Программа «Животные в нашем доме», первый год обучения, группа № 2
Преподаватель Багатуров М.Ф.
Тема «Охраняемые территории нашей страны»
Занятие 25.05.2020. Понятие ООПТ.
Занятие 28.05.2020. Режим охраны ООПТ.
Занятие 30.05.2020. Функции и задачи ООПТ.
Занятие 01.06.2020. Национальные парки России.
Для охраны природы и отдельных объектов – охраняемых растений и животных, а также территорий, на которых они встречаются, создаются специализированные объекты – сухопутные и водные. Они регулируются законодательствами стран мира, в нашей стране преимущественно – это Федеральный закон "Об особо охраняемых природных территориях", ФЗ "Об охране окружающей среды" и некоторых других.
Первые сведения о создании заповедных территорий в России относятся к периоду XIV-XV вв. Тогда на определенных участках вводились полный или частичный запреты на охоту, лов рыбы, рубку лесов, посещаемость посторонними лицами определенных территорий. Охрана таких территорий осуществлялась на основании царских указов (Указ Петра I по охране "корабельных рощ", Указ Екатерины II по охране заказных рощ). Способствовала их охране и деятельность монастырей, объявлявших заповедными отдельные участки леса с их животным миром (заповедный лес Троице-Сергиевской лавры, остров Валаам и другие).
Особо охраняемые природные территории - участки земли, водной поверхности и воздушного пространства над ними, где располагаются природные комплексы и объекты, которые имеют особое природоохранное, научное, культурное, эстетическое, рекреационное и оздоровительное значение, которые изъяты решениями органов государственной власти полностью или частично из хозяйственного использования и для которых
установлен режим особой охраны.
Особо охраняемые природные территории относятся к объектам общенационального достояния.
Различаются следующие виды и категории этих территорий:
• государственные природные заповедники, в том числе биосферные;
• национальные парки;
Эти две категории относятся к ООПТ федерального значения и относятся к федеральной собственности
• природные парки;
• государственные природные заказники;
• памятники природы;
• дендрологические парки и ботанические сады;
• лечебно-оздоровительные местности и курорты.
Эти категории относятся либо к ООПТ федерального, либо регионального значения => находятся в федеральной/региональной собственности.
Каждая из этих категорий охраняемых территорий создаётся для определённых целей и имеет свой конкретный регулируемый режим, которые будут рассмотрены далее.
Правительство России, соответствующие органы исполнительной власти субъектов, органы местного самоуправления могут устанавливать и иные категории особо охраняемых природных территорий. (ФЗ «Об особо охраняемых природных территориях»).
Также, Байкальская территория выделена в отдельный особый объект охраны (ФЗ "Об охране озера Байкал"), и встречается понятие "природный комплекс, взятый под охрану государства".
Правовой статус этих объектов:
• Это объекты общенационального достояния.
• Они полностью или частично изъяты из хозяйственного использования.
• Для них установлен особый режим охраны.
• Они включены в объекты государственной собственности.
• Наличие особого порядка получения статуса.
• Назначение определенным значением – федеральным, региональным, местным.
• Включение в государственный кадастр особо охраняемых природных объектов.
Помимо охраны ООПТ экологическое законодательство предусматривает особые меры по правовой охране иных природных объектов, в первую очередь редких и находящихся под угрозой исчезновения растений и почв. Ведется Красная Книга РФ и субъектов РФ. Растения, животные и другие организмы, относящиеся к видам, занесенным в красные книги, повсеместно подлежат изъятию из хозяйственного использования. Запрещается деятельность, ведущая к сокращению численности этих растений, животных и других организмов и ухудшающая
среду их обитания.
Зеленый фонд городских и сельских поселений - совокупность зеленых зон, в том числе покрытых древесно-кустарниковой растительностью территорий и покрытых травянистой растительностью территорий, в границах этих поселений. На территориях, находящихся в составе зеленого фонда, запрещается хозяйственная и иная деятельность, оказывающая негативное воздействие на указанные территории и препятствующая осуществлению ими функций экологического, санитарно-гигиенического и рекреационного назначения.
Редкие и находящиеся под угрозой исчезновения почвы подлежат охране государством, и в целях их учета и охраны учреждаются Красная книга почв РФ и красные книги почв субъектов РФ.
Как уже говорилось, каждая форма ООПТ имеет свой режим охраны (охранный режим, статус).
При формировании российской системы ООПТ максимально учитывались рекомендации МСОП.
Применительно к последней международной классификации (1994) из российских ООПТ к I категории относятся государственные природные заповедники. На них допускается только научно исследовательская деятельность и охранные мероприятия.
Ко II категории относится режим национальных парков памятники природы - охраняемые природные территории, предназначенные для охраны специальных природных объектов.
К III категории - памятники природы, памятники природы - охраняемые природные территории, предназначенные для охраны специальных природных объектов;
К IV категории относятся государственные природные заказники - управляемые местообитания редких видов (видовые заказники) – охраняемые природные территории, управление которыми направлено, главным образом, на сохранение отдельных биологических видов.
Также существуют ещё 2 международных режима, не применяемых в России: V - охраняемые ландшафты/морские акватории -- охраняемые природные территории, предназначенные для сохранения естественных ландшафтов/морских акваторий; VI - охраняемые территории по управлению ресурсами -- охраняемые природные территории, предназначенные для устойчивого использования природных экосистем.

В России с 1995 г. создаются природные парки, которые не вписываются в международную классификацию. Их сложно отнести к какой либо международной категории, т. к. они различаются между собой по задачам и режимам охраны. Различия связаны с тем, что создание природных парков регулируется законодательством на уровне субъектов РФ. Одни природные парки с наиболее сохранившимися природными комплексами и строгим режимом охраны можно отнести ко II категории, др. больше соответствуют V категории. Дендрологические сады и парки по своим задачам наиболее близки к IV, а лечебно оздоровительные местности и курорты к -- V категории.
Основными чертами правового статуса особо охраняемых природных территорий и объектов являются следующие:
а) их принадлежность к объектам общенационального достояния;
б) полное или частичное изъятие из хозяйственного использования;
в) установление особого режима охраны;
г) включение в объекты государственной собственности;
д) наличие особого порядка получения статуса (решение уполномоченного органа исполнительной власти – от Правительства РФ до органов местного самоуправления);
е) наделение определенным значением – федеральным, региональным, местным;
ж) включение в государственный кадастр особо охраняемых природных территорий;
з) установление статусных характеристик и режима охраны осуществляется в соответствии со сложной иерархией нормативно-правовых актов – федеральными законами, типовыми положениями, положениями о конкретной особо охраняемой природной территории;
и) установление мер юридической ответственности за нарушение режима особо охраняемых природных территорий и объектов.

В Российской Федерации имеется более 15 000 ООПТ различных категорий, статуса и режимов охраны, общая площадь которых около 12 % территории страны. Особо охраняемые природные территорий федерального значения занимают 3,3% площади России. Федеральные ООПТ представлены, прежде всего, 101 государственным природным заповедником (далее – заповедники), 35 национальными парками и 73 государственными природными заказниками федерального значения (далее - федеральные заказники) и некоторыми иными категориями. Эти ООПТ являются объектами собственности Российской Федерации и находятся в ведении и управлении Правительства России.
Сети ООПТ регионального и местного значения представлены природными парками, региональными и местными заказниками, а также ведомственными геологическими, ихтиологическими, гидрологическими, лесными, охотничьими заказниками, памятниками природы и иными.
Федеральная и региональные сети российских ООПТ обеспечивают сохранение ресурсов, в том числе, уникальных и невосполнимых, ценность которых в современном мире постоянно возрастает:
· биосферный ресурс: сохранившиеся естественные экосистемы на территориях большого масштаба как важнейший механизм поддержания устойчивости биосферы всей планеты, стабилизации климата, обеспечения экологического баланса в регионах,
· научный ресурс: разнообразие экосистем и их компонентов как объектов фундаментальных исследований и мониторинга, многолетние ряды наблюдений; теория российского заповедного дела, разработанная отечественными экологами и получившая мировое признание;
· Эколого-просветительский ресурс: информация о природе, природопользовании, природных и культурных ландшафтах, оказавших влияние на формирование нации, опыт успешной работы по экологическому просвещению, патриотическому воспитанию, а также в реализации моделей устойчивого жизнеобеспечения местного сельского населения;
· рекреационный и туристический ресурс: наличие привлекательных природных и историко-культурных объектов, определенный опыт в развитии познавательного туризма и организованной, регулируемой рекреации без ущерба для охраняемых экосистем и ландшафтов;
· Эстетический и духовный ресурс: красота первозданной природы, культурных ландшафтов и возможность приобщения к ним граждан страны, что особенно важно в условиях роста урбанизации и возрастающего дефицита общения человека с природой;
Современная сеть ООПТ России сохраняет более 85% видов животных и растений, составляющих основу биологического разнообразия страны.
Задачи заповедников:
- Осуществление охраны природных территорий в целях сохранения биологического разнообразия и поддержания в естественном состоянии охраняемых природных комплексов и объектов.
- Организация и проведение научных исследований, включая ведение Летописи природы.
- Осуществление государственного экологического мониторинга (государственного мониторинга окружающей среды)
- Содействие в подготовке научных кадров и специалистов в области охраны окружающей среды
- Экологическое просвещение и развитие познавательного туризма.
Государственные природные заповедники являются природоохранными, научно-исследовательскими и эколого-просветительскими учреждениями, имеющими целью сохранение и изучение естественного хода природных процессов и явлений, генетического фонда растительного и животного мира, отдельных видов и сообществ растений и животных, типичных и уникальных экологических систем. Статус государственных природных биосферных заповедников имеют государственные природные заповедники, которые входят в международную систему биосферных резерватов.
На территории государственных природных заповедников полностью изымаются из хозяйственного использования особо охраняемые природные комплексы и объекты (земля, водные объекты, недра, растительный и животный мир), имеющие природоохранное, научное, эколого- просветительское значение как образцы естественной природной среды, типичные или редкие ландшафты, места сохранения генетического фонда растительного и животного мира.
Особенностью нацпарков и их главным отличием от заповедников является наличие зонирования территории. В составе национального парка могут выделять следующие зоны (участки с разным режимом охраны):
- заповедная зона (где действует режим, близкий к режиму заповедников)
- особо охраняемая зона (допускаются экскурсии и познавательный туризм)
- рекреационная зона (предназначенная для экологического и познавательного туризма)
- зона охраны объектов культурного наследия
- зона хозяйственного назначения
- зона традиционного экстенсивного природопользования.
В задачи национальных парков входят: сохранение природных комплексов, уникальных и эталонных природных участков и объектов; сохранение историко-культурных объектов; экологическое просвещение населения; создание условий для регулируемого туризма и отдыха; разработка и внедрение научных методов охраны природы и экологического просвещения; осуществление государственного экологического мониторинга; восстановление нарушенных природных и историко-культурных комплексов и объектов.
На территории России (по данным на конец 2019 года) имеется 62 национальных парка.
Первый национальный парк в СССР — Лахемаа — был основан в 1971 году в Эстонской ССР. В 1981 году был определён правовой статус национальных парков с появлением типового положения о государственных природных национальных парках.
В 1983 году были образованы первые государственные природные нацпарки на территории России: Сочинский и Лосиный Остров.
К концу 1990 года было организовано уже 11 парков в наиболее живописных и известных туристических районах страны.
Бурное расширение сети национальных парков России пришлось на 1991—1994 годы: к концу 1994 года их количество достигло 27. В этот же период была заново сформирована нормативная база: принято положение о национальных природных парках Российской Федерации, заменившее положение 1981 года. В 1995 году был принят Федеральный закон «Об особо охраняемых природных территориях», действующий по настоящее время.
В последующие годы темпы роста числа национальных парков снизились. Последним был учреждён национальный парк «Самурский» (25 декабря 2019). Национальные парки находятся в управлении подведомственных Федерального агентство лесного хозяйства (Рослесхоз, Бюджетное учреждение).
Природные парки - «младшие братья» национальных. Природные парки являются особо охраняемыми природными территориями регионального значения (только), в границах которых выделяются зоны, имеющие экологическое, культурное или рекреационное назначение, и соответственно этому устанавливаются запреты и ограничения экономической и иной деятельности.
Государственными природными заказниками являются территории (акватории), имеющие особое значение для сохранения или восстановления природных комплексов или их компонентов и поддержания экологического баланса. Государственные природные заказники могут быть федерального или регионального значения.
Задачи и особенности режима особой охраны территории конкретного государственного природного заказника определяются положением о нем, утверждаемым соответствующим госорганом.
На территориях государственных природных заказников постоянно или временно запрещается или ограничивается любая деятельность, если она противоречит целям создания государственных природных заказников или причиняет вред природным комплексам и их компонентам.
К примеру, если заказник создан для охраны какого-то вида животных, то может быть ограничена охота на этот вид, ухудшение условий обитания – рубки леса, нарушение почвенного покрова и т.п.
Собственники, владельцы и пользователи земельных участков, которые расположены в границах государственных природных заказников, обязаны соблюдать установленный в государственных природных заказниках режим особой охраны, и несут за его нарушение административную, уголовную и иную установленную законом ответственность.
Памятники природы – это уникальные, невосполнимые, ценные в экологическом, научном, культурном и эстетическом отношениях природные комплексы, а также объекты естественного и искусственного происхождения. Как правило, это сравнительно небольшие по площади объекты или участки природных территорий (например, отдельно стоящий скальный останец, ущелье, дерево-старожил, уникальный участок леса (например, представленные нетипичными для того или иного региона видами) и так далее. Но памятниками природы также могут быть достаточно большие по площади территории (например, это может быть целый горный хребет или долина реки).
На территориях, на которых образованы памятники природы, и в границах их охранных зон запрещается всякая деятельность, влекущая за собой нарушение сохранности памятников природы. Собственники, владельцы и пользователи земельных участков, на которых находятся памятники природы, обязаны соблюдать режим особой охраны памятников природы. Классический пример: если участок гослефонда, на котором есть памятники природы, берет в аренду лесозаготовительная фирма, то она будет обязана соблюдать все те ограничения (включая запрет на добычу древесины), которые прописаны в паспортах памятников природы.
ООПТ местного значения:
Что касается ООПТ местного значения, то органы местного самоуправления могут создавать их только на земельных участках, находящихся в собственности соответствующего муниципального образования. В случае, если создаваемая особо охраняемая природная территория будет занимать более чем пять процентов от общей площади земельных участков, находящихся в собственности муниципального образования, решение о создании особо охраняемой природной территории орган местного самоуправления согласовывает с органом государственной власти соответствующего субъекта Российской Федерации.






