федерации в полномочный орган иностранного государства о выходе указанного гражданина из гражданства данного государства или об отказе от имеющегося у него документа на право постоянного проживания в иностранном государстве (при наличии); идентификаторы: записи акта о рождении; записи акта о смерти; документа, удостоверяющего личность физического лица, включая вид, номер и иные сведения о таком документе; документов или отметок в документах, удостоверяющих личность, подтверждающих право иностранного гражданина и лица без гражданства на пребывание (проживание) в Российской Федерации; сведений о регистрационном учете гражданина Российской Федерации и миграционном учете иностранного гражданина и лица без гражданства в Российской Федерации; сведений о принятом решении по вопросам гражданства Российской Федерации; сведений о постановке на учет в налоговом органе, в том числе в качестве налогоплательщика налога на профессиональный доход; сведений о регистрации физического лица в качестве индивидуального предпринимателя; сведений о постановке на воинский учет граждан Российской Федерации, обязанных состоять на воинском учете; сведений о регистрации в системах обязательного пенсионного, медицинского и социального страхования; сведений о постановке на учет в органах службы занятости; документа об образовании и (или) о квалификации, документа об обучении, включая виды, номера и иные сведения о таких документах, сведений о присуждении, лишении, восстановлении ученой степени, присвоении, лишении, восстановлении ученого звания; учетной записи физического лица в федеральной государственной информационной системе «Единая система идентификации и аутентификации в инфраструктуре, обеспечивающей информационно-технологическое взаимодействие информационных систем, используемых для предоставления государственных и муниципальных услуг в электронной форме» (далее – единая система идентификации и аутентификации); записей федерального регистра сведений о населении о физических лицах, являющихся родителями физического лица, супругом (супругой) физического лица, ребенком (детьми) физического лица (ч. 2 ст. 7 законопроекта).

Следует учитывать, что «персональные данные» представляют собой информацию, которая относится к «частной жизни» гражданина и представляет собой объект конституционно-правовой защиты. Защита «персональных данных» федеральным законом основана на положениях ст.ст. 23, 24 Конституции РФ [3].

Иными словами, органы власти принуждаются законопроектом к нарушению Конституции и законодательства о персональных данных. Между тем, по ст. 137 Уголовного кодекса РФ «Незаконное собирание или распространение сведений о частной жизни лица, составляющих его личную или семейную тайну, без его согласия» наказывается лишением свободы на срок до 2 лет, а при совершении деяния с использованием служебного положения – до 4 лет. Эти нормы игнорируются законодателем.

Главная цель законопроекта – обеспечение удобства чиновников и тотального электронного контроля над гражданами. Но в части 3 статьи 55 Конституции РФ отсутствуют такие основания для ограничения конституционных прав граждан. Как неоднократно отмечал Конституционный суд, «цели одной только рациональной организации деятельности органов власти не могут служить основанием для ограничения прав и свобод» (Постановление Конституционного Суда РФ от 22.06.2010 N 14-П).


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: