Налоговая политика России

Омский филиал Финуниверситета

Кафедра «Финансы и учет»

 

РЕФЕРАТ

По дисциплине «Финансы, деньги, кредит»

Налоговая политика России

 

Выполнила студентка группы

2ГМУ1

Белавская Мария Сергеевна

 

Проверил преподаватель

Кандидат экономических наук, доцент

Иванова Елена Владимировна

 

Дата поступления работы на кафедру «___»____________20___г. Оценка ___________________ __________ количество баллов, зачтено/не зачтено       подпись
  «___» ________________ 20___ г.

 

 

Омск 2020

 

 

Содержание

Введение………………………………………………………………………...3

Глава 1. Налоговая политика государства

1.1 Сущность и значение налоговой политики……………………………….4

1.2 Стратегия и тактика налоговой политики России………………………..5

Глава 2. Налоги и налоговая система в РФ на современном этапе

2.1 Принципы современной налоговой системы…………………………….7

2.2 Характеристика действующих налогов в РФ……………………………9

2.3 Налоговая политика России на 2018-2020 годы………………………..10

2.4 Проблемы и перспективы развития налоговой политики в России…...12

Заключение…………………………………………………………………….15

Список использованных источников…………………………………………17

 

Введение

Налоги являются необходимым звеном экономических отношений в обществе с момента возникновения государства. Развитие и изменение форм государственного устройства всегда сопровождаются преобразованием налоговой системы. С помощью налогов определяются взаимоотношения предпринимателей, предприятий всех форм собственности с государственными и местными бюджетами, с банками, а также с вышестоящими организациями. При помощи налогов регулируется внешнеэкономическая деятельность, включая привлечение иностранных инвестиций, формируется хозрасчетный доход и прибыль предприятия. Помимо этой сугубо финансовой функции налоговый механизм используется для экономического воздействия государства на общественное производство, его динамику и структуру, на состояние научно-технического прогресса. В связи с этим приобретает особую роль значение налоговой системы государства и принципы ее организации и функционирования.

Цель работы – изучение налоговой политики России, исследование основных направлений ее стратегии и тактики.

Тема исследования актуальна, т.к. поиск выхода из экономического кризиса, в котором на сегодняшний день оказалась Россия, потребовал радикального обновления финансовой системы, бюджетной и налоговой политики общества. В соответствии с целью работы решаются следующие задачи:

1. Выявление понятия и особенностей налоговой политики России;

2. Анализ современной налоговой политики и налоговой системы в России;

3. Исследование проблем налоговой политики современной России, выявление путей их решения.

Объект исследования – налоговая политика России.

Предмет исследования – стратегия и тактика налоговой политики РФ.

 

Глава 1. Налоговая политика государства

1.1 Сущность и значение налоговой политики

Налоговая политика – комплекс правовых действий органов власти и управления, определяющий целенаправленное применение налоговых законов. Это также правовые нормы осуществления налоговой техники при регулировании, планировании и контроле государственных доходов. Налоговая политика является частью финансовой политики. Экономическая обоснованная налоговая политика преследует цель оптимизировать централизацию средств через налоговую систему.

В условиях высокоразвитых рыночных отношений налоговая политика используется государством для перераспределения национального дохода в целях изменения структуры производства, территориального экономического развития, уровня доходности населения.

Задачи налоговой политики сводятся к:

1) обеспечению государства финансовыми ресурсами;

2) созданию условий для регулирования хозяйства страны в целом;

3) сглаживанию возникающего в процессе рыночных отношений неравенства в уровнях доходов населения.

Можно выделить три типа налоговой политики:

Первый тип – политика максимальных налогов, характеризующаяся принципом “взять все, что можно”. При этом государству уготовлена “налоговая ловушка”, когда повышение налогов не сопровождается приростом государственных доходов. Предельная граница ставок определена и зависит от множества факторов в каждом конкретном случае. Зарубежные ученые называют предельную ставку в 50%.

Второй тип – политика разумных налогов. Она способствует развитию предпринимательства, обеспечивая ему благоприятный налоговый климат. Предприниматель максимально выводится из-под налогообложения, но это ведет к ограничению социальных программ, поскольку государственные поступления сокращаются.

Третий тип – налоговая политика, предусматривающая достаточно высокий уровень обложения, но при значительной социальной защите. Налоговые доходы направляются на увеличение различных социальных фондов. Такая политика введет к раскручиванию инфляционной спирали.

При сильной экономике все указанные типы налоговой политики успешно сочетаются. Для России характерен первый тип налоговой политики в сочетании с третьим.

 

1.2 Стратегия и тактика налоговой политики России

Налоговая политика как совокупность научно обоснованных и экономически целесообразных тактических и стратегических правовых действий органов власти и управления способна обеспечить потребности воспроизводства и рост общественного богатства. Исходной установкой при проведении налоговой политики служит не только обеспечение правового порядка взыскания с налогоплательщиков налоговых платежей, но и проведение всесторонней оценки хозяйственно-экономических отношений, складывающихся под влиянием налогообложения. Следовательно, налоговая политика – это не автоматическое выполнение предписаний налоговых законов, а их совершенствование.

Налоговая политика, проводимая с расчетом на перспективу, – это налоговая стратегия, а на текущий момент – налоговая тактика. Тактика и стратегия незаменимы, если государство стремится к согласованию общественных, корпоративных и личных экономических интересов. Нередко тактические шаги, предпринимаемые руководством государства по координации налогообложения на текущий момент, экономически не обоснованы. Это не только препятствует реализации налоговой стратегии, но и деформирует весь экономический курс государства. Исходя из этого, с учетом прогнозов ученых, касающихся тенденций экономического развития, объективной действительности, состояния социального положения в обществе, разрабатываемая государством налоговая стратегия преследует следующие задачи:

1) экономические – обеспечение экономического роста, ослабление цикличности производства, ликвидация диспропорций в развитии, преодоление инфляционных процессов;

2) социальные – перераспределение национального дохода в интересах определенных социальных групп путем стимулирования роста прибыли и недопущения падения доходов населения;

3) фискальные – повышение доходов государства;

4) международные – укрепление экономических связей с другими странами, преодоление неблагоприятных условий для платежного баланса.

Противоречия между тактическими действиями управленческих структур и общей стратегией налогообложения, утвержденной конституциональными правовыми актами государства, приводят к разбалансированности бюджета, сбоям в хозяйственном механизме, торможению воспроизводственных процессов и в конечном тоге – к экономическому кризису.

Обоснованность тактических действий при проведении налоговой политики играет огромную роль в формировании доходов бюджета. Бюджетные задания на очередной финансовый год должны согласовываться с общей стратегией налогообложения. Этого требуют положения Конституции РФ о разграничении полномочий федерального центра и регионов. Конституционные права субъектов РФ определяют характер их отношений с федеральной властью при установлении правовых норм разграничения налогов по звеньям бюджетной системы.

 

Глава 2. Налоги и налоговая система в РФ на современном этапе

2.1 Принципы современной налоговой системы

Принципы налоговой системы изложены в 3-ей статье Налогового кодекса РФ. Данная статья, провозглашая основные начала законодательства о налогах и сборах, фактически является базовой статьей, определяющей сущность налоговой политики в Российской Федерации и основы российской доктрины налогового права. Налоговая система России основана на:

1) признании всеобщности и равенства налогообложения;

2) принципе справедливости и реальной возможности налогоплательщика уплатить налог;

3) недискриминации налогоплательщиков по политическим, идеологическим и этническим признакам;

4) экономической обоснованности налогообложения конкретным видом налога;

5) ясности норм налогового законодательства и толковании их в пользу налогоплательщика.

Налоговая политика России преследует фискальные и нефискальные цели. К фискальным целям относится увеличение налоговых поступлений. К нефискальным целям можно отнести более широкий спектр приемов государственного управления через механизм налогообложения. Это дифференцированные ставки налогообложения по субъектам, увеличение состава затрат, увеличение амортизационных отчислений, введение налоговых льгот, расширение или уменьшение базы налоговых расчетов, альтернативные налоговые обязательства и др.

С сожалением следует отметить, что становление современной российской налоговой системы сопровождается значительным ростом числа налоговых правонарушений. По данным Министерства финансов, в результате неисполнения налогоплательщиками своих обязанностей государство ежегодно недополучает от 30 до 40% бюджетных средств. Уклонение от уплаты налогов получает широкое распространение и является главной причиной непоступления налогов в государственную казну.

Согласно данным Министерства финансов была составлена таблица с количеством налоговых правонарушений по годам. Исходя из этих данных можно сказать, что количество налоговых правонарушений с каждым годом увеличивается. Количество налоговых правонарушений в 2019 году возросло на 1411 по сравнению с 2015 годом.

Год Выявлено налоговых правонарушений
2015 9041
2016 9283
2017 10001
2018 10207
2019 10452
Всего за 2015-2019 гг. 48984

О реальных масштабах налоговой преступности в той или иной степени свидетельствуют: значительный разрыв между официальными и реальными доходами населения: очевидная разница между расходами на потребление отдельных граждан и декларируемыми ими доходами; стабильный рост объема денежной наличности, находящейся во внебанковском обороте: снижение собираемости налогов, отмечающееся даже в период сезонного роста поступлений налогов в бюджет: увеличение из года в год значительными темпами размера бюджетной недоимки.

Полнота правового регулирования налоговых отношений обеспечивалась по мере введения в действие, начиная с 1 января 2001 г., и полном объеме глав части второй НК РФ. Все последующие изменения — отмена налогов, уплачиваемых с выручки от реализации товаров, снижение налогообложения фонда оплаты труда, установление единой ставки налога на доходы физических лиц, введение регрессивной шкалы обложения ЕСН, снижение ставки по налогу на прибыль организаций — были направлены, прежде всего, на то, чтобы отечественная налоговая система стала более справедливой и нейтральной по отношению к различным категориям налогоплательщиков. И конечно же эти изменения должны были способствовать снижению уклонения от налогообложения.

Таким образом в настоящее время в РФ в целом существует более-менее оптимальная структура налогов, действия государства направлены на создание стабильного налогового законодательства, устойчивых налоговых баз и минимизации возможного ухода от налогов.

 

2.2 Характеристика действующих налогов в РФ

При рассмотрении вопроса о системе налогов России необходимо обратиться непосредственно к ст. 18 Закона РФ «Об основах налоговой системы» и ст. 12 НК РФ, которые предусматривают следующие виды налогов, взимаемых на территории России:

 а) федеральные налоги и сборы;

б) региональные налоги и сборы (налоги и сборы субъектов РФ);

в) местные налоги.

Данная трехуровневая система присуща практически всем государствам, имеющим федеративное устройство.

В настоящее время в России согласно НК РФ ст.13 установлены следующие федеральные налоги и сборы:

1) налог на добавленную стоимость;

2) акцизы;

3) налог на доходы физических лиц;

4) налог на прибыль организаций;

5) налог на добычу полезных ископаемых;

6) водный налог;

7) сборы за пользование объектами животного мира и за пользование объектами водных биологических ресурсов;

8) государственная пошлина;

9) налог на дополнительный доход от добычи углеводородного сырья.

Из региональных налогов согласно НК РФ ст. 14 установлены следующие налоги:

1) налог на имущество организаций;

2) налог на игорный бизнес;

3) транспортный налог.

К местным налогам и сборам согласно НК РФ ст. 15 относятся:

1) земельный налог;

2) налог на имущество физических лиц;

3) торговый сбор.

 

2.3 Налоговая политика России на 2018-2020 годы

Основные направления налоговой политики государства на 2018 и плановые 2019-2020 годы можно посмотреть в проекте «Основные направления бюджетной, налоговой и таможенно-тарифной политики на 2018 год и на плановый период 2019 и 2020 годов», размещенном на официальном сайте Министерства финансов Российской Федерации 03.10.2017.

В проекте этого документа декларируется:

1) неповышение уровня налоговой нагрузки для добросовестных налогоплательщиков;

2) сокращение теневого сектора экономики в результате изменения администрирования доходных поступлений за счет:

3) полного охвата розничной торговой сети онлайн-кассами, которая обеспечивает онлайн-передачу данных на серверы ФНС;

4) запуск единого государственного реестра записей актов гражданского состояния и создание федерального регистра сведений о населении;

5) предоставление инвестиционного налогового вычета по налогу на прибыль (действует с 01.01.2018);

6) включение в состав безнадежных долгов, уменьшающих налогооблагаемую базу по налогу на прибыль, задолженности гражданина, призванного банкротом (действует с 01.01.2018).

7) установление нулевой ставки НДС при реализации услуг по воздушным перевозкам пассажиров и багажа, если пункт назначения или отправления расположен на территории Калининградской области (действует с 01.01.2018);

8) пресечение злоупотреблений с использованием режима единого сельскохозяйственного налога (ЕСХН) за счет признания плательщиков ЕСНХ плательщиками НДС (на основании закона «О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации» от 27.11.2017 № 335-ФЗ с 01.01.2019 применение ЕСХН не освобождает от НДС);

9) ограничение количества объектов недвижимости (их общей площади), в отношении которых ИП может применять ПСН по такому виду деятельности, как сдача в аренду жилых и нежилых помещений;

10) уточнение видов деятельности, в отношении которых может применяться ЕНВД и ПСН;

11) закрепление критериев самозанятых граждан, которые освобождаются от уплаты НДФЛ до 01.01.2019;

12) уточнение видов деятельности, при осуществлении которых плательщики на УСН будут вправе применять пониженные тарифы страховых взносов;

13) уточнение порядка признания расходов для исчисления НДС при реализации доли в уставном капитале; выходе из состава участников общества; реализации (погашении) ценных бумаг;

14) предоставление льгот по НДПИ организациям, которые реализуют инвестиционные проекты в Дальневосточном регионе;

15) продление увеличенной ставки НДПИ при добыче нефти;

16) изменение в порядке определения показателей, используемых при расчете НДПИ при добыче газа;

17) совершенствование порядка исчисления акцизов, уточнение идентификационных признаков средних дистиллятов;

18) сохранение ставок акцизов на 2018-2019 годы без изменений (кроме бензина и дизельного топлива) и индексация ставок акцизов на 2020 год;

19) установление дифференцированного подхода к определению размера госпошлины за выдачу лицензии на торговлю алкоголем в зависимости от количества мест осуществления деятельности.

25) Нефтедобывающие компании ожидает введение новой системы налогообложения — налога на добавленный доход (НДД).

С помощью налоговой политики Минфин России пытается выполнить следующие основные задачи: создать предсказуемые фискальные условия, сбалансировать федеральный и региональные бюджеты, сократить теневой сектор экономики. Частично планы Минфина РФ по решению этих задач уже реализованы, и в НК РФ внесены соответствующие изменения, а какие-то меры еще разрабатываются.

 

2.4 Проблемы и перспективы развития налоговой политики в России

Одним из факторов, препятствующих экономическому росту и развитию предпринимательства, является несовершенство законодательства о налогах и сборах. Деформация налоговой системы государства объясняется во многом тем, что она формировалась в условиях спада производства и галопирующей инфляции. Вместе с тем за последние годы ситуация существенно изменилась, однако это не повлекло соответствующего изменения налогового законодательства. Кроме того, современную налоговую систему Российской Федерации характеризует ярко выраженный фискальный характер. При этом роль регулирующей функции значительно принижена, а по целому ряду налогов – вообще отсутствует.

Важнейшим принципом налоговой системы России должен быть приоритет развития производства над интересами бюджета. Однако проводимая в настоящее время налоговая политика постоянно вытесняет капиталы из производственного сектора, не позволяя развиваться нормальному инвестиционному процессу. Сформировавшаяся система налогообложения блокирует важнейший источник внутренних инвестиций – добавочный доход. В результате наблюдается постоянный отток национального капитала за рубеж и низкий встречный поток иностранного капитала.

Поэтому необходимо смещение основного акцента в формировании налоговых доходов бюджетов с фискальных интересов на стимулирование роста производства, его структурную перестройку и развитие предпринимательской активности.

Основной целью современной налоговой политики должно быть создание стабильной и ясной налоговой системы Российской Федерации, формирование стимулов развития рыночных институтов и механизмов хозяйствования, создание благоприятных условий для повышения эффективности производства, снижение налоговой нагрузки на экономику.

В рамках осуществления налоговой реформы Торгово-промышленная палата Российской Федерации считает необходимым решение следующих актуальных проблем:

1) ослабление общего налогового бремени путем более равномерного распределения налоговой нагрузки и постепенное снижение ставок по основным федеральным налогам и облегчение налоговой нагрузки на фонд оплаты труда;

2) увеличение налоговых льгот и полномочий региональных и местных властей по их предоставлению;

3) отмена экономически неоправданных налогов и сборов, исключение из самих механизмов применения налогов и сборов тех норм, которые искажают их экономическое содержание;

4) упрощение налоговой системы за счет установления исчерпывающего перечня налогов и сборов с сокращением их общего числа, а также за счет максимальной унификации действующих режимов исчисления и порядка уплаты налогов и сборов;

5) устранение противоречий налогового и иных видов законодательства Российской Федерации, обеспечение прямого действия законодательства о налогах и сборах. 

 

Заключение

Налоговая политика государства является одним из главных элементов рыночной экономики. Она выступает главным инструментом воздействия государства на развитие хозяйства, определения приоритетов экономического и социального развития. В связи с этим необходимо, чтобы налоговая система России была адаптирована к новым общественным отношениям, соответствовала мировому опыту.

Нестабильность наших налогов, постоянный пересмотр ставок, количества налогов, льгот и т. д. несомненно играет отрицательную роль, особенно в период перехода российской экономики к рыночным отношениям, а также препятствует инвестициям как отечественным, так и иностранным. Нестабильность налоговой системы на сегодняшний день - главная проблема реформы налогообложения.

Жизнь показала несостоятельность сделанного упора на чисто фискальную функцию налоговой системы: обирая налогоплательщика, налоги душат его, сужая тем самым налогооблагаемую базу и уменьшая налоговую массу.

На сегодняшний день существует огромный, причем теоретически обобщенный и осмысленный, опыт взимания и использования налогов в странах Запада. Но ориентация на их практику весьма затруднена, поскольку было бы совершенно неразумно не уделять первостепенное внимание специфике экономических, социальных и политических условий сегодняшней России, ищущей лучшие пути реформирования своего народного хозяйства.

Обращу внимание на положительные тенденции в сфере реформирования налоговой политики и системы России, в последнее время. К их числу можно отнести: объединение законодательства о налогообложении в Налоговый кодекс РФ, что позволяет максимально избегать разногласий в вопросах налогообложения; отмена налоговых льгот, следовательно – ликвидация некоторых каналов ухода от налогообложения.

Общая либерализация налоговой системы способствовала некоторому сокращению теневого сектора экономики и легализации доходов, ранее укрывавшихся от налогообложения.

В заключении, хочется отметить, что важной тенденцией налоговой политики является использование налогов в качестве гаранта социальной защищенности наименее обеспеченных слоев населения. Основными налоговыми инструментами обеспечения социальной стабильности в обществе должны стать: единый социальный налог, финансирующий сеть программ социальной поддержки, и система налоговых льгот при взимании налога на доходы физических лиц. Наиболее важным, с нашей точки зрения, направлением развития методик и расчетов налоговой базы и системы социальных льгот в рамках подоходного налогообложения должна стать приоритетная поддержка института семьи в качестве основы социальной и экономической структуры общества.   

 

 

Список использованных источников

1. "Конституция Российской Федерации" (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 N 6-ФКЗ, от 30.12.2008 N 7-ФКЗ, от 05.02.2014 N 2-ФКЗ, от 21.07.2014 N 11-ФКЗ)

2. Налоговый кодекс Российской Федерации - часть первая от 31 июля 1998 г. N 146-ФЗ и часть вторая от 5 августа 2000 г. N 117-ФЗ (с изм. и доп. от 30 марта, 9 июля 1999 г., 2 января, 5 августа, 29 декабря 2000 г., 24 марта, 30 мая, 6, 7, 8 августа, 27, 29 ноября, 28, 29, 30, 31 декабря 2001 г., 29 мая, 24, 25 июля, 24, 27, 31 декабря 2002 г., 6, 22, 28 мая, 6, 23, 30 июня, 7 июля 2003 г.)

3. Министерство финансов Российской Федерации [Электронный ресурс]: офиц. cайт. / М-во финансов РФ. - Режим доступа: http://www.minfin.ru

4. Варнавский А. Малое предпринимательство: особенности налогообложения // Финансовая газета. - №35. - 2014.

5. Дмитриева Н. Г. Налоги и налогообложение. Ростов.: Феникс, 2015.

6. Ильин А.В. Российская налоговая система на рубеже XXI века.//Финансы. – 2015. - №4.

7. Ильин А.В. Современное российское законодательство о налогах и сборах.// Финансы. – 2018. - №7.

8. Лыкова Л. Н. Проблемы сбалансированности Российской налоговой системы.//Финансы. – 2017. - №5.

9. Петрова Г.В. Налоговое право: учебник для вузов. – 2-ое изд. – М.: Норма. – 2011.

10. Юткина Т.Ф. Налоги и налогообложение.–М.:ИНФРА-М. – 2014.

 

 




double arrow
Сейчас читают про: