Неклассическая западная философия. Философия Ницше

 

План: 1. Основные черты неклассической философии

 2. Философия Ницше

 

1. Основные черты неклассической философии. Философы во второй половине XIX века пытались осмыслить сущность и причины начавшегося кризиса западноевропейской цивилизации, и искали новые пути для его преодоления. Всё это послужило началом формирования нового типа философии, получившей название «неклассическая» философия или «постклассическая» философия. Это название неклассическая философия получила, потому что ее представители стремились преодолеть положения классической философии.

    В рамках неклассической философии сложились 2 крупных направления. Первое направление можно назвать «традиционалистским». Её сторонники призывали сохранить классическую традицию, но вместе с этим, они разрабатывали новые философские подходы и принципы. К этому направлению относятся неокантианство (их лозунг «Назад к Канту!»), неогегельянство («Назад к Гегелю!») и неотомизм (обновленное учение Фомы Аквинского). Второе направление можно назвать «критическим». Её представители относились критически (от умеренной критичности до радикально-нигилистической позиции) к классической философии. Критическое направление стало доминирующим в неклассической философии и представлено в философских учениях Сёрена Кьеркегора, Фридриха Ницше, Артура Шопенгауэра, Анри Бергсона и др.

 

Сравнительный анализ классической и неклассической философий:

1. Классическая традиция рассматривала философию как метафизику – учение о сверхчувственных надчеловеческих принципах и предельных основаниях бытия. Основными темами были: проблема существования всеобщего, проблема сущности мира и человека, универсальных методов познания, всеобщих принципов истории и т.д.

Неклассическая философия отказывается от традиционной метафизики, от поиска универсальных основ бытия, проявляет интерес к единичному и стремится воссоздать полноту, многогранность, уникальность отдельных сторон бытия.

 

2. Классическая философия занимается построением объяснительной модели бытия окружающего мира (что есть мир?) и бытия человека (что есть человек).

Неклассическая философия занимается поиском путей преобразования мира и человека, и её волнуют следующие вопросы: что нужно предпринять, чтобы остаться человеком в бесчеловечном мире, как сделать мир более человечным и т.д.

 

3. Классическая философия главным в человеке признает познавательную способность и сводит сущность человека к его разуму.

Неклассическая философия либо:

1) выводит сущность человека за пределы разума в сферу бессознательного (например, психоанализ); в область волевых актов и процессов (волюнтаризм), в сферу интуиции (интуитивизм) и т.д.;

2) утверждает, что у человека нет сущности, т.к. он находиться в процессе постоянного становления и самосозидания (например, экзистенциализм).

 

4. Классическая философия утверждает, что человек – свободное существо, а саму свободу выводит из разума, который неограничен в своих творческих возможностях. Свобода – это цель, к которой постоянно стремится человек.

Неклассические философы проблему свободы человека определяют по-разному. Одни говорят, что свобода присуща человеку и является необходимым условием творчества и самосозидания (экзистенциализм). Другие говорят, что свобода принципиально невозможна из-за того, что жизнь человека зависит от экономических, политических, культурных структур, которые манипулируют его сознанием (структурализм и постструктурализм). Третья категория неклассических философов утверждает, что человек пытается убежать от свободы из-за тяжести ответственности (Эрих Фромм).

    Неклассическая философия ввела в философию ряд новых тем, например, коммуникация, понимание, мир повседневности, глобальные проблемы, человек и техника и т.д.

2. Философия Ницше. Творчество Фридриха Ницше (1844 – 1900) представляет собой наиболее яркое и глубокое воплощение «философии жизни» – одного из самых «громких» течений неклассической философии XIX века. На мировоззрение Ницше сильное влияние оказало творчество А. Шопенгауэра. Сама философия Ф. Ницше представляет собой глубинный переворот в отношении человека. Ницше остро чувствовал неблагополучие в развитии европейской цивилизации, и в своей философии обращается к человеку с призывом: «Будь тем, кто ты есть!», чтобы пробудить индивидуальную волю, индивидуальную свободу личности против диктата общества. Мысли Ницше были предельно радикальными, и поэтому его философия не была принята современниками, а пик популярности его идей пришелся на I половину XX века.

    Радикализм философии Ницше заключается в том, что он ставит перед собой очень сложную задачу разрушения в человеке «твари» и создания в нем «творца» путем самореализации.

    Ницше выступает против прежней метафизической философии, и создает собственную ницшеанскую метафизику, в которой можно выделить несколько главных разделов: «нигилизм и переоценка всех ценностей», «воля к власти», «сверхчеловек».

Нигилизм и переоценка всех ценностей. Феномен нигилизма является центральным компонентом в философии Ницше. Он использует слово нигилизм в 2-х значениях: 1) обесценивание прежних ценностей; 2) одновременное и безусловное противодействие этому обесцениванию. Нигилизм для Ницше закономерно вытекает из исторического становления Запада, и суть своего нигилизма Ницше сводит к тезису: «Бог умер!» Это означает, что «христианский Бог» утратил свою власть над миром и над человеком, а христианские идеалы и ценности, в итоге, разрушили инстинкт жизни, породили сознание раба, покорность, страх и несвободу. Ницше считал христианство ответственным за вырождение человечества. Ницше призывает человека восстать против прежних ценностей и идеалов и заменить их новыми. Человеку нужно отринуть «безжизненные» ценности и заменить их жизнеспособными ценностями, а сущность жизни – это желание роста и воля (стремление) к власти.

Воля к власти – это основная черта жизни, инстинкт жизни, заявлял Ницше. В общественной жизни Ницше выделяет 4 центра, где проявляется воля к власти: искусство, религия, государство, наука. Следует сказать, что термин Ницше «воля к власти» толковался (и толкуется) как политический. Однако он означал, конечно же, «волю к мощи», к силе, он означает волю к самоопределению и силу инстинкта жизни, в нем нет сугубо политического смысла.

Сверхчеловек. Ницше описал новый тип человека – человека будущего, который появится благодаря культурному совершенствованию, основанному на новых «земных» ценностях. Сверхчеловек – абсолютно свободная личность. Он сознательно берет ответственность за свои поступки и прокладывает путь в истории и культуре. Он создает, а не потребляет, творит, а не разрушает. Главные заповеди морали сверхчеловека:

- Люби самого себя;

- Люди по природе не равны;

- Жизнь жестока и беспощадна;

- Каждый должен стать свободным;

- Жизнь – это сила и красота. Они и должны служить критериями нравственности.

Сверхчеловек это не представитель какой-то избранной расы или народа. Это «аристократ духа», создавший себя сам. Более того, Ницше называет Сверхчеловека Ребенком. Люди-дети принадлежат миру и жизни, растворены в них, а не противостоят им. Они обладают жизненной энергией и неограниченным творческим потенциалом. Они чувствуют, а не холодно размышляют, они веселы и радостны. На человеке будущего, по мнению Ницше, лежит огромная ответственность в том, чтобы преодолеть негативные последствия развития культуры Западной Европы, которую Ницше считал варварской, так как в ней науки служат идеям, разрушения и политического господства.

Контрольные вопросы:

1. Что такое неклассическая философия?

2. Расскажите нам о двух основных областях неклассической философии

3. Как классическая традиция смотрит на философию, каковы были основные темы?

4. Что интересует неклассическую философию?

5. Что классическая философская традиция считает главным в человеке?

6. Что неклассическая философия говорит о сущности человека?

7. Что такое свобода в классической философии?

8. Что такое свобода в неклассической философии?

9. Кто такой Фридрих Ницше?

10. Каким был радикализм Ф. Ницше?

11. Расскажите нам о нигилизме в философии Ницше

12. Что такое воля к власти по мнению Ницше

13. Кто такой Сверхчеловек? Перечислите основные заповеди его морали.

14. Почему Ницше сравнил Сверхчеловека с ребенком?

Задачи для самостоятельной работы по учебным вопросам:

1. Как и почему субъективно-идеалистическая ориентация философии во второй половине XIX в. привела к возникновению иррационалистических и пессимистических философских систем? Дайте определение термина «иррационализм».

2. Почему философское учение А. Шопенгауэра (1788–1860) можно охарактеризовать как волюнтаризм? Что понимает мыслитель под волей и представлением и почему его «афоризмы житейской мудрости» имеют сегодня определенный успех? Прокомментируйте:

«Каждый усматривает в другом лишь то, что содержится в нем самом, ибо он может постичь его и понять его лишь в меру своего собственного интеллекта».

«Каждое деяние человека есть необходимое произведение его характера и насущного мотива».

«Жизнь – коротка, а правда действует далеко и живет долго; будем же говорить правду!».

«То, что есть в человеке, несомненно, важнее того, что есть у человека».

««Почему» можно назвать матерью всех наук».

3. В чем, по Вашему мнению, состоит основное содержание философии жизни Ф. Ницше? Почему он назвал свою философию антихристианской и что она есть «заступнический инстинкт жизни»? С позиции абсолютной ценности человеческой жизни (цель человека - это жизнь) объясните суждения философа:

«Человек есть нечто, что должно преодолеть».

«К независимости способны очень немногие - это преимущество сильных».

4. Почему мы говорим, что предтечей экзистенциализма является философское учение С. Кьеркегора? Что является центральной проблемой мыслителя? Как он понимает предмет философии и философствования?

5. В своём произведении «Так говорил Заратустра» Ф. Ницше описывает четыре состояния духа: сначала он предстаёт в образе верблюда, становится львом и, наконец, – ребёнком. «Всё самое трудное берёт на себя выносливый дух: подобно навьюченному верблюду, который спешит в пустыню, спешит и он в свою пустыню. Но в самой уединенной пустыне совершается второе превращение: здесь львом становится дух, свободу хочет он себе добыть и господином быть в своей собственной пустыне. Своего последнего господина ищет он себе здесь: врагом он стать ему, и своему последнему богу, ради победы он хочет бороться с великим драконом. Кто же этот великий дракон, которого дух не хочет более называть господином и богом? «Ты должен» называется великий дракон. Но дух льва говорит «я хочу».

Чешуйчатый зверь «ты должен», искрясь золотыми искрами, лежит ему на дороге, и на каждой чешуе его блестят, как золото, «ты должен!».

Тысячелетие ценности блестят на этих чешуях, и так говорит сильнейший из всех драконов: «Ценности всех вещей блестят на мне».

«Все ценности уже созданы, и каждая созданная ценность – это я. Поистине, «я хочу» не должно более существовать!». Так говорит дракон.

Братья мои, к чему нужен лев в человеческом духе? Чему не удовлетворяет вьючный зверь, воздержанный и почтительный?

Создавать новые ценности – этого не может ещё лев, но создавать себе свободу для нового созидания – это сила льва.

Завоевать себе свободу и священное «Нет» даже перед долгом – для этого, братья мои, нужно стать львом. Завоевать себе право для новых ценностей – это самое страшное завоевание для духа выносливого и почтительного. Поистине, оно кажется ему грабежом и делом хищного зверя. …Но скажите, братья мои, что может сделать ребёнок, чего не мог бы даже лев? Почему хищный лев должен стать еще ребёнком?

Дитя есть невинность и забвение, новое начинание, игра, самокатящееся колесо, начальное движение, святое слово утверждения. Да, для игры созидания, братья мои, нужно святое слово утверждения: своей воли хочет теперь дух, свой мир находит потерявший мир.

Три превращения духа назвал я вам: как дух стал верблюдом, львом верблюд, и, наконец, лев ребёнком».

Прокомментируйте притчу Ф. Ницше в соответствии с предложенными вопросами.

1. Что включает в себя понятие «дух»?

2. Какие метаморфозы человеческого духа описывает Ф. Ницше?

3. Какой смысл вкладывает философ в образы верблюда, льва, дракона и

ребенка? Почему высшее состояние духа он связывает с образом ребенка? Каково значение игры?

4. Соотнесите эту притчу Ф. Ницше с другими его философскими идеями.

Какая связь обнаруживается?

5. Приведите примеры описанных Ф. Ницше трансформаций (в жизни человека, в развитии общества, в эволюции культуры).

Интересные факты:

Несколько фактов о Шопенгауэре:

ü Будучи приват-доцентом в Берлине, учёный был настолько самонадеян, что специально назначал свои лекции на один час с лекциями Гегеля. Однако он так и не сумел переманить слушателей Гегеля и вскоре бросил читать лекции.

ü Шопенгауэр очень не любил людей, но любил собак. У него был пудель по имени Атма (Мировая душа), а на стенах его кабинета висело 16 гравюр с изображением собак.

ü Периодически мнительный учёный нанимал корреспондентов, чтобы те занимались поисками подтверждений его известности.

ü Шопенгауэр не был добропорядочным христианином. Он верил в магию и спиритизм. Единственными «иконами» в его кабинете были бюст Канта и бронзовый Будда.

ü Шопенгауэр пытался копировать образ жизни Канта во всём, за исключением раннего подъёма. Учёный любил поспать до полудня.

ü В 1840-х годах Шопенгауэр стал одним из пионеров повсеместно появлявшихся тогда в Германии первых зоозащитных организаций.

ü Очень много читая, философ, тем не менее, критически относился к чтению и с презрением воспринимал «философов» и «учёных», которые занимались исследованием книг, цитировали великих. Он считал, что чужие мысли вредны для разума, и выступал за самостоятельное мышление.

ü Шопенгауэр предлагал судить о человеке по тому, как он проводит свой досуг. Скучно и одиноко с самим собой, согласно учёному, может быть только духовно пустому человеку. Счастливы же те, кто в период досуга находят в себе что-то ценное.

ü У Шопенгауэра есть трактат «Метафизика половой любви», основная идея которого: в области физических чувств наиболее часто притягиваются противоположности (полные - худые, высокие – низкие, кареглазые – голубоглазые, блондины – брюнеты).

ü Соотечественник Шопенгауэра Рихард Вагнер посвятил ему свой оперный цикл «Кольцо нибелунга».

Афоризмы Кьеркегора:

ü Немало мужчин стали гениями благодаря девушке, немало мужчин стали героями благодаря девушке, немало мужчин стали поэтами благодаря девушке, немало мужчин стали святыми благодаря девушке, но кто в действительности сделался гением, героем, поэтом или святым благодаря девушке, ставшей его женой. Благодаря ей, он становился лишь коммерческим советником, генералом, отцом семейства.

ü По-моему, если ты не умеешь сделать любовь абсолютной мистерией, поглощающей всё историческое и реальное, то лучше и не суйся совсем в дело любви, а просто женись себе хоть сто раз.

ü В мире любви карьера и спрос совсем не зависят от стажа.

ü Ах, двери счастья, к сожалению, открываются не внутрь, так что их нельзя растворить бурным напором; они отворяются изнутри наружу, и тут уж ничего не поделаешь.

ü Обыкновенно, чем больше развита у человека способность мыслить и соображать, тем быстрее и искуснее мысли его подбираются к предмету, осматривают его со всех сторон и затем вполне им овладевают.

ü Итог моей жизни – простое ничто, настроение, один-единственный цвет. Этот итог подобен картине некоего художника, которому заказали изображение израильтян, переходящих через Красное море. Для этого он закрасил всю стену красным, объясняя, что израильтяне уже все перебрались на другой берег, а египтяне потонули.

ü Большинство людей столь торопливо преследуют удовольствие, что они попросту проскакивают мимо него. С ними происходит то же, что с карликом, который стерег в замке похищенную принцессу. В один прекрасный день он прилег отдохнуть и, проснувшись через час, обнаружил, что она исчезла. Он быстро натянул свои семимильные сапоги, но первый же шаг унес его слишком далеко от принцессы.

· Афоризмы Ницше:

ü Если долго всматриваться в бездну - бездна начнет всматриваться в тебя.

ü Всегдa есть две мoрaли: мoрaль гoспoд и мoрaль рaбoв.

ü Вера означает нежелание знать, что есть правда.

ü Чем шире твои объятия, тем легче тебя распять.

 

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: