Анализ хозяйственной деятельности

1. Понятие анализа хозяйственной деятельности

Анализ хозяйственной деятельности — это база принятия управленческих решений. Анализ представляет собой расчленение явления или предмета на его составные части (элементы) с целью изучения их внутренней сущности. Различают макроэкономический анализ, который изучает экономические явления и процессы на уровне мировой и национальной экономики и ее отдельных отраслей, и микроэкономический анализ, изучающий эти процессы и явления на уровне отдельных субъектов хозяйствования. Последний получил название «анализ хозяйствен­ной деятельности» (АХД). Возникновение экономического анализа связывают с воз­никновением и развитием бухгалтерского учета. Система управления предприятием состоит из следующих взаимосвязанных функций: планирования, учета и контроля, анализа хозяйственной деятельности и принятия управ­ленческих решений. С помощью планирования определяются основные направления и содержание деятельности предприятия, его структурных подраз­делений и отдельных работников. Его главной задачей является обеспечение планомерности развития предприятия и деятельности каждого его члена, определение путей достижения лучших конеч­ных результатов производства.

Для управления производством нужно иметь полную и правди­вую информацию о ходе производственного процесса и выполне­нии планов. Поэтому одной из функций управления производ­ством является учет, обеспечивающий сбор, систематизацию и обобщение информации, необходимой для управления производ­ством и контроля за ходом выполнения планов и производствен­ных процессов.

Анализ хозяйственной деятельности является связующим звеном между учетом и принятием управленческих решений. В процессе его учетная информация проходит аналитическую обработку: про­водится сравнение достигнутых результатов деятельности с данны­ми за прошлые периоды времени, с показателями других предпри­ятий и среднеотраслевыми; определяется влияние разнообразных факторов на результаты хозяйственной деятельности; выявляются недостатки, ошибки, неиспользованные возможности, перспекти­вы и др. С помощью АХД достигается осмысление, понимание информации. На основе результатов анализа разрабатываются и обосновываются управленческие решения. Экономический анализ предшествует решениям и действиям, обосновывает их и является основой научного управления производством, повышает его эф­фективность. Управленческие решения и действия должны быть основаны на точных расчетах, глубоком и всестороннем экономическом анали­зе. Ни одно организационное, техническое и технологическое ме­роприятие не должно осуществляться до тех пор, пока не обосно­вана его экономическая целесообразность. Недооценка роли АХД, ошибки в планах и управленческих действиях в современных усло­виях приносят чувствительные потери. И наоборот, те предпри­ятия, на которых серьезно относятся к АХД, имеют хорошие ре­зультаты, высокую экономическую эффективность.

2. Предмет и объекты АХД

Каждая наука имеет свой предмет исследования, который она изучает с соответствующей целью присущими ей методами. Фило­софия под предметом любой науки понимает какую-то часть или сторону объективной действительности, которая изучается только данной наукой. Один и тот же объект может рассматриваться раз­личными науками. Каждая из них находит в нем специфические стороны или отношения. Предметом той или иной науки принято считать то специфическое, что позволяет отличить ее среди мно­жества других наук. Например, в медицине объектом изучения является человек. Предметом же исследования отдельных меди­цинских наук служат органы человека, их функции и взаимодей­ствия. То же самое наблюдается и в экономике.

Хозяйственная деятельность и те процессы, что в ней происте­кают, являются объектом исследования многих наук: экономиче­ской теории, макро- и микроэкономики, управления, организации и планирования производственно-финансовой деятельности, ста­тистики, бухгалтерского учета, экономического анализа и т.д. Эко­номика изучает воздействие общих, частных и специфических законов на развитие экономических процессов в конкретных условиях отрасли или отдельного предприятия. Статистика исследует количественные стороны массовых экономических явлений и про­цессов, которые происходят в хозяйственной деятельности. Пред­метом бухгалтерского учета является кругооборот капитала в про­цессе хозяйственной деятельности. Он документально отражает все хозяйственные операции, процессы и связанное с ними дви­жение средств предприятия и результаты его деятельности.

Предметом АХД являются причинно-следственные связи эко­номических явлений и процессов. Познание причинно-следствен­ных связей в хозяйственной деятельности предприятий позволяет раскрыть сущность экономических явлений и процессов и на этой основе дать правильную оценку достигнутых результатов, выявить резервы повышения эффективности производства, обосновать планы и управленческие решения. Классификация, систематиза­ция, моделирование, измерение причинно-следственных связей является главным методологическим вопросом в АХД.

Объектами АХД являются экономические результаты хозяй­ственной деятельности. Например, на промышленном предприя­тии к объектам анализа относятся производство и реализация про­дукции, ее себестоимость, использование материальных, трудовых и финансовых ресурсов, финансовые результаты производства, финансовое состояние предприятия и т.д.

Таким образом, основное отличие предмета от объекта заклю­чается в том, что в предмет входят лишь главные, наиболее суще­ственные с точки зрения данной науки свойства и признаки. На наш взгляд, таким существенным признаком АХД являются при­чинно-следственные связи в хозяйственной деятельности органи­заций

 

3. Виды АХД и их классификация

В экономической литературе АХД классифицируется по раз­личным признакам, что имеет большое значение для правильного понимания его содержания и задач.

По отраслевому признаку АХД делится на отраслевой (промыш­ленности, сельского хозяйства, строительства, торговли и т.д.), учитывающий специфику деятельности отдельных отраслей, и межотраслевой (теория АХД), являющийся теоретической и ме­тодологической основой отраслевых методик анализа.

По признаку времени различают предварительный анализ (до совершения хозяйственных операций) и последующий анализ (по­сле совершения хозяйственных операций). Предварительный (пер­спективный) анализ необходим для обоснования планов и управ­ленческих решений. Последующий {ретроспективный, историче­ский) используют дли изучения тенденций развития предприятия, контроля за выполнением принятых планов и диагностики его состояния. Перспективный и ретроспективный анализ тесно связаны между собой. Без ретроспективного анализа невозможно сделать перспективный. Анализ результатов труда за прошлые годы позво­ляет изучить тенденции, закономерности, выявить неиспользован­ные возможности, передовой опыт, что имеет важное значение при обосновании уровня экономических показателей на перспективу. Умение видеть перспективу дает именно ретроспективный анализ. Он является основой перспективного анализа.

В свою очередь, от глубины и качества предварительного ана­лиза на перспективу зависят результаты ретроспективного анализа. Если плановые или прогнозные показатели недостаточно обосно­ваны и реальны, то их последующий анализ вообще теряет смысл и требует предварительной оценки обоснованности плановых по­казателей.

Ретроспективный анализ подразделяется на оперативный и ито­говый (результативный). Оперативный анализ проводится сразу после совершения хозяйственных операций или изменения ситу­ации за короткие отрезки времени (смену, сутки, декаду и т.д.). Цель его — оперативно выявлять нежелательные отклонения от целевых параметров и своевременно принимать меры по их устра­нению.

Итоговый (заключительный) анализ проводится за отчетный пе­риод (месяц, квартал, год). Его ценность заключается в том, что деятельность предприятия изучается комплексно и всесторонне по отчетным данным за соответствующий период. Этим обеспечива­ется более полная оценка деятельности предприятия по использо­ванию имеющихся возможностей.

Итоговый и оперативный анализ взаимосвязаны и дополняют друг друга. Они дают возможность руководству предприятия не только оперативно ликвидировать недостатки в процессе произ­водства, но и комплексно обобщать достижения, результаты дея­тельности за соответствующие периоды времени, разрабатывать мероприятия, направленные на рост эффективности производ­ства.

Перспективный анализ в зависимости от длины временного горизонта делится на краткосрочный и долгосрочный. Краткосроч­ный анализ охватывает период до одного года, а долгосрочный — свыше года. Краткосрочный прогнозный анализ используется для выработки тактической, а долгосрочный — стратегической поли­тики предприятия в области бизнеса. Второй вид менее детализи­рован, чем первый, но его роль значительно выше. Если выбрана правильная стратегия развития предприятия, то легче принимать тактические решения.

По пространственному признаку различают внутрифирменный и межфирменный анализ. Внутрифирменный анализ изучает дея­тельность только исследуемого предприятия и его отдельных сег­ментов. При межфирменном анализе сравниваются результаты дея­тельности двух или более предприятий.

Межфирменные сравнения проводятся с целью:

показать руководству, как соотносятся результаты работы своего предприятия и аналогичных предприятий;

привлечь внимание руководства к сильным и слабым сторонам бизнеса;

дать руководству объективную базу для оценки эффективности функционирования предприятия и внесения корректив в его стратегическую и тактическую политику.

Самое последнее достижение в области межфирменного срав­нительного анализа — бенчмаркинг. Это система раннего преду­преждения о назревающих проблемах, основанная на исследовании достижений науки и практики не только в собственной отрасли, но и в других отраслях. Она используется в качестве инструмента по­лучения информации, которая требуется для поддержания и дости­жения преимуществ в конкуренции. Бенчмаркинг помогает понять суть расхождений между достигнутыми результатами предприятия и лидерами, делает менеджеров более чувствительными и воспри­имчивыми к необходимости поиска новаций, создает базу для ин­новационной деятельности, помогает высшему руководству в оп­тимизации стратегических и тактических управленческих решений по ликвидации отставания в собственном бизнесе и занятии лидер­ских позиций на рынке продуктов и услуг.

По аспектам исследования выделяют финансовый, управленче­ский, социально-экономический, экономико-статистический, мар­кетинговый, инвестиционный, экономико-экологический, функ­ционально-стоимостный, логистический и другие виды анализа.

Важное место среди всех видов АХД занимает финансовый ана­лиз, который может быть охарактеризован как процесс познания сущности финансового механизма функционирования субъектов хозяйствования с целью оценки и обоснования решений инвести­ционно-финансового характера. На уровне предприятия его проводят финансовые службы. Внешний финансовый анализ проводится аудиторскими фирмами, инвесторами и т.д.

Управленческий анализ проводят все службы предприятия с правом получения информации, необходимой для планирования, контроля и принятия оптимальных управленческих решений, вы­работки стратегии и тактики по вопросам финансовой политики, маркетинговой деятельности, изыскания инноваций в области со­вершенствования техники, технологии и организации производ­ства. Он носит оперативный характер, его результаты являются коммерческой тайной.

Социально-экономический анализ изучает взаимосвязь социальных и экономических процессов, их влияние друг на друга и на экономи­ческие результаты хозяйственной деятельности. Его проводят эко­номические службы предприятия и вышестоящих органов управле­ния, социологические лаборатории, статистические органы и т.п.

Экономико-статистический анализ применяется статистичес­кими органами для изучения массовых общественных явлений на разных уровнях управления: предприятия, отрасли, региона.

Экономико-экологический анализ проводят органы охраны окру­жающей среды, экономические службы предприятия с целью ис­следования взаимодействия экологических и экономических про­цессов, связанных с сохранением и улучшением окружающей сре­ды и затратами на экологию.

Маркетинговый анализ применяется службой маркетинга пред­приятия или объединения для изучения внешней среды функцио­нирования предприятия: рынков сырья и сбыта готовой продук­ции, ее конкурентоспособности, спроса и предложения, коммер­ческого риска, формирования ценовой политики, разработки тактики и стратегии маркетинговой деятельности.

Инвестиционный анализ используется для разработки программы и оценки эффективности инвестиционной деятельности субъектов хозяйствования.

(Функционально-стоимостный анализ исследует функции, кото­рые выполняет объект изучения, и методы их реализации. Его ос­новное назначение в том, чтобы выявить ненужные функции это­го объекта и предупредить лишние затраты за счет ликвидации ненужных узлов, деталей, упрощения конструкции изделия, заме­ны материалов и т.д.)

В последние годы все более широкое применение находит ло­гистический анализ, с помощью которого исследуются товарные потоки, начинающиеся от поставщиков сырья, проходящие через предприятие и заканчивающиеся у покупателей. Логистика коор­динирует такие функциональные сферы предприятия, как снабже­ние, производство и сбыт, и способствует ускорению материальных и денежных потоков. С ее помощью предприятия получают воз­можность снижать затраты за счет организации снабжения, про­изводства и сбыта по принципу «точно вовремя». Логистика ста­новится основным ключом к успеху, важным стратегическим ин­струментом поддержания конкурентоспособности предприятия на рынках с сильной конкуренцией.

По методике изучения объектов различают качественный и ко­личественный анализ, экспресс-анализ, фундаментальный анализ, маржинальный анализ, экономико-математический анализ и др.

Качественный анализ — это способ исследования, основанный на качественных сравнительных характеристиках и экспертных оценках исследуемых явлений и процессов.

Количественный анализ базируется на количественных сопостав­лениях и исследовании степени чувствительности экономических явлений к изменению различных факторов.

Экспресс-анализ представляет собой способ диагностики состо­яния экономики предприятия на основе типичных признаков, ха­рактерных для определенных экономических явлений. К примеру, если темпы роста производства продукции опережают темпы рос­та выпуска продукции, это свидетельствует о росте остатков неза­вершенного производства; если темпы роста выпуска продукции выше темпов реализации продукции, это признак затоваривания (работы на склад). Знание признака позволяет быстро и довольно точно установить характер происходящих процессов, не производя глубоких фундаментальных исследований, требующих дополни­тельного времени и средств.

Фундаментальный анализ представляет собой углубленное, комплексное исследование сущности изучаемых явлений с исполь­зованием математического аппарата и другого сложного инстру­ментария.

Маржинальный анализ — это метод оценки и обоснования эф­фективности управленческих решений в бизнесе на основе изуче­ния причинно-следственной взаимосвязи объема продаж, себестои­мости и прибыли и деления затрат на постоянные и переменные.

С помощью экономико-математического анализа выбирается наиболее оптимальный вариант решения экономической задачи, выявляются резервы повышения эффективности производства за счет более полного использования имеющихся ресурсов.

По субъектам {пользователям анализа) различают внутренний и внешний анализ. Внутренний анализ проводится непосредственно на предприятии для нужд оперативного, краткосрочного и долго­срочного управления производственной, коммерческой и финансовой деятельностью. Внешний анализ проводится на основании финансовой и статистической отчетности органами хозяйствен­ного управления, банками, финансовыми органами, акционерами, инвесторами и т.д.

По степени охвата изучаемых объектов анализ делится на сплошной и выборочный. При сплошном анализе выводы делаются после изучения всех без исключения объектов, а при выборочном — по результатам обследования только части объектов, что позволяет ускорить аналитический процесс и выработку управленческих ре­шений по результатам анализа.

По содержанию программы анализ может быть комплексным и тематическим. При комплексном анализе деятельность предприятия изучается всесторонне, а при тематическом — только отдельные ее стороны, представляющие в данный момент наибольший инте­рес. Например, вопросы использования материальных ресурсов, производственной мощности предприятия, снижения себестоимо­сти продукции и пр.

Каждая из названных форм АХД своеобразна по содержанию, организации и методике его проведения.

 

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: